Психологическая игра- тренинг для учащихся по теме: «Конфликт: эффективные способы его решения»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
ПЛАН - КОНСПЕКТ
Психологическая игра- тренинг для учащихся по теме:
«Конфликт: эффективные способы его решения»
Составила Лакота Е.А.
Пояснительная записка.
Каждый человек занимает в обществе определённое место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения человек пытается понять себя и других людей, оценить их чувства и поступки, а это приводит к возможности лучше реализовать себя, добиться больших успехов в жизни, занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека.
Чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его общение и оценку окружающих оказывают моральные и нравственные нормы современного общества. В общении старших детей доминирующим становится социальный мотив, который связан с желанием установить контакты со взрослыми и сверстниками, с желанием самоутвердиться.
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Предполагаемый результат.
В ходе занятия учащиеся должны усвоить понятие «конфликт». В результате занятия дети знакомятся с правилами предотвращения конфликта, у них будут сформированы представления о конструктивных способах разрешения конфликта, которые помогут им в нашем сложном современном мире находить выход из проблемных ситуаций.
Результатом является и то, что дети учатся проявлять уважительное отношение к собеседнику, принимать и в некоторых случаях соглашаться с мнением другого.
Мероприятие направлено на развитие связной устной речи, познавательной активности и психических процессов учащихся.
Занятие построено таким образом, что дети имеют возможность общаться, рассуждать, высказывать своё мнение.
Цель: профилактика бесконфликтного поведения
Задачи:
- актуализировать знаний, обучающихся о конфликте;
- ознакомление эффективными вариантами общения;
- выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;
- формирование умения находить взаимопонимание с людьми;
- отработка навыков бесконфликтного поведения.
Вводная часть
Знакомство «МОЁ ЛЮБИМОЕ» ...
Все игроки стоят в кругу. Игру начинает ведущий-психолог. Он называет своё имя и то, что он больше всего любит. Затем второй игрок также называет своё имя и то, что он любит. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выскажутся на данную тему.
Упражнение 1. «Улыбнитесь как….
Психолог предлагает детям улыбнуться как:
- солнышко;
- кот на солнышке;
- вам учитель сказал, что вы за контрольную работу получили 5-ку;
- вас похвалили родители;
- вам помог ваш лучший друг;
- вы наконец-то помирились с тем, с кем ругались.
Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.
Упражнение 2. «Отгадай слово»
Психолог предлагает детям посмотреть на слова, написанные на доске и предложить варианты слова, обозначающие тему сегодняшнего занятия.
Крик, оскорбления, несправедливость, фырканье, ложь, игнорирование, кидание, толкание.
Психолог помогает детям. Затем психолог предлагает детям проверить – правы они или нет, и предлагает прочитать заглавные буквы в каждом слове, соединить их. Получится слово «конфликт». Как вы думаете, какая у нас с вами цель занятия, если тема «Конфликты? (дети предлагают свои ответы»). А что вы знаете о конфликте? Сейчас мы это узнаем, выполнив упражнение, которое называется «Мое представление о конфликте».
Основная часть
Упражнение «Мое представление о конфликте»
Цель: актуализация участников относительно понятия конфликта.
Психолог предлагает на листе А4 нарисовать рисунок на тему «Мое представление о конфликте». После выполнения работы психолог предлагает по очереди рассказать, что он нарисовал.
Обсуждение:
- Какие ощущения были у вас во время рисования?
- Понравился ли вам рисунок?
Информационное сообщение «Конфликт»
Слово «конфликт» латинского происхождения, в переводе означает столкновение. Имеется в виду столкновение противоположных целей, интересов, позиций. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, т.е. чтобы одна из сторон начала действовать. Причины конфликтов бывают самыми разнообразными: неспособность понять другого человека, нетерпимость к мнениям других, эгоизм, склонность к сплетням, расхождение мнений и желаний.
Упражнение «Австралийский дождь»
Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.
Психолог предлагает встать всем участникам повторять движения:
- в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);
- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);
- начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)
- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);
- капли падают на землю (щелчок пальцами);
- тихий шелест ветра (потирание ладоней);
- солнце (руки вверх).
Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?
Упражнение «Ящик недоразумений»
Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.
Формируются малые группы (объединения по выбору различных видов конфет). Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.
1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает ... (допишите). Прокомментируйте ситуацию.
2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».
- Какая реакция учителя на слова Сергея?
- Как бы вы сделали в этой ситуации?
3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».
- Какова реакция девушки?
- Как бы вы сделали на месте мамы?
4 – я ситуация. Мальчик дерется со всеми ребятами в классе. Как решить эту ситуацию?
Упражнение "Правда или ложь?"
(атмосфера открытости, групповая сплочённость)
Цель: Игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости.
Подготовка
Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.
1. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.
2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.
Вывод: В жизни много конфликтных ситуаций и выходов из их тоже много, но, чтобы оставаться добрым, вежливым, воспитанным человеком нужно использовать эффективные методы – без драк и оскорблений.
Заключительная часть
Рефлексия
Упражнение «Шляпы».
Психолог каждому ребенку раздает шляпу определенного цвета: красную, желтую и синюю.
Те, у кого желтая шляпа отвечают на вопрос – достигнута ли цель сегодняшнего занятия, докажите?
Красная шляпа отвечают на вопрос - какой способ разрешения конфликтной ситуации ты будешь использовать?
Синяя шляпа – какое упражнение запомнилось больше всего?
Спасибо вам ребята мне очень понравилось с вами сегодня работать, а сейчас подойдите к столу и выберите смайлик и приклейте его на ватман, с каким настроением вы уходите с нашего занятия.