Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков «Путешествие на остров общения»
Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков
«Путешествие на остров общения»
Цель: развитие коммуникативных умений и навыков несовершеннолетних.
Задачи:
- расширение возможностей установления социального контакта в различных ситуациях общения;
- формирование умений познания себя и окружающих людей;
- расширение диапазона творческих способностей.
Аудитория: дети 13-17 лет, попавшие в трудную жизненную ситуацию
Количество: 10-16 человек
Оборудование: компьютер/магнитофон, аудиозапись музыки со звуками моря, карточки с изображением атрибутики первобытного общества, карточки с написанным на ней настроением, карточки с названиями профессий, карточки с пословицами, ватманы, маркеры
Ход занятия:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем много общаться, нам предстоит немного пофантазировать, поиграть и даже примерить на себя необычные роли.
- Но сначала скажите, пожалуйста, для чего люди общаются?
-При помощи чего мы можем общаться?
(За каждый ответ дети получают карточку /приложение №1/) (2-3 м)
Действительно, люди издревле общались, чтобы получить или передать накопленные знания и опыт; предупредить других об опасности; договориться о совместной работе и просто поделиться чувствами, эмоциями, переживаниями. Для этого они использовали речь, письмо, мимику, движения тела, рисунки и т.д. И сегодня мы тоже попробуем пообщаться разными способами. Часть из вас превратится в неандертальцев, а оставшаяся часть постарается установить с ними контакт. Думаю, Вы уже догадались, что те из вас, кто получил карточки с картинками, станут первобытными людьми, а остальные останутся цивилизованными людьми, совершающими путешествие на остров к дикарям.
Для того, чтобы нам преобразиться и вжиться в роли, нам придется немного пофантазировать (звучит спокойная музыка, где слышатся звуки моря). Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь, сделайте глубокий вдох и выдох. Представьте, что стены вокруг нас начинают таять, вокруг нас шумит синее море. Вы ощущаете на коже брызги волн, слышите крики чаек. Над нами голубое небо, легкие белые облака. Ласковое солнце приятно согревает ваше лицо и тело. Вы слышите как шумят пальмы и поют птицы. Мы оказываемся на небольшом острове. А теперь откройте глаза. (3-5 мин.)
Упражнение №1 "Чувствительность к состоянию другого" (7-10 мин.)
-Уважаемая группа путешественников вы прибыли на остров к дикарям и вам нужно будет определить, кто из дикарей как к вам настроен, что он в данный момент чувствует, опасен ли он или готов помочь? А каждому из группы дикарей выдается карточка с написанным настроением, которое нужно будет изобразить при помощи мимики так, что бы вас поняли (приложение №2).
Микрообобщение:
-Чье настроение было проще всего угадать? Почему? Для чего нам нужно уметь понимать мимику людей?
Упражнение №2 «Мигалки» (5-7 мин.)
- Вы успели подружиться и поняли, что вам хочется выразить симпатию друг другу. А что в этом может помочь лучше ласкового взгляда и подмигивания?
В центр игрового пространства становятся стулья кругом. Игроки делятся на команды "Сидящих - девочек" и "Стоящих- мальчиков" (или наоборот). Стоящие игроки становятся за стульями таким образом, чтобы за каждым стулом стояло по одному игроку. Сидящих игроков должно быть на одного меньше, чем стульев. Они также занимают свои позиции на стульях. Один стул остается пустым. Стоящий за ним игрок подмигивает одному из сидящих игроков. Этот игрок должен быстро вскочить и занять пустующий стул. Игрок, стоящий за ним, должен постараться удержать игрока на стуле. Главное – внимательно следить за взглядами и не перепутать, кто и кому подмигивает.
Микрообобщение:
- Насколько выразительны были взгляды? Что можно прочесть в глазах участников?
Упражнение №3 "Крокодил" (5-7 мин.)
- Вы научились понимать друг друга с полувзгляда, теперь пришла пора пообщаться при помощи языка тела. Так как дикие люди, к сожалению, не знают нашего языка и абсолютно не понимают то, что мы говорим, то придется объяснить им при помощи движений, кем вы, уважаемые путешественники, работаете. Нельзя произносить слова или издавать звуки, мы используем только язык нашего тела.
Группе путешественников раздаются карточки с названиями профессий (приложение №3).
Микрообобщение:
- Легко ли изъясняться без речи? Что нам может рассказать движение тела человека?
Упражнение №4 "Наскальная живопись" (8-10 мин.)
- При помощи взгляда, мимики, движений мы пообщались, но еще, как вы сами сказали, мы можем общаться при помощи рисунка. Еще в древние времена люди оставляли изображения в пещерах, такие рисунки теперь называют пещерной или наскальной живописью. Наскальная живопись - это один из видов первобытного искусства. Большинство подобных объектов найдено в Европе, так как именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов.
И сейчас команде диких людей предстоит поделиться мудростью с командой путешественников при помощи рисунка. Участники берут себе по одной карточке, на которых написаны пословицы и поговорки, которые им предстоит нарисовать (приложение №4).
Микрообобщение:
- Что помогло вам узнать пословицу или поговорку? Возможно ли было угадать пословицу: если бы вы ее не знали?
Упражнение №5 "Варианты общения" (5-7 мин.)
- Дорогие путешественники и первобытные люди, вы уже долго общаетесь друг с другом невербальным способом: т.е. без слов. И мне почему-то кажется, что вы уже начали понимать друг друга намного лучше и пора нам перейти к более сложному словестному этапу. Каждый участник выбирает себе пару из другой команды, садятся рядом.
"Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "Книга, которую я прочел недавно". По сигналу разговор прекращается.
"Игнорирование". В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.
"Спина к спине". Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
"Активное слушание". В течение 30 секунд один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.
Микрообобщение:
-Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений? Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что помогает вам в общении?
Упражнение №6 «Круг дружбы» (3-5 мин)
- Ребята за это время вы успели пообщаться при помощи взглядов, движения тела, рисунков и, конечно же, слов. Вы стали внимательнее относиться к языку тела, начали понимать друг друга и конечно же подружились. И сейчас мы с вами встанем в два круга, один внутренний круг образуют дикие люди, внешний – путешественники. Сейчас будет звучать музыка и вы в кругах будете двигаться: внутренний круг по часовой стрелке, внешний – против часовой. Как только музыка перестанет играть, вам нужно будет остановиться, повернуться лицом к тому человеку, напротив которого вы остановились, и при помощи мимики, жестов, движений тела и речи показать человеку, что вы с ним дружите, что он вам приятен, что вы ему рады.
Рефлексия:
-Какие чувства испытывали, когда человек напротив вас выражал вам симпатию? Каким способом было проще всего общаться?
-А теперь каждый из вас получит по три карточки, на которых изображены разные эмоции. Вам нужно будет выбрать одну из них. Первая карточка будет означать, что наша встреча вам понравилась, показалась интересной, принесла положительные эмоции, новые знания. Вторая карточка – встреча показалась обычной и мало чем заинтересовала. Третья карточка – встреча была скучной, бесполезной, после нее осталось плохое настроение (приложение №5).
Подведение итогов
- Ребята, наша с вами встреча подошла к концу, вы научились внимательнее относиться друг к другу, лучше понимать окружающих вас людей, смогли еще больше подружиться. Встреча заканчивается, но ваше путешествие продолжается. Впереди вас ждет много новых неизведанных островов с незнакомыми для вас людьми, с которыми нужно будет познакомиться, подружиться, найти общий язык. И я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча вам в этом поможет. Счастливого пути!
Приложение №1
Карточки с изображением атрибутики древнего мира
Приложение №2
Карточки с настроением
Приложение №3
Карточки с названиями профессий
Приложение№4
Карточки с пословицами и поговорками
Приложение №5
Карточки для рефлексии