ПСИХОГИМНАСТИКА - МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
ПСИХОГИМНАСТИКА - МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Полякова Т.М. учитель-логопед
МБОУСОШ№18 имени Э.Д. Потапова
Основной задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья
Немаловажную роль в этом процессе играет состояние развития устной речи таких детей. Из-за малопонятной, неразборчивой, торопливой или замедленной речи налаживание контакта у такого ребёнка с детским коллективом может осложниться. И здесь на одну из первых ролей выступает деятельность учителя-логопеда и дефектолога. Для ребёнка младшего школьного возраста основным занятием, поглощающим почти всё его время, является игра. А это значит, что наибольшую потребность в речи ребёнок испытывает во время игры. Ребенок включается в логопедическую игру и незаметно для себя постепенно преодолевает имеющиеся у него речевые нарушения.
В настоящее время в школьных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика, как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для учителей и психологов, так как в её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности школьника.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать различные активные методы, приёмы и технологии обучения. Наряду с уже известными методами, с целью формирования коммуникативных умений навыков мы используем психогимнастику.
Психогимнастика - это один из невербальных методов обучения, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Этот метод предполагает общение без помощи слов: выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы. Если обратиться к книге М.И. Чистяковой, то: психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребѐнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика показана как детям с нарушениями характера, так и детям с нормой развития с целью психофизической разрядки.
Основные достоинства психогимнастики: игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей школьного возраста); сохранение эмоционального благополучия детей; опора на воображение; возможность использовать групповые формы работы.
Тревожность у детей школьного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе.
В системе логопедической помощи детям с ОВЗ основное место занимает коррекция нарушений лексико-грамматических и фонетико-фонематических средств языка, а формированию невербальных и вербальных средств коммуникации и коммуникативных умений не уделяется должного внимания.
Главными задачами психогимнастики являются: опора на естественные механизмы в развитии ребенка; преодоление барьеров в общении, понимании себя и других; снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка; создание возможности для самовыражения; развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя). Упражнения, рекомендованные М.И. Чистяковой в книге «Психогимнастика» полезны разным детям: тревожным, аутичным, агрессивным.
Игры могут быть любыми. Единственное требование – они всегда должны быть интересны и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакты. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Педагог должен помнить, что психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения), а с помощью комментариев взрослого к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей.
Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению – управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять. В коммуникативной части занятия происходит тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга. Это могут быть эмоциональные проявления и контакты–пантомимы. В упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению, оценка эмоций. В этих упражнениях ребенок овладевает главным инструментом общения – умением сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, готовится к свободному проявлению эмоций, активному общению.
Анализ путей решения проблемы формирования коммуникативных умений у школьников с ОВЗ в условиях образовательной интеграции способствует созданию оптимальных условий для личностного и социального развития детей данной категории. Коммуникативные умения школьников с ОВЗ развиваются по тем же закономерностям, что у детей с нормальным развитием.
Литература
1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003
2.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М., 2001