Мультимедийные технологии как средство формирования общих и профессиональных компетенций на занятиях по информатике
Современные образовательные стандарты построены на базе квалификационной модели специалиста, но в последнее время наметился переход от квалификационной модели специалиста к компетентностной. Компетентностный специалист – это человек способный мобильно использовать знания, умения и опыт в стандартных и нестандартных ситуациях. В этом аспекте должны измениться принципы формирования содержания обучения, процедура оценки и конечного результата. На сегодняшний день одним из перспективных направлений является осуществление компетентностного подхода средствами мультимедийных технологий.
Современные тенденции развития Российского государства обусловили необходимость изучения информационных технологий во всех учебных заведениях с целью формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.
Применение компьютерных программных средств на занятиях информатики позволяет преподавателю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний студентов, повысить интерес к предмету, познавательную активность обучающихся.
Процесс организации обучения студентов с использованием ИКТ позволяет сделать этот процесс интересным, увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров. Мультимедийные технологии способны:
· эффективно решать проблему наглядности обучения;
· индивидуализировать процесс, что вызывает у студентов положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
· раскрепостить студентов при ответе на вопросы, самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
· осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность, развивая тем самым у студентов творческую активность.
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
· совершенствование системы управления обучением на занятии;
· усиление мотивации учения;
· улучшение качества обучения и воспитания;
· повышение уровня подготовки студентов в области современных информационных технологий;
Мультимедийные занятия помогают решить следующие задачи:
· усвоить базовые знания по предмету;
· систематизировать усвоенные знания;
· сформировать навыки самоконтроля;
· сформировать мотивацию к учению;
· оказать учебно-методическую помощь студентам в самостоятельной работе над учебным материалом.
При проведении занятий информатики я использую мультимедийные презентации. На таких занятиях реализуются принципы доступности, наглядности. Занятия эффективны своей эстетической привлекательностью, обеспечивают получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду.
Мультимедиа-технологии неизмеримо расширяют возможности в организации и управлении учебной деятельностью и позволяют практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок.
Таким образом, в формировании у будущего специалиста общих и профессиональных компетенций мультимедийные технологии играют очень важную роль.