Психолого-педагогическая программа «Развитие у детей старшего дощкольного возраста познавательных способностей»
Изменения, происходящие сейчас в сфере образования, направлены на то, чтобы содержание обучения и воспитания было направлено не столько на приобретения определенного запаса знаний и навыков, сколько на личностное развитие ребенка. Современный подход к содержанию дошкольного образования актуализирует интерес к детской личности, ее развитию; рассматривает дошкольный возраст как период накопления психических новообразований, освоения социальных отношений. Важной характеристикой личности, одним из показателей ее сформированности является система интересов ребенка, степень их устойчивости и разносторонности. Актуальность проблемы развития познавательных интересов и способностей определяется необходимостью использования новых психолого-педагогических средств при организации образовательного процесса в ДОУ. Развитие познавательной сферы у ребенка-это ключевой момент в саморазвитии личности дошкольника. Реализация программ, направленных на решение этой проблемы продиктована общественным запросом, т. к. одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности, создание условий для ее самоопределения и самореализации ( ст.14 закона РФ «Об образовании). Кроме того, развитие познавательных интересов и способностей детей старшего дошкольного возраста как средство саморазвития опирается на то, что указанный возраст обладает повышенными возможностями для развития общих умственных качеств, проявляющихся в любознательности, остроте восприятия и воображения.
Актуальность реализации данной программы в рамках нашего ДОУ определяется данными проведенных диагностических мероприятий, совместной работой с учителями начальных классов и школьными психологами, говорящими о том, что при переходе к школьной ступени у детей часто встречается отсутствие познавательной активности, создающее трудности при освоении программы; которое, в свою очередь, бывает обусловлено недостаточным уровнем развития познавательных процессов. В итоге все это негативно сказывается на самоопределении и самореализации личности, о котором уже говорилось.
Научные, методологические и методические основания
программы
В многочисленных исследованиях доказано, что познавательный интерес оказывает позитивное влияние на качество мыслительной деятельности и усвоение знаний, является стимулом для развития волевых качеств (Л.С.Выготский, А.К.Дусавицкий, В.Н.Мясищев, Н.Г.Морозова, А.И.Сорокина и др.), служит основой для совершенствования способностей и склонностей к различным видам творческой деятельности (Л.А.Венгер, Н.С.Лейтес и др.). Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н.Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности.
Данные исследований, посвященных мотивации учения и причин неуспеваемости младших школьников (Ш.А.Амонашвили, Л.И.Божович, Н.С.Денисенкова, А.К.Дусавицкий и др.) свидетельствуют, что у части учащихся познавательный интерес не имеет характера действенной мотивации и не играет существенной роли в общей структуре мотивов учения.
Одной из причин подобного положения следует признать недостаточный уровень его развития к концу дошкольного возраста, что в значительной мере является следствием неудовлетворительной организации педагогической деятельности в дошкольных учреждениях в плане развития детской любознательности. Анализ научной литературы свидетельствует, что в педагогике и психологии накоплен достаточный потенциал для решения научных и практических задач, связанных с проблемой развития познавательных интересов и способностей дошкольников. Значительное место занимает проблема взаимосвязи познания окружающего мира с интересом в исследованиях выдающихся педагогов прошлого (И.Гербарт, А.Дистерверг, Я.А.Коменский, Д.Локк, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.).
Современные ученые рассматривают данную категорию с самых разных точек зрения: как источник умственной активности (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, М.А.Данилов, Н.Ф.Добрынин, Н.А.Менчинская, М.Н.Скаткин и др.), как особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.), как избирательная направленность личности на объекты и явления окружающей действительности (В.Б.Бондаревский, Л.М.Матюшкин, Н.К.Постникова, Г.И.Щукина и др.), как структура, состоящая из потребностей индивида (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, Е.Ф.Рыбалко, Б.А.Теплов и др.), в контексте развития мотивационной сферы личности (Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, Н.Г.Морозова, Л.М.Фридман и др.), как условие развития самостоятельности, повышения познавательной активности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.А.Люблинская ) как условие формирования интереса к процессу познания, источник радости и удовлетворения (Ш.А.Амонашвили, А.К.Дусавицкий, Л.В.Занков, Н.Н.Поддъяков и др.).
Во многих исследованиях развитие познавательного интереса связано со способностью к самоизменению, самодвижению, построению себя как личности в процессе деятельности (Р.Р.Ветчинкина, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Л.Рубинштейн, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманская и др.)
Однако, несмотря на то, что идея саморазвития личности дошкольника прочно утвердилась в педагогических исследованиях, в практике дошкольных образовательных учреждений она не всегда должным образом реализована.
Поэтому основной целью данной программы является формирование познавательных интересов и способностей через развитие всех познавательных процессов ребенка.
Задачи:
1.Реализовать познавательный потенциал каждого ребенка.
2.Формировать устойчивое стремление к деятельности, носящей характер умственного труда.
3.Способствовать развитию произвольности, навыков учебной деятельности.
Участники программы: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) без ограничений, т.к. программа носит развивающий характер. В нашем дошкольном учреждении используется как программа для работы с интеллектуально-одаренными детьми.
Обоснование необходимости реализации программы.
Данную программу необходимо реализовать для того, чтобы повысить общий уровень познавательного развития детей (всех психических процессов), создать устойчивую познавательную мотивацию в перспективе перехода в школу, способствовать развитию познавательных интересов у детей, проводить профилактику возможной школьной дезадаптации, негативных личностных проявлений.
Структура и содержание программы.
Развивающая программа состоит из двух блоков: диагностического и развивающего. Первый блок включает использование различных диагностических методик для определения уровня развития познавательных процессов у детей.
Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
Память. Психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти — лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.
Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.
Мышление. Мышление ребенка в возрасте 5—6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.
Данная программа способствует развитию познавательной сферы в целом, включая стимуляцию познавательных интересов и способностей. Данная программа влияет на гармоничное формирование личности ребенка еще и опосредованно через повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей и родителей, т.к. предполагает тесное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Диагностический блок также предусматривает анализ информации по данной проблеме, определение принципов, условий реализации, а также содержания психолог-педагогического воздействия.
На этом этапе решаются следующие задачи: разработка содержания развития познавательных способностей и интересов у детей 6-7 лет в целом и выбор отдельных технологий, определение структуры, содержания взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного пространства, влияющих на развитие познавательной сферы детей.
Развивающий блок представляет собой развивающие занятия, включающие игры, игровые задания и упражнения направленные на развитие внимания, мышления, памяти и восприятия детей старшего дошкольного возраста. Они помогают стимулировать наиболее интенсивное развитие интеллектуальных способностей детей. Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 6—7 лет. Каждое занятие состоит из четырех частей и занимает 20—25 мин, что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данной возрастной группы.
Предложенный комплекс занятий направлен на развитие четырех взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Внимание», «Память», «Восприятие», «Мышление». Каждый раздел рассчитан на семь недель, цикл занятий по программе рассчитан на 28 недель (по одному занятию в неделю). В конце каждого раздела программы даны рекомендации педагогам и родителям для индивидуальной работы с детьми по развитию их познавательных способностей.
Учебно-тематический план занятий.
Раздел I. Внимание
№ | Содер- | Познавательные | Дидактический |
упраж- | жание | цели | материал |
нения |
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 |
| Занятие 1 |
|
|
1.1 | «Яблоко» | Обучение способности: концентрировать внимание; | Три похожих яблока |
|
| уметь сосредоточиваться на зрительной информации; |
|
|
| находить отличительные |
|
|
| признаки похожих предме- |
|
|
| тов |
|
1.2 | «Хлопни | Обучение способности к | Не требуется |
| в ладо- | переключению внимания |
|
| ши» |
|
|
1.3 | «Зачеркни букву» | Обучение способности концентрации, объема, | Вырезка из газеты или журнала |
|
| переключения, устойчивости внимания | (JOX 10 см), карандаш |
1.4 | Психо- | Снятие мышечного и | Не требуется |
| мышеч- | эмоционального |
|
| ная тренировка | напряжения, развитие воображения и фантазии |
|
1.5 | «Жмур- | Снятие напряжения, | Шарф |
| ки» | повышение |
|
|
| эмоционального тонуса; |
|
|
| инициирование тактильных |
|
| Занятие 2 | контактов |
|
1.6 | «Порт- | Обучение способности: | Кукла |
| рет» | концентрировать внимание; |
|
|
| уметь сосредоточиваться на зрительной информации; |
|
|
| уметь смотреть и видеть; |
|
|
| уметь рисовать портрет в |
|
|
| своем сознании |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
1.7 | «Зачеркни букву» | Обучение способности концентрации, объема, | Вырезка из газеты или журнала |
|
| переключения, устойчивости внимания | (10ХЮ см), карандаш |
1.8 | «Слушай музыку» | Развитие активного внимания | Магнитофон (музыкальный центр), аудиоза- |
|
|
| пись с веселой |
|
|
| мелодией |
1.9 | Психо- | Снятие мышечного и | Не требуется |
| мышеч- | эмоционального напря- |
|
| ная тренировка | жения, развитие воображения и фантазии |
|
1.10 | «Отраже- | Обучение моделированию | Не требуется |
| ние» | внешних проявлений |
|
|
| чувств |
|
| Занятие 3 |
|
|
1.11 | «Ушки на | Обучение способности: | Не требуется |
| макушке» | концентрировать внимание |
|
|
| на слуховых сигналах; |
|
|
| уметь слушать и слышать |
|
1.12 | «Корректурные пробы» | Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчиво- | Методика «Корректурные пробы» |
|
| сти внимания |
|
1.13 | «Бубен и | Развитие активного внима- | Бубен, коло- |
| колоколь- | ния, умения соотносить | кольчик |
| чик» | свои действия со звучанием |
|
|
| инструментов |
|
1.14 | Психо- | Снятие мышечного и эмо- | Не требуется |
| мышечная тренировка | ционального напряжения, развитие воображения и фантазии |
|
1.15 | «Ловуш- | Обучение рефлексии; сня- | Не требуется |
| ка» | тие эмоционального на- |
|
|
| пряжения |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| Занятие 4 |
|
|
1.16 | лУшки на | Обучение способности: | Не требуется |
| макушке» | концентрировать внимание |
|
|
| на слуховых сигналах; |
|
|
| уметь слушать и слышать |
|
|
| звуки в новых условиях |
|
1.17 | «Корректурные пробы» | Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчиво- | Методика «Корректурные пробы» |
|
| сти внимания |
|
1.18 | «Бубен, | Развитие активного внима- | Бубен, коло- |
| колоколь- | ния, умения соотносить | кольчик, дудоч- |
| чик, ду- | свои действия со звучанием | ка |
| дочка» | нескольких разных инст- |
|
|
| рументов |
|
1.19 | Психо- | Снятие мышечного | Не требуется |
| мышеч- | напряжения, развитие | |
| ная тре- | тонкой моторики рук |
|
| нировка |
|
|
1.20 | «Делай | Тренировка на дифферен- | не требуется |
| то, что я | циацию заданий взрослого |
|
| говорю и |
|
|
| показы- |
|
|
| ваю» |
|
|
| Занятие 5 |
|
|
1.21 | «Пульс» | Обучение способности | Секундомер или |
|
| концентрировать внимание | часы |
|
| на ощущениях своего тела |
|
1.22 | «Узор» | Развитие слухового внима- | Тетрадный лист |
|
| ния | в клеточку и |
|
|
| карандаш |
1.23 | «Выложи | Увеличение объема внима- | Два набора по |
| кружоч- | ния | пять кружочков |
| ки» |
| одного диамет- |
|
|
| ра, но разного |
|
|
| цвета |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
1.24 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук | Не требуется |
1.25 | «Приятное воспоминание» | Обучение приемам и методам овладения своим волнением | Не требуется |
1.26 | Занятие 6 «Текстура» | Обучение способности распознавать предмет по тактильным ощущениям | Кусочки меха, дерева, ткани, ваты, металлический брусок |
1.27 | «Узор» | Развитие слухового внимания | Тетрадный лист в клеточку и карандаш |
1.28 | «Погода» | Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке | Картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт |
1.29 | Психомышечная тре-нировка | Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук | Не требуется |
1.30 | «Тряпичная кукла» | Снятие мышечного и эмоционального напряжения , | Не требуется |
1.31 | Занятие 7 «Мышка — птичка» | Обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции | Не требуется |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
1.32 | «Найди отличия» | Развитие концентрации внимания | Две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета |
1.33 | «Погода» | Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке | Картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт |
1.34 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук | Не требуется |
1.35 | «Скульпт ура» | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | Не требуется |
Продолжение табл.
Раздел II. Память
JVa | Содер- | Познавательные | Дидактический |
упражнения | жание | цели | материал |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Занятие 1 |
|
|
2.1 | «Запомни картин- | Развитие зрительной памяти | Пять картинок с изображением |
| ки» |
| знакомых |
|
|
| предметов: |
|
|
| стула, куклы, яблока, |
|
|
| кастрюли, та- |
|
|
| релки |
2.2 | «У оленя дом боль- | Развитие умения использовать мнемонические прие- | Не требуется |
| шой» | мы для запоминания текста |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
2.3 | «Каскад слов» | Развитие объема кратковременной слуховой памя- | Список слов (с. 35) |
|
| ти |
|
2.4 | Психо- | Снятие мышечного и | Не требуется |
| мышеч- | эмоционального |
|
| ная тре-нировка | напряжения, развитие воображения и фантазии |
|
2.5 | «Улыбка» | Обучение целенаправлен- | Не требуется |
|
| ному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального обще- |
|
|
| ния |
|
| Занятие 2 |
|
|
2.6 | «Запомни картин- | Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения | Пять картинок с изображением |
| ки» | времени | знакомых |
|
|
| предметов: |
|
|
| стола, груши, |
|
|
| стакана, платья, |
|
|
| шапки |
2.7 | «У оленя дом боль- | Развитие умения использовать мнемонические прие- | Текст |
| шой» | мы для запоминания текста |
|
2.8 | «Каскад слов» | Развитие объема кратковременной слуховой памя- | Список слов |
|
| ти |
|
2.9 | Психо- | Снятие мышечного и | Не требуется |
| мышеч- | эмоционального |
|
| ная тренировка | напряжения, развитие воображения и фантазии |
|
2.10 | «Встреча- | Усиление положительного | Не требуется |
| емся и | эмоционального пережива- |
|
| прощаемся с улыб- | ния |
|
| кой» |
|
|
2.11 | Занятие 3 «Что изменилось?» | Обучение навыкам запоминания образа, ситуации | комнаты; на одной из карти- нок предметы переставлены и находятся в другом порядке |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
2.12 | «Запомни и | Развитие преднамеренного | Таблицы | ||||
| покажи» | запоминания и припоми- | Ф.Е. Рыбакова | ||||
| (таблицы | нания, долговременной | | ||||
| Ф.Е. Ры- | памяти | | ||||
| бакова) |
|
| ||||
2.13 | «Спрячь | Развитие целенаправлен- | Три игрушки | ||||
| игрушки» | ного запоминания и при- |
| ||||
|
| поминания |
| ||||
2.14 | Психомы- | Снятие мышечного и эмо- | Не требуется | ||||
| шечная | ционального напряжения. |
| ||||
| тренировка | развитие воображения и |
| ||||
|
| фантазии |
| ||||
2.15 | «От улыб- | Усиление положительных | Текст песни | ||||
| ки станет | эмоциональных пережива- |
| ||||
| всем свет- | ний; поднятие настроения |
| ||||
| лей...» |
|
| ||||
| Занятие 4 |
|
| ||||
2.16 | «Что изменилось?» | Обучение навыкам запоминания образа, ситуации | Две картинки с изображением | ||||
|
| в условиях уменьшения | одной и той же | ||||
|
| времени | комнаты; на | ||||
|
|
| одной из карти- | ||||
|
|
| нок предметы | ||||
|
|
| переставлены и | ||||
|
|
| находятся в | ||||
|
|
| другом порядке | ||||
2.17 | «Купим | Обучение навыкам запо- | Текст | ||||
| мы, бабуш- | минания текста с помо- | | ||||
| ка...» | щью мнемонических |
| ||||
|
| приемов |
| ||||
2.18 | «Найди | Развитие целенаправлен- | Три игрушки | ||||
| игрушки» | ного запоминания и при- |
| ||||
|
| поминания |
| ||||
1 | 2 | 3 | 4 | | |||
2.19 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук | Не требуется | | |||
2.20 | «Тряпичная кукла» | Снятие мышечного и эмоционального напряжения | Не требуется | | |||
2.21 | Занятие 5 «Рассмотри внимательно» | Развитие произвольного внимания | Любая сюжетная картинка | | |||
2.22 | «Свет, зажгись!» | Развитие памяти на события | Настольная лампа или торшер | | |||
2.23 | «Кто не на месте?» | Развитие целенаправленного запоминания и припоминания | Десять небольших игрушечных животных | | |||
2.24 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук | Не требуется | | |||
2.25 | «Скульптура» | Снятие мышечного и эмоционального напряжения; развитие воображения и фантазии | Не требуется | | |||
2.26 | Занятие 6 «Рассмотри внимательно» | Развитие произвольного внимания и наблюдательности | Сюжетная картинка | | |||
2.27 | Разучивание песни | Развитие умения удерживать и воспроизводить текст песни (долговременной памяти), развитие вербальной памяти | Текст песни | | |||
2.28 | «Кто не на месте?» | Развитие целенаправленного запоминания и припоминания | Десять игрушек небольшого размера | | |||
2.29 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук | Не требуется | |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
2.30 | «Дыхание» | Обучение приемам рит- | Не требуется |
|
| мичного дыхания для сня- |
|
|
| тия напряжения; достиже- |
|
|
| ние состояния спокойствия |
|
|
| и быстрого психотехниче- |
|
|
| ского отдыха |
|
| Занятие 7 |
|
|
| (групповое) | • | V |
2.31 | «Шапо- | Развитие умения удержи- | Десять картинок |
| кляк» | вать и воспроизводить ин- | с изображения- |
|
| формацию; | ми: яблока, гру- |
|
| развитие целенаправленно- | ши, хлеба, колба.- |
|
| го запоминания и припоми- | сы. бананов, |
|
| нания; развитие вербальной | конфет, варенья, |
|
| памяти | рыбы, яиц, чупа- |
|
|
| чупс + пять кар- |
|
|
| тинок с изобра- |
|
|
| жением любых |
|
|
| других продук- |
|
|
| тов, овощей, |
|
|
| фруктов; список |
|
|
| с наименованием |
|
|
| десяти продуктов |
|
|
| {см. выше); сум- |
|
|
| ка, кошелек; |
|
|
| подставка для |
|
|
| картинок |
Раздел III. Восприятие
№ | Содержа- | Познавательные | Дидактический | |
упраж- | ние | цели | материал | |
нения |
|
|
| |
1 | 2 | 3 | 4 | |
| Занятие 1 |
|
| |
3.1 | «Пирамид- | Улучшение качества дея- | Пирамидка, | |
| ка» | тельности зрительного | состоящая из | |
|
| анализатора; развитие | колец разных | |
|
| цветоразличения | цветов | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
3.2 | «Актер» | Обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильными ощущениями | Не требуется | |
3.3 | «Дорисуй фигуры» | Развитие целостности восприятия | Изображения фигур | |
3.4 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | Не требуется | |
3.5 | «Шапка-невидимка» | Обучение переходу из одного эмоционального состояния в противоположное | Не требуется | |
3.6 | Занятие 2 «Пирамидка» | Улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения | Пирамидка, состоящая из колец разных цветов | |
3.7 | «Форма» | Развитие наблюдательности, ориентирования на форму | Три предмета круглой формы и три предмета прямоугольной формы | |
3.8 | «Дорисуй фигуры» | Развитие целостности восприятия | Изображения фигур | |
3.9 | Психо мышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | Не требуется | |
3.10 | «Качели» | Обучение управлению своим состоянием, переходу из одного эмоционального состояния в противоположное, приемам саморегуляции | Не требуется | |
| Занятие 3 |
|
| |
3.11 | «Что забыл | Развитие наблюдательно- | Четыре карточ- | |
| нарисовать художник?» | сти, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания | ки: на 1-й нарисована лиса без хвоста; на 2-й — расческа без зубчиков; на 3-й — машина | |
|
|
| без колес; на | |
|
|
| 4-й — рыба без | |
|
|
| плавников | |
3.12 | «В нашей группе 100 ребятишек» | Развитие способности ' согласовывать движения с произносимым текстом; | Текст | |
|
| развитие координации |
| |
|
| движений |
| |
3.13 | «Снежинки» | Развитие пространственных представлений | Изображения снежинок | |
3.14 | Психомы- | Снятие мышечного и | Не требуется | |
| шечная тренировка | эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии |
| |
3.15 | «Погладим котенка» | Развитие движений кисти рук, фантазии | Не требуется | |
| Занятие 4 |
|
| |
3.16 | «Что нарисовано?» | Развитие умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания | Набор карточек (4— 10 шт.) с пунктирным изображением знакомых ребен- | |
|
|
| ку предметов, | |
|
|
| животных и т.д. | |
3.17 | «В нашей группе 100 ребятишек» | Развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом; | Текст | |
|
| развитие координации |
| |
|
| движении |
| |
3.18 | «Снежин- | Развитие пространствен- | | |
| ки» | ных представлений | Изображения снежинок | |
|
|
| | |
3.19 | Психомы- | Снятие мышечного на- | Не требуется | |
| шечная | пряжения, развитие тон- |
| |
| тренировка | кой моторики рук |
| |
3.20 | «Кляксы» | Расслабление, снятие | Большой лист | |
|
| напряжения, эмоциональ- | бумаги, гуашь | |
|
| ная разрядка |
| |
| Занятие 5 |
|
| |
3.21 | «Определи | Развитие фонематическо- | Картинки с изо- | |
| звуки» | го восприятия | бражением шу- | |
|
|
| бы, петуха, но- | |
|
|
| жа, цыпленка, | |
|
|
| самолета, ма- | |
|
|
| шины, туфель. | |
|
|
| яблока, ложки, | |
|
|
| лимона | |
3.22 | «В нашей | Развитие способности | Текст | |
| группе 100 | согласовывать движения |
| |
| ребятишек» | с произносимым текстом; |
| |
|
| развитие координации |
| |
|
| движений |
| |
3.23 | «Точки» | Развитие ориентирования |
| |
|
| в пространстве | Изображения точек | |
|
|
|
| |
3.24 | Психомы- | Снятие мышечного на- | Не требуется | |
| шечная | пряжения, развитие тон- |
| |
| тренировка | кой моторики рук |
| |
3.25 | «Пантоми- | Развитие воображения и | Не требуется | |
| ма» | творческих способностей; |
| |
|
| снятие эмоционального |
| |
|
| напряжения |
| |
| Занятие 6 |
|
| |
3.26 | «Пугови- | Развитие способности к | Большой набор | |
| цы» | сличению и сортировке | разных пуговиц, | |
|
| предметов по форме, цве- | среди которых | |
|
| ту и величине | три одинаковые |
3.27 | «Найди | Развитие координации | Флажки и пуго- |
| свои цвет» | зрительного, слухового и | вицы разного |
|
| моторного анализаторов; | цвета |
|
| тренировка подвижности |
|
|
| нервных процессов, уме- |
|
|
| ния ориентироваться в |
|
|
| пространстве и различать |
|
|
| цвета |
|
3.28 | «Загадки» | Развитие способности по | Любые загадки |
|
| ряду признаков определять | |
|
| предмет |
|
3.29 | Психомы- | Снятие мышечного на- | Не требуется |
| шечная | пряжения, развитие тон- |
|
| тренировка | кой моторики рук |
|
3.30 | «Угадай» | Повышение эмоциональ- | Не требуется |
|
| ного тонуса, возможности |
|
|
| активного самовыражения, развитие воображения |
|
| Занятие 7 |
|
|
3.31 | «Пугови- | Развитие способности к | Большой набор |
| цы» | сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине | разных пуговиц, среди которых должны быть |
|
|
| пуговицы, оди- |
|
|
| наковые по цве- |
|
|
| ту, форме, вели- |
|
|
| чине |
3.32 | «Регистр» | Развитие координации | Детское пиани- |
|
| слухового и моторного анализаторов | но или металлофон |
3.33 | «Загадки» | Развитие способности по | Любые загадки |
|
| ряду признаков определять предмет | |
3.34 | Психомы- | Снятие мышечного на- | Не требуется |
| шечная | пряжения, развитие тон- |
|
| тренировка | кой моторики рук |
|
3.35 | «Послу- | Обучение способности | Не требуется |
| шай, что за | концентрировать внима- |
|
| окном» | ние на слуховых сигналах |
|
Раздел IV. Мышление
JVa упражнения | Содержание | Познавательные цели | Дидактический материал | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
4.1 | Занятие 1 «Чего не хватает?» | Развитие способности устанавливать закономерность в изображении на основе зрительного и мыслительного анализа | Карточки с заданием | |
4.2 | «Сыщик» | Развитие умения декодировать информацию | Схема кабинета психолога | |
4.3 | «Сравнение предметов» | Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций | Пары слов | |
4.4 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | Не требуется | |
4.5 | «Пчелки» | Обучение переходу из одного режима громкости в другой | Вырезанные из бумаги цветы, колокольчик | |
4.6 | Занятие 2 «Чего не хватает?» | Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении | Карточки с заданием | |
4.7 | «Сыщик» | Развитие умения декодировать информацию | Схема кабинета психолога | |
4.8 | «Четвертый лишний» | Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать | Пять карточек, на каждой из которых изображены четыре предмета, один — лишний | |
4.9 | Психомы- | Снятие мышечного и | Не требуется | |
| шечная | эмоционального напря- |
| |
| тренировка | жения, развитие вооора-жения и фантазии |
| |
4.10 | «Дыхание» | Обучение приемам | Не требуется | |
|
| ритмичного дыхания для |
| |
|
| снятия напряжения; до- |
| |
|
| стижение состояния спо- |
| |
|
| койствия и быстрого пси- |
| |
|
| хотехнического отдыха |
| |
| Занятие 3 |
|
| |
4.11 | «Четвертый лишний» | Развитие умения классифицировать | Пять карточек, на каждой из | |
|
| предметы по существенным признакам и обобщать | которых изображены четыре предмета, | |
|
|
| один — лишний | |
4.12 | «Сыщик» | Развитие умения кодировать информацию | Схема кабинета психолога, иг- | |
|
|
| рушка | |
4.13 | «Сложи узор» | Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестан- | Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор» | |
|
| дартные задачи, интеллектуальных способно- |
| |
|
| стей |
| |
4.14 | Психомы- | Снятие мышечного и | Не требуется | |
| шечная тренировка | эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии |
| |
4.15 | «Улыбка» | Обучение целенаправ- | Не требуется | |
|
| ленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения |
| |
| Занятие 4 |
|
| |
4.16 | «Найди лишнее | Развитие мыслительных процессов обобщения, | Серии слов | |
| слово» | отвлечения, выделения |
| |
|
| существенных признаков |
| |
1 | 2 | 3 | 4 | |
4.17 | «Сыщик» | Развитие умения кодировать информацию | Схема кабинета психолога | |
4.18 | «Сложи узор» | Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестан- | Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор» | |
|
| дартные задачи, интел- |
| |
|
| лектуальных способно- |
| |
|
| стей |
| |
4.19 | Психомы- | Снятие мышечного на- | Не требуется | |
| шечная | пряжения, развитие тон- |
| |
| тренировка | кой моторики рук |
| |
4.20 | «Встреча- | Усиление положительных | Не требуется | |
| емся и | эмоциональных пережи- |
| |
| прощаемся с улыбкой» | вании |
| |
| Занятие 5 |
|
| |
4.21 | «Сложи узор» | Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестан- | Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор» | |
|
| дартные задачи, интеллектуальных способно- |
| |
|
| стей |
| |
4.22 | «Тонет — | Развитие способности | Таз с водой; | |
| не тонет» | выделять свойства предметов; развитие логиче- | пустой флакон и флакон, запол- | |
|
| ского мышления | ненный песком; | |
|
|
| теннисный и | |
|
|
| металлический | |
|
|
| шарики; деревянный брусок и камень; бумаж- | |
|
|
| ный лист и ста- | |
|
|
| кан | |
4.23 | «Угадай предмет» | Развитие мыслительных операций анализа и срав- | 15 картинок с изображением | |
|
| нения | знакомых ребенку пред- | |
|
|
| метов |
4.24 | Психомы- | Снятие мышечного на- | Не требуется |
| шечная | пряжения, развитие тон- |
|
| тренировка | кой моторики рук |
|
4.25 | «Тряпичная | Снятие мышечного и | Не требуется |
| кукла» | эмоционального напря- |
|
|
| жения |
|
| Занятие 6 |
|
|
4.26 | «Тонет — не тонет» | Развитие способности выделять свойства пред- | Таз с водой; пустой флакон и |
|
| метов; развитие логиче- | флакон, запол- |
|
| ского мышления, умения обобщать | ненный песком; теннисный и |
|
|
| металлический |
|
|
| шарики; деревянный брусок и камень; бумаж- |
|
|
| ный лист и стакан |
4.27 | «Мячик» | Развитие аналитического | Мяч |
|
| мышления |
|
4.28 | «Угадай предмет» | Развитие мыслительных операций анализа и срав- | !5 картинок с изображением |
|
| нения | знакомых ребенку предме- |
|
|
| тов |
4.29 | Психомы- | Снятие мышечного на- | Не требуется |
| шечная | пряжения, развитие тон- |
|
| тренировка | кой моторики рук |
|
4.30 | «Скульпту- | Снятие мышечного и | Не требуется |
| ра» | эмоционального напря- |
|
|
| жения, развитие воображения и фантазии |
|
| Занятие 7 |
|
|
4.31 | «Мостик» | Развитие мыслительных ассоциативных связей | Пять пар картинок: лес — гриб; |
|
|
| книга — маль- |
|
|
| чик; ваза — цве- |
|
|
| ты; плита — |
|
|
| кастрюля; пуго- |
|
|
| вица — игла |
4.32 | «Анало- | Развитие аналитического | Мяч |
| гии» | мышления |
|
4.33 | «Сложи узор» | Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестан- | Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор» |
|
| дартные задачи, интеллектуальных способно- |
|
|
| стей |
|
4.34 | Психомы- | Снятие мышечного на- | Не требуется |
| шечная | пряжения, развитие тон- |
|
| тренировка | кой моторики рук |
|
4.35 | «Кляксы» | Расслабление, снятие напряжения, эмоциональ- | Большой лист бумаги, гуашь |
|
| ная разрядка |
|
Используемые методики и технологии,
психологический и психолого-педагогический
инструментарий.
Н.Н Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания
* «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
* Игры-головоломки.
* Загадки.
* «Найди отличия».
* «Найди два одинаковых предмета».
* «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде,
* «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»
* «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.
* «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
* «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия.
Игры и упражнения для развития памяти
* «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
* «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
* «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.
* «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
* «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.
* «Что ты ел на обед?». Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
* «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
* «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
* «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
* «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.
» «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
* «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Игры и упражнения для развития памяти
* «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
* «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
* «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.
* «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
* «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.
* «Что ты ел на обед?». Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
* «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
* «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
* «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
* «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.
» «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
* «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Игры и упражнения для развития мышления
* «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
* «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
* «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
* «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
* «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: тяжелый — легкий, сильный — слабый, твердый -мягкий и др.
* «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
* Загадки.
Рекомендации педагогам и родителям.
* Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
* Часто менять формы деятельности.
* Использовать на занятиях элементы игры.
* Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
» Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
* Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
* Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
* Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.
* Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
* Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
* Обучать культуре запоминания.
* Учить вспоминать последовательность событий.
* Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
* Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
* Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
* Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
* учить детей различать предметы на ощупь.
* Формировать умение выделять признаки в предмете.
* Учить соотносить предметы по величине.
* Учить способам распознающего наблюдения.
* Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
* Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
* Формировать умение составлять из частей целое.
* Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
* Различать основные признаки разных времен года.
* Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.
* Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
* Формировать сенсорные эталоны формы.
* Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
* Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
* Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
* Учить составлять группу из отдельных предметов.
* Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
* Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
* Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
* Учить сравнивать предметы.
* Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
* Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
* Побуждать делать самостоятельные выводы.
* Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
* Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
* Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).
* Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими. .
* Учить устанавливать причинно-следственные связи.
* Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
* Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
* Способствовать переходу к решению задач в уме.
Психомышечная тренировка
(комплекс упражнений)
1. Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз — поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два — опусти руки, делая выдох. (3—4 раза.)
2. Давай попьем колодезную водичку. Раз — набери воду из колодца. Два — поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три — попей, сделай вдох. Четыре — стряхни воду с рук и сделай выдох. (3—4 раза.)
3. Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее. (Ребенок встает.)
Раз — подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два — опусти ногу, сделай выдох. Три — подними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре — опусти левую ногу, сделай выдох. (3—4 раза.)
4. Ложись на пол (на ковер). Поплывем на другой берег реки. (Ребенок ложится на живот, руки вдоль туловища.) Раз — руки вперед со вдохом, задержи дыхание. Два — руки вдоль туловища. Выдох. (2—3 раза.) Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз — руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два — руки вдоль туловища. Выдох. (2—3 раза.)
5. Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмемся в комочек. (Ребенок ложится на пол, на ковер.)
Раз — повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два — выпрямись, делая выдох. Три — повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре — выпрямись, делая выдох. (3—4 раза.)
6. Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце пути. Раз — поверни голову направо, делая вдох. Приглядись, задержи дыхание. Два — поверни голову вперед, делая выдох. Три — поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись, задержи дыхание. Четыре — поверни голову вперед, делая выдох. (3—4 раза.)
Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики.
Методики «Дорисуй фигуры», «Корректурные пробы».
Список литературы.
500 загадок для детей. М., 2003.
500 скороговорок, пословиц, поговорок/Сост. И.А. Мазнин. М., 2008.
Агапова И.А., Давыдова МЛ. Комплексная подготовка детей к школе. Кн. для детей и взрослых. М., 2003.
.
Айзман М.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск. 1994.
Баскакова И.Л. Внимание дошкольника: Методы его изучения и развития. М.; Воронеж, 1995.
Борякова Н,Ю. и др. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учеб.-метод, пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М., 2000.
Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности /Д.Б.Богоявленская, В.Д. Шадриков. – М., 2002
Буржнская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. М., 1996.
Ветер Л,А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
Венгер Л.А. и др. Психолог в детском саду. М., 1998.
Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.: Кн для воспитателя дет. сада /Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.Н.Говорова [и др.] под общ.ред. Л.А.Венгера. – Москва: «Просвещение», 1989.
Ветрова В, Ладушки, ладушки. М., 1995.
ВинникоттД. Разговор с родителями. М., 1995.
Волина В. Учимся играя. М., 1999.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовность ребенка к школе. М., 1994.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 1994.
Волков Б. С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1994.
Волков Б. С., Волкова Н.В. Основные закономерности психического развития ребенка, М., 1994.
Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В. Менджерицкой. М., 1979.
Гаврина С.Е. и др. Развиваем мышление. М., 2001.
Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет. М., 2001.
Готовность к школе: Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
Демьянов Ю.Г. Возрастная психология. М., 2004.
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Точка, точка, два крючочка. М., 1990.
Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996.
Жданов Н.В. Педагогическая генетика. Киров, 1994.
Захаров А.И. Как предотвратить отклонения в поведении ребенка. М:, 1986.
Ильина М.Н. и др. Тесты для детей: Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1997.
Катаева Л.И. Коррекиионно-развивающие занятия с дошкольниками. М., 2000.
Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М., 1985.
Кошелева А.Д. и др. Азбука любви: Кн. для родителей. М., 1996.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2004.
Машин Л. Мадышева Е. Развивающие игры (для детей 6— 8 лет). Харьков, 1997.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1981.
Мухина B.C. Возрастная психология. М., 2000.
Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / А.М. Матюшкин. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.
Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком. М., 1993.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.
Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей. М., 1992.
Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - /А.И. Савенков. – М.: Изд-во «Академия», 2000
Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства /А.И. Савенков. – М.: Педагогическое образование России, 1999.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.
Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5—7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2008
В.Солнцева., Г. Белова. 200 игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. М., Астрель,2007.
Симоновский А.Э. Развитие творческого воображения. Ярославль, 1996.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., 1999.
Степанов С. С. Азбука детской психологии. М., 2004.
Умственное воспитание детей / Под ред. Н.Н. Поддьякова. М., 1984.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.
Фокина Э.Д. и др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. СПб., 1995.
.
Сферы ответственности участников программы.
Основная ответственность за реализацию программы возлагается на педагога- психолога.
Педагог-психолог в ходе реализации программы взаимодействует с воспитателями и родителями детей в целях оказания консультативно-просветительской помощи, дачи необходимых методических рекомендаций и домашних заданий, а также отслеживанию динамики развития познавательных способностей детей.
Ресурсы, которые необходимы для эффективной
реализации программы:
Специалисты, реализующие программу, должны обладать профессиональной компетентностью, иметь опыт работы со старшими дошкольниками, знать возрастные и индивидуальные особенности детей, владеть современными технологиями, личностно-ориентированным системно-деятельностным подходом.
Материально-техническая оснащенность предусматривает наличие помещения для проведения подгрупповых занятий, методических пособий, дидактического демонстрационного и раздаточного материала, наличие необходимых технических средств ( компьютер, принтер, музыкальный центр.
Сроки и этапы реализации программы:
Первый этап: сентябрь.
Второй этап: с октября по май.
Планируемый результат:
По завершению реализации программы предполагается формирование познавательных интересов и способностей через развитие всех познавательных процессов ребенка.
Система организации внутреннего контроля:
Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог,
который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у детей в ходе всего курса занятий, а также по данным промежуточной и итоговой диагностики.
В анализе динамики также принимают участие старший воспитатель, воспитатели групп, родители.
Критерии оценки достижения планируемых
результатов:
У детей повысится уровень развития познавательных процессов, сформируется устойчивое стремление заниматься умственным трудом, укрепятся и совершенствуются навыки учебной деятельности, разовьется произвольность поведения (в частности способность к самоконтролю), возникнет познавательная мотивация в перспективе школьного обучения, сформируется система познавательных интересов.
Конспект занятия по развитию памяти.
Цель: развитие умения удерживать и воспроизводить информацию; целенаправленного запоминания и припоминания; вербальной памяти.
Задача: создание условий, которые бы вызвали у детей потребность в целенаправленном запоминании и припоминании; обучение навыкам установления смысловых связей между объектами как способу осмысленного запоминания.
Дидактический материал: десять картинок с изображениями: яблока; груши; хлеба; колбасы; бананов; конфет; варенья; рыбы; яиц; чупа-чупс и пять картинок с изображением любых других продуктов, овощей, фруктов; список с наименованием десяти продуктов (см. выше); сумка и кошелек; подставка для картинок.
Участники: дети; психолог; Шапокляк с Лариской.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках. Занятие проводит психолог.
Психолог. Ребята, вы уже стали совсем большими. Скоро вы покинете детский сад и пойдете в школу. А как вы думаете, какими вам нужно быть, чтобы хорошо учиться в школе? (подвести детей к тому, чтобы одним из условий хорошей успеваемости они назвали развитую память). Вот сегодня мы и займемся тренировкой памяти. Мы с вами начали разучивать песню. Как она называется? (Дети разучивали песню «Прощай, детский сад», на мелодию «Спокойной ночи малыши!» или другую по выбору психолога.) О чем рассказывается в первом куплете? Кто грустно смотрит на ребят? Кому вы говорите до свидания? Что лежит в сумках? Как нужно исполнять эту песню: грустно или весело? Почему? Сделайте грустное лицо, а теперь веселое. (Исполняется первый куплет песни.)
Куклы, мишки и петрушки Грустно смотрят на ребят. До свидания, игрушки, До свиданья, детский сад. В сумках — новые тетрадки, Ручки и карандаши. До свидания, лошадки. Мы уже не малыши!
Припев
Прошай, детский сад.
Прошай, детский сад.
Молодцы, мне понравилось ваше исполнение песни. Я предлагаю вам разучить второй куплет. Я прочитаю весь второй куплет, а вы внимательно слушайте и запоминайте, о чем в нем рассказывается.
Зайки, мышки и матрешки Грустно смотрят на ребят. До свидания, игрушки, До свиданья, детский сад. Мы споем вам на прощанье, Вместе с вами погрустим. До свиданья, до свиданья. Мы еще вас навестим.
Припев.
Кто во втором куплете грустно смотрит на ребят? А как одним словом можно назвать: куклы, мишки, петрушки, зайки, мышки, матрешки? (Игрушки.) Давайте разучим второй куплет. (Дети разучивают второй куплет, а затем исполняют два куплета вместе.) Самое главное занятие в школе — учеба, а в детском саду — игра. Я знаю, что вы все очень любите играть. Вы знаете много интересных игр. В какую хотите поиграть? (Проводится игра.) Ребята, кто-нибудь из вас знает, зачем человеку нужна память? (Ответы детей.) Если бы человек ничего не мог запомнить, он бы не смог читать, писать, учиться, работать и даже играть.
Выходит Шапокляк.
Шапокляк. Здравствуйте, ребята! Это магазин? Почта? Клуб? (Ответы детей.)
Ой, я совсем забыла, куда должна пойти... Где я? (Ответы детей.)
Как же мне вспомнить, куда я собралась? Так... я взяла сумку и кошелек, значит, мне нужно попасть в..? Лариска, куда ты меня привела?
Психолог. Уважаемая Шапокляк! У тебя, видимо, очень плохая память. Приходи на наши занятия — и память у тебя станет великолепной.
Шапокляк. И не подумаю! Не нужна мне память. Мне бы только вспомнить, что я в магазине хотела купить. А вот список того, что нужно купить: яблоко, грушу, хлеб, колбасу, бананы, конфеты, варенье, рыбу, яйца, чупа-чупс. (Незаметно «теряет» список.)
Вот видите, мне память-то и не нужна. Записала все, что нужно, на бумажку и живу себе спокойно.
Психолог. А ты можешь без бумажки повторить свой
список?
Шапокляк. Нет, я лучше по бумажке. (Ищет бумажку и не может найти.) Ой, я забыла, куда ее положила! Что же мне делать?
Психолог. Дети, давайте поможем Шапокляк вспомнить, что ей нужно купить в магазине.
(Дети отвечают, а психолог повторяет названия продуктов.) Ребята, выберите картинки, на которых нарисованы нужные Шапокляк продукты. (Дети из 15 картинок выбирают десять.) Все ли картинки вы вспомнили? Каких не хватает? (Ответы детей.)
Шапокляк. Даже я запомнила! (Перечисляет продукты.)
Психолог. Молодец, Шапокляк! Ребята, а кто из вас может назвать все эти продукты? (Ответы детей.) Молодцы!
Шапокляк. До свидания, ребятки! Я побежала в магазин! Спасибо! Лариска, за мной! (Убегает в магазин.)
Психолог: Ребята, мы сегодня очень много сделали, а скажите для чего мы этим занимались? А для чего человеку хорошая память? Ну а теперь проверим как вы запомнили то, что мы делали на занятии. Перечислите мне все последовательно. (ответы детей).
Очень хорошо, мы справились с заданиями. Я желаю вам, чтобы у вас всегда получалось задуманное, а теперь каждый из вас пожелает стоящему рядом чего-то хорошего. (Дети стоя по кругу говорят свои пожелания).
Психолог: Спасибо вам за хорошую работу, до свидания, с нетерпеньем буду ждать новой встречи с вами.
39