12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мкртчян Яна Павловна40
Россия, Пермский край, Пермь

II Всероссийский конкурс для педагогов-психологов на лучшую методическую разработку занятия-игры


 

Психологическая игра-занятие

«Сила Богов»

 

Выполнила:

Мкртчян Яна Павловна

педагог-психолог

МАОУ СОШ №12

г. Соликамск


 

Пояснительная записка

Подростковый период представляет собой один из сложных этапов развития ребенка. Потому что происходит перестройка всех характеристик и особенностей организма, не только физиологических, но и психологических. В этот период происходит формирование сознательного поведения, нравственности и установок личности. Главная потребность этого возраста- это общение со сверстниками. Возникает желание быть принятым, иметь статус и престиж среди сверстников. Именно в группе подростки осваивают нормы и правила поведения, а также происходит формирование основных качеств личности и черт характера.

Цель занятия – создание благоприятных условий для развития личности подростка.

Задачи:

- Создание условий группового взаимодействия

- Создание условий для самоактуализации личности

-Формирование позитивной Я-концепции

-Актуализация личностного потенциала

- Способствование повышению самооценки участников

-Развитие умение преодоления барьеров, мешающих самовыражению.

Материально-техническое оборудование: для проведения занятий необходимо просторное помещение, с наличием сидячих место по количеству участников, Компьютер, Колонки, проектор, «Карта путешествия», канцелярия (карандаши, фломастеры, гуашь, кисти, клей, ножницы, бумага, цветной картон, фольга, ватманы, обои).

Время: 50-60 минут.

Возраст: 12-16 лет.

Ожидаемые результаты:

1) Сформированность успешного группового взаимодействия.

2) Сформированность позитивной Я-концепции.

3)Сформированность умений преодоления барьеров для самовыражения.

4) Раскрытие творческого потенциала участников

5) Повышение самооценки участников

Ход занятия

Приветствие

Цель- знакомство с участниками, снятие психоэмоционального напряжения.

Оборудование: «Тотем» в виде посоха.

Психолог - «Добрый день, рады вас видеть на нашем корабле. Сегодня мы совершим удивительно путешествие по разным уголкам нашей личности. На пути нас будут встречать разные Боги, которые поделятся с вами своими секретами и тайнами. Для начала нам надо поздороваться, для этого прошу назвать свое имя и свое главное качество, которое Вам в себе нравится»

По кругу все представляются и называют свои качества.

«Танец частей тела» (3 мин)

Цель- разогрев участников, снятие мышечных зажимов, эмоциональных барьеров, раскрепощение.

Материалы: музыкальные записи с четким ритмом.

Психолог - «Для того чтобы отправиться в путешествие нам необходимо привести себя в порядок и сделать зарядку, размять свое тело. Под музыку начинаем танцевать теми частями тела, которые я назову. Попробуем!»

Участники становятся вместе с психологом в круг. Звучит музыка. Психолог называет разные части тела, танец которых исполняется под музыку. Психолог сам принимает непосредственное участие в упражнении.

Танец пальчиков; танец рук; танец головы; танец живота; танец ног; танец колен и т.д.

Психолог - «Наша команда отправилась в путь, и чтобы мы не потерялись, нам понадобится карта. (Приложение 1) Давайте внимательно её рассмотрим. Как мы видим первое место, которое мы посетим - будут владения Терпсихоры-богини танца»

«Танец Терпсихоры»(5мин)

Цель- осознание своего Я и своих телесных границ, самовыражение.

Материалы: релаксирующая музыка.

Психолог- «Терпсихора оставила нам послание (Разворачивает свиток и читает один из участников) (Приложение 2). Что ж, чтобы пройти дальше нам надо выполнить задание Богини. Сейчас под музыку вам нужно будет выражать в танце свои ассоциации со следующими темами…»

Перед началом психолог задает определенную тематику танца (Например, «Восход солнца», «Рождение света» и т.д.). Участники, закрыв глаза, пытаются пластически выразить свои ассоциации с этой темой. Нужно сохранить характер своего танца, при этом пытаться чувствовать движение и энергию партнеров.

Психолог - «Вы все отлично справились. А нам пора отправляться дальше к богине Войны - Афине»

«Я памятник воздвиг себе…» (6-7 мин)

Цель- повышение самооценки, развитие креативности, самовыражение.

Материалы: бумага, цветной картон, фольга, фольга, скотч.

Психолог - «Любая битва оставляет после себя след на каждом воине. И каждый воин всего себя выкладывает на поле боя. Каждый делает всё, что от него зависит. Так и в обычной жизни, бывают ситуации, от которых зависит то как мы будем из неё выходить, чего мы добьемся и какой след оставим после себя. Сейчас я попрошу вас, используя материалы, создать памятник самому себе, и главное понять, за что вы его себе создаете. После некоторого времени мы обсудим ваши работы.

Участникам предлагается из любого материала создать памятник себе за любые заслуги. После выполнения этого упражнения проводится обсуждение. Каждый участник представляет свой памятник, рассказывает, за что он себе его поставил. Проводится выставка памятников.

«Встреча с Посейдоном» (7мин)

Цель- Осознание своего Я, развитие социальной идентичности.

Материалы: карточки с вопросами, шум беспокойного моря, маска или изображение Посейдона.

Психолог - «Мы все с вами путешественники, и мы попали в шторм. Нам необходимо встретиться с Посейдоном, богом морей, хранителем тайн самых бездонных глубин. Он будет задавать свои вопросы, будет делать всё, чтобы увести вас от реального мира и оставить вас у себя в морской бездне. Ваша задача не поддаться его влиянию и уверенно отвечать на его вопросы, показать свою силу и стойкость»

Карточки с вопросами: 1) Что такое время и как им управлять?2) В чем заключается твоя уникальность?3)Есть что-то или кто-то, кому ты нужен и кто нуждается в тебе и твоей помощи?4) В чем заключается твоя миссия на этом свете?

В конце упражнения проводится обсуждение.

Психолог - «Вы все чудесно справились с трудностями. и мы уже подошли к владениям Бога театра- Диониса»

«Маски Диониса» (7мин)

Цель- развитие самопознания и самоинтереса, повышение самооценки.

Материалы: бумага, краски, фломастеры, карандаши, мелки, вырезки из журналов, ножницы, клей.

Психолог- «Один известный человек сказал «Весь мир театр - а люди в нем актеры», каждый день мы играем какие-либо роли. Прошу вас сейчас понять, а какую роль вы играете сейчас. Предлагаю сделать сейчас маску из предложенных материалов, которая будет отражать ваш внутренний мир»

Участникам предлагается сделать маску. Она должна отражать внутренний мир, характеризовать вас. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица участника, с использованием материалов украшается, наполняется содержанием. Нет никаких рамок в вашем творчестве. Далее маска вырезается и надевается на лицо, оживает и ей дают время для выступления.

Затем образовываются пары, в которых происходит обмен масками. Надев чужую маску, участник повторяет слова и движения, те которые сказала маска. «Хозяин» маски должен сказать о том, что он чувствует, когда видит и слышит свою маску со стороны.

Психолог - « Это было довольно трудное задание. Готовы ли вы продолжить путь? (ответ участников). Отлично, а впереди нас ждет Богиня Любви.

«Афродита» (8-10 мин)

Цель- развитие интереса к себе, повышение самооценки, развитие позитивной Я-концепции.

Материалы- обои, ватманы, кисти, гуашь, журналы, ножницы, клей, цветная бумага, пластилин.

Психолог- «Каждая из вас уникальная личность, таких как вы больше нет. И как же важно себя любить и уважать. Поэтому мы сейчас попробуем с вами нарисовать или изобразить свой автопортрет»

Участникам предлагается, использую предложенные материалы, создать свой автопортрет.

Варианты работ:

1) Обвести свою фигуру на ватмане или на обоях и украсить, подписав самые важные качества личности.

2) Вылепить из пластилина или глины свой портрет, фигуру.

3) Нарисовать шарж себя с преувеличением различных черт, которые в себе нравятся участнику.

Далее производится выставка с выступлением получившихся работ.

«Объятия Морфея» (15мин)

Цель- Осознание своего Я, своей многогранности и социальной идентичности.

Материалы: релаксирующая музыка.

Психолог - «Мы с вами проделали огромный путь по граням нашей личности. Наверняка после такого путешествия вы устали. Прошу вас сесть вас удобнее и закрыть глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов. Представьте себе, что мы все уснули, удобно устроили под большим раскидистым дубом. Вам снится замечательный сон. А в этом сне каждый из вас видит себя через 5 лет.…Посмотрите внимательно, как вы выглядите через 5 лет, где вы живете, чем занимаетесь. Вы счастливы и довольны своей жизнью. Кем вы работаете? Кто находится рядом с вами?

Теперь прошу вас сделать три глубоких вдоха, потянуться и открыть медленно глаза. Теперь возьмите лист бумаги и опишите то, что увидели? Где живете, какой вы, кем работаете и т. д.»

Далее после 5 минут работы, проводится обсуждение: Понравились ли вы себе через 5 лет? что понравилось больше всего? Что не понравилось? что бы хотели изменить?

«Ритуал прощания. Рефлексия» (7мин)

Цель- завершение занятия, осознание полезности.

Материалы: нитки разных цветов, расслабляющая музыка.

Психолог - «Вот и подходит к завершению наше сегодняшнее путешествие. Каждый из вас принял в нем значительно участие и в качестве благодарности прошу вас взять клубок ниток, обмотать вокруг руки и передать другому участнику, выражая ему слова благодарности»

Все участники, высказав слова благодарности, возвращают клубок психологу.

Психолог - «У нас получилась паутина, так и наш внутренний мир имеет множество граней, главное не попасть в ловушку и не заплутать в чертогах нашего разума. Благодарю вас за участие!»

Далее веревки разрезаются, и у каждого на руке остается браслет из ниток на память об этом занятии.


 

Список использованной литературы и источников:

Анн. Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2007.

Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. – М., 1997.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2002.

Варианты завершения тренингового дня. [Электронный ресурс]. http://azps.ru/training/razminka/proshchanie.html (дата обращения 09.02.17)

Боги древней Греции. [Электронный ресурс]. http://perstni.com/magazine/history/bogi-drevney-gretsii-spisok-imena-harakter.html (дата обращения 09.02.17)


 


 

Приложение 1


 

Приложение 2

 

«Послание Терпсихоры»

«Здравствуйте, юные воины! Уверенна, что пройдя этот тернистый путь - вы обретет силу и покой! Каждый из вас уникален, помните это. Знайте, что мой секрет заключается в том, чтобы порхать как бабочка - не нужны крылья, нужны сила духа и вдохновение! Будьте вдохновленными, идите до конца и тогда вы станете самыми могущественными воинами! Успеха и попутного ветра!»

Ваша Т.

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.