Статья «Формирование у учащихся с ОВЗ коммуникативных умений, необходимых для трудоустройства»
Формирование у учащихся с ОВЗ коммуникативных умений, необходимых для трудоустройства
Подготовила:
Озимок Е.В., учитель СБО,
МКСКОУ СКОШ №12,
г. Биробиджан
Самая большая роскошь – это
роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент- Экзюпери
Совершенствование системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.
Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
В России 1,7 млн. детей являются инвалидами, что составляет около 5% всех детей страны. Тенденция к увеличению численности таких детей не меняется и, к сожалению сохраняется. Данная категория детей имеет различные дефекты в развитии, но их объединяет проблема ограниченности их возможностей в социальной адаптации, социализации и интеграции в общество.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - весьма специфичный контингент учащихся. Определяет судьбу личности не сам по себе дефект, а его социальные последствия, комплекс изменений черт его личности и отношения к нему общества. Поэтому ограниченность определяется не самой болезнью, а той социальной средой, которой окружен такой ребенок.
Необходимо учесть, что для социально-педагогической адаптации таких детей необходимо создавать такую образовательную среду, в которой имелись бы возможности для коррекции не только отклонений в развитии детей, но и коррекции отношения самого социального окружения (социума) к такой категории детей.
Интеграция “проблемных” детей в общеобразовательные учреждения – это закономерный этап развития образования. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.
Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным.
С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности, умственных способностей другими, что приводит формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии.
По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию.
Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир - необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.
«Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения» - под этими словами Антуана де Сент- Экзюпери готов подписаться каждый из нас.
Как часто в нашем существовании (социуме, бытие) не хватает задушевных разговоров, добрых слов, умения слушать и слышать, нежных прикосновений, сопричастности к внутреннему миру другого человека, просто таких черт характера, как такт и деликатность. В жизни нередко контактируя с человеком, мы зачастую не знаем о нем почти ничего: его возраст, социальный статус, национальность, финансовое положение, но одно мы можем сказать с уверенностью уже после нескольких минут общения, приятен нам собеседник или нет. Будет ли желанен повторный контакт, независимо, от того деловое это общение или просто знакомство.
Поэтому, я в своей работе поставила во главу угла – коммуникативную компетентность.
Коммуникативная компетентность – это владение вербальными и невербальными способами общения, навыками социальной перцепции межличностного взаимодействия, соблюдение норм речевой коммуникации, правил коммуникативного поведения.
Коммуника́бельность (позднелат. — соединимый, сообщающийся) — способность к установке связей. Под коммуникабельностью можно подразумевать как способность к установке связей между людьми (дружеских, деловых), так и между разнотипными системами передачи информации.
К составляющим компонентам коммуникативной культуры относят:
творческое мышление;
культуру речевого действия;
культуру самонастройки на общение;
психоэмоциональную регуляцию своего состояния:
культуру жестов и пластики движений,
культуру эмоций;
Критериями коммуникативной культуры является ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно-значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству.
Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Исследования М.И. Лисиной доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития.
Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у умственно отсталого ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.
более низкий уровень (по сравнению с нормой) сложности учебного материала.
замедленный темп усвоения получаемых умений и навыков.
необходимость применения специфических для данной категории учащихся методов обучения и воспитания.
коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса.
Правильная коррекция (при невозможности компенсация) недостатков, связанных с особенностями развития, социальным положением ребёнка, даёт возможность сформировать багаж социально-трудовых навыков, необходимых для успешной интеграции в социальную жизнь вместо зависимости от социальной помощи. При обучении и воспитании умственно отсталых детей, школой определена задача формирования самодостаточности этой части трудоспособного населения, привития им различных жизненных навыков, которые облегчат последующую социальную адаптацию и интеграцию их в общество.
Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к труду - это важнейшая составляющая комплекса мероприятий, направленных на формирование целостной личности, обладающей качествами, необходимыми для успешной интеграции в социально-экономическую жизнь общества. Положительных сдвигов в подготовке к труду детей данной категории можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.
Одной из задач педагогической деятельности, является – не только развитие потенциала ребенка, но и сохранение, и укрепление психологического здоровья.
Для этого необходимы факторы:
создание ситуации успеха;
обеспечение атмосферы комфорта;
формирование адекватной гибкой самооценки;
развитие рефлексии;
повышение стрессоустойчивости при взаимодействии с социумом.
Понять человека гораздо легче, взаимодействуя с ним на равных, принимая его взгляды, ценности, обсуждая трудности и неудачи. Выйти на такой уровень общения можно с помощью развития навыков общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.(слайд №8)
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
В психологии общения - умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Коммуникабельность является одним из важнейших личных качеств в профессиях, предусматривающих активное общение с другими людьми.
Начиная работать с ребенком-инвалидом, наблюдая за ним, постоянно идешь на контакт, ищешь точки соприкосновения, интересные дела и темы. Ведь многие дети находятся в состоянии депрессии, самоизолируются от общества, стесняются показать людям свою непохожесть.
Изолированность, замкнутость от всего мира и состояние безысходности, потери чего-то главного в жизни стало причиной внутриличностных нарушений и частичной утраты коммуникативных навыков этих детей.
Дети просто не научились общаться, считая, что их никто не понимает, не доверяя никому, о своих проблемах старались молчать.
Как объединить в группу и разговорить этих детей, помочь им раскрыться, быть полноценными членами нашего общества, не чувствуя ущербности, не испытывая чувства стыда?
Решению этих задач способствует:
- знакомство детей друг с другом;
- создание условий для раскрепощения;
- их сближение и объединение;
- осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков и умений;
- снижение эмоционального напряжения, оптимизация функционального состояния.
Без общения с другими людьми немыслимо существование на Земле. И даже когда человек находится далеко, например, высоко в горах или в самом центре пустыни, где на сотни километров вокруг нет ни одного человека, он все равно ощущает присутствие людей: вспоминаются строки любимого поэта, используются вещи, которые сделали другие люди. Но помимо ощущения присутствия необходимо и настоящее общение.
При проведении занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных ситуациях мною используется: проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях. Все эти можно разделить на несколько направлений:
«Я и моё тело». Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, так как только физический свободно чувствующий себя человек спокоен и психологически защищен. (Всё время пока идёт занятие представлять себя королевой, надуваться и сдуваться как воздушный шарик)
«Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. (Иностранец, волшебный мешочек)
«Я и мои эмоции». Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также реакций других людей. Развитие умения адекватно выражать свои эмоции. (Рассматривание фотографий, определение настроения, нарисовать свою эмоцию, скинуть пиджак)
«Я и Я». Эти упражнения, направлены на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам и переживаниям. (анкеты: «Кто Я», «Моё хорошее и моё плохое», « Как мои эмоции отражаются на теле»)
«Я и другие». Игры, направленные на развитии у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей. Формирование внимательного и доброжелательного отношения к людям и друг к другу. (Найти друг друга с закрытыми глазами и выстроиться в геометрическую либо другую фигуру, упражнение «Плот»)
«Я и моя семья». Игры и упражнения, направленные на осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к её членам, осознание себя как полноправного, понимаемого и любимого другими члена семьи.
Словарная работа. Развитию коммуникабельной компетенции способствует и словарная работа, которую я повожу на каждом занятии. Я знакомлю с новыми словами, показываю, как употреблять их в правильном контексте, шаг за шагом расширяя словарный запас детей.
Пословицы и поговорки. Для придания речи образности и яркости, на занятиях по развитию речи, учим с детьми пословицы и поговорки, которые выражают народную мудрость и способны выразительно, без утомительных и сложных пояснений характеризовать что-либо, моделируем ситуации, где они будут уместны.
Сюжетно-ролевые игры. Также одним из разделов моей программы являются сюжетно-ролевые игры.
«Весь мир театр, и люди в нём актеры» – слова великого В. Шекспира подтверждаются на каждом шагу.
Вместе с детьми необходимо рассматривать различные ситуации, где им придется контактировать с незнакомыми людьми, разыгрывать поведенческие сценарии, прививая им навыки коммуникабельного поведения, соблюдение норм речевой коммуникации.
Включения детей в активные формы личностно-ориентированной деятельности оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации, расширяет коммуникативные связи, возможности их интеллектуального и физического развития.
Не менее важно развивать у учащихся познавательные компоненты трудовой деятельности: умение действовать по плану, организованно, точно и аккуратно контролировать и корректировать свои действия, адекватно применять ранее усвоенные знания, умения, навыки, формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность и другие, важные в социальном отношении качества.
Но педагог один не может самого главного: наполнить жизнь ребенка с ОВЗ общением со сверстниками.
Каждый человек уникален и в силу своей уникальности – неидеален. Кто- то умный, но страшный зануда, кто-то весельчак, кто-то молчун, а у кого-то сегодня просто плохое настроение и поэтому он сердится на весь мир. Все – разные.
Но есть некоторые особенности, которые присутствуют в человеке в силу определенных обстоятельств, болезни, травмы… Нужно понимать эти особенности, помогать человеку их преодолевать
Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья, помощи ближнему… Поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.
Таким образом, развивая коммуникативную компетентность, и взрослым, и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и “климат” общения, то есть уровень и образ жизни.
Используемая литература:
1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом – М.: Глобус, 2006.
2. Кджанян М.Г. Проблемы социальной адаптации личности: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. — Ереван, 1992. 25 с.
3. Клюева Н.В. Филиппова Ю.В. Общение дети 5-7 лет.-Яр.: Академия развития, 2001.
4. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5 – 9 лет-М.; Издательство Гном и Д, 2001.
5. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. - М.: Педагогика-Пресс, 1966.
6. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.- М.: Издательский центр Академия, 2001
7. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей.- М.; Издательство ПЛЭЙТ, 2004.
8. Соловов А.В. Навыки жизни (программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет). – М.; Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие», 2000.
9. Степанова C.B. Трудовая социализация инвалидов в условиях современного российского общества: социологические исследования: Автореф. дисс. .канд. социол. наук. М.,2000. - 25 с.
7