Психолого-педагогические рекомендации педагогам для работы с обучающимся 1 класса
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
ДЛЯ РАБОТЫ С УЧЕНИЦЕЙ 1 КЛАССА Ф.И.О. - - - - -
(2016 - 2017)
Трудности в учебно-воспитательном процессе обусловлены недостаточным развитием:
- представлений о себе,
- школьнозначимых психофизиологических функций,
- познавательных процессов,
- организованного поведения
Необходимо использование методов, активизирующих познавательную деятельность ученицы, развивающих когнитивные процессы, устную речь, организованное отношение к учебной деятельности и формирующих необходимые школьнозначимые психофизиологические функции и учебные навыки:
1. Представления о себе:
- включать в занятия задания на развитие осведомленности о себе (дата и место рождения), родственных отношениях, связях, о месте проживания, окружающем мире.
2. Школьнозначимые психофизиологические функции:
мелкие мышцы руки:
- графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку педагога,
- лепка, рисование, аппликация,
- штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;
- раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности,
- обведение рисунка по контуру, копирование,
- рисование по опорным точкам,
- дорисовывание изображений;
- рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности,
- дыхательная и пальчиковая гимнастика,
- упражнения для тренировки зрительного анализатора и др.
пространственно-временные отношения:
- усвоение понятий: «справа», «слева», «над», «под», «перед», «после», «выше», «ниже». Ребенок на парте последовательно выкладывает цветные геометрические фигуры по речевой инструкции педагога в соответствии с понятиями.
– Положи перед собой красный треугольник, справа от него положи жёлтый треугольник и т.д.
По вопросам педагога ребенок рассказывает, где находится та или иная фигура по отношению к другим геометрическим фигурам (вербализация понятий),
- ориентировка на собственном теле, в помещении, линейном ряду, листе бумаги,
- работа с серией сюжетных картинок (при этом отрабатываются понятия “раньше-позже”, “сначала-потом”, которые отражают временные характеристики предметов и явлений),
- усвоение понятий: «времена года», «месяца», «дни недели», «вчера», «сегодня», «завтра», «сутки»,
сенсорные параметры:
- упражнения на формирование понятий «форма», «цвет», «величина»,
координация движений:
- музыкально-ритмические упражнения,
- подвижные игры,
- речевые упражнения на развитие устойчивости и координации движений во время ходьбы и т.д.
3. Познавательная деятельность:
развитие общей осведомленности, кругозора, речи, речевого общения:
- ситуации внеситуативно-познавательного общения с взрослыми: беседы об окружающей действительности, рассказы ребенка, рассматривание картинок, просмотр и обсуждение детских фильмов, сказок,
- короткий связный пересказ рассказа, сказки,
- коллективные и индивидуальные формы словесного творчества,
- игры с партнерами
познавательной активности, самостоятельности:
- готовая схема выполнения действия в предметно-картиночной или знаковой форме,
- моделирование последовательности операций для получения требуемого продукта путем подбора соответствующих предметных картинок или знаковых изображений,
интеллектуальных умений:
- упражнения на тактильную и обонятельную, зрительную и аудиальную память,
- запоминание слов, стихов, рассказов через образы, пиктографические рисунки,
- знаково-символические средства для решения познавательных задач,
- дидактические игры, предполагающие использование различного рода схем, моделей, чертежей,
- разнообразные виды конструктивных и изобразительных задач,
- конструирование по образцу (модельное, по элементам), по условиям, по замыслу;
- разрезные квадраты, кубики,
- воспроизведение последовательности слов в предложении «Произнести скороговорку»,- сюжетно-ролевые игры,
- игры с правилами,
- задания с логическими операциями анализа, сравнения, обобщения, действий классификации «4 лишний», «Назови, что подходит»,
произвольности деятельности:
- формирование готовности к участию в новой форме общения со взрослыми,
- ориентация ребенка на взрослого (учителя) как носителя социальных требований и правил, конкретизируемых в системе задач, предъявляемых ребенку и способов их решения,
- развитие адекватного действия в ситуации учебной задачи, принятие задачи и овладения общим способом ее решения,
- специальные дидактические игры «Найди различия», «Кто первый заметит ошибку»
темпа деятельности:
- исходить из возможностей ребенка справиться с предложенным заданием – оно должно доступным, лежать в зоне умеренной трудности,
- обеспечить ребенку субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий,
- затем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям произвольной регуляции
учебных знаний, умений,
познавательные мотивы:
- расширение сферы внеситуативно-познавательного общения ребенка,
- создание проблемных учебных ситуаций,
- использование специальных дидактических игр – загадок,
- стимулирование самостоятельной активности ребенка на занятиях и вне ситуации занятий
- создание дополнительной стимуляции, усиливающей основной мотив
4. Организованное поведение:
- обеспечение взрослым режима с постоянным относительно небольшим количеством требований к его выполнению,
- организация повседневной жизни ребенка, так чтобы исключить возможность незавершения начатых действий,
- последовательная передача ребенку функций планирования, контроля и оценки в самостоятельной деятельности с взрослым,
- широкое использование кооперативных форм деятельности со сверстниками.
5. Выполнение режима дня, правил гигиены, привитие навыков самообслуживания.
6. Сохранение здоровья.
7. Создание условий для адаптации к новым условиям.
ДИНАМИКА В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
ДЕКАБРЬ 2016 |
АПРЕЛЬ 2017 |
Положительная в развитии: - произвольного внимания, - мышления, - ориентации на себе, в пространстве, - коммуникативного взаимодействия. |
Положительная в развитии: - школьной мотивации, - тонкой моторики руки, - произвольного внимания, - АЛМ, - оперативной слуховой и зрительной памяти, - пространственно-временных зависимостей, - социальной адаптации. |