Статья на тему «Основы профессиональной компетентности педагога»
Основы профессиональной компетентности педагога
Педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога. Доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют: мотивацию личности, свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности), интегральные характеристики личности (педагогические самосознание, индивидуальный стиль, креативность - как творческий потенциал).
В этой статье я хотела бы высказать своё мнение об основах профессиональной компетентности.
Главную роль в развитии компетентности педагога играют его профессионально-педагогические способности. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный преподаватель.
В своей профессиональной деятельности наиболее важным я считаю саморазвитие и самообразование, ведь чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому. Для этого необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться, реализовывать свою активность, интересы, побуждения, формировать систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональных задач. Для педагогов существует множество педагогических сайтов, где можно проходить не только курсы и учиться новому, а так же, общаться с другими педагогами и обмениваться и принимать опыт других более опытных педагогов.
Стремясь постичь секреты профессиональной компетентности, педагог главным образом должен совершенствовать методы обучения и воспитания учащихся. Именно с помощью методов и приемов учитель включает своих воспитанников в различные виды учебной работы (в первую очередь творческой) и тем самым формирует у них определенные знания, умения, навыки, отношения, поведение. Поэтому очень важно уметь владеть современными технологиями обучения, такими как проектная деятельность, игровая, педагогические мастерские, проблемное обучение, разно уровневая дифференциация, и ИКТ.
Чтобы в современном мире быть компетентным педагогом необходимо оставаться конкурентоспособной, а для этого я считаю педагог должен обладать такими функциями:
- Исследовательская функция - творчество, умение извлекать новые знания из различных источников, совершенствовать навыки логического мышления, ставить новые задачи;
-Конструирующая функция - отбор учебно-воспитательной информации, создание новых педагогических технологий, контроль степени усвоения учебных дисциплин;
- Коммуникативная функция – строгое, но доброжелательное, доверительное отношение к учащимся, создание единого морального и психологического пространства в образовательно-воспитательном процессе;
- Организаторская функция – управление психическим состоянием обучаемого, корректирование и прогнозирование его познавательных возможностей;
- Функция проектирования - наличие навыков планирования деятельности, умение найти методы решения образовательных задач;
- Информационная функция- вооружение учащихся знаниями основ наук;
- Развивающая функция- обеспечивает решение не только образовательных, но и воспитательных задач. Обучение приобретает развивающий характер при целенаправленном управлении умственной деятельностью учащихся в процессе обучения;
- Ориентационная функция -реализуется через мероприятия воспитательного плана. Воспитательная роль учителя подразумевает целеустремленную деятельность, направленную на усвоение школьниками общественного опыта, определенной системы общественно-значимых ценностных ориентаций.
Таким образом, я считаю, что постоянное развитие и владение данными компетенциями гарантирует педагогу успешную трудовую деятельность.