План работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год
План работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год
Введение ФГОС начального общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса.
Актуальность в осуществлении профессиональной деятельности, направленной на сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья учащихся, их родителей, педагогов и других участников образовательного учреждения
Цель деятельности:
- создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих обучающимся школы и воспитанникам группы предшкольной подготовки успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде.
Задачи:
Психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через индивидуальную работу с педагогами, учениками, родителями.
Психологическая помощь при подготовке и проведении мероприятий с использованием знаний об индивидуальных особенностях учащихся, взаимоотношений в коллективах.
Развитие у учащихся способностей к самопознанию, самоопределению и саморазвитию.
Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов и родителей.
Разработка и внедрение форм и методов работы с педагогами, учениками, родителями, включающей в себя просветительскую и консультативную деятельность.
Оказывать поддержку педагогам школы в освоении и введении в действие ФГОС.
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи как воспитанникам группы предшкольной подготовки, так и их родителям, а так же воспитателям.
Направления деятельности педагога-психолога
Психологическая диагностика:
изучение личностных особенностей участников образовательного процесса с целью создания условий для их самопознания и саморазвития;
проведение психолого-педагогической диагностики детей на разных возрастных этапах с целью
-определения оптимального образовательного маршрута;
определение психологических причин нарушений в обучении и развитии, социально- психологической дезадаптации обучающихся;
изучение межличностного взаимодействия в коллективе детей и взрослых. Психологическая коррекция и развитие:
оказание психологической помощи и поддержки детям, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении, развитии, общении, межличностном взаимодействии;
осуществление коррекции девиантного и асоциального поведения учащихся - оказание психологической поддержки развития личности обучающихся и воспитанников с целью сохранения индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов образовательного учреждения;
предупреждение возможных девиаций поведения;
оказание психологической помощи и поддержки педагогам и другим специалистам образовательного учреждения;
-содействие творческому развитию одаренных детей;
оказание психологической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическое консультирование:
психологическое консультирование всех участников образовательного процесса по запросу;
консультирование администрации, педагогов и родителей (законных представителей, их заменяющих) по проблемам индивидуального развития детей и подростков;
- консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Психологическое просвещение:
повышение психологической компетентности педагогов, обучающихся и их родителей
(законных представителей, их заменяющих);
ознакомление педагогов с основными возрастными закономерностями личностного развития детей;
Организационно-методическая деятельность:
подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей и подростков;
- обработка результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций;
участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения;
подготовка материалов к выступлениям на педсоветах, родительских собраниях, методических семинарах;
координация профессионального взаимодействия с педагогами, а также со специалистами социальной и медицинской сфер.
Этапы реализации:
Информационный (теоретический обзор проблемы, существующих методов и программ, возможность реализации проекта в школе, прогнозирование результатов, оценка «полезности» проекта для школы, подбор методик и оборудования, определение целей и задач проекта и т.д.).
Диагностический (проведение исследования, начало реализации проекта, обработка результатов, обсуждение на педсовете, составление сводных таблиц и базы данных – в зависимости от поставленных целей).
Коррекционный (составление коррекционных программ исходя из полученных результатов, разработка рекомендаций, реализация программ).
Контрольный (проведение повторной диагностики, анализ динамики полученных результатов, оценка эффективности коррекционного этапа работы и проекта в целом).
№ п/п |
Направление и мероприятия работы |
Сроки |
Предполагаемый результат |
Психологическая диагностика |
|||
Работа с обучающимися |
|||
1 |
Исследование уровня адаптации обучающихся 1-х классов |
февраль |
Выявление обучающихся с признаками дезадаптации |
2 |
Исследование особенностей познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка (4-е классы) |
Февраль-апрель |
Рекомендации. Выявление индивидуальных особенностей обучающихся, проблемных сторон |
3 |
Индивидуальная и групповая диагностическая работа с обучающимися по запросу педагогов школы |
В течение учебного года |
Оказание психологической помощи в учебно - воспитательном процессе, обработка результатов исследования |
4 |
Диагностика «Определение уровня тревожности» (4 кл, 9 кл, 11 кл) |
Ноябрь-март |
Выявление учащихся с высоким уровнем тревожности |
5 |
Исследование социометрии 2- 4 классы |
Январь - апрель |
Рекомендации по проведению коррекционной работы |
6 |
Исследование «Классный руководитель глазами воспитанника» |
Февраль |
Выявление стиля работы классных руководителей |
7 |
Выявление мотивов обучения у обучающихся 2-4-х классов |
Январь |
Рекомендации |
8 |
Индивидуальная диагностика будущих первоклассников |
Февраль-март |
Рекомендации |
9 |
Индивидуальная диагностика учащихся, |
Январь-февраль |
Рекомендации |
направленных на ПМПК |
|||
10 |
Исследование уровня агрессивности 4 класс |
март |
Выявление учащихся с высоким уровнем агрессивности для проведения коррекционной работы |
11 |
Изучение черт характера 4 - классников |
апрель |
Рекомендации |
12 |
Мониторинг образовательных достижений первоклассников в конце учебного года (1-3 классы) |
Апрель-май |
Рекомендации |
13. |
Диагностика учащихся «группы риска» |
В течение учебного года |
Рекомендации |
14 |
Диагностика профессиональной направленности у обучающихся 9 –11 -х классов. |
декабрь-март |
Рекомендации |
15 |
Исследование микроклимата в классе по запросу. |
В течение учебного года |
Рекомендации |
16 |
Выявление к склонности употребления ПАВ, наркотиков среди учащихся старшего звена по запросу администрации, кл. руководителей, родителей |
В течение учебного года |
Рекомендации |
17 |
Диагностика развития познавательных процессов в 1,2,3,4,5 классах. |
В течение учебного года |
Рекомендации |
18 |
Социально-психологическое тестирование по профилактике употребления ПАВ детей и подростков |
Январь-февраль |
|
Работа с педагогами |
|||
13 |
Исследование педагогического коллектива на уровень психологического выгорания |
Апрель |
Координация взаимодействия педагогов и психолога. Оказание методической помощи |
14 |
Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова) |
март |
Координация взаимодействия педагогов и психолога. Оказание методической помощи |
15 |
Тест «Состояние вашей нервной системы» (К. Либельт) |
май |
Координация взаимодействия педагогов и психолога. Оказание методической помощи |
16 |
Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности |
По запросу |
Координация взаимодействия педагогов и психолога. Оказание методической помощи |
Работа с родителями |
|||
17 |
Социологический опрос родителей |
по запросу администрации |
Координация взаимодействия семьи и школы |
18 |
Исследования: а) «Стиль семейного воспитания» б) «Любите ли вы своего ребенка» в) «Кто в семье лидер» |
Февраль Март апрель |
Координация взаимодействия семьи и школы |
19 |
Анкетирование и диагностика по запросу |
В течении учебного года |
Координация взаимодействия семьи и школы |
Психологическое консультирование |
1 |
Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей |
По мере обращения |
Повышение уровня психологической компетентности учителей |
2 |
Консультирование педагогов по вопросам профессионального и личного роста |
По мере обращения |
Повышение уровня психологической компетентности учителей |
3 |
Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка с нарушениями в интеллектуальном развитии |
По мере обращения |
Повышение уровня психологической компетентности родителей |
4 |
Групповые консультации для родителей в соответствии с возникновением психолого- педагогических затруднений и запросами администрации школы |
По мере обращения |
Повышение уровня психологической компетентности педагога |
5 |
Консультирование педагогов 1-х классов по проблеме адаптации к школе
|
По мере обращения |
Создание комфортных психологических условий для обучающихся. |
6 |
Консультации учителей, обучающихся по результатам диагностики |
По мере обращения |
Повышение уровня психологической компетентности педагога |
7 |
Консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам психологии и педагогики |
По мере обращения |
Повышение уровня психологической компетентности родителей (законных представителей) |
8 |
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам индивидуального развития детей и подростков относящихся к «группе риска» |
По мере обращения |
Повышение уровня психологической компетентности педагога |
9 |
Консультирование учителей по проблемам индивидуального развития детей и подростков относящихся к «группе риска» |
По мере обращения |
Повышение уровня психологической компетентности педагога |
10 |
Консультирование детей по проблемам межличностного взаимоотношения детей и подростков относящихся к «группе риска» |
По мере обращения |
Повышение уровня психологической компетентности педагога |
Психологическая коррекция |
|||
1 |
Индивидуально-коррекционная работа с обучающимися (по результатам психодиагностики и по запросу педагогов) |
По мере обращения |
Нормализация психического здоровья обучающихся |
2 |
Групповая коррекционная работа с обучающимися. |
В течении учебного года |
Нормализация познавательных способностей обучающихся |
3 |
Разработка и апробация тренинговых занятий с обучающимися начальной школы, имеющими проблемы в поведении |
февраль |
Создание методической базы. Нормализация психического здоровья обучающихся |
4 |
Коррекционные занятия с обучающимися начальной школы по формированию произвольной регуляции поведения |
В течении года |
Нормализация психического здоровья обучающихся |
5 |
Деловые игры с обучающимися: б) «Путешествие в волшебную страну» (1–2-е классы) г) «Дорога в 5-й класс» (4-е классы) |
В течении года |
Улучшение психологического здоровья обучающихся |
6 |
Развивающие занятия с родителями «Стань достойным родителем» |
Повышение психологических знаний родителей |
|
7 |
Профилактика экзаменационного стресса: психологическое сопровождение выпускников на этапе подготовки к экзаменам 9 – 11 классов |
Январь-апрель |
|
Психологическая профилактика и просвещение |
|||
1 |
Проведение тематических семинарских занятий с педагогами школы |
В течении года |
Повышение интереса педагогов к психологическим занятиям |
2 |
Выявление обучающихся, нуждающихся в психологической помощи |
В течении года |
Сохранение психологического здоровья детей |
3 |
Выявление обучающихся, относящихся к «группе риска», посещение семей «группы риска»
|
В течении года |
Сохранение психологического здоровья детей |
4 |
Групповые занятия с педагогами (группы личностного роста) |
В течении года |
Сохранение психологического здоровья педагогов |
5 |
Неделя психологии |
ноябрь |
Обеспечение обучающихся, педагогов и родителей необходимыми психологическими знаниями |
6 |
Посещение уроков |
В течении года |
Выявления учащихся, имеющих недостаточный уровень развития памяти, внимания путем наблюдения |
7 |
Классные часы с учащимися 1-11 классов |
В течении года |
Повышение интереса учащихся к психологическим занятиям |
Методическая работа |
|||
1 |
Расширение картотеки диагностической методики, комплектование инструмента |
Ноябрь-январь |
Формирование методической базы для деятельности психолога |
2 |
Комплектование и систематизация картотеки коррекционных, развивающих методик и программ |
В течении года |
Формирование методической базы для деятельности психолога |
3 |
Разработка дневников наблюдения за обучающимися 1–4-х классов |
декабрь |
Координация взаимодействия педагогов и психолога |
4 |
Подбор методик для педагогической диагностики |
Декабрь-январь |
Координация взаимодействия педагогов и психолога |
5 |
Подбор материала для проведения родительских собраний и консультаций |
Декабрь-январь |
Координация взаимодействия педагогов и психолога |
6 |
Подбор материала для коррекционной и развивающей работы |
В течении года |
Формирование методической базы для деятельности психолога |
7 |
Планирование работы на учебный год |
В течении года |
Формирование методической базы для деятельности психолога |
8 |
Подбор материалов для проведения консультаций учителей, обучающихся, родителей |
В течении года |
Координация взаимодействия педагогов и психолога |
9 |
Подбор материалов для коррекционной и просветительской работы |
В течении года |
Формирование методической базы для деятельности психолога |
10 |
Планирование совместных действий классных руководителей и психолога |
В течении года |
Координация взаимодействия педагогов и психолога |
11 |
Подбор материала для проведения диагностической работы со всеми участниками школьного социума |
В течении года |
Формирование методической базы для деятельности психолога |
12 |
Повышение психологических знаний через: а) учебу на психологических семинарах; б) обмен опытом коллег; в) повышение квалификации на курсах; г) изучение специальной литературы |
В течении года |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагога-психолога |
13 |
Участие в семинарах педагогов-психологов и совещаниях: а) организационно-методическое совещание; |
В течении года |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагога-психолога |
Психологическое сопровождение ФГОС |
|||
Психологическое сопровождение разработки и реализации программ подготовки педагогов |
|||
1 |
Анкетирование (сбор запросов на психологическое просвещение) |
Май |
Формирование банка данных о запросах педагогов |
2 |
Психологическое просвещение (выступление на заседаниях педагогического совета, методических объединений, семинарах и практикумах по психологической тематике) |
В течении года |
Повышение психологической грамотности и развитие психологической культуры |
3 |
Психологическое консультирование |
В течении года |
Психологическая поддержка педагогов, профилактика эмоционального выгорания |
Реализация программ формирования здорового образа жизни |
|||
7 |
Мониторинг психологического здоровья и психологической безопасности |
Январь- февраль |
Рекомендации по созданию и развитию психологически безопасной среды и сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса |
8 |
Профилактические занятия, направленные на формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни |
В течении года |
Развитие психологической культуры обучающихся, повышение мотивации к сохранению и укреплению здоровья |
Экспертная работа |
|||
1 |
Организация и методическая подготовка к диагностикам, семинарам, родительским собраниям, консультациям |
В течении года |
Координация взаимодействия педагогов и психолога |
2 |
Обработка результатов диагностик |
В течении года |
Координация взаимодействия педагогов и учителей |
3 |
Оценка результатов коррекционной и развивающей работы в классах выравнивания |
В течении года |
Координация взаимодействия педагогов и психолога |
4 |
Участие в заседании совета по профилактике |
В течении года |
Координация взаимодействия педагогов и психолога |
Педагог – психолог: ______________________ Г.И. Кабанова