«Психолого-педагогические условия формирования гражданского мировосприятия у детей дошкольного возраста»

1
0
Материал опубликован 16 April

«Психолого-педагогические условия формирования гражданского мировосприятия у детей дошкольного возраста»


Князькова С.А.

Инструктор по физической культуре

ГБОУ Школа 853 г.Зеленоград


Современное российское общество нуждается в гражданах, способных влиять на социокультурную ситуацию в стране. Это обусловлено особой остротой экономических и социальных проблем, многоэтническим составом населения. В этом смысле гражданское мировосприятие личности является одним из основных критериев сформированности гражданского общества.

«Мировосприятие» в данной ситуации немыслимо без образования. «Образование имеет для человека неоспоримую жизненную значимость, соответственно, оно должно быть и осмысленным, и ответственным, при этом и смыслы, и значимости, и ценности тоже должны быть выработаны, оформлены и зафиксированы в культуре общества и духовном мире индивида» [Шнейдер Л.Б.].  Образование должно  подготовить личность к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом.

«Гражданское мировосприятие личности – явление сложное, включающее образы, чувств, отношения личности, формирующиеся и проявляющие в деятельности и поведении в виде гражданской позиции» [Шнейдер Л.Б.].

Гражданская позиция базируется на представлениях о доблести и славе, запечатленных в образе родной страны, своей семьи. Формирование гражданской позиции начинается с представления о самом себе, семье и своей Родине. Стрежнем гражданского воспитания является патриотическое воспитание личности, знающего историю, нравы, традиции, обычаи своего народа, уважающего и любящего свою Родину, чувствующего за нее ответственность.

Формирования основ гражданского мировосприятия у детей находит подтверждение в ряде государственных документов, включая Закон РФ «Об образовании», в качестве основного требования к современному содержанию образования выступает необходимость формирования у детей картины мира, которая может быть интерпретирована как основа и результат начального становления миропонимания личности.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми.  Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и к окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладывается именно в дошкольном возрасте. Также в это время у детей формируются первые простейшие представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами.  Вопрос становления мировосприятия ребенка в условиях социокультурной среды имеет важное значение для педагогики, которая ставит своей задачей сформировать и развить у воспитанников не только конкретные знания, но и общее понимание мира - природы, общества и самого человека, живущего в этом мире [Урунтаева Г.А. / Дошкольная психология].

Явление гражданского мировосприятия не получило пока должной разработки в отечественных философских и психологических исследованиях, а педагогические работы на эту тему почти отсутствуют. Отечественные экспериментальные исследования мировосприятия касаются лишь отдельных аспектов этой проблемы. Изучению возрастных особенностей гражданского  мировосприятия посвящены некоторые работы отечественных и зарубежных исследователей: Гершунского Б.С., Дубова И.Г., Мид М., Пиаже Ж., Шубинского B.C., Асмолова А.С., Марцинковской Т.Д., Шнейдер Л.Б., Егорова И.В., Наумовой Д.В. и др. [Наумова, Д.В. / Методологические подходы и психолого-педагогические условия сопровождения становления гражданского мировосприятия молодежи].

Старший дошкольный возраст характеризуется развитием познавательных и мыслительных процессов. В это время дети уже способны включаться в активную познавательную деятельность. Вместе с тем нам необходимо создавать определенные психолого-педагогические условия, при которых будут формироваться полноценные понятия об окружающей действительности. Для начала мы рассмотрим педагогические условия.

Педагогические условия, с нашей точки зрения, имеют определенную специфику. Это понятие описывали многие ученые: В.И. Андреев, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева, Т.В. Минакова. Теория В.И. Андреева говорит нам о том, что педагогические условия – «это совокупность методов, форм и содержание воспитания и обучения».

Т.В. Минакова выделяет следующие педагогические условия:

-  когнитивные - интенсификация процесса усвоения знаний;

- аксиологические - стимулирование мотивации учебных достижений и формирование ценностного отношения к полученным знаниям;

- праксиологические  - построение различных ситуаций для самостоятельного получения знаний.

В.А. Ширяева предлагает нам три группы педагогических условий: концептуальные, организационные и общие дидактические.

1) Концептуальная группа условий включает акмеологические принципы (комплексность, системность, субъектность, детерминизм, гуманизм и др.); положения гуманистической педагогики (реализация личностно-ориентированного, индивидуально-дифференцированного и развивающего подхода в обучении и воспитании); аксиологические основания (наполнение содержания обучения и воспитания ценностными ориентирами, организация рефлексивной деятельности, создание ситуации выбора, диалог и т.д.).

2) Организационные педагогические условия подразумевают непосредственно содержание обучения и воспитания.

3) Общие дидактические условия – методы, формы и средства работы.

Д. В. Наумова делает заключение о том, что «психолого-педагогические условия – это среда, фактор или обстоятельства, в которых феномен гражданского мировосприятия формируется и развивается».

Под психолого-педагогическими условиями мы будем понимать различные техники и формы работы с дошкольниками, направленные на формирование знаний о стране, её истории, культурной самобытности, на осознание и развитие собственной гражданской идентичности. При формировании гражданского мировосприятия у дошкольников, нам необходимо опираться на знания в области истории, географии и экологии.

А. Г. Асмолов обращает внимание на то, что идентичность, во многих случаях трактуется как «самопонимание, представление человека о самом себе; принадлежность индивида к определенной социальной группе и осознание им этого факта» [Асмолов, А.Г. / Как рождается гражданская идентичность: от феноменологии к технологии].  Гражданская идентичность предполагает знание индивидом того, что он принадлежит к определенной гражданской общности, и эмоциональную значимость для него группового членства.

Феномен гражданской идентичности в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка, этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Так же дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и к окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладывается именно в дошкольном возрасте. Также в это время у детей формируются первые простейшие представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами.

Гражданское воспитание – это, прежде всего, личностно-ориентированное воспитание, направленное на развитие социальных свойств дошкольника: быть гражданином России и в юридическом, и в нравственном смысле. Традиционно гражданское образование в рамках ДОО понимается либо как надпредметная форма деятельности, либо как форма организации жизни детского сада. Мы рассматриваем гражданское воспитание как систему знаний.

В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Сущность понятия «гражданственность» состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.

Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания.  Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Хорошо известно, что процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. А потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны [Калясина, Н. А. / Принцип гражданственности в морально-этическом аспекте].

Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста эффективно осуществляется при создании определенных педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении.     Понятие «педагогические условия» является производным от основного понятия «условие» и имеет конкретную интерпретацию применительно к педагогической деятельности. Условия составляют ту среду, в которой рассматриваемое явление возникает, существует и развивается.

Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста дошкольника «включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности» [Историогенез и современное стояние российского менталитета / Отв. ред. В.А. Кольцова, Е.В. Харитонова].

Принципами педагогической деятельности в ДОО по воспитанию гражданственности являются:

- индивидуализация обучения, включающая в себя учет индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;

- стимулирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;

- системность и последовательность воспитания и обучения;

- обеспечение психологического комфорта при организации занятий;

- преемственность в организации разнообразных видов деятельности, способствующих целостному восприятию данного цикла.

Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в досуговой деятельности, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Гражданственность в себя включает несколько компонентов, таких как: патриотизм, гражданские права и обязанности, межнациональная толерантность. Именно эти характеристиками определяются педагогические условия воспитания гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Раскроем эти компоненты:

Патриотизм включает в себя: формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность);  приобщение к истокам национальной региональной культуры;  формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.).

Гражданские права и обязанности могут быть представлены для детей старшего дошкольного возраста в рамках правового воспитания (элементарные знания и представления о Международных документах по защите прав ребенка «Конвенция правах ребенка»).

Задачи правового воспитания: формирование у детей положительного самоощущения; развитие у детей положительного отношения к окружающим людям; приобщение дошкольников к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие коммуникативной компетентности дошкольников и формирование у них социальных навыков; формирование правового сознания у детей через ознакомление их с ближайшим окружением. Дети могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по справедливым «законам».

Межнациональная толерантность, которая является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Затем он узнает свои права и обязанности.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события, права и обязанности детей и взрослых - граждан России и т.д.

В воспитании гражданственность у детей старшего дошкольного возраста огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д.

Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним.    Поэтому особенно важно в ДОО поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

 Важной частью работы по воспитанию гражданственности является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников).

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые имеют характер игры (праздники, досуги).

Наиболее эффективная и интересная форма работы по формированию гражданского мировосприятия является досуговая деятельность, поэтому в планировании работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо включать  досуги по формированию гражданского мировосприятия, на такие темы: «России», «Моя семья», «Праздники в нашей семье» и т.д.    К работе должны быть привлечены родители дошкольников, которые будут активно принимать участие, и обеспечивать тесный контакт с ДОО с семьей.

В заключении хочется сказать, что именно досуговая деятельность в ДОО является наиболее интересным, познавательным и активным психолого-педагогическим условием для формирования гражданского мировосприятия у детей дошкольного возраста.



Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации