Психолого-педагогические особенности музыкального вкуса подростков
Психолого-педагогические особенности проявления музыкального вкуса подростков
Как известно, в подростковом возрасте идет становление первоначальных ценностных ориентаций, формируются личностные предпочтения, появляются музыкальные вкусы и различные пристрастия. В этот возрастной период подростки целенаправленно ищут, чем окружить своё жизненное пространство, особенно это проявляется в творчестве.
Многие исследователи, психологи и педагоги в своих трудах ведут спор о формировании музыкального вкуса подростков, и в качестве критериев определения уровня развития музыкального вкуса, выдвигают следующие параметры:
стремление к общению с музыкой разных сфер, в том числе классика, джаз, рок, музыкальный фольклор;
многообразие музыкально-художественных ассоциаций (те, что возникают в ходе прослушивания музыкальных произведений; яркие эмоциональные и образные переживания в восприятии музыкальных произведений);
возникающие эмоциональные состояния и их анализ (так как детям подросткового возраста присуще желание быть принятым, уважаемым одноклассниками, отсюда возникает потребность в совместной коллективной деятельности, например, пение в вокально-инструментальном ансамбле) [6].
Педагогам необходимо уметь стимулировать интерес подростков к слушанию настоящей хорошей музыке и формированию критической оценке музыкальных произведений современных композиторов. Л.С. Выготский в писал о том, что одним из волевых компонентов мотивационной сферы в подростковом возрасте является наличие цели. Это значит, чтобы заинтересовать подростка воспитывать все себе добротный музыкальный вкус, нужна мотивация [1, с. 97].
В таком случае, важным фактором для мотивации к познавательной деятельности, саморазвития, расширение кругозора и привития духовных ценностей, являются: интерес, увлечения и идеалы подростка, поскольку именно они влияют абсолютно на все стороны жизнедеятельности подростка. В соответствии с этим у детей в подростковом возрасте наступает период, когда они начинают активно искать собственные идеалы и ценности.
Например, интерес составляет одну из главных характеристик личности человека, и определяется как эмоциональное проявление потребностей. Выготский считал, что интерес выступает интегральным образованием в развивающемся сознании ребенка, то есть во время перехода из одного периода онтогенеза на следующий, ранее установленные системы интересов заменяют новые стремления, на которых впоследствии развиваются новые интересы.
В своих работах Выготский писал: “У подростка не только появляются новые интересы, но отмирают старые, он не только начинает интересоваться рядом совершенно новых для него вещей, но и теряет интерес к вещам, которые занимали его раньше” [7]. Значит, конкретно на этапе переходного возраста, в сфере интересов человека происходят кардинальные изменения: как в количественном, так и в содержательном плане, и влияет на активность подростков.
В учебнике по психологии подростков говорится, что развитие интересов подросткового периода, по мнению С. Рубинштейна, являются:
1) начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число связанных между собою систем, приобретающих известную устойчивость:
2) постепенное переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения;
3) одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни:
4) рост интереса к психическим переживаниям других людей, и особенно своим собственным (юношеские дневники);
5) начинающаяся дифференциация и специализация интересов, направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессиональную - технику, определенную научную область, литературу, искусство и т. д., совершающуюся под влиянием всей системы условий, в которых происходит развитие подростков [19, с. 103].
Если рассматривать развитие интересов в количественном отношении, согласно Фельдштейну, можно выделить три стадии в развитии интересов. Если обобщить все перечисленные этапы развития подростковых интересов, можно выделить три стадии их становления: начальная стадия интересов подростков, около 10-11 лет, заключается в желании всё попробовать, во всем принять участие; на второй стадии, в возрасте с 12-13 лет, интересы детей стабилизируются; на третьей стадии подросткового возраста (14-15 лет) происходит дальнейшая стабилизация интересов [23].
Кроме интересов следует рассмотреть, что из себя представляют “увлечения” в данном периоде развития детей, поскольку чрезмерная выраженность интересов подростков в какой-либо сфере может приобрести характер увлечения. Увлечения, по мнению А.Е. Личко, составляют важнейшую черту именно подросткового возраста: “Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр”. Нередко увлечения подростков могут стать причиной нарушения поведения. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасываются учеба, работа, все дела и даже ставится в опасность собственное благополучие, или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений [12]. Из выделенных А. Е. Личко типов подростковых увлечений особенно важны эгоцентрические и информационно-коммуникативные.
1) Эгоцентрические увлечения – всякого рода занятия, показная сторона которых позволяет оказаться в центре внимания окружения. Чаще всего это художественная самодеятельность, иногда спортивные соревнования – все, что дает возможность публичных выступлений, сосредоточения на себе всеобщего внимания. Сюда же относится увлечение экстравагантной одеждой, привлекающей взоры.
2) Информативно-коммуникативные увлечения – это увлечения, проявляющиеся в жажде получения новой легкой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также в потребности во множестве поверхностных контактов [12 с, с. 41-45].
Помимо интересов и увлечений подростков, которые могут зачастую меняться, одним из индикаторов социальной развитости личности являются идеалы. Нравственный идеал подростка представляет собой исключительно эмоционально окрашенный образ, становящийся своеобразным не только образцом для подростка, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором личностного развития.
Подростки, стремясь определить свое место в жизни, активно ищут себе идеал для подражания. В этом кроится одна из важнейших причин детских размышлений о взрослых людях, о качествах их личности, их отношений к своим обязанностям, об их взаимоотношениях, достоинствах и недостатках.
На первой стадии подросткового периода, с 10 до 11 лет, у большинства подростков идеалы носят конкретный характер и лишь у незначительного их числа детей имеют обобщенное представление своего идеала. Идеал ребенка младшего подросткового возраста воплощается в конкретном человеке: учителе, родителе, товарище.
На второй стадии подросткового возраста, в период 12-13 лет, конкретный идеал называют 68 % детей, а 30 % обладают уже обобщенным идеалом [19, с.156].
Третья стадия: В 14-15 лет — характеризуется преобладанием обобщенных идеалов. Для 81% детей идеалом является обобщенный образ людей как совокупность идеальных черт. Молодые люди 14-15лет хотят быть похожими на известных литературных героев, киногероев, актеров, певцов, ученых, путешественников, спортсменов или других выдающихся личностей. Заметим, однако, что подростки обычно неспособны отделить свои идеалы от обстоятельств, в которых действовал их избранный герой, и поэтому не видят возможности следовать его примеру в повседневной жизни [19, с. 156].
К тому же, в момент взросления подростки ищут идеалы между историческими и современными знаменитостями. Наконец, подростки сознательно ищут идеальные образы, соответствующие нравственным требованиям их развивающейся личности. Учитель, наставник, воспитатель или любой взрослый человек может быть образцом для подражания подростка, но существует условие для совместного взаимодействия в процессе воспитания в нем хорошего вкуса к музыке, а также и в других предпочтениях. Личность подростка ни за что не должна ущемляется, а совершенно напротив, должна находить понимание и сопереживание в любых обстоятельствах и ситуациях, когда обязательно нужно будет проявить педагогический такт.
Главная задача, стоящая перед учителем музыки – приучить детей слушать, понимать и, конечно же, любить музыку, поскольку опыт слушания настоящей хорошей музыки, формирует музыкальный вкус, который в свою очередь составляет часть общей культуры человека, влияя на общее воспитание личности подростка.
При помощи постепенный анализ услышанного, осознания смысла и эмоционального посыла музыкальных произведений, пусть медленно и постепенно, однако способствует данному процессу. Известный психолог Б. Теплов писал: «Чтобы оценить музыку, ребёнок должен её эмоционально пережить и поразмыслить над ней» [22].
Сегодня наше подрастающее поколение окружает со всех сторон самая разнообразная музыка, из-за чего музыкальный материал постепенно теряет свою ценность, обесценивается и не вызывает никаких эмоций. Как пишет Л. Дмитриева своей работе: “Засорению звукового пространства способствуют радио, телевидение, интернет. Люди отвыкли слушать и слышать музыку, вникая в ее содержание, особенно сложно данный процесс происходит и у подростков” [9].
В связи с этим педагогам необходимо приучать детей слушать хорошую музыку (классическую, народную музыку, и в частности, эстрадные произведения) для того, чтобы музыкальное развитие эстетического и музыкального вкуса проходило успешно.
В настоящее время, огромное количество молодых людей предпочитают слушать музыку, используя всевозможные гаджеты: планшеты, смартфоны, и др.
Многие люди, в том числе, дети школьного возраста, предпочитают использовать наушники для того, чтобы в какой-то степени, отстраниться от актуальной окружающих. В связи с этим развитие музыкального вкуса у детей является очень важной и актуальной проблемой, от которой зависит общая культура современной молодежи. Именно с раннего подросткового возраста следует постепенно приучать детей слушать музыку и слышать её.
Зачастую большинство подростков не знают, какая музыка им нравится, и не могут объяснить, какая вообще существует музыка. Поэтому, для общего эстетического и музыкального развития, на уроках музыки необходимо приучать детей слушать лучшие музыкальные произведения сегодняшнего дня: великие шедевры мировой классической музыки, народную музыку и лучшие эстрадные произведения. Тем самым, формируя у детей «образец» или «эталон» хорошей музыки, которая не испортит формирующийся вкус детей подросткового возраста, а пробудит всевозможные эмоции, которые поспособствуют развитию и обогащению его внутреннего музыкального восприятия ребенка.
Таким образом, из всех выше приведенных аргументов следует сказать, что именно в школьном возрасте нужно вкладывать в сознание ребенка правильные, традиционные культурные ценности, чтобы вырастить в нём критически мыслящую, интеллектуальную и высококультурную личность с хорошим музыкальным вкусом.
Библиографический список
Асафьев Б. В, Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973. – 131 с.
Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности» Москва; Ленинград, 1964. – 104 c.
Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н. М. Борытко, А. В. Модожавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
Буракова О.А. Воспитание музыкального вкуса у школьников в истории отечественной педагогики: Автореф…дисс. канд. пед. наук – Екатеринбург, 2000. – 19 с.
Бычков В. Вкус // Философская антропология. – 2018. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vkus (дата обращения: 14.12.2022).
Волков Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. – М.: КНОРУС, 2020. – 266 с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: 6 том. М., 1984.
Гродзенская Н.Л. Слушание музыки, в кн.: Методика преподавания пения в школе, М., 1952. – 82 c.
Дмитриeва Л.В. / Мeтодика музыкального вoспитания в шкoле // Л. В. Дмитриeва, H. M. Чeрноиваненко. – М.: Прoсвещение. 2009. – 206 с.
Из статьи научного электронного журнала “Лаборатория эстетических исследований” Спичер М. // Лаборатория эстетических исследований. URL.: https://aestheticsresearch.com/2022/06/15/what-is-aesthetic-taste/ (дата обращения: 14.12.2022).
Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа средней общеобразовательной школы: Музыка. 1–3 классы. – М., 1990. – с. 29–30.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. Л: Медицина, 1983.
Мандель Б.Р. Педагогика: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. – М.: Флинта, 2014. – 288 c.
Мелик-Пашаев А.А. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. И сост. А.А. Мелик-Пашаев. — М.: Олимп: ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1999. – 816 с., с 123-124.
Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.
Овсянников М. Ф., Разумный В. А. Краткий словарь по эстетике / Под общ. ред. М. Ф. Овсянникова, В. А. Разумного. - Москва : Политиздат, 1964. - 542 с.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003 –944 с.
Рафикова А.Р. Анкетирование как метод эмперического исследования в педагогическом эксперименте. Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000781 (дата обращения: 22.12.2022).
Реан А.А. Психология подростка. Учебник. Под редакцией члена корреспондента РАО А.А. Реана — СПб.: “прайм-ЕВРО-ЗНАК”, 2003. – 480 с.
Рубинштейн С. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
Тeплoв Б.М. Психолoгия и психoфизиoлoгия индивидуaльных рaзличий М.: МПСИ, МОДЭК, 2014. – 638 с.
Теплов Б.М. Психология и психофизика индивидуальных различий М.: МПСИ, МОДЭК, 2014. – 638 с.
Фельдштейн Д. И. Психология взросления. М., 1999.
Цыганкова А. В. Музыкальный вкус и функции его развития / А. В. Цыганкова, А.С. Петелин // Современное художественное образование: теория и практика: Материалы III Всероссийской научно - практической конференции, Воронеж, 27-28 ноября 2020 года. Воронеж: Воронежский государ. пед. ун-т, 2020. – С. 96-99.
Шацкая В.Н. Уроки пения в VII–VIII классах: методическое пособие для учителей пения / В. Н. Шацкая, Д. Локшин, Г. Давыдова. – СПб.: Владос, 2002. – 227 с.
Шиллер Ф. Электронный эстетический словарь. URL: https://esthetiks.ru/nizmennoe.html. (дата обращения: 14.12.2022).
Эстетический словарь. Электронный ресурс. URL: https://esthetiks.ru/nizmennoe.html (дата обращения: 14.12.2022).