Статья на тему «Профессиональное выгорание»

7
2
Материал опубликован 20 October 2019 в группе

​​​​​​​На фоне эмоционального перенапряжения и хронических стрессов нередко формируется синдром профессионального выгорания. Психическое и эмоциональное выгорание педагогов приводят к патологическому процессу, имеющему развитие у психически здоровых людей при хронической перегрузке профессиональным общением. Психосоматические нарушения проявляются в виде астении и депрессии, болей в голове и спине, заболеваниях опорно-двигательного аппарата (остеохондроз позвоночника, радикулит) и алиментарного ожирения. Это можно объяснить малоподвижным образом жизни и снижением порога восприятия боли при астении. Профессиональная деятельность в условиях неопределенности и дефицита времени характерна для многих специальностей, и влечет за собой снижение концентрации внимания, нарушения кратковременной памяти, заболевания сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия) и связанные со стрессом расстройства центральной нервной системы [4]. Страдает пищеварительная система (язвенная болезнь, гастриты), проявляется сахарный диабет и заболевания щитовидной железы. С большим отрывом следуют простудные заболевания.

Когда профессиональная деятельность ведет к перенапряжению, тревожность, астения, психосоматические расстройства выступают как реакции на стрессовые ситуации. если не формируются модели адаптивного поведения, эту нишу очень быстро занимают неконструктивные способы совладания с профессиональным стрессом (уход от проблем, деперсонализация учащихся, алкоголизм и др.). Многие педагоги не замечают тот момент, когда любимая работа приобретает разрушительный характер, и обращают внимание лишь на появившиеся проблемы со здоровьем, а, следовательно, и ощущения переутомления, изменения эмоциональной и мотивационной сферы, снижения самооценки, нарушения социальных контактов. Преподаватель перестает стремиться к повышению эффективности своей работы, т.к. не видит возможности для этого: увеличение интенсивности труда не влечет за собой достойной сатисфакции, а качество работы низводится до уровня заработной платы. 

Педагогическое сообщество интересует вопрос не «Кто виноват?» (хронический стресс, выгорание и т.д.), а «Что делать?» (как с этим справляться) [4].

Список используемых источников

1. Астения [Электронный ресурс] // Российская педагогическая энциклопедия. Академик. – Режим доступа: https://pedagogicheskaya.academic.ru/ 635/Астения, свободный (дата обращения: 10.09.2019). – Загл. с экрана.

2. Депрессия [Электронный ресурс] // Большая медицинская энциклопедия. Академик. – Режим доступа: https://big_medicine.academic.ru/4298/Депрессия, свободный (дата обращения: 15.09.2019). – Загл. с экрана.

3. Ожирение алиментарное [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. Академик. – Режим доступа: ttps://psychology_pedagogy.academic.ru/11579/Ожирение алиментарное, свободный (дата обращения: 29.09.2019). – Загл. с экрана.

4. Решетова, Т.В. Эмоциональное выгорание, астения и депрессия у медицинских и социальных работников – ресурсы коррекции [Текст] / Т. В. Решетова, В. А. Мазурок, Т. Н. Жигалова // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2012. – № 3. – С. 105-111.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Давно пора включить профессиональное выгорание в перечень профессиональных заболеваний педагога.

25 October 2019

Думаю, что это предусмотрено.

22 October 2021