12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каменская Валентина32


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

«ЖИЗНЬ БЕЗ АГРЕССИИ»

Составитель: педагог-психолог Каменская В.И.


Пояснительная записка ​​​​​​​

В мировой психологической практике принято считать, что основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является «поведенческая терапия». Эта техника основана на теории научения  и опирается на некоторые положения социальной психологии и теории развития.

Наиболее распространенной формой психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении является тренинг социальных навыков. Это обусловлено опорой на результаты исследований, которые свидетельствуют о взаимосвязи дефицита социальных навыков у детей с их агрессивностью и делинквентностью».

Основными условиями коррекции агрессивного поведения детей являются: установка на достижение положительной обстановки в окружающей социальной среде, повышение культуры общения, поддержание необходимого эмоционального фона доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. В связи с этим необходимо внимательное, приветливое отношение к подросткам,  доверие к ним, привлечение к активному взаимодействию, использование деятельностного ­содержания игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др. Важно поддерживать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, добрый поступок, хорошее настроение, познавательный интерес. Не менее важно поддерживать подростка в его стремлении преодолеть самого себя: свою робость, застенчивость, зависть к успехам других детей, болтливость, недисциплинированность и другие неблаговидные проявления. Особенно важно поддержать волю ребенка, его способность к самоpeгyляции, и помочь в  овладе­нии приемами саморегуляции агрессивного поведения личности; (Е.В. Бондаревская).

Повышение культуры общения особенно важно для подросткового  возраста потому, что связано, прежде всего, со становлением личности взрослого человека и усвоением новых форм и способов межличностного взаимодействия, которые отсутствовали в детстве.

Цели занятия: психологическое просвещение, профилактика агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Задачи:

1. Расширить у подростков информацию о своей личности и проблеме агрессивного поведения;

2. Обучение подростков приемлемым способам выражения гнева;

3. Развить навыки эффективного межличностного взаимодействия;

4. Развить чувство эмпатии;

5. Научить конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;

6. Сформировать положительные модели поведения.

Возраст детей: 11-15 лет.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог: Тема нашей сегодняшней встречи серьезна и трудна поэтому начать наше занятие сегодня я предлагаю с веселого упражнения «Тайна имени».


Упражнение №1. «Тайны имени»

Цель: знакомство с группой подростков, получение первичной информации.

П: Я предлагаю рассказать вам о своем имени. Как известно, имя для человека оказывает большое значение. Взрослеет человек и его имя тоже изменяется. Давайте поразмышляем над скрытым значением вашего имени. Для начала откроем тайну первой буквы вашего имени. Что вас ведет по жизни? А на что нужно обратить внимание?

Например: «Я — Валентина, и я вежливая».

Или: «Я — Игорь. Искренний и Импульсивный».

Подумайте 1 минутку, после этого можете представиться и рассказать значение своего имени.

Возвращаясь к теме занятия, а она и правда тяжелая, это тема проявления нами жестокости и агрессии.


Упражнение №2. «Правила в группе» 

Что бы наше занятие прошло гладко и без конфликтов, я предлагаю придерживаться ряда правил:

Добровольность участия: не хочешь говорить или выполнять задание - не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака.

Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который выражает твоё мнение.

Не выносить информацию за пределы круга. Не обсуждать после занятий.

Не лгать. Лучше промолчать.

Нельзя оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит.


Упражнение №3. Мозговой штурм на тему «Агрессивное поведение». 

П: Давайте немного побудим в роли ученых и поразмышляем над следующими вопросами:

Как вы думаете, что такое агрессивное поведение?

Какие ассоциации возникают при слове агрессия?

Зачем она нужна человеку?

Чем она может помешать?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, педагог поощряет высказывания и стимулирует активность школьников.

Определение понятия «Агрессия» зачитывается, но пока не обсуждается

АГРЕС­СИЯ (от латинского «agressio» — нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и не­одушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.)


Упражнение №4. «Разбор жизненных ситуаций»

П: Для наглядности, предлагаю рассмотреть следующие случаи из жизни (раздаем бумажки с ситуациями желающим):

1. Ревнивый влюбленный, узнав, что его девушка встречается еще и с другим, - хватает нож и наносит увечье сопернику.

2. На вечеринке одна девушка выпускает в другую целую обойму язвительных реплик, и настолько выводит ее из себя, что та, в конце концов, уходит с вечеринки.

3. Нетрезвый водитель вылетает на встречную полосу и врезается в первый же автомобиль, в результате чего водитель того автомобиля и пассажир погибают. Впоследствии он испытывает сильные угрызения совести по поводу этой трагедии.

4. Во время боя солдат стреляет из орудия по приближающемуся противнику. Однако у него сбит прицел, и снаряды пролетают поверх голов, не причиняя людям никакого вреда.

5. Чтобы питаться мясом, люди убивают домашних и диких животных

6. Несмотря на то, что пациент кричит от боли, стоматолог крепко захватывает больной зуб щипцами и быстро вырывает его.

7. Мать кричит на раскапризничавшегося ребенка, шлепает его и ставит в угол

8. Кот стал душить цыплят, и хозяин его убил из ружья

9. Ученик на парте написал обидные слова, предназначенные определенному человеку

10. Из-за того, что родители не пустили девочку на день рождения к подруге, она изрезала в своей комнате занавеску


Итак, в каких из вышеперечисленных случаев представлена агрессия?

(Учащиеся обсуждают эту тему и высказывают свои соображения)


П: (обобщает и подводит к выводу): Таким образом, мы выделяем в определении агрессии 4 самых важных признака: 

Нацеленное поведение. То есть - имеется намерение.

Вред. (Действием или словом. Агрессия может быть и вербальной (словесной)).

Живому существу. Люди часто теряют контроль над собой, что-то разбивают или наносят удары по собственным различным неодушевленным предметам, например, по мебели, посуде, стенам. Но подобное поведение не может рассматриваться как агрессивное до тех пор, пока не будет причинен вред живому существу. Это поведение можно расценивать как эмоциональное или экспрессивное, но не агрессивное.

Например, разбить тяжелым молотком стекло автомобилю на аттракционе, заплатив за него - это не агрессивное поведение. Но если автомобиль принадлежал вашему врагу - то это поведение агрессивно.

- Не желающему такого обращения. Т.е. даже если вам кажется, что ваше поведение - невинное развлечение, но человеку оно не по душе, то ваши действия будут называться агрессивными.


Упражнение №5. "Волшебные заросли"

Цель: научить подростков контролировать свои эмоции, речь и негативные импульсы.

Время выполнения: 5 минут

Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованными тесно прижатыми "волшебными водорослями" - всеми остальными участниками. "Водоросли" понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения. Водящий должен самыми добрыми словами и нежными движеньями уговорить "водорослей" пропустить его в центр круга. Остальные участники не должны пропускать водящего ни при каких обстоятельствах. Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких условиях водоросли расступились, а при каких нет.

Ребята, а вы заметили, что в процессе нашей игры, некоторые из вас применяли агрессию по отношению к нашим зарослям? Дело в том, что агрессия может проявляться по-разному и, в зависимости от этого, выделяют разные ее виды. 


Упражнение №6. Мини лекция «Виды агрессии»

Прямая агрессия

Вербальная (словесная) – когда насмешничают, иронизируют, обзываются, ругаются матом и т.д.;

Физическая – когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.;

Материальная – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д.

Косвенная агрессия

Частичное игнорирование – непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т.д.);

Полное игнорирование – бойкот;

Другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.)


Упражнение №7. «Что делать с агрессией и гневом».

Цель: обучение конструктивным способам выражения гнева.

Делим детей на 2-3 микрогруппы, раздаем лист и ручки. После 3-5 минут командного мозгового штурма представитель от каждой команды зачитывает свои варианты. Психолог помечает на доске (ватмане).

Предлагаю подумать над вопросом: «Как избежать использования агрессии в жизни?» или «Что делать, если понимаешь, что готов совершить агрессивный поступок?»

Как избавиться от насилия и жестокости в современном обществе. Предложите свой рецепт “неагрессивного мира”. Что для этого необходимо.

РИСОВАТЬ

ПИСАТЬ РАССКАЗЫ

СМЕЯТЬСЯ

ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ

КОЛОТИТЬ ПОДУШКУ или боксёрскую грушу

ПРОСТИТЬ ОБИДУ

ЛЕПИТЬ

ЗАНЯТЬСЯ ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ

ГОВОРИТЬ, ЧТО ЧУВСТВУЕШЬ

Упражнение №8: “А я – не тормоз” 

Цель: выплеск негативных эмоций, снятие агрессии.

Участники стоят в кругу, рассчитываются на 1,2,3,4,5,6,7,8,9…по порядку. Запоминают свой номер. Затем в круг встает один из участников и называет два числа, например, 3 и 15. Те, подростки, чьи это номера меняются местами, и тот, кто стоит в кругу пытается тоже встать на место одного из номеров 3 или 15. Кто не успел, остается в кругу и говорит: А я – не тормоз! Все участники: А мы – заметили! Затем он называет два номера и так продолжается игра.

Рефлексия: Как чувствовали себя во время игры? Как ощущения тех, кто стоял в кругу?


Упражнение №9. Рефлексия занятия:

Что нового вы узнали на занятие?

Что вам понравилось?

С какими трудностями вы столкнулись в ходе занятия?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.