Статья на тему: Формирование общих и профессиональных компетенций учащихся колледжа в условиях дистанционного обучения
Формирование общих и профессиональных компетенций учащихся колледжа в условиях дистанционного обучения.
Шагульскова Виктория Анатольевна,
преподаватель ГБПОУ «ВКУиНТ им. Ю. Гагарина»,
г. Волгоград
В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт СПО ставит перед педагогом задачу по формированию профессиональных и общих компетенций студентов в условиях дистанционного обучения. Например, для специальности 11.02.01 Радиоаппаратостроение предусмотрены следующие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 5.2. Радиотехник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности: 5.2.1. Организация и выполнение сборки и монтажа радиотехнических систем, устройств и блоков в соответствии с технической документацией 5.2.2. Настройка и регулировка радиотехнических систем, устройств и блоков и т. д.
Формирование общих и профессиональных компетенций учащихся возможно лишь в процессе их самостоятельной активной деятельности. Традиционно студенты знакомятся с теоретическим материалом на занятиях в колледже, а большая часть заданий выполняется дома.
Технология «flipped classroom» дословно переводится с английского языка как «Перевернутый класс». Ее основоположниками являются американские преподаватели: профессор физики Гарвардского университета Эрик Мазур, Джонатан Бергман и Аарон Сэмс — преподаватели химии в американской школе.
Существуют три модели метода.
Классическая модель. Учащимся заранее выдаются материалы для ознакомления с теоретической частью, в аудитории преподаватель выясняет степень усвоения материала, объясняет сложные моменты и далее выполняются практические задания.
Продвинутая модель. Теория изучается самостоятельно с использованием различных источников, студенты готовят тезисы для выступления и вопросы для обсуждения. Результаты работы размещаются на общедоступном ресурсе. В аудитории происходит обсуждение темы в мини-группах.
Комбинированная модель. Изучается практика, потом теория. Разбираются задачи и их решения в мини-группах вне аудитории. На занятии варианты решений разбираются с преподавателем, сравниваются варианты. Затем дистанционно изучается теория.
В современной сложившейся ситуации, в условиях сложной эпидемиологической обстановки, технология «Перевернутый класс» является удобной и позволяет эффективно организовать дистанционное обучение и сформировать общие и профессиональные компетенции учащихся.
Для ознакомления с теоретической частью используются видео- и аудиолекции, презентации, опорные конспекты, параграфы учебника. Эти материалы размещаются на общем ресурсе, доступном студентам: в системе moodle на сайте колледжа (Рисунок 1), платформ для онлайн обучения (например, CoreApp, рисунок 2), личном сайте педагога, в социальных сетях, месенджерах и т. д.
Рисунок 1 — Размещение теоретических материалов к занятию на сайте колледжа в системе moodle
Рисунок 2 — Возможности, предоставляемые платформой для онлайн обучения CoreApp
Вторая часть занятия, проходящая с преподавателем, посвященная практическим заданиям по изученной теме проводится в аудитории или в формате видеоконференции. Конечно технология «Перевернутый класс» имеет свои плюсы и минусы.
Ее достоинствами являются:
1. возможность самостоятельно выбирать время и место изучения теоретического материала, проходить его в своем индивидуальном темпе неограниченное число раз.
2. все время на занятии с преподавателем отводится на практические занятия: лабораторные работы, семинары, круглые столы, коллоквиумы (игры, викторины, кейсы, мастер-классы), проекты, симуляции, дискуссии, разбор задач, опыты, эксперименты) и т. д.
3. развивается самостоятельность, ответственность, способность организовывать свою деятельность, студенты учатся осуществлять поиск и использование информации.
4. применяются информационно-коммуникационные технологии.
5. работая в мини-группах учатся общению, брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
Таким образом данная технология позволяет формировать общие и профессиональные компетенции студентов.
Недостатки (которые имеют пути преодоления):
1. технология требует от студента личной ответственности и заинтересованности, не все готовы работать с материалом самостоятельно.
2. нет возможности задать вопросы преподавателю по ходу лекции.
3. требует психологической перестройки после традиционного обучения.
4. требует большей подготовки от преподавателя (например, создание видеолекций).
Использование технология «Перевернутый класс» предоставляет широкие возможности преподавателю в условиях дистанционного обучения. Технология может быть использована и при очной форме занятий.
Список использованной литературы и информационных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 11.02.01 Радиоаппаратостроение
2. Всё наоборот: что такое «перевернутое обучение» (lanbook.com)
4. CoreApp - Создавай онлайн-курсы, строй бизнес в онлайн-образовании
Поляков Александр Васильевич