Психологическое консультирование родителей по проблеме гиперактивности ребенка

4
1
Материал опубликован 13 December 2020

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга









Доклад на психолого-педагогическую тему



«Психологическое консультирование родителей

по проблеме гиперактивности ребенка»

 





Учитель нач. классов
Ерофеева М.В.











Санкт-Петербург

2020 г.

Введение

На сегодняшний день одной из важных проблем является гиперактивность (Синдром дефицита внимания) детей. С каждым годом общее количество детей с таким психическим нарушением увеличивается и, не смотря на хорошо проработанную сторону в научной сфере, вопрос коррекции становится актуальнее.

По данным отечественных и зарубежным исследований 4-10%, детей с выраженными трудностями обучения и нарушениями поведения.

Значимость проблемы в социальной сфере определяется тем, что путь ребёнка с симптомами гиперактивности в школе начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. К подростковому возрасту у многих детей может наблюдаться нарастание нарушений поведения. Подростки с СДВГ входят в группу риска по совершению антисоциальных действий и правонарушений, развитию алкоголизма и наркоманий.

Актуальность проблемы и в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д

Поэтому усилия специалистов (педиатров, педагогов, психологов, дефектологов, неврологов) должны быть направлены на своевременную диагностику и коррекцию СДВГ. Учитывая высокие показатели распространенности СДВГ в детской популяции, продолжается поиск новых эффективных фармакотерапевтических средств и новых методик по коррекции.


Глава I

1.1 Теоретический анализ психолого-педагогической литературы

Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (З. Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М. Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А. Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивность.

Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. [2]

Несмотря на то, что изучение невротических отклонений поведения и учебных трудностей занимались многие ученые, долгое время не существовало научного определения таких состояний. В 1947 г. педиатры попытались дать четкое клиническое обоснование так называемым гиперподвижным детям, у которых часто возникали проблемы с учебой. Однако вопрос о терминологии этого состояния остался нерешенным.

До настоящего времени не было единой точки зрения в отношении названия этого заболевания. Порой авторы вкладывали в один и тот же термин самое различное содержание.

Переход к массовому школьному обучению заставил внимательно рассмотреть этот вопрос. Были выделены особые категории детей, плохо справляющихся с учебной деятельностью. Традиционные формы воспитания и обучения оказывались здесь неэффективными, поэтому таких учащихся стали именовать исключительными (в негативном аспекте), подчеркивая болезненную природу их ума и характера.

Французские авторы Ж.Филипп и П. Бонкур в книге "Психологические аномалии среди учащихся" (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911 году) среди "психически ненормальных учеников" наряду с отсталыми, эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников.

Термин "легкая дисфункция мозга" появился в периодической медицинской печали в 1963 г. после совещания международных экспертов-неврологов, проводившегося в Оксфорде.

По крайней мере, 100 клинических проявлений входило в понятие "легкая дисфункция мозга", включая дисграфию (нарушение письма), дизартрию (нарушение артикуляции речи), дискалькулию (нарушение счета), гиперактивность, недостаточную концентрацию внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и другие.

Термин "легкая дисфункция мозга" нелегко вводился в медицинскую среду. Были направлены анкеты 10 зарубежным педиатрам с вопросам: "Что Вы понимаете под термином "Легкая дисфункция мозга"?". Ответы были самыми разными. Подразумевалась и умственная отсталость, и нарушение координации, и другие отклонения вплоть до начальной стадии олигофрении.

В 1966 г. S.D. Clemens дал следующее определение этого заболевания у детей: "заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения от легкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательной функции". По его мнению, индивидуальные различия у детей могут быть результатом генетических отклонений, биохимических нарушений, инсультов в перинатальном периоде, заболеваний или травм в периоды критического развития центральной нервной системы или других органических причин неизвестного происхождения.[7]

Значительно позднее начали изучать эту проблему отечественные врачи. Наш известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, который состоялся в 1972 г., выделила группу "трудновоспитуемых" детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам.[8]

С годами бессилие педагогических методов коррекция гиперактивности становилось все более очевидным. Ведь явно или неявно эти методы опирались на старое представление об изъянах воспитания как источнике данной проблемы, тогда как ее психопатологическая природа требовала иного подхода. Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники гиперактивности следовало искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.[15]

Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и "участок ответственности" за данную проблему - ретикулярная формация. Этот отдел центральной нервной системы "отвечает" за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденом состоянии, и поэтому ребенок становится расторможенным.

Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждения мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделом мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечественные исследователи, назвав его гипердинамическим синдромом [12]

После множества изменений в терминологии заболевания специалисты, наконец, остановились на названии более точно отражающем его сущность: "синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)". Именно под этим названием данная патология вошла в американскую классификацию заболеваний [2].

В последние годы этому заболеванию начинают уделять все больше внимания во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует растущее число публикаций по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-1975 гг. - 2000, а в 1977 -1980 гг. - 7000. В настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг.

1.2 Понятие «гиперактивность»

Особенности детей с СДВГ

СДВГ-дети часто вызывают неудовольствие, и даже если нарушение еще не диагностировано, эти дети все равно воспринимаются родителями, воспитателями в детских садах, учителями в школах, а также родителями других детей как «дети с проблемами». Кроме того, если говорят о гиперкинетическом синдроме или о «синдроме непоседы», то, как правило, имеют в виду СДВГ. [3]

Данный синдром характеризуется краткой продолжительностью внимания, беспокойством и импульсивностью, затрудняет адаптацию в школе, ухудшает успеваемость. СДВГ, является самым частым среди нейроповеденческих расстройств детей в младшем дошкольном возрасте. Оценки частоты встречаемости СДВГ варьируются в пределах от 3 до 15%. При этом врачи обнаруживают таких детей меньше чем педагоги. Среди учеников начальной школы, направляемых к психиатрам и психологам не меньше 50% - дети с синдромом гиперактивности. Хочу отметить, что мальчики страдают этим нарушением примерно в четыре раза чаще, чем девочки.

Дети, у которых обнаружен СГДВ, проявляют достаточную активность уже во время беременности; они больше двигаются и физически крепче, чем другие новорожденные. В грудном возрасте их с большим трудом удается успокоить. Приблизительно 60% детей с СГДВ особенно беспокойны уже с младенчества, много кричат, с большим трудом успокаиваются и мало спят как днем, так и ночью, в отличие от других новорожденных. На многочисленные внешние раздражители они часто реагируют криком. Многие малыши неуютно чувствуют себя на руках у взрослых, отворачиваются, если мать или отец хотят с ними поболтать, другие же, наоборот, постоянно просятся на руки и кричат, как только их положат в кроватку.

В раннем школьном возрасте эти дети очень активны, полны энергии, менее других нуждаются во сне. Они быстрее сверстников снашивают обувь, одежду, и у них скорее ломаются игрушки. Отмечается беспокойство, неспособность сидеть тихо в течение длительного времени, болтливость и неумение удерживать свои руки от постоянного движения.

Отвлекаемость, как и неспособность удерживать внимание, отмечаются родителями до поступления в школу. Гиперактивный ребенок не способен к усидчивой классной и домашней работе, он часто погружен в свои мечтания и легко отвлекается случайными раздражителями. Он не способен продолжительно слушать сказки и рассказы или принимать участие в настольных играх.

Импульсивность. Необдуманность и неожиданность поступков этих детей проявляется во внезапном выскакивании на улицу перед идущим транспортом, карабкании по крышам и карнизам, а также в неуместных и бестактных высказываниях.

Возбудимость проявляется в аффективных вспышках и агрессивности без достаточного повода, в низкой фрустрационной толерантности, в тенденции к перевозбуждению и чрезмерной активности в провокационных ситуациях, особенно в больших группах детей. Часто встречаются и другие симптомы: агрессивность и антисоциальное поведение, трудности в обучении и отставание в познавательном развитии, депрессия и низкая самооценка.[15]

Антисоциальное поведение. У старших детей антисоциальное поведение является вторичной реакцией. Неуспевающие, не принятые сверстниками, отвергаемые дома и в школе, они становятся агрессивными и протестуют против ценностей общества. Антисоциальность у меньшей части детей имеет семейное и, вероятно, генетическое происхождение.

Трудности в обучении и отставание в познавательном развитии. Затруднения в овладении школьными навыками — наиболее важный симптом описываемого расстройства, однако ни его природа, ни его частота до конца еще не изучены.

Известный американский психологи В. Оклендер так характеризуют этих детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов" [9].

Причины нарушений

Синдром гиперактивности и дефицита внимания не следует рассматривать как болезнь. Многие это хорошо понимают, однако некоторые окружающие люди сильно страдают от нестабильного поведения таких детей. Многие врачи говорят также о том, что дети с диагнозом СДВГ в неврологическом плане отличаются от других.

Существует гипотезы о том, что СДВГ является следствием определенных заболеваний, например, инфекционных, метаболических расстройств, черепно-мозговых травм, употребления некоторых препаратов во время беременности, детском церебральном параличе, эпилепсии, умственной отсталости. В то же время он наблюдается и в качестве самостоятельного нарушения, и в сочетании с задержкой развития или поведенческими расстройствами. Но в большинстве случаев этиология синдрома мало известна. Существует множество теорий появления СДВГ.

Теория наследственности

Справедливо считают, что причина возникновения СДВГ кроется в наследственности. Это подтверждают, кроме всего прочего, также исследования, проводившиеся среди близнецов. Все-таки не один только дефектный ген несет ответственность за СДВГ - ученые исходят из того, что множество генов определяют такие столь различные качества, как концентрацию деятельности и порывистость движений (разумеется, не следует упускать из виду и безусловное влияние окружающей среды).

Нарушение мозгового обмена

Предполагается, что передача нервного возбуждения, то есть посылаемой определенными участками мозга информации в иные области мозга, в случае с СДВГ нарушена.

Изменения в структуре мозга

Существует еще гипотеза о том, что у людей, страдающих синдромом гиперактивности и дефицита внимания, произошли определенные изменения в мозге, или имеют место врожденные аномалии развития.

Питание

Всевозможные добавки, пищевые красители, консерванты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, нитраты, апельсины, яйца и другие продукты, при употреблении их в большом количестве, считаются возможной причиной гиперактивности. " Эта гипотеза была популярна в середине 70-х гг. [3]

Отношения внутри семьи

Исследования, проведенные Брязгуновым И.П., Касатиковой Е.В. показали, что две трети детей, характеризующихся как гиперактивные - это дети из семей высокого социального риска.

К ним относятся семьи:

-с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);

-с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);

-семьи с высоки уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жесткое обращение с ребенком);

-семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения).

Так же существуют и другие теории:

Курение во время беременности.

Теория проблемного окружения.

Отношения с родителями и воспитание.

Выявление гиперактивности

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка [11]

Критерии гиперактивности

Дефицит активного внимания

Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

Не слушает, когда к нему обращаются.

С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

Испытывает трудности в организации.

Часто теряет вещи.

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

Постоянно ерзает.

Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

Очень говорлив.

Импульсивность

1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).

При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет).

1.3 Особенности оказания психологической помощи родителям по вопросам развития детей с гиперактивным поведением

В России процесс диагностики, лечения и реабилитации детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания пока недостаточно налажен. В то же время, особенно в крупных городах, вполне можно найти специалистов, которые в состоянии помочь родителям. Помочь родителям могут следующие специалисты.[15]

Невропатолог. Это может быть невропатолог обычной поликлиники или частнопрактикующий врач. Как правило, синдром дефицита внимания является не самостоятельным заболеванием, а компонентом более обширной неврологической болезни.

Психиатр. Не нужно бояться психиатров, страх перед которыми может сохраняться в душе у родителей с советских времен. Все зависит от уровня компетентности конкретного доктора в этой области знаний.

Психотерапевт - врач, который лечит словом, беседуя с ребенком и его родителями.

Психолог - специалист, который обычно работает в дуэте или с психиатром, или с педагогом. Обследование и получение консультаций у психолога может существенно прояснить картину болезни и помочь семье.

Педагог - речь идет о специалисте, который работает в районном психолого-медико-социальном центре и помогает дошкольникам и школьникам с отклонениями в поведении. [15]

Психолого-педагогическая коррекция СДВГ - один из наиболее трудоемких для всех участников процесса способов коррекции, но и один из наиболее щадящих для детской психики. Один из имеющих наименьшее количество побочных эффектов метод лечения гиперактивности.

С годами бессилие педагогических методов коррекции гиперактивности становилось все более очевидным. Ведь явно или неявно эти методы опирались на старое представление об изъянах воспитания как источнике данной проблемы, тогда как ее психопатологическая природа требовала иного подхода. Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники гиперактивности следовало искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.

Проблемы родителей, чьи дети обладают СДВГ

Родителям, в поведении детей которых проявляются указанные отклонения, сложно жить в нашем обществе - точно так же, как и их отпрыскам. Окружающие критически оценивают их воспитательные методы, так как большинство из них убеждены, что именно родители виноваты, если поведение их детей не соответствует принятой в обществе норме. В адрес родителей раздаются упреки в том, что они слишком много позволяют своим детям или же недостаточно строго с ними обращаются. Другие более категоричны: они утверждают, что родители ребенка с СДВГ просто не в состоянии заниматься его воспитанием. Существует довольно распространенное мнение, что ребенку необходима «всего лишь» хорошая порка, чтобы до него лучше «дошло».

В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родителя неуравновешенны и неопытны. То есть, с одной стороны, гиперактивность у детей может быть сильно выражена из-за недостаточного или неадекватного воспитания, а с другой стороны, ребенок с гиперактивность сам создает условия, которые становятся причиной трудностей взаимоотношений в семье, вплоть до ее распада. [16]

Многие родители, чей ребенок отличается необычным поведением, в конце концов, начинают сомневаться в самих себе. В конце концов, такое поведение ребенка, ограничивающее его контакты с внешним миром, также распространяется и на родительский дом. Некоторые родители пытаются избегать ситуаций, когда они по предыдущему опыту точно знают, что с трудом могут управлять своим ребенком. К существующим проблемам часто добавляется еще и фактор отсутствия общения, то есть родители, и прежде всего неработающие матери, практически не имеют возможности общаться и советоваться с другими людьми. Это может стать дополнительной моральной нагрузкой для родителей.

При таких обстоятельствах родителям необходима компетентная консультация. На первых порах ее можно получить от педиатра или же от другого врача, внушающего доверие, а так же от детского психолога или в консультационном пункте по вопросам семьи и воспитания. Если имеется подозрение на наличие у ребенка СГДВ, то, возможно, будет целесообразно посещение группы по оказанию взаимной помощи. В любом случае, для большинства родителей важно хотя бы раз пообщаться с такими же родителями и обсудить с ними проблемы, касающиеся их детей.

Коррекционная работа с семьей гиперактивного ребенка направлена, прежде всего, на то, чтобы обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности - значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

Основной задачей психолога становится изменение отношения близких родственников и, прежде всего, матери к ребенку, с тем, чтобы лучше его понять и снять излишние напряжения, формирующиеся вокруг него.

Матери нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, даже если таковое нужно, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. Конечно в зависимости от причин, для каждой семьи разрабатывается своя программа коррекции. Но, независимо от причин, все родители, имеющие гиперактивных детей должны [15] усвоить несколько важных аксиом:

1) Мозг очень пластичен и максимально восприимчив с рождения до 9-10 лет. Вовремя проведенная коррекция обязательно приведет к восполнению дефицита развития.

2) Нельзя на ребенке «ставить крест».

3) Как можно скорее начать коррекционную работу.

Родителям гиперактивных детей следует дать общие рекомендации, которые могут оказаться полезными в каждой такой семье:

В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку.

Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

Поддерживайте дома четкий распорядок дня.

Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.

Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.[4]

Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию.

Работа психолога должна быть направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

-В работе с родителями можно предложить тренинг родительской компетентности (ТРК), позволяющий родителям приобрести следующие необходимые им навыки:

-Преодоление непослушания и устранение вызывающего поведения ребенка;

-Адаптация к эмоциональным трудностям, вызванным воспитанием ребенка с гиперактивностью;

-Контроль над ситуацией, исключающий экспансию существующих проблем;

-Защита других членов семьи от воздействия неблагоприятных факторов.

Родителям в первую очередь рассказывают о специфике гиперактивности, чтобы они понимали биологическую основу этого расстройства. Кроме этого, родителей знакомят с общими принципами воспитания ребенка с гиперактивностью, учат их постоянно использовать свое влияние на ребенка, планировать и добиваться последовательности в своих действиях, не персонализировать проблемы ребенка и уметь прощать его. Затем родителей обучают техникам, позволяющим изменять поведение ребенка. Они узнают, как идентифицировать те формы поведения, которые они хотят поощрить или предотвратить, как использовать поощрения и наказания для достижения определенных целей, как установить дома жетонную систему. Их учат умению замечать то, что ребенок делает хорошо, и умению хвалить ребенка за его достоинства и достигнутые успехи. Кроме этого, родители обучаются использовать систему штрафов за деструктивное поведение и справляться с непослушанием в общественных местах. Родители также могут научиться использовать программы поощрения, основанные на системе школа-дом, при которых учителя оценивают их детей в карте ежедневной записи. Эти карты служат для того, чтобы дома родители использовали поощрения или наказания (обычно жетоны), учитывающие поведение ребенка в классе. И, наконец, родители учатся, как справляться с плохим поведением в дальнейшем, и посещают группы поддержки.

Родителям рассказывают о том, как ежедневно заниматься с ребенком так, чтобы эти занятия приносили совместное удовольствие. Они учатся так организовывать его деятельность, чтобы успех ребенка был максимален, а неудачи - минимальны. Родителей обучают также снижать собственную раздражительность путем релаксации, медитации или физических упражнений. Пониженная раздражительность и агрессия позволяют родителям реагировать на поведение ребенка более спокойно.

Многие исследования подтверждают эффективность ТРК, который позволяет справляться с проявлениями оппозиционного и вызывающего поведения ребенка; однако преимущества этого метода и долгосрочность его воздействия еще не изучены. [4]

Но, психолог и педагог должны учитывать, что коррекция родительского поведения и лечение самого гиперактивного ребенка должны проходить одновременно.


Глава II Эмпирическое исследование гиперактивности у детей

2.1 Методики выявления и коррекции гиперактивности

Для оценки степени склонности ребенка к гиперактивному поведению использовались следующие методики:

Чтобы диагностировать гиперактивность, нужно ответить на следующие вопросы:

-возникло ли такое поведение до 7 лет?

-наблюдалось ли оно чаще и выраженнее, чем у других детей того же пола и возраста?

-является ли оно постоянным (по меньшей мере, в течение 6 месяцев)?

-наблюдалось ли оно в нескольких различных ситуациях и не в одном месте?

-является ли оно причиной существенного ухудшения поведения, социального взаимодействия и обучения?

Анкетирование родителей для выявления степени выраженности

симптомов гиперактивного поведения у ребенка.

Выполняется следующим образом: родителям (обоим) предлагается опросный лист. Он содержит перечень утверждений по симптомам, которые могут наблюдаться при гиперактивном поведении. При наличии симптома, родитель отмечает в графе «да» этот симптом галочкой.

Обработка результатов: Для получения результата подсчитывается количество положительных ответов.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком по П. Бейкер и М. Алворд)
Дефицит активного внимания: 
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив. 
Двигательная расторможенность:
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Особенности личности ребенка.

тест 1. «Лесенка»

Цель: выявление самооценки ребенка

тест 2. «Нелепицы»

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка

Особенности развития интеллектуальных процессов

тест 1. «Найди такую же картинку»

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

тест 2. «10 предметов»

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка в целом.

тест 3. «Разрезные картинки»

Цель: выявление уровня восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Состояние эмоционально-личностной сферы

1.Методика Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка"

Цель: Определить уровень тревожности ребенка.

2. Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.

Цель: исследуется наличие агрессивности: ее направленность и интенсивность.

Так же существуют две основные диагностические системы DSM-ІV и МКБ-10. Они несколько по-разному охватывают спектр этого расстройства: первая более широко, а вторая включает лишь более тяжелые формы этого расстройства.

2.2 Коррекция в семье. Рекомендации родителям

«Первым шагом в помощи детям с СДВГ должно быть признание биологической обусловленности ограничений в сфере самоконтроля и соответственно снятие обвинений с детей и их родителей. «…» Изменение ожиданий, подходов, воспитательных методов родителей и учителей может радикально изменить степень обусловленных СДВГ ограничений жизни ребенка.»

(Рассел Баркли)

Коррекция СДВГ должна включать комплекс методик, т.е. быть «мультимодальной». Основными направлениями являются: двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, семейная психотерапия, поведенческая терапия, релаксационные методики, лечение сопутствующей патологии. К медикаментозной терапии прибегают только в случае неэффективности вышеуказанных методик.

Двигательная активность

Гиперактивным детям не рекомендуют игры с сильно выраженным эмоциональным компонентом (соревнования, показательные выступления), а также виды спорта со статистической нагрузкой (например, силовое троеборье). Полезны физические упражнения, носящие аэробный характер в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде, водный и пеший туризм. При систематической физической нагрузке снижается стресс-реактивность, повышается моторный контроль и в целом повышаются адаптивные способности.

Психолого-педагогическая коррекция

Изменив окружение ребёнка, отношение к нему в семье и школе, можно повлиять на течение заболевания. При наличии эмоциональных нарушений проводят холдинг-терапию, используют методики для снятия повышенной тревожности, развития коммуникабельности, подбирают сферы деятельности, в которых ребёнок чувствовал бы себя уверенно, моделируют ситуации успеха. В цикл занятий включают упражнения на развитие внимания и памяти. Однако в случае, когда затронуты области фронтальной коры, отвечающие за когнитивные функции, помогают методики развития мышления и речи, при этом происходит определенная компенсация нарушенных функций. При выявлении речевых нарушений необходимы логопедические занятия.

Семейная психотерапия

СДВГ - это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, и прежде всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Мать гиперактивного ребёнка излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Для снятия депрессивного состояния проводится психотерапевтическое лечение.

Поведенческая психотерапия

Домашняя программа коррекции включает:

а) изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании);

б) изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй);

в) организацию режима дня и места для занятий;

г) специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание позитивных методов воспитания [11].

Школьная программа коррекции включает:

а) изменение окружения (место ребёнка в классе - рядом с учителем, включение минуток активного отдыха в режим урока), регулирование взаимоотношений с одноклассниками);

б) создание ситуаций успеха, развитие мотивации обучения,

в) коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии.

Релаксационные методики Мышечное расслабление, достигаемое при аутогенной тренировке, влияет на функции центральной и периферической нервной системы, стимулирует резервные возможности коры мозга, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма ребенка.

Таким образом, профилактика и лечение детей с синдромом дефицита внимания должны быть при участии педиатра, психолога, педагога и родителей.

Рекомендации родителям гиперактивных детей:

-В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку.

-Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

-Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

-Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

-Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

-Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

-Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

-Поддерживайте дома четкий распорядок дня.

-Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.

-Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.


Список литературы

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 96 с.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 528 с.

Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -158 с.

Бодалев А.А., Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М.:Педагогика, 1989. - 262 с.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: "Просвещение", 1967. - 122 с.

Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей. - М.: Пенаты, 1992. - 52 с.

Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - №1. - 1999. - С.31-36.

Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - №4. - 2000. - С.2-6.

Исаев Д. Н. Психопаталогия детского возраста: учебник для вузов. – 3-е изд. – СПб.: СпецЛит, 2007. – 463 с.

Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: Рос.пед.агентство, 1987. - 125 с.

Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. - М.:НИИ семьи, 1997. - 64 с.

Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М.: Олег и Павел, 1994. - 98 с.

Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России. - М.: РАРОГЬ,1997. - 67 с.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. - 192 с.

Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Пер. с украинского. — М.: Генезис, 2010.

Харланд С. Гиперактивный или сверходарённый? – СПб.: «ВЕСЬ», 2004. – 46 с.

Эйдемиллер Э.Г. Юстицкий В.В. Семейная Психотерапия. - Л.:Медицина, 1989. - 255 с.

1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная работа!

14 December 2020

Ответ #339702 был удален 21 December 2020