Психолого-педагогические игры и упражнения по коррекции импульсивного поведения младших школьников как участников дорожного движения

2
1
Материал опубликован 23 December 2017

Психолого-педагогические игры и упражнения 

по коррекции импульсивного поведения младших школьников 

как участников дорожного движения

Е.П. Губкина

 

       С увеличением транспортных средств и интенсивности дорожного движения на дорогах и в населённых пунктах все острее встает проблема обеспечения безопасности дорожного движения, травматизма на транспорте. Особую категорию образует  вопрос о Детском Дорожном Транспортном Травматизме.

Увечья, полученные детьми в авариях, относятся к наиболее тяжёлым. Безмерно велики страдания и физические, и нравственные пострадавших детей и их родителей. Неизмеримо горе, когда ребёнок получает смертельную травму.

Основными причинами ДТП с участием детей по-прежнему остаются:

1- незнание детьми элементарных  ПДД;

2- отсутствие навыков и привычки соблюдения ПДД для пешеходов, велосипедистов, пассажиров транспортных средств;

3-  недисциплинированность или невнимательность детей на улице;

4-  недостаточный контроль взрослых за поведением детей на улице.

Дети не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля. Очень часто дети переоценивают свои возможности, считая себя более быстрыми, более ловкими и сильными, чем есть на самом деле. Все это говорит об импульсивном поведении детей.  Импульсивность - одно из наиболее распространенных поведенческих нарушений в младшем школьном возрасте. Импульсивность  является след­ствием недостатков семейного воспитания или негативных взаимоот­ношений с педагогами и сверстниками в школе. У мальчиков им­пульсивность фиксируется значительно чаще, чем у девочек.

Основным методом в работе с импульсивными детьми младшего школьного возраста выступает игра, которая способствует развитию у ребенка произвольности поведения, механизмов управления им. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. Именно через игру есть возможность воздействовать не только на поведение, но и на дисциплинированность детей, как участников дорожного движения.

Основные виды игр и  упражнений, которые применяются при работе с импульсивными детьми:
• с элементами мышечной релаксации
• с правилами и ограничениями
• упражнения, развивающие у детей произвольные процессы и навыки самоконтроля поведения;
• игры, обучающие детей приемам эффективного взаимодей­ствия со сверстниками, требующие подчинения индивидуальных желаний групповым интересам и совместной деятельности.

1.     Игра «Я и светофор».

Цель: способствовать развитию у детей произвольных процессов и навыков самоконтроля.

Правила: в руках учителя таблички с красным и зеленым сигналами светофора. Когда учитель поднимает красный- дети стоят, когда поднимает зеленый- идут. Вспоминаем правила дорожного движения-сигналы светофора.

2.     Игра «Цветные имена».

Цель: способствовать развитию у детей произвольных процессов и навыков эффективного взаимодей­ствия со сверстниками.

Правила: сидя в кругу, каждый из детей по очереди называет свое имя и говорит, какого оно цвета и почему. Если дети испытывают затруднения, игру должен начать учитель.

3.     Игра «Аплодисменты».

Цель: способствовать развитию у детей навыков самоконтроля и  эффективного взаимодей­ствия со сверстниками.

Правила: группа образует публику. Все сидят полукругом, повернувшись лицом к двери. По очереди друг за другом каждый из детей выходит из комнаты и заходит снова. При появлении каждого человека вся публика разражается бурными аплодисментами. Игрок, которого приветствуют, может поклониться публике или просто кивнуть и т.д.

 

4.     Упражнение «Клятва пешеходов».

Цель: способствовать развитию у детей произвольных процессов и навыков самоконтроля.

Правила: учитель  раздает детям заготовленные листы с текстом клятвы. Дети вносят в текст свои имена и подписываются под ним, а затем хором клянутся.
Текст, клятвы. Я, пешеход (имя ребенка), даю согласие соблюдать правила дорожного движения. Я обещаю быть внимательным и осторожным. Я не буду спешить и торопиться. Я буду внимательно следить за сигналами светофора и проезжающими автомобилями, терпеливо ждать, когда наступит моя очередь переходить дорогу.

5.     Игра «Иди и стой».

Цель: способствовать развитию у детей произвольных процессов и навыков самоконтроля, эффективного взаимодей­ствия со сверстниками.

Правила: группа двигается под звуки автомобиля, записанного на диск. При остановке звуковой дорожки все должны тотчас замереть на месте. Во время фазы оцепенения детям даются новые задания для различных видов движения: двигаться как автобус,  машина, мотоцикл и т.п.
Примечание: во время игры учитель  следит за выполнением правил и команд, поощряет тех детей, которые наиболее точно выполняют игровые задания.

6.     Упражнение « Изобрази дорожный знак».

Цель: способствовать развитию у детей произвольных процессов и навыков самоконтроля  и эффективного взаимодей­ствия со сверстниками.

 Правила: дети по- очереди должны изобразить на листке любой знак дорожного движения. Остальные отгадывают.

7.     Игра «На мотоцикле».

Цель: способствовать развитию у детей произвольных процессов и навыков эффективного взаимодей­ствия со сверстниками.

Правила: дети делятся на пары и держатся за плечи впереди стоящего (они – едут на мотоцикле). В таком положении они преодолевают различные препятствия: подняться, присесть, сойти с детского стульчика; проползти под столами. На протяжении всей игры дети не должны отцепляться от своего партнера.

8.     Упражнение «Веселый трамвай».

Цель: способствовать развитию у детей навыков самоконтроля.

Правила: учитель берет лист ватмана, где уже изображен трамвай, и рисует себя на месте водителя. Объясняет детям, что сейчас по- очереди они будут рисовать себя в трамвае. В конце дети предлагают варианты возможного путешествия на данном веселом трамвае. Проговаривая правила поведения в общественном транспорте.

9.     Упражнение  «Какой цвет пропал?».

Цель: способствовать развитию у детей произвольных процессов и навыков самоконтроля поведения.

Правила: выбирается один ребенок, который будет водящим. Перед ним на столе раскладывают цветные карандаши (основные цвета и их оттенки). Ребенка просят внимательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребенок закрывает глаза, учитель убирает один (два, три) карандаша, просит ребенка открыть глаза и сказать, карандашей какого цвета (цветов) не стало.

10.                       Упражнение «Найди отличия».

Цель: способствовать развитию у детей произвольных процессов и навыков самоконтроля поведения.

Правила: учитель размещает на доске два похожих рисунка с дорожной тематикой. Дети ищут 10 отличий.

11.                       Игра «Услышь меня».

Цель: способствовать развитию у детей навыков самоконтроля поведения и эффективного взаимодей­ствия со сверстниками.

 Правила: учитель  выступает в роли ведущего  и дает команды играющим («руки вверх», «в стороны», «повернись» и т.п.). Сначала все команды подаются громким шепотом, затем все тише и тише. Вариант: ведущий дает команду громким голосом, а шепотом называет имя того ребенка, который должен выполнить задание.

12.                       Игра «Прогулка по городу».

Цель: способствовать развитию у детей произвольных процессов и навыков самоконтроля поведения.

Правила: учитель  предлагает участникам движения и звуки при помощи одной истории: « Мы идем из школы домой (хлопать руками по бедрам). И вот мы подошли к перекрестку, и слышим как шумят автомобильные шипы по асфальту (потереть ладошкой об ладошку).загорелся зеленый сигнал светофора, но  лужи на пути- надо перепрыгнуть (похлопать в ладоши). И вот мы дома! Молодцы! ( аплодисменты). А теперь обратно в школу! ( повторяем все в обратном порядке)

13.                       Игра «верно или нет?»

Цель: способствовать развитию у детей произвольных процессов.

Правила: учитель  говорит следующие предложения, а участники  отвечают ему да (хлопают в ладоши)  или нет (топают ногами).
У всех светофоров только  зеленые сигналы. Все водители ездят медленно. У всех автомобилей есть колеса. Все пешеходы знают ПДД.  Все дети любят бегать. Все машины останавливаются перед  пешеходным переходом.

14.                       Игра «Регулировщик».

Цель: способствовать развитию у детей произвольных процессов и навыков самоконтроля, развитие навыков эффективного взаимодей­ствия со сверстниками.

Правила: учитель назначает одного из учеников- регулировщиком. Дети делятся на группы: одна- автомобили, вторая- пешеходы. Все они двигаются, перемещаются, а регулировщик контролирует процесс дорожного движения, останавливает нарушителей, помогает предотвратить ДТП.

15.                        Игра «Паутина».

Цель: способствовать развитию у детей навыков самоконтроля поведения и обучение приемам эффективного взаимодей­ствия со сверстниками.

Правила: один игрок держит в руках клубок шерсти и обматывает себя вокруг талии один раз. Потом клубок передают следующему игроку, он проделывает то же самое, пока все не будут связаны. Потом клубок начинают сматывать снова, группа опять распадается (игру можно повторить несколько раз).

16.                       Упражнение « Рассказ о дорожном приключении».

Цель: способствовать развитию у детей произвольных процессов и обучение приемам эффективного взаимодей­ствия со сверстниками.

Правила:  учитель  предлагает ребятам сочинить рассказ, по- очереди продолжают его, дополняя по предложению. Примерное начало рассказа: «Решили друзья Ваня и Илья сходить в кино на каникулах……»

17.                       Игра «Парковка».

Цель: способствовать развитию у детей навыков самоконтроля и обучение приемам эффективного взаимодей­ствия со сверстниками.

Правила: учитель делит детей на две группы- автомобили, приезжающие на парковку и автомобили, отъезжающие от нее. Заранее определив место въезда и выезда с парковки, а также расположение парковочных мест.  Задача- избежать столкновения.

18.                       Игра «Переведи через дорогу».

Цель: способствовать развитию у детей навыков самоконтроля и обучение приемам эффективного взаимодей­ствия со сверстниками.

 Правила: учитель делит детей на  две команды. Выбирают по одному «слепому» ( завязывают ему глаза).  Задача каждый участник команды должен перевести «слепого» через проезжую часть ( туда и обратно). Выигрывает команда, которая аккуратнее и осторожнее справится  с заданием.
 

 

И все же самое действенное средство воспитания детей и привития им элементарных знаний ПДД, а так же правильного поведения их на улице - это пример взрослых, и, прежде всего родителей. И успех профилактики ДТП с участием детей будет зависеть от их сознательности, личной культуры и дисциплинированности.

 

Комментарии

Работа не соответствует конкурсному заданию. Представлена подборка игр, а не конкретное занятие.

30 January 2018

Похожие публикации