Презентация «Психологическая компетентность»
Психологическая компетентность
Под психологической компетенцией педагога понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач. совокупность определённых качеств личности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию.
В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога.
аспекты психологической компетенции педагога педагогический такт наблюдательность; способность и желание работы с детьми заинтересованность в результате своей работы умение исходить из мотивации учащихся
аспекты психологической компетенции педагога организаторские способности управление психическим состоянием создание комфортной обстановки и умение видеть состояние ученика.
Педагогический такт уважение к учащемуся и требовательность к нему развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; внимательность к психическому состоянию школьника, способность истолковывать и читать его внутреннее состояние.
Педагогический такт владение средствами невербального общения (мимика, жесты); умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать состояние другого человека; разумность, и последовательность требований к учащемуся; доверие к учащимся.
эмпатичность способность педагога эмоционально откликнуться на проблемы ученика, умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций.
Вчувствование в переживания другого человека понимание состояние ребенка, его настроение умение настроить себя на восприятие эмоций суметь дать знать ученику, что взрослый его видит, слышит, понимает.
Совокупность таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе интереса к партнеру, к его деятельности, желания работать вместе, принимать участие в общем деле. В данном случае партнер-это ученик.
Способность к сотрудничеству это умение формулировать свою точку зрения, умение слушать и слышать другого, умение выяснять точки зрения своих партнеров, умение разрешать разногласия с помощью логической аргументации.
Способность к сотрудничеству Умение не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений, Умение поощрять активность другого и своевременно проявлять свою инициативу Умение оказывать эмоциональную и содержательную поддержку
Визуальность внешняя привлекательность педагога, способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом. приятные манеры поведения помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся
Основной критерий сформированности психолого-педагогической компетентности умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика
В развитии психологической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций.
Если Вы согласны с утверждением теста, то поставьте рядом с номером утверждения «да» или «+»; если Вы с утверждением не согласны, то поставьте рядом с его номером «нет» или «».
Чем старше ребенок, тем важнее для него слова как знаки внимания и поддержки взрослых. У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают. Эмоции взрослых независимо от их воли влияют на состояние детей, передаются им, вызывая ответные чувства. Подчеркивая ошибки ребенка, мы избавляем его от них.
5. Отрицательная оценка вредит благополучию ребенка. 6. Детей необходимо воспитывать в строгости, чтобы они выросли нормальными людьми. 7. Ребенок никогда не должен забывать о том, что взрослые старше, умнее и опытнее его. 8. Ребенок окружен повсеместной симпатией и вниманием, отягощен неприятными переживаниями раздражения, тревоги и страха.
9. Негативные реакции детей надо подавлять для их же пользы. 10. Детей не должны интересовать эмоции и внутренние переживания взрослых. 11. Если ребенок не хочет, всегда можно его заставить. 12. Детей надо учить, указывая на подходящие примеры.
13. Ребенку любого возраста для эмоционального благополучия необходимы прикосновения, жесты, взгляды, выражающие любовь и одобрение взрослых. 14. Ребенок должен постоянно быть предметом внимания и симпатии взрослых. 15. Делая что-то, ребенок должен отдавать себе отчет в том, хороший он или плохой, с точки зрения взрослых.
16. Сотрудничать с детьми – это значить быть с ними «на равных», в том числе, петь, играть, рисовать, ползать на четвереньках и сочинять вместе с ними. 17. Отказы бывают обычно у детей, не привыкших к слову «надо». 18. Насильственные методы умножают дефекты личности и нежелательные формы поведения
19. Я никогда не заставляю учеников что-то делать насильно. 20. Ребенок не боится ошибок и неудач, если знает, что он всегда будет принят и понят взрослыми. 21.Я никогда не кричу на детей, в каком бы настроении ни был. 22. Я никогда не говорю детям: «Мне некогда», если они задают вопрос.
23. При возникновении трудностей в одном всегда можно переключить ученика на что-то другое. 24. Я никогда не испытываю неприятных ощущений, когда ставлю ученикам отметки «2» заслуженно. 25. Я никогда не испытываю чувства тревоги в общении с учениками.
26. Не стоит навязывать себя ученикам, если они чего-то не хотят, лучше подумать, вдруг я сам(а) что-то делаю не так. 27. Ученик всегда прав. Неправым может быть только взрослый. 28. Если ученик не работает на уроке, значит он или ленится, или плохо себя чувствует.
29. Я никогда не делаю замечаний своим ученикам в жесткой форме. 30. У учеников не бывает правильных или неправильных действий, дети всегда проявляют себя как могут и как хотят.
Подсчитайте общее количество баллов по 1-ой и 2-ой шкалам. Если «да» («+») по шкале компетентности (вопросы: 2; 3; 5; 8; 13; 16; 18; 20; 23; 26; 27; 30;), то присваивайте за каждый ответ «да» по 1 баллу. Если «нет» («») по шкале компетентности (вопросы: 1; 4; 7; 9; 10; 11;12; 14; 15; 17; 24; 28;), то присвойте себе за каждый ответ «нет» по 1 баллу.
Подсчитайте общее количество баллов по 1-ой и 2-ой шкалам. Чем ближе к 24 баллам, тем выше психологическая компетентность учителя. До 12 баллов – некомпетентен, От 12 до 18 баллов – малая степень компетентности, От18 до 24 баллов – достаточная степень компетентности.
Стиль общения определяет эффективность обучения и воспитания Общение на основе дружеского расположения, что является психологической основой личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Данный вид общения проявляется в доверительных отношениях, глубоком взаимоуважении педагогов и обучающихся.
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности
Общение-дистанция Дистанция должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений.
Общение – устрашение стиль общения связан в основном с неумением организовать продуктивное общение
Заигрывание тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
Правила педагогического общения: Принимать ученика таким, каков он есть, помнить, что каждый человек самобытен. Верить в способности учеников, стимулировать их творческую активность. Уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого. Не унижать достоинства ученика. Не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий. Помнить, что любой может ошибаться. Не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.