12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лилия Маратовна16

Леонтьева Лилия Маратовна





Трудный подросток. Общение с подростком.


Когда в семье растет ребенок, то с приходом подросткового кризиса его проявления ощущает вся семья. Трудный подросток – ребенок от 9 лет, поведение которого не вписывается в нормы, принятые в обществе. Попросту говоря, наблюдаются отклонения от общеизвестных норм.

К категории трудных подростков относятся те, которые не могут найти общий язык с преподавателями, родителями. Любые методы воспитания принимаются в штыки. При этом их протест доставляет и им множество неудобств. У таких ребят имеются сложности психологического характера, и это проявляется практически во всем. Они проявляют агрессию, у них часто меняется настроение, подавленность сменяется вспышками ярости, они испытывают депрессивное состояние, страх. Все это подавляет трудного подростка, оборачивается проблемами в учебе, в семье. Общая учебная программа им дается сложнее, они не желают выполнять общие требования, ссорятся с учителями. У подростка нередко возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Он часто обижается, чувствует себя отвергнутым и одиноким. Отсюда грубость, резкость по отношению к родителям.


Советы для общение с подростком:

  • Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
  • В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
  • Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
  • Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
  • Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
  • Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
  • Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
  • Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
  • Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
  • В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал .


Итак, подростковый возраст — это расцвет общения. Сейчас дает активные всходы все, что было накоплено ребенком в предыдущем опыте. Конечно, кто-то из подростков более застенчив, кто-то более агрессивен, кто-то любит командовать, а кто-то склонен к подчинению. Но люди не могут быть одинаковыми! Если черты ребенка не мешают общаться и занимать свое место в коллективе сверстников, если ему достаточно комфортно, — значит, все в порядке. Даже если вам хотелось бы видеть его каким-то другим.

Не все подростки стремятся к тому, чтобы быть популярными в среде сверстников. Многим вполне достаточно занимать прочное место в своем кругу общения и иметь несколько хороших друзей. У основной части подростков вполне хватает для этого ресурсов. Остальные он набирает, практикуясь во взаимодействии с другими.

Есть и подростки, которые не принадлежат к каким-либо группам, но не испытывают давления одиночества. Это творческие дети, которым для собственных размышлений, рисования, написания музыки, экспериментов с компьютером необходимо сосредоточение и дистанция с другими. Но есть и те, кто, общаясь в широком кругу, периодически чувствуют себя одинокими и потерянными.

Со временем желание соответствовать существующим нормам в обществе уменьшается, тем самым увеличивая стремление к девиации. В конечном итоге это приводит к изменению самосознания подростка, его установок и ценностей, продвигая его по пути девиации .

Также можно выделить некоторые составляющие личности подростка-девианта:

- постепенное ухудшение отрицательных качеств подростка, приводящее к формированию делинквентной личности;

- стечение обстоятельств и влияние факторов, которые приводят к развитию и закреплению криминогенных качеств личности;

- наличие общих трудностей, проблем с развитием как фоновое условие для формирования личности с отклонениями в поведении;

- невосприятие внешнего воздействия, воспитательного характера или их полное отрицание.

Не всегда подросток может осознавать причины совершаемых поступков, чаще они побуждаются бессознательными тенденциями. Основной психологической целью проявления агрессии могут быть как причинение страданий другому индивиду, так и достижение некоторых других результатов: причинение простой физической боли человеку как демонстрация своего превосходства; преследование материальной выгоды; отстаивание своих личностных убеждений; попытка завоевания авторитетного положения среди сверстников; отстаивание свободы действий; привлечение внимания окружающих.

Все подростки без исключения нуждаются в самоутверждении, уважении к себе, а также в индивидуальном внимании. Особенностью данной категории является то, что им в большей степени необходимо общение со сверстниками, их признание, авторитетное положение в своем кругу, но вместе с тем именно у подростков могут возникать сложности с установлением и налаживанием социальных связей. Это обусловлено психологическими изменениями, происходящими именно в этом возрасте. Переходный возраст является переломным моментом в жизни каждого подростка, в этот период подростку необходимо оказать поддержку и грамотное психологическое сопровождение через такие социальные институты общества, как семья, школа и государство.

Самое главное - помните, подростковый возраст пройдет, а тот багаж, который вы соберете ребенку за этот период останется с ним на всю жизнь!

Опубликовано


Комментарии (1)

Волкова Светлана Ивановна, 31.05.20 в 06:31 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезные советы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.