12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Немкова Инга Руслановна452
Педагог-психолог, клинический психолог, учитель-дефектолог, работа с детьми с ОВЗ
Россия, Пензенская обл., Пенза

Групповое тренинговое занятие, направленное профилактику эмоционально – волевых нарушений у детей (депрессивных состояний, суицидов).


Автор – составитель: педагог – психолог Немкова Инга Руслановна.


Цель: профилактика эмоционально – волевых нарушений у подростков.

Задачи:

профилактика негативных эмоциональных состояний;

развитие позитивной самооценки, укрепление уверенности в себе;

обучение приемлемым способам разрядки негативных эмоций;

Используемые методы:

Психотренинг;

Сказкотерапия;

Арттерапия;

Релаксация, визуализация.

Этапы занятия:


Организационный этап;

Практический этап;

Завершающий этап.


Ход занятия:

Организационный этап

«Знакомство»

Психолог: “Ребята, здравствуйте! Мы начнем сегодня с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по бейджику и написать на нем свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Начинаем”.


Практический этап

Терапевтическая сказка «Краски мира»

Психолог: «Сядьте поудобнее, сейчас я расскажу вам одну историю… Давным-давно в сказочной стране Акварелии, жили краски. Природа Акварелии была яркой и красочной: огромные пурпурные дворцы своими остроконечными башнями разрезали золотое небо над бескрайними зелеными лугами. Сотканный древним художником-творцом, мир Акварелии жил размеренной жизнью, каждый день принося своим жителям радость.

Тюбики с красками целый день занимались лишь тем, что создавали яркие и красивые здания. Это искусство было возведено в ранг главной государственной деятельности. А раз в год в Акварелии устраивался турнир красок, на котором Художник-творец определял лучший цвет.

В преддверии праздника часто можно было увидеть жителей страны, горячо спорящих о достоинствах того или иного цвета. Каждый считал себя самым лучшим и самым красивым, а самое главное – нужным.

«Я нужен, чтобы изобразить свежие розы и развивающиеся флаги»,- говорил Красный. «Меня выбирают, чтобы изобразить молодость природы и плодородие земли»,- отвечал Зеленый.

«Я создаю на холсте Творца богатство и роскошь, а главное солнечную теплоту»,- вставлял свое меткое слово Золотисто-желтый.

Лишь один тюбик не мог похвастаться своими достоинствами. Бледно-голубой привык думать о себе с презрением. Он был чуть темнее цвета белого холста и потому еще никогда не избирался Творцом. В обычные дни Бледно-голубой мог еще хоть как-то забыть о своей беде, рассматривая работу своих более удачливых собратьев, но перед турниром он старался спрятаться от их жестоких насмешек в самых отдаленных уголках Акварелии.

На этот раз увлекшись спором красок, Бледно-голубой забыл обо всякой осторожности, и поэтому, когда краски вышли из себя от злости, пытаясь переспорить других, он попался под горячую руку. Град злых насмешек обрушился на маленького и беззащитного Бледно-голубого. Спасаясь бегством, тюбик много раз спотыкался и больно падал. Но, наконец, преследователи отстали и он, отдышавшись, спрятался в дальнем и темном углу. «Полежу здесь, пока турнир не закончится»,- решил Бледно-голубой и принялся разглядывать из своего убежища, как шли приготовления к празднику. Сон застал его именно за этим занятием.

Утром, когда Бледно-голубой проснулся, он сразу понял, что-то не так: праздничное настроение исчезло. Все бегали в панике, кричали что-то непонятное и совсем не обращали на него внимания. Бледно-голубой набрался смелости и остановил пробегавшего тюбика, спросив в чем дело? Оказалось, что ночью Черный цвет, решив помешать выиграть остальным, окрасил собой все кисти, и Творца ожидал ужасный сюрприз. Когда Художник прикоснется кистью к холсту, турнир будет сорван!

Бледно-голубой бросился на центральную площадь. На площади хранились кисти. Он несся быстрее ветра, не в силах поверить в коварство Черного. На площади царило смятение, никто не знал, что делать! Краски были очень расстроены. И тогда малыш принял очень смелое решение – он сорвал свою крышку и выплеснул весь свой почти бледно-голубой цвет на кисти. Скоро он почувствовал, что силы покидают его, но все равно он продолжал окрашивать собой кисти, пока не потерял сознание.

В этот момент рука Художника коснулась самой толстой кисти и сделала первый мазок. Краски замерли в ожидании. Казалось, вся Акварелия смотрела сейчас на холст Творца. «Хм,- произнес Художник.- Замечательный цвет. Он-то мне и был нужен – облака выйдут превосходно!»

Очнулся Бледно-голубой героем, настоящим героем. Но сам он об этом еще не знал. Не знал он еще, что победил на турнире, не знал, что был провозглашен королем Акварелии, не знал, что спас всю страну и самого Творца от мрака… Знал он лишь одно – что в следующий раз он гордо скажет: «Я – нужен! Я необходим, чтобы нарисовать глубокую бурную реку и бесконечное небо!».


Обсуждение сказки:

Что чувствовал и что думал о себе Бледно-голубой?

Тебе самому знакомы эти чувства?

С какими ситуациями из твоей жизни они могли быть связаны?

Что самое важное узнал для себя Бледно-голубой из этой истории?

Знаешь ли это ты?


Рисунок «Краски мира»

После обсуждения сказки психолог предлагает детям сесть за столы, где приготовлены бумага, кисти и акварельные краски, и нарисовать чувства, возникшие у них в процессе прослушивания сказки.


Завершающий этап
Релаксация – визуализация «Зеркало»

Психолог: «Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…Сейчас Вам нужно внимательно слушать и стараться представлять то, что я буду Вам говорить.

Представь себе зеркало. Огромное зеркало в красивой раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло…

Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство учащихся подадут вам знак.)

Разгляди свои губы и цвет своих глаз… Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой… Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты опускаешь и поднимаешь плечи…

Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть… Теперь представь себе, что твоё отражение улыбается и ласково смотрит на тебя…

Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись как обычно…

Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркало. Набери немного воздуха в лёгкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза. (При этих словах – глубоко вдохните и громко, и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу - добавь блеска в глаза.) Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми.

Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Моё лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становиться приятнее» Если твоё лицо всё ещё серьёзно, то преврати серьёзное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу. У тебя это здорово получилось!

Посмотри на своё тело в зеркале. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайся почувствовать, как это приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, мысленно повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ту чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным.

Ты чувствуешь себя отдохнувшим и полным сил. А теперь ты можешь вернуться снова в наш зал. Потянись, выпрямись и открой глаза…»

*В процессе релаксации звучит тихая, спокойная музыка.


Рефлексия:

Почему некоторые люди любят самих себя?

Почему некоторые люди себя не любят?

Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?

Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?

Что делает тебя счастливым?


Ритуал группового прощания «Аплодисменты по кругу»

Психолог: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее». Психолог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Психолог: «Спасибо всем. На этом наше занятие завершается. До свидания!»


В конце занятия каждому участнику раздаются памятки (см. приложение 1)


Приложение 1


Самостоятельно познакомьтесь с некоторыми способами разрядки негативных эмоций:

1. «1+3+10»

Как только вы почувствуете негативные переживания, сделайте три вещи: скажите себе «Успокойся!» - это 1; сделайте три глубоких, медленных вздоха – это 3; сосчитайте про себя до десяти.

2. Нарисуйте объект, вызывающий негатив и разорвите его или сожгите (можно просто комкать и рвать бумагу). Лучше рисовать красками (с использованием кисточки или прямо пальцами). Можно рисовать с закрытыми глазами.

3. Освободите отрицательную энергию из груди: кричите в уединенном месте. Если нет такой возможности, можно набрать ванную и кричать под водой (на поверхности слышно не будет).

4. Дома насыпьте пачку обычной или морской соли на газету или целлофан и встаньте на нее голыми ногами (закройте глаза и постойте несколько минут). Соль замечательно впитывает в себя всю негативную энергию и напряжение. Затем выкиньте эту соль, в следующий раз используйте другую. Можно добавлять соль в ванную при купании, эффект будет тот же, но менее выраженный.

5. Включите музыку, закройте глаза, танцуйте и двигайтесь хаотично по комнате (тело само подскажет, что нужно делать). Отключите всякий контроль, дайте себе волю.

6. Аннулируйте стрессовое напряжение. Найдите на своем теле место скопления напряжения, закройте глаза, сконцентрируйтесь и сильно напрягите это место на три-четыре секунды, а затем расслабьтесь.

7. Направляйте негативную энергию в полезное русло: занимайтесь активным видом спорта, спортивными играми, бегом, играйте в дартс.

8. Примите душ – вода очень хорошо снимает стресс.

9. Втирайте пластилин в картонку или бумагу.

10. Напишите на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкайте и выбросите бумагу.

11. Топайте ногами, бейте подушку или боксерскую грушу.

Есть ещё несколько способов научиться меньше расстраиваться:

Расскажите человеку, которому вы доверяете, о своих мыслях. Разделив свое беспокойство с кем-нибудь, вам легче будет с ним справляться. При необходимости обратитесь к специалисту-психологу;

Ведите дневник своих мыслей и переживаний. Записывайте их, обстоятельства, при которых они пришли в голову, ваши действия. Пару раз в неделю просматривайте записи и анализируйте их. Это поможет в них разобраться;

Чаще смейтесь и старайтесь находить смешное в своей повседневной жизни. Прерывайте негативный ход мыслей, вспоминая шутки и анекдоты.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.