Психологическая игра для обучающихся 10–11 классов «Бабочка»
Психологическая игра для обучающихся 10-11 классов «БАБОЧКА»
Цель: развитие способности понимать и принимать особенности другого человека, отличные от собственных.
Задачи:
обучение навыкам самопознания;
предоставление опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры;
развитие коммуникативных навыков, открытие новых форм сотрудничества друг с другом;
формирование умения понимать другого;
Необходимые материалы: ручки и по 2 листа формата А4 на каждого участника; цветные карандаши, фломастеры; музыка для релаксации.
Ход игры
Педагог-психолог и участники садятся в общий круг.
Приветствие
Педагог-психолог приветствует всех участников. Все присутствующие здороваются по кругу необычным способом.
Педагог-психолог: В школе мы все собираемся вместе, здесь нас ждут друзья, учителя. Каждый из вас — интересная личность, достойная уважения, каждый вносит собственный вклад в наши отношения, в дела класса.
Передавая мяч друг другу, назовите свое имя, расскажите немного о себе, скажите о том, что каждый из вас любит делать и что у вас хорошо получается.
Составление правил группы
Педагог-психолог знакомит подростков с правилами работы психотерапевтической группы, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и пр.
Разминка
Педагог-психолог: продолжите пожалуйста, фразу «Если бы я был(а) насекомым, я был(а) бы...» (время на размышление — 2 минуты).
Теперь по кругу каждый из вас назовет то насекомое, которое он представил. Расскажите почему выбрали именно это насекомое.
Педагог-психолог: Возьмите лист бумаги и напишите в столбик 5 характеристик вашего насекомого, ответив на вопрос: «Какой(ая) я?»
Напротив каждой характеристики напишите противоположную ей (антоним). Рядом с каждой характеристикой поставьте «+», если вам нравится эта черта, и «-», если нет.
Введение в сказку
Педагог-психолог: Сегодня вы познакомитесь со сказкой, которая называется «Бабочка». Вы окажетесь на волшебной поляне и встретитесь там с разными насекомыми. У каждого из них свой характер и образ жизни, свои представления о «правильном» поведении. Но у всех есть что-то общее — то место, где они живут.
Итак, в путь.
Жила-была бабочка. Яркая и легкая.
Каждый день она летала над цветами, кружилась в прозрачном воздухе и радовалась жизни. С наступлением темноты бабочка опускалась на землю, садилась под свою любимую травинку и засыпала. А с восходом солнца она снова пробуждалась к жизни и с радостью порхала в воздухе, перелетая от одного цветка к другому.
Однажды, опустившись на травинку, бабочка услышала:
— Вы только посмотрите на эту беззаботность! Только и знает что порхать! А трудиться кто будет?
Бабочка оглянулась и увидела жука-точильщика, недовольно смотрящего на нее.
Извините, это вы мне? — учтиво поинтересовалась Бабочка.
Вам, — буркнул Жук. — Мы тут кору точим в поте лица, а она летает и летает, порхает и порхает. Смотреть невозможно.
И он недовольно зашевелил своими усами.
Анализ характеристик
Педагог-психолог: Посмотрите на те два списка, которые вы составили, отвечая на вопрос «какая(ой) я»?
Первый список — особенности характера, наиболее присущие вам, а второй — те, которые есть как в вас, так и в других людях.
Может быть, сейчас вы их не проявляете в жизни, но очень отчетливо видите в других. И если рядом с какой-то характеристикой вы поставили «-», вполне вероятно, что с людьми, имеющими такие характеристики, вы вступаете в явные конфликты или, не желая обострить отношения, переживаете конфликт внутри себя».
Продолжение сказки
Полет — моя жизнь, я наслаждаюсь им, — сказала Бабочка. — А еще я переношу на своих лапках пыльцу от одного цветка к другому и помогаю нашей поляне цвести. Хотите, будем вместе ее украшать?
Я? Переносить пыльцу? Что за вздор! — фыркнул Жук. — Я занят настоящим делом — челюсти развиваю. Посмотрите, какие они у меня сильные — любой прутик перекусить могу.
И точильщик активно задвигал челюстями.
А зачем перекусывать прутики? — поинтересовалась Бабочка.
Ну, вообще-то я их не перекусываю, — уточнил Жук. — Я кору ем, потому что очень кушать люблю. А потом толстею и добрею.
А я красоту люблю, — сказала Бабочка, — вот и помогаю нашей поляне цвести.
Игра «Межгрупповая встреча»
Педагог-психолог: В нашей сказке встретились два разных характера, два разных мира. У каждого свои интересы. А ведь часто так бывает и в жизни.
Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы. В одной будут те из вас, кто в начале занятия сравнил себя с насекомыми, близкими к бабочкам, то есть, бабочки, стрекозы и др. Во второй — жуки, божьи коровки и др.
(Группа делится на две подгруппы.)
Сейчас я предлагаю вам сосредоточиться на особенностях своих насекомых — тех, которые отличают вас от другой подгруппы насекомых, и прошу выполнить следующие задачи:
Дать характеристику своим насекомым, отметив, что для них характерно и что вас объединяет.
Описать представление о вашей группе, которое, по вашему мнению, сложилось у другой подгруппы.
Описать представление, которое, по вашему мнению, сложилось у членов другой подгруппы о самих себе: как они видят свою группу, что думают о себе.
Составьте три различных списка и постарайтесь написать их таким языком, чтобы с вашими записями смогли работать другие. Через 20 минут я передам каждой группе три составленных другой группой списка, и у вас будет возможность познакомиться с точкой зрения ее участников.
В течение 15-20 минут обе группы работают отдельно, а затем ведущий передает их списки друг другу.
А теперь познакомьтесь с точкой зрения другой группы и постарайтесь понять, в чем ваше представление о ней оказалось не вполне верным. Какая информация оказалась для вас совершенно новой? Как вы можете объяснить обнаруженные несовпадения? В чем ошибались вы сами, а в чем — другие? У вас есть 10 минут.
Педагог-психолог: Возвращайтесь на свои места. Давайте обменяемся впечатлениями.
Продолжение сказки
Итак, бабочка сказала, что любит красоту и помогает поляне цвести. На что жук ответил:
Ну, уж не знаю, что там у вас получается, но это вечное порхание туда-сюда — несерьезно, баловство какое-то.
А давайте полетим вместе, — предложила Бабочка. — В полете и поговорим.
И она закружилась над солнечной поляной. Жук расправил крылья и взлетел вслед за ней.
Игра «Отражение»
Педагог-психолог предлагает участникам разбиться на пары (желательно, чтобы один был из команды «Бабочки», а второй из команды «Жуки») и встать друг перед другом на расстоянии вытянутой руки. Они протягивают руки на высоте груди, ладони находятся на расстоянии 2-3 см от ладоней партнера. Для этого упражнения важно, чтобы ладони не соприкасались.
Сначала более высокий игрок становится ведущим и начинает медленно двигать обеими руками, при этом руки партнера должны следовать за этими движениями настолько синхронно, как будто они — отражение. На выполнение задания отводится 2 минуты.
Затем ведущим становится второй участник и выполняет то же упражнение, стараясь действовать так, чтобы партнер мог точно следовать за его движениями (2 минуты).
На следующем этапе инициатива в движении рук должна поочередно переходить от одного партнера к другому. В этом раунде особенно полезно установить зрительный контакт и действовать осторожно и медленно. На выполнение задания отводится 2 минуты.
В течение следующих 5 минут игроки обмениваются впечатлениями о совместной работе (обсуждают, насколько успешно им удавалось взаимодействовать).
Игра «Рисунок поляны»
Педагог-психолог: Вот так Жук полетал и, посмотрев на поляну с высоты, с удивлением заметил множество ярких и красивых цветов. Я предлагаю сейчас каждой паре взять один лист бумаги на двоих и молча, не общаясь друг с другом, создать общий рисунок поляны. Вы можете найти на ней место для своего насекомого и изобразить его, а также то, что ваш герой видит на этой поляне.
Педагог-психолог включает спокойную музыку, и участники рисуют свои поляны (10 минут).
Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу вас поставить их так, чтобы они были хорошо видны другим. Посмотрите, какие разные у вас поляны.
А сейчас снова вернитесь к своей паре и обсудите друг с другом следующие вопросы:
Комфортно ли вам было рисовать друг с другом? Почему?
Есть ли у вашего рисунка общий сюжет?
Можно ли сказать, что вы нарисовали одну поляну, или при взгляде на рисунок создается впечатление, что это две разные поляны?
—Что вы можете добавить в свой рисунок, чтобы было видно, что у вас одна поляна?
Педагог-психолог: Спасибо за замечательные рисунки, за активное обсуждение. Продолжим сказку
Окончание сказки
Впервые Жук посмотрел на поляну с высоты и с удивлением заметил множество ярких и нежных цветов.
— Сядем на колокольчик, — предложила Бабочка и изящно устроилась в самом центре цветка.
Жук с восторгом опустился рядом с ней, но тонкий стебелек колокольчика неожиданно наклонился и точильщик с шумом упал на землю.
— Не тот вес, — сказал он и, посмотрев на бабочку, добавил: — Извини, порхающее создание. Я понял — ты создана для своей жизни, так же как я — для своей. Спасибо.
Жук расправил крылья и полетел к знакомому дереву снова точить кусочек коры.
Но с тех пор он все чаще отрывался от своего любимого занятия и смотрел в высокое голубое небо. И кто знает, о чем при этом думал этот сильный и большой Жук?
Игра «Подарок»
Педагог-психолог: Сейчас вы можете сделать друг другу подарки. Каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа (цветок, мороженое, игрушку мягкую или эмоции и т.п.)
Обсуждение игры
Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватило. Говорят, какой вывод для себя они сделали.
Завершение занятия.
Педагог-психолог: спасибо большое за продуктивную работу.
Занятие составлено по материалам журнала "Школьный психолог"