12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Шуваева Валентина Егоровна23
3

Психолого-педагогическая программа "Развитие у детей старшего дощкольного возраста познавательных способностей"


Изменения, происходящие сейчас в сфере образования, направлены на то, чтобы содержание обучения и воспитания было направлено не столько на приобретения определенного запаса знаний и навыков, сколько на личностное развитие ребенка. Современный подход к содержанию дошкольного образования актуализирует интерес к детской личности, ее развитию; рассматривает дошкольный возраст как период накопления психических новообразований, освоения социальных отношений. Важной характеристикой личности, одним из показателей ее сформированности является система интересов ребенка, степень их устойчивости и разносторонности. Актуальность проблемы развития познавательных интересов и способностей определяется необходимостью использования новых психолого-педагогических средств при организации образовательного процесса в ДОУ. Развитие познавательной сферы у ребенка-это ключевой момент в саморазвитии личности дошкольника. Реализация программ, направленных на решение этой проблемы продиктована общественным запросом, т. к. одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности, создание условий для ее самоопределения и самореализации ( ст.14 закона РФ «Об образовании). Кроме того, развитие познавательных интересов и способностей детей старшего дошкольного возраста как средство саморазвития опирается на то, что указанный возраст обладает повышенными возможностями для развития общих умственных качеств, проявляющихся в любознательности, остроте восприятия и воображения.

Актуальность реализации данной программы в рамках нашего ДОУ определяется данными проведенных диагностических мероприятий, совместной работой с учителями начальных классов и школьными психологами, говорящими о том, что при переходе к школьной ступени у детей часто встречается отсутствие познавательной активности, создающее трудности при освоении программы; которое, в свою очередь, бывает обусловлено недостаточным уровнем развития познавательных процессов. В итоге все это негативно сказывается на самоопределении и самореализации личности, о котором уже говорилось.










Научные, методологические и методические основания

программы

В многочисленных исследованиях доказано, что познавательный интерес оказывает позитивное влияние на качество мыслительной деятельности и усвоение знаний, является стимулом для развития волевых качеств (Л.С.Выготский, А.К.Дусавицкий, В.Н.Мясищев, Н.Г.Морозова, А.И.Сорокина и др.), служит основой для совершенствования способностей и склонностей к различным видам творческой деятельности (Л.А.Венгер, Н.С.Лейтес и др.). Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н.Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности.

Данные исследований, посвященных мотивации учения и причин неуспеваемости младших школьников (Ш.А.Амонашвили, Л.И.Божович, Н.С.Денисенкова, А.К.Дусавицкий и др.) свидетельствуют, что у части учащихся познавательный интерес не имеет характера действенной мотивации и не играет существенной роли в общей структуре мотивов учения.

Одной из причин подобного положения следует признать недостаточный уровень его развития к концу дошкольного возраста, что в значительной мере является следствием неудовлетворительной организации педагогической деятельности в дошкольных учреждениях в плане развития детской любознательности. Анализ научной литературы свидетельствует, что в педагогике и психологии накоплен достаточный потенциал для решения научных и практических задач, связанных с проблемой развития познавательных интересов и способностей дошкольников. Значительное место занимает проблема взаимосвязи познания окружающего мира с интересом в исследованиях выдающихся педагогов прошлого (И.Гербарт, А.Дистерверг, Я.А.Коменский, Д.Локк, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.).

Современные ученые рассматривают данную категорию с самых разных точек зрения: как источник умственной активности (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, М.А.Данилов, Н.Ф.Добрынин, Н.А.Менчинская, М.Н.Скаткин и др.), как особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.), как избирательная направленность личности на объекты и явления окружающей действительности (В.Б.Бондаревский, Л.М.Матюшкин, Н.К.Постникова, Г.И.Щукина и др.), как структура, состоящая из потребностей индивида (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, Е.Ф.Рыбалко, Б.А.Теплов и др.), в контексте развития мотивационной сферы личности (Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, Н.Г.Морозова, Л.М.Фридман и др.), как условие развития самостоятельности, повышения познавательной активности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.А.Люблинская ) как условие формирования интереса к процессу познания, источник радости и удовлетворения (Ш.А.Амонашвили, А.К.Дусавицкий, Л.В.Занков, Н.Н.Поддъяков и др.).

Во многих исследованиях развитие познавательного интереса связано со способностью к самоизменению, самодвижению, построению себя как личности в процессе деятельности (Р.Р.Ветчинкина, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Л.Рубинштейн, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманская и др.)

Однако, несмотря на то, что идея саморазвития личности дошкольника прочно утвердилась в педагогических исследованиях, в практике дошкольных образовательных учреждений она не всегда должным образом реализована.






















Поэтому основной целью данной программы является формирование познавательных интересов и способностей через развитие всех познавательных процессов ребенка.

Задачи:

1.Реализовать познавательный потенциал каждого ребенка.

2.Формировать устойчивое стремление к деятельности, носящей характер умственного труда.

3.Способствовать развитию произвольности, навыков учебной деятельности.

Участники программы: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) без ограничений, т.к. программа носит развивающий характер. В нашем дошкольном учреждении используется как программа для работы с интеллектуально-одаренными детьми.

Обоснование необходимости реализации программы.

Данную программу необходимо реализовать для того, чтобы повысить общий уровень познавательного развития детей (всех психических процессов), создать устойчивую познавательную мотивацию в перспективе перехода в школу, способствовать развитию познавательных интересов у детей, проводить профилактику возможной школьной дезадаптации, негативных личностных проявлений.





Структура и содержание программы.

Развивающая программа состоит из двух блоков: диагностического и развивающего. Первый блок включает использование различных диагностических методик для определения уровня развития познавательных процессов у детей.

Внимание. Уровень развития внимания во многом оп­ределяет успешность обучения ребенка в школе. Ребе­нок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразде­лимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внима­ния должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание вни­мания волевым усилием. Поэтому для будущих перво­классников очень важно развитие произвольного вни­мания, которое развивается постепенно, по мере разви­тия отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Память. Психолог должен научить ребенка различ­ным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может за­помнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти — лишь при внешнем стимулировании опреде­ленных зон головного мозга. Для детей более естествен­но запоминание материала, включенного в игровую дея­тельность.

Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном воз­расте — одно из направлений умственного развития. Бы­строе выделение информативных свойств в предмете спо­собствует его эффективному опознанию. Восприятие со­четается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ре­бенком навыками письма, чтения, счета.

Мышление. Мышление ребенка в возрасте 5—6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существен­ных признаков предмета; синтезирование различных при­знаков в целое представление о предмете; сравнение пред­метов и выявление различий в них и т.д.





Данная программа способствует развитию познавательной сферы в целом, включая стимуляцию познавательных интересов и способностей. Данная программа влияет на гармоничное формирование личности ребенка еще и опосредованно через повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей и родителей, т.к. предполагает тесное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Диагностический блок также предусматривает анализ информации по данной проблеме, определение принципов, условий реализации, а также содержания психолог-педагогического воздействия.

На этом этапе решаются следующие задачи: разработка содержания развития познавательных способностей и интересов у детей 6-7 лет в целом и выбор отдельных технологий, определение структуры, содержания взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного пространства, влияющих на развитие познавательной сферы детей.



Развивающий блок представляет собой развивающие занятия, включающие игры, игровые задания и упражнения направленные на развитие внимания, мышления, памяти и восприятия де­тей старшего дошкольного возраста. Они помогают стимулировать наиболее интенсивное развитие интеллектуальных способностей детей. Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 6—7 лет. Каждое занятие состоит из четырех частей и занимает 20—25 мин, что соответствует физическим и психологическим возможностям детей дан­ной возрастной группы.

Предложенный комплекс занятий направлен на раз­витие четырех взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включа­ет соответствующие разделы: «Внимание», «Память», «Вос­приятие», «Мышление». Каждый раздел рассчитан на семь недель, цикл занятий по программе рассчитан на 28 не­дель (по одному занятию в неделю). В конце каждого раздела программы даны рекомендации педагогам и ро­дителям для индивидуальной работы с детьми по разви­тию их познавательных способностей.











Учебно-тематический план занятий.



Раздел I. Внимание

Содер-

Познавательные

Дидактический

упраж-

жание

цели

материал

нения

1

2

3

4

Занятие 1

1.1

«Яблоко»

Обучение способности: концентрировать внимание;

Три похожих

яблока

уметь сосредоточиваться на зрительной информации;

находить отличительные

признаки похожих предме-

тов

1.2

«Хлопни

Обучение способности к

Не требуется

в ладо-

переключению внимания

ши»

1.3

«Зачеркни букву»

Обучение способности концентрации, объема,

Вырезка из газе­ты или журнала

переключения, устойчиво­сти внимания

(JOX 10 см),

карандаш

1.4

Психо-

Снятие мышечного и

Не требуется

мышеч-

эмоционального

ная тре­нировка

напряжения, развитие воображения и фантазии

1.5

«Жмур-

Снятие напряжения,

Шарф

ки»

повышение

эмоционального тонуса;

инициирование тактильных

Занятие 2

контактов

1.6

«Порт-

Обучение способности:

Кукла

рет»

концентрировать внимание;

уметь сосредоточиваться на зрительной информации;

уметь смотреть и видеть;

уметь рисовать портрет в

своем сознании

Продолжение табл.

1

2

3

4

1.7

«Зачеркни букву»

Обучение способности концентрации, объема,

Вырезка из газе­ты или журнала

переключения, устойчиво­сти внимания

(10ХЮ см),

карандаш

1.8

«Слушай музыку»

Развитие активного внима­ния

Магнитофон

(музыкальный центр), аудиоза-

пись с веселой

мелодией

1.9

Психо-

Снятие мышечного и

Не требуется

мышеч-

эмоционального напря-

ная тре­нировка

жения, развитие воображения и фантазии

1.10

«Отраже-

Обучение моделированию

Не требуется

ние»

внешних проявлений

чувств

Занятие 3

1.11

«Ушки на

Обучение способности:

Не требуется

макушке»

концентрировать внимание

на слуховых сигналах;

уметь слушать и слышать

1.12

«Коррек­турные

пробы»

Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчиво-

Методика «Корректурные пробы»

сти внимания

1.13

«Бубен и

Развитие активного внима-

Бубен, коло-

колоколь-

ния, умения соотносить

кольчик

чик»

свои действия со звучанием

инструментов

1.14

Психо-

Снятие мышечного и эмо-

Не требуется

мышеч­ная тре­нировка

ционального напряжения, развитие воображения и фантазии

1.15

«Ловуш-

Обучение рефлексии; сня-

Не требуется

ка»

тие эмоционального на-

пряжения

Продолжение табл.

1

2

3

4

Занятие 4

1.16

лУшки на

Обучение способности:

Не требуется

макушке»

концентрировать внимание

на слуховых сигналах;

уметь слушать и слышать

звуки в новых условиях

1.17

«Коррек­турные пробы»

Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчиво-

Методика «Корректурные пробы»

сти внимания

1.18

«Бубен,

Развитие активного внима-

Бубен, коло-

колоколь-

ния, умения соотносить

кольчик, дудоч-

чик, ду-

свои действия со звучанием

ка

дочка»

нескольких разных инст-

рументов

1.19

Психо-

Снятие мышечного

Не требуется

мышеч-

напряжения, развитие


ная тре-

тонкой моторики рук

нировка

1.20

«Делай

Тренировка на дифферен-

не требуется

то, что я

циацию заданий взрослого

говорю и

показы-

ваю»

Занятие 5

1.21

«Пульс»

Обучение способности

Секундомер или

концентрировать внимание

часы

на ощущениях своего тела

1.22

«Узор»

Развитие слухового внима-

Тетрадный лист

ния

в клеточку и

карандаш

1.23

«Выложи

Увеличение объема внима-

Два набора по

кружоч-

ния

пять кружочков

ки»

одного диамет-

ра, но разного

цвета

Продолжение табл.

1

2

3

4

1.24

Психо­мышеч­ная тре­нировка

Снятие мышечного напря­жения, развитие тонкой моторики рук

Не требуется

1.25

«Прият­ное вос­помина­ние»

Обучение приемам и мето­дам овладения своим вол­нением

Не требуется

1.26

Занятие 6

«Тексту­ра»

Обучение способности распознавать предмет по тактильным ощущениям

Кусочки меха, дерева, ткани, ваты, металли­ческий брусок

1.27

«Узор»

Развитие слухового внима­ния

Тетрадный лист в клеточку и карандаш

1.28

«Погода»

Развитие умения пере­ключать слуховое внима­ние, выполнять действия согласно показанной кар­тинке

Картинки с изо­бражением сол­нышка, тучки и дождика; зонт

1.29

Психо­мышеч­ная тре-нировка

Снятие мышечного напря­жения, развитие тонкой моторики рук

Не требуется

1.30

«Тряпич­ная кук­ла»

Снятие мышечного и эмо­ционального напряжения ,

Не требуется

1.31

Занятие 7

«Мыш­ка — птичка»

Обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредото­читься, не обращая внима­ния на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции

Не требуется

Окончание табл.

1

2

3

4

1.32

«Найди отличия»

Развитие концентрации внимания

Две картинки с похожими изо­бражениями одного и того же предмета

1.33

«Погода»

Развитие умения пере­ключать слуховое внима­ние, выполнять действия согласно показанной кар­тинке

Картинки с изо­бражением сол­нышка, тучки и дождика; зонт

1.34

Психо­мышеч­ная тре­нировка

Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук

Не требуется

1.35

«Скульпт

ура»

Снятие мышечного и

эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Не требуется

Продолжение табл.

Раздел II. Память

JVa

Содер-

Познавательные

Дидактический

упраж­нения

жание

цели

материал

1

2

3

4

Занятие 1

2.1

«Запомни картин-

Развитие зрительной па­мяти

Пять картинок с изображением

ки»

знакомых

предметов:

стула, куклы, яблока,

кастрюли, та-

релки

2.2

«У оленя дом боль-

Развитие умения использо­вать мнемонические прие-

Не требуется

шой»

мы для запоминания текста



1

2

3

4

2.3

«Каскад слов»

Развитие объема кратко­временной слуховой памя-

Список слов (с. 35)

ти

2.4

Психо-

Снятие мышечного и

Не требуется

мышеч-

эмоционального

ная тре-нировка

напряжения, развитие воображения и фантазии

2.5

«Улыбка»

Обучение целенаправлен-

Не требуется

ному управлению мышца­ми лица; обучение свойст­вам невербального обще-

ния

Занятие 2

2.6

«Запомни

картин-

Развитие зрительной памя­ти в условиях уменьшения

Пять картинок с изображением

ки»

времени

знакомых

предметов:

стола, груши,

стакана, платья,

шапки

2.7

«У оленя дом боль-

Развитие умения использо­вать мнемонические прие-

Текст

шой»

мы для запоминания текста

2.8

«Каскад слов»

Развитие объема кратко­временной слуховой памя-

Список слов

ти

2.9

Психо-

Снятие мышечного и

Не требуется

мышеч-

эмоционального

ная тре­нировка

напряжения, развитие воображения и фантазии

2.10

«Встреча-

Усиление положительного

Не требуется

емся и

эмоционального пережива-

прощаем­ся с улыб-

ния

кой»

2.11

Занятие 3 «Что из­мени­лось?»

Обучение навыкам запоми­нания образа, ситуации

комнаты; на

одной из карти-

нок предметы

переставлены и

находятся в

другом порядке

Продолжение табл.



1

2

3

4

2.12

«Запомни и

Развитие преднамеренного

Таблицы

покажи»

запоминания и припоми-

Ф.Е. Рыбакова

(таблицы

нания, долговременной


Ф.Е. Ры-

памяти


бакова)

2.13

«Спрячь

Развитие целенаправлен-

Три игрушки

игрушки»

ного запоминания и при-

поминания

2.14

Психомы-

Снятие мышечного и эмо-

Не требуется

шечная

ционального напряжения.

тренировка

развитие воображения и

фантазии

2.15

«От улыб-

Усиление положительных

Текст песни

ки станет

эмоциональных пережива-

всем свет-

ний; поднятие настроения

лей...»

Занятие 4

2.16

«Что изме­нилось?»

Обучение навыкам запо­минания образа, ситуации

Две картинки с изображением

в условиях уменьшения

одной и той же

времени

комнаты; на

одной из карти-

нок предметы

переставлены и

находятся в

другом порядке

2.17

«Купим

Обучение навыкам запо-

Текст

мы, бабуш-

минания текста с помо-


ка...»

щью мнемонических

приемов

2.18

«Найди

Развитие целенаправлен-

Три игрушки

игрушки»

ного запоминания и при-

поминания

1

2

3

4


2.19

Психомы­шечная тренировка

Снятие мышечного на­пряжения, развитие тонкой моторики рук

Не требуется


2.20

«Тряпичная кукла»

Снятие мышечного и эмо­ционального напряжения

Не требуется


2.21

Занятие 5

«Рассмотри вниматель­но»

Развитие произвольного внимания

Любая сюжет­ная картинка


2.22

«Свет, за­жгись!»

Развитие памяти на собы­тия

Настольная лампа или тор­шер


2.23

«Кто не на месте?»

Развитие целенаправленно­го запоминания и припо­минания

Десять неболь­ших игрушечных животных


2.24

Психомы­шечная

тренировка

Снятие мышечного напря­жения, развитие тонкой моторики рук

Не требуется


2.25

«Скульпту­ра»

Снятие мышечного и эмо­ционального напряжения; развитие воображения и фантазии

Не требуется


2.26

Занятие 6

«Рассмотри

вниматель­но»

Развитие произвольного внимания и наблюдатель­ности

Сюжетная кар­тинка


2.27

Разучива­ние песни

Развитие умения удержи­вать и воспроизводить текст песни (долговремен­ной памяти), развитие вер­бальной памяти

Текст песни


2.28

«Кто не на месте?»

Развитие целенаправленно­го запоминания и припоми­нания

Десять игрушек небольшого

размера


2.29

Психомы­шечная тренировка

Снятие мышечного напря­жения, развитие тонкой моторики рук

Не требуется


Окончание табл.

1

2

3

4

2.30

«Дыхание»

Обучение приемам рит-

Не требуется

мичного дыхания для сня-

тия напряжения; достиже-

ние состояния спокойствия

и быстрого психотехниче-

ского отдыха

Занятие 7

(групповое)

V

2.31

«Шапо-

Развитие умения удержи-

Десять картинок

кляк»

вать и воспроизводить ин-

с изображения-

формацию;

ми: яблока, гру-

развитие целенаправленно-

ши, хлеба, колба.-

го запоминания и припоми-

сы. бананов,

нания; развитие вербальной

конфет, варенья,

памяти

рыбы, яиц, чупа-

чупс + пять кар-

тинок с изобра-

жением любых

других продук-

тов, овощей,

фруктов; список

с наименованием

десяти продуктов

{см. выше); сум-

ка, кошелек;

подставка для

картинок



Раздел III. Восприятие



Содержа-

Познавательные

Дидактический

упраж-

ние

цели

материал

нения

1

2

3

4

Занятие 1

3.1

«Пирамид-

Улучшение качества дея-

Пирамидка,

ка»

тельности зрительного

состоящая из

анализатора; развитие

колец разных

цветоразличения

цветов

1

2

3

4

3.2

«Актер»

Обучение способности

объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, так­тильными ощущениями

Не требуется

3.3

«Дорисуй

фигуры»

Развитие целостности восприятия

Изображения фигур

3.4

Психомы­шечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие вообра­жения и фантазии

Не требуется

3.5

«Шапка-невидимка»

Обучение переходу из одного эмоционального состояния в противопо­ложное

Не требуется

3.6

Занятие 2

«Пирамид­ка»

Улучшение качества дея­тельности зрительного анализатора; развитие

цветоразличения

Пирамидка,

состоящая из колец разных цветов

3.7

«Форма»

Развитие наблюдательно­сти, ориентирования на

форму

Три предмета круглой формы и три предмета прямоугольной формы

3.8

«Дорисуй фигуры»

Развитие целостности восприятия

Изображения фигур

3.9

Психо мы­шечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие вообра­жения и фантазии

Не требуется

3.10

«Качели»

Обучение управлению своим состоянием, пере­ходу из одного эмоцио­нального состояния в противоположное, прие­мам саморегуляции

Не требуется

Занятие 3

3.11

«Что забыл

Развитие наблюдательно-

Четыре карточ-

нарисовать худож­ник?»

сти, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания

ки: на 1-й нари­сована лиса без хвоста; на 2-й — расческа без зубчиков; на 3-й — машина

без колес; на

4-й — рыба без

плавников

3.12

«В нашей группе 100 ребятишек»

Развитие способности ' согласовывать движения с произносимым текстом;

Текст

развитие координации

движений

3.13

«Снежин­ки»

Развитие пространствен­ных представлений

Изображения снежинок

3.14

Психомы-

Снятие мышечного и

Не требуется

шечная

тренировка

эмоционального напря­жения, развитие вообра­жения и фантазии

3.15

«Погладим котенка»

Развитие движений кисти рук, фантазии

Не требуется

Занятие 4

3.16

«Что нарисо­вано?»

Развитие умения исполь­зовать при восприятии свой прошлый опыт и знания

Набор карточек (4— 10 шт.) с пунктирным изображением знакомых ребен-

ку предметов,

животных и т.д.

3.17

«В нашей группе 100 ребятишек»

Развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом;

Текст

развитие координации

движении

3.18

«Снежин-

Развитие пространствен-


ки»

ных представлений

Изображения снежинок


3.19

Психомы-

Снятие мышечного на-

Не требуется

шечная

пряжения, развитие тон-

тренировка

кой моторики рук

3.20

«Кляксы»

Расслабление, снятие

Большой лист

напряжения, эмоциональ-

бумаги, гуашь

ная разрядка

Занятие 5

3.21

«Определи

Развитие фонематическо-

Картинки с изо-

звуки»

го восприятия

бражением шу-

бы, петуха, но-

жа, цыпленка,

самолета, ма-

шины, туфель.

яблока, ложки,

лимона

3.22

«В нашей

Развитие способности

Текст

группе 100

согласовывать движения

ребятишек»

с произносимым текстом;

развитие координации

движений

3.23

«Точки»

Развитие ориентирования

в пространстве

Изображения точек

3.24

Психомы-

Снятие мышечного на-

Не требуется

шечная

пряжения, развитие тон-

тренировка

кой моторики рук

3.25

«Пантоми-

Развитие воображения и

Не требуется

ма»

творческих способностей;

снятие эмоционального

напряжения

Занятие 6

3.26

«Пугови-

Развитие способности к

Большой набор

цы»

сличению и сортировке

разных пуговиц,

предметов по форме, цве-

среди которых

ту и величине

три одинаковые



3.27

«Найди

Развитие координации

Флажки и пуго-

свои цвет»

зрительного, слухового и

вицы разного

моторного анализаторов;

цвета

тренировка подвижности

нервных процессов, уме-

ния ориентироваться в

пространстве и различать

цвета

3.28

«Загадки»

Развитие способности по

Любые загадки

ряду признаков определять


предмет

3.29

Психомы-

Снятие мышечного на-

Не требуется

шечная

пряжения, развитие тон-

тренировка

кой моторики рук

3.30

«Угадай»

Повышение эмоциональ-

Не требуется

ного тонуса, возможности

активного самовыражения, развитие воображения

Занятие 7

3.31

«Пугови-

Развитие способности к

Большой набор

цы»

сличению и сортировке предметов по форме, цве­ту и величине

разных пуговиц, среди которых должны быть

пуговицы, оди-

наковые по цве-

ту, форме, вели-

чине

3.32

«Регистр»

Развитие координации

Детское пиани-

слухового и моторного анализаторов

но или метал­лофон

3.33

«Загадки»

Развитие способности по

Любые загадки

ряду признаков опреде­лять предмет




3.34

Психомы-

Снятие мышечного на-

Не требуется

шечная

пряжения, развитие тон-

тренировка

кой моторики рук

3.35

«Послу-

Обучение способности

Не требуется

шай, что за

концентрировать внима-

окном»

ние на слуховых сигналах

Раздел IV. Мышление

JVa упраж­нения

Содержа­ние

Познавательные цели

Дидактический материал

1

2

3

4

4.1

Занятие 1

«Чего не хватает?»

Развитие способности устанавливать законо­мерность в изображении на основе зрительного и мыслительного анализа

Карточки с за­данием

4.2

«Сыщик»

Развитие умения декоди­ровать информацию

Схема кабинета психолога

4.3

«Сравнение

предметов»

Развитие способности выделять черты сходства и различия по существен­ным признакам; развитие мыслительных операций

Пары слов


4.4

Психомы­шечная

тренировка

Снятие мышечного и эмо­ционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Не требуется

4.5

«Пчелки»

Обучение переходу из одного режима громкости в другой

Вырезанные из бумаги цветы, колокольчик

4.6

Занятие 2

«Чего не хватает?»

Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать законо­мерность в изображении

Карточки с за­данием

4.7

«Сыщик»

Развитие умения декоди­ровать информацию

Схема кабинета психолога

4.8

«Четвертый лишний»

Развитие умения класси­фицировать предметы по существенным признакам и обобщать

Пять карточек, на каждой из которых изо­бражены четы­ре предмета, один — лишний

4.9

Психомы-

Снятие мышечного и

Не требуется

шечная

эмоционального напря-

тренировка

жения, развитие вооора-жения и фантазии

4.10

«Дыхание»

Обучение приемам

Не требуется

ритмичного дыхания для

снятия напряжения; до-

стижение состояния спо-

койствия и быстрого пси-

хотехнического отдыха

Занятие 3

4.11

«Четвертый лишний»

Развитие умения классифицировать

Пять карточек, на каждой из

предметы по суще­ственным признакам и

обобщать

которых изо­бражены четы­ре предмета,

один — лишний

4.12

«Сыщик»

Развитие умения кодиро­вать информацию

Схема кабинета психолога, иг-

рушка

4.13

«Сложи

узор»

Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестан-

Кубики Б.П. Никитина

«Сложи узор»

дартные задачи, интел­лектуальных способно-

стей

4.14

Психомы-

Снятие мышечного и

Не требуется

шечная тренировка

эмоционального напря­жения, развитие вообра­жения и фантазии

4.15

«Улыбка»

Обучение целенаправ-

Не требуется

ленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального

общения

Занятие 4

4.16

«Найди

лишнее

Развитие мыслительных процессов обобщения,

Серии слов

слово»

отвлечения, выделения

существенных признаков

1

2

3

4

4.17

«Сыщик»

Развитие умения кодиро­вать информацию

Схема кабинета психолога

4.18

«Сложи узор»

Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестан-

Кубики

Б.П. Никитина «Сложи узор»

дартные задачи, интел-

лектуальных способно-

стей

4.19

Психомы-

Снятие мышечного на-

Не требуется

шечная

пряжения, развитие тон-

тренировка

кой моторики рук

4.20

«Встреча-

Усиление положительных

Не требуется

емся и

эмоциональных пережи-

прощаемся с улыбкой»

вании

Занятие 5

4.21

«Сложи узор»

Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестан-

Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор»

дартные задачи, интел­лектуальных способно-

стей

4.22

«Тонет —

Развитие способности

Таз с водой;

не тонет»

выделять свойства пред­метов; развитие логиче-

пустой флакон и флакон, запол-

ского мышления

ненный песком;

теннисный и

металлический

шарики; дере­вянный брусок и камень; бумаж-

ный лист и ста-

кан

4.23

«Угадай предмет»

Развитие мыслительных операций анализа и срав-

15 картинок с изображением

нения

знакомых ре­бенку пред-

метов



4.24

Психомы-

Снятие мышечного на-

Не требуется

шечная

пряжения, развитие тон-

тренировка

кой моторики рук

4.25

«Тряпичная

Снятие мышечного и

Не требуется

кукла»

эмоционального напря-

жения

Занятие 6

4.26

«Тонет — не тонет»

Развитие способности выделять свойства пред-

Таз с водой; пус­той флакон и

метов; развитие логиче-

флакон, запол-

ского мышления, умения

обобщать

ненный песком; теннисный и

металлический

шарики; деревян­ный брусок и камень; бумаж-

ный лист и стакан

4.27

«Мячик»

Развитие аналитического

Мяч

мышления

4.28

«Угадай предмет»

Развитие мыслительных

операций анализа и срав-

!5 картинок с изображением

нения

знакомых ре­бенку предме-

тов

4.29

Психомы-

Снятие мышечного на-

Не требуется

шечная

пряжения, развитие тон-

тренировка

кой моторики рук

4.30

«Скульпту-

Снятие мышечного и

Не требуется

ра»

эмоционального напря-

жения, развитие вообра­жения и фантазии

Занятие 7

4.31

«Мостик»

Развитие мыслительных ассоциативных связей

Пять пар карти­нок: лес — гриб;

книга — маль-

чик; ваза — цве-

ты; плита —

кастрюля; пуго-

вица — игла

4.32

«Анало-

Развитие аналитического

Мяч

гии»

мышления

4.33

«Сложи

узор»

Развитие способности к анализу и самоанализу,

умения решать нестан-

Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор»

дартные задачи, интел­лектуальных способно-

стей

4.34

Психомы-

Снятие мышечного на-

Не требуется

шечная

пряжения, развитие тон-

тренировка

кой моторики рук

4.35

«Кляксы»

Расслабление, снятие напряжения, эмоциональ-

Большой лист бумаги, гуашь

ная разрядка





















































Используемые методики и технологии,

психологический и психолого-педагогический

инструментарий.

Н.Н Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

* «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвеча­ет на них, но при этом не должен называть запре­щенные цвета и не говорить «да» и «нет».

* Игры-головоломки.

* Загадки.

* «Найди отличия».

* «Найди два одинаковых предмета».

* «Будь внимателен». Выполнение гимнастических уп­ражнений по словесной команде,

* «Волшебное слово». Взрослый показывает упраж­нения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»

* «Где что было». Ребенок запоминает предметы, ле­жащие на столе; затем он отворачивается. Взрос­лый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

* «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин дол­жен назвать как можно больше предметов, нахо­дящихся в комнате.

* «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая вни­мание на его действия.

Игры и упражнения для развития памяти

* «Запомни предметы». Учить запоминать и воспро­изводить информацию.

* «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 карти­нок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

* «Пирамида». Развивать кратковременную механи­ческую память. Взрослый называет ребенку снача­ла одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.

* «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребен­ку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

* «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игруш­ку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ре­бенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.

* «Что ты ел на обед?». Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.

* «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком по­рядке он надевал предметы одежды утром.

* «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачи­вается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

* «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

* «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рас­сказ; ребенок должен повторить его.

» «Башня». Ребенку показывают схематическое изоб­ражение башни, состоящей из множества геомет­рических фигур; ребенок должен запомнить эти фи­гуры и назвать.

* «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фи­гурку из палочек; ребенок запоминает ее и по па­мяти выкладывает такую же.





Игры и упражнения для развития памяти

* «Запомни предметы». Учить запоминать и воспро­изводить информацию.

* «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 карти­нок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

* «Пирамида». Развивать кратковременную механи­ческую память. Взрослый называет ребенку снача­ла одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.

* «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребен­ку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

* «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игруш­ку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ре­бенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.

* «Что ты ел на обед?». Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.

* «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком по­рядке он надевал предметы одежды утром.

* «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачи­вается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

* «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

* «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рас­сказ; ребенок должен повторить его.

» «Башня». Ребенку показывают схематическое изоб­ражение башни, состоящей из множества геомет­рических фигур; ребенок должен запомнить эти фи­гуры и назвать.

* «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фи­гурку из палочек; ребенок запоминает ее и по па­мяти выкладывает такую же.



Игры и упражнения для развития мышления

* «Разложи картинки». Учить учитывать последова­тельность событий.

* «Закончи слово». Учить заканчивать слово по на­чальному слогу.

* «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фи­гуру». Учить классифицировать предметы по призна­кам и назначению.

* «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать дан­ный предмет.

* «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: тяжелый — легкий, сильный — слабый, твердый -мягкий и др.

* «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструк­торы.

* Загадки.

Рекомендации педагогам и родителям.



* Развивать слуховое внимание с помощью дидакти­ческих игр.

* Часто менять формы деятельности.

* Использовать на занятиях элементы игры.

* Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.

» Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.

* Учить сознательно направлять внимание на опре­деленные предметы и явления.



* Учить управлять вниманием в соответствии с це­лью.

* Учить сосредоточиваться на известной деятельно­сти, концентрировать свое внимание на ней, не от­влекаясь.

* Создавать средства-стимулы, которые будут орга­низовывать внимание ребенка.

* Для развития внимания использовать игры с пра­вилами и игры-драматизации.



Развивать умение произвольно вызывать необхо­димые воспоминания.

* Обучать культуре запоминания.

* Учить вспоминать последовательность событий.

* Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

* Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

* Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при при­поминании.

* Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

* учить детей различать предметы на ощупь.

* Формировать умение выделять признаки в предмете.

* Учить соотносить предметы по величине.

* Учить способам распознающего наблюдения.

* Развивать наблюдательность; учить внимательно и пос­ледовательно рассматривать предмет или явление.

* Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.

* Формировать умение составлять из частей целое.

* Учить выбирать предметы и соотносить их вели­чину по словесному описанию, действовать в соот­ветствии со словесной инструкцией.

* Различать основные признаки разных времен года.

* Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.

* Закреплять пространственные представления по кар­тине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.

* Формировать сенсорные эталоны формы.

* Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

* Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.



* Развивать умственные способности через овладе­ние действиями замещения и наглядного модели­рования в различных видах деятельности.

* Учить составлять группу из отдельных предметов.

* Учить выделять предметы по назначению и харак­терным признакам.

* Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

* Учить понимать смысл литературного произведе­ния; воспроизводить в правильной последователь­ности содержание текста с помощью вопросов.

* Учить сравнивать предметы.

* Учить соотносить схематическое изображение с ре­альными предметами.

* Развивать быстроту мышления через дидактичес­кие игры.

* Побуждать делать самостоятельные выводы.

* Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

* Создавать сложно организованную среду, чтобы ре­бенок мог взаимодействовать с разными предме­тами.

* Способствовать познанию свойств различных ма­териалов, их функционального потенциала, созда­нию образов, моделей реальных предметов посред­ством изобразительной деятельности (лепки, апп­ликации, рисования и т.д.).

* Способствовать осмыслению содержания жизнен­ных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими. .

* Учить устанавливать причинно-следственные связи.

* Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

* Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

* Способствовать переходу к решению задач в уме.



Психомышечная тренировка

(комплекс упражнений)

1. Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз — поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыха­ние. Два — опусти руки, делая выдох. (3—4 раза.)

2. Давай попьем колодезную водичку. Раз — набери воду из колодца. Два — поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три — попей, сделай вдох. Четыре — стряхни воду с рук и сделай выдох. (3—4 раза.)

3. Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее. (Ребенок встает.)

Раз — подними правую ногу, подержи ее в таком по­ложении, задержи дыхание. Два — опусти ногу, сделай выдох. Три — подними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре — опусти левую ногу, сделай выдох. (3—4 раза.)

4. Ложись на пол (на ковер). Поплывем на другой берег реки. (Ребенок ложится на живот, руки вдоль туловища.) Раз — руки вперед со вдохом, задержи дыхание. Два — руки вдоль туловища. Выдох. (2—3 раза.) Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз — руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два — руки вдоль туловища. Выдох. (2—3 раза.)

5. Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Да­вай испугаемся и сожмемся в комочек. (Ребенок ложится на пол, на ковер.)

Раз — повернись на правый бок и свернись в клубок, де­лая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два — выпрямись, делая выдох. Три — повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре — выпрямись, делая выдох. (3—4 раза.)

6. Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце пути. Раз — поверни голову направо, делая вдох. При­глядись, задержи дыхание. Два — поверни голову вперед, делая выдох. Три — поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись, задержи дыхание. Четыре — повер­ни голову вперед, делая выдох. (3—4 раза.)

Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики.



Методики «Дорисуй фигуры», «Корректурные пробы».



Список литературы.

500 загадок для детей. М., 2003.

500 скороговорок, пословиц, поговорок/Сост. И.А. Мазнин. М., 2008.

Агапова И.А., Давыдова МЛ. Комплексная подготовка де­тей к школе. Кн. для детей и взрослых. М., 2003.

.

Айзман М.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск. 1994.

Баскакова И.Л. Внимание дошкольника: Методы его изу­чения и развития. М.; Воронеж, 1995.

Борякова Н,Ю. и др. Практикум по развитию мыслитель­ной деятельности у дошкольников: Учеб.-метод, пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М., 2000.

Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности /Д.Б.Богоявленская, В.Д. Шадриков. – М., 2002

Буржнская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. М., 1996.

Ветер Л,А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.

Венгер Л.А. и др. Психолог в детском саду. М., 1998.

Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.: Кн для воспитателя дет. сада /Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.Н.Говорова [и др.] под общ.ред. Л.А.Венгера. – Москва: «Просвещение», 1989.



Ветрова В, Ладушки, ладушки. М., 1995.

ВинникоттД. Разговор с родителями. М., 1995.

Волина В. Учимся играя. М., 1999.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовность ребенка к школе. М., 1994.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 1994.

Волков Б. С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по дет­ской психологии. М., 1994.

Волков Б. С., Волкова Н.В. Основные закономерности пси­хического развития ребенка, М., 1994.

Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В. Менджерицкой. М., 1979.

Гаврина С.Е. и др. Развиваем мышление. М., 2001.

Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребен­ка от трех до пяти лет. М., 2001.

Готовность к школе: Руководство практического психо­лога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.

Демьянов Ю.Г. Возрастная психология. М., 2004.

Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Точка, точка, два крючочка. М., 1990.

Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психоло­га с детьми дошкольного возраста. М., 1996.

Жданов Н.В. Педагогическая генетика. Киров, 1994.

Захаров А.И. Как предотвратить отклонения в поведении ребенка. М:, 1986.

Ильина М.Н. и др. Тесты для детей: Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1997.

Катаева Л.И. Коррекиионно-развивающие занятия с до­школьниками. М., 2000.

Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ре­бенка. М., 1985.

Кошелева А.Д. и др. Азбука любви: Кн. для родителей. М., 1996.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Пол­ный жизненный цикл развития человека. М., 2004.

Машин Л. Мадышева Е. Развивающие игры (для детей 6— 8 лет). Харьков, 1997.

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1981.

Мухина B.C. Возрастная психология. М., 2000.

Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / А.М. Матюшкин. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком. М., 1993.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дуб­ровиной. М., 2000.

Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей. М., 1992.

Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - /А.И. Савенков. – М.: Изд-во «Академия», 2000

Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства /А.И. Савенков. – М.: Педагогическое образование России, 1999.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагно­стической и коррекционной работы психолога. М., 2000.

Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5—7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2008



В.Солнцева., Г. Белова. 200 игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. М., Астрель,2007.

Симоновский А.Э. Развитие творческого воображения. Яро­славль, 1996.

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., 1999.

Степанов С. С. Азбука детской психологии. М., 2004.

Умственное воспитание детей / Под ред. Н.Н. Поддьякова. М., 1984.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

Фокина Э.Д. и др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образователь­ном учреждении. СПб., 1995.

.









































Сферы ответственности участников программы.





Основная ответственность за реализацию программы возлагается на педагога- психолога.

Педагог-психолог в ходе реализации программы взаимодействует с воспитателями и родителями детей в целях оказания консультативно-просветительской помощи, дачи необходимых методических рекомендаций и домашних заданий, а также отслеживанию динамики развития познавательных способностей детей.



Ресурсы, которые необходимы для эффективной

реализации программы:

Специалисты, реализующие программу, должны обладать профессиональной компетентностью, иметь опыт работы со старшими дошкольниками, знать возрастные и индивидуальные особенности детей, владеть современными технологиями, личностно-ориентированным системно-деятельностным подходом.

Материально-техническая оснащенность предусматривает наличие помещения для проведения подгрупповых занятий, методических пособий, дидактического демонстрационного и раздаточного материала, наличие необходимых технических средств ( компьютер, принтер, музыкальный центр.



Сроки и этапы реализации программы:



Первый этап: сентябрь.

Второй этап: с октября по май.



Планируемый результат:

По завершению реализации программы предполагается формирование познавательных интересов и способностей через развитие всех познавательных процессов ребенка.





Система организации внутреннего контроля:

Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог,

который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у детей в ходе всего курса занятий, а также по данным промежуточной и итоговой диагностики.

В анализе динамики также принимают участие старший воспитатель, воспитатели групп, родители.





Критерии оценки достижения планируемых

результатов:

У детей повысится уровень развития познавательных процессов, сформируется устойчивое стремление заниматься умственным трудом, укрепятся и совершенствуются навыки учебной деятельности, разовьется произвольность поведения (в частности способность к самоконтролю), возникнет познавательная мотивация в перспективе школьного обучения, сформируется система познавательных интересов.



























Конспект занятия по развитию памяти.



Цель: развитие умения удерживать и воспроизводить информацию; целенаправленного запоминания и при­поминания; вербальной памяти.

Задача: создание условий, которые бы вызвали у детей потребность в целенаправленном запоминании и припо­минании; обучение навыкам установления смысловых связей между объектами как способу осмысленного запоминания.

Дидактический материал: десять картинок с изобра­жениями: яблока; груши; хлеба; колбасы; бананов; кон­фет; варенья; рыбы; яиц; чупа-чупс и пять картинок с изображением любых других продуктов, овощей, фрук­тов; список с наименованием десяти продуктов (см. выше); сумка и кошелек; подставка для картинок.

Участники: дети; психолог; Шапокляк с Лариской.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках. Занятие проводит психолог.

Психолог. Ребята, вы уже стали совсем большими. Скоро вы покинете детский сад и пойдете в школу. А как вы думаете, какими вам нужно быть, чтобы хорошо учиться в школе? (подвести детей к тому, чтобы одним из условий хорошей успеваемости они назвали развитую память). Вот сегодня мы и займемся тренировкой памяти. Мы с вами начали разучивать песню. Как она называется? (Дети разучивали песню «Прощай, детский сад», на мелодию «Спо­койной ночи малыши!» или другую по выбору психолога.) О чем рассказывается в первом куплете? Кто грустно смот­рит на ребят? Кому вы говорите до свидания? Что лежит в сумках? Как нужно исполнять эту песню: грустно или весело? Почему? Сделайте грустное лицо, а теперь весе­лое. (Исполняется первый куплет песни.)

Куклы, мишки и петрушки Грустно смотрят на ребят. До свидания, игрушки, До свиданья, детский сад. В сумках — новые тетрадки, Ручки и карандаши. До свидания, лошадки. Мы уже не малыши!

Припев

Прошай, детский сад.

Прошай, детский сад.

Молодцы, мне понравилось ваше исполнение песни. Я предлагаю вам разучить второй куплет. Я прочитаю весь второй куплет, а вы внимательно слушайте и запо­минайте, о чем в нем рассказывается.

Зайки, мышки и матрешки Грустно смотрят на ребят. До свидания, игрушки, До свиданья, детский сад. Мы споем вам на прощанье, Вместе с вами погрустим. До свиданья, до свиданья. Мы еще вас навестим.

Припев.

Кто во втором куплете грустно смотрит на ребят? А как одним словом можно назвать: куклы, мишки, петрушки, зайки, мышки, матрешки? (Игрушки.) Давайте разучим второй куплет. (Дети разучивают второй куплет, а затем исполняют два куплета вместе.) Самое главное занятие в школе — учеба, а в детском саду — игра. Я знаю, что вы все очень любите играть. Вы знаете много интересных игр. В какую хотите поиграть? (Проводится игра.) Ребя­та, кто-нибудь из вас знает, зачем человеку нужна па­мять? (Ответы детей.) Если бы человек ничего не мог запомнить, он бы не смог читать, писать, учиться, рабо­тать и даже играть.

Выходит Шапокляк.

Шапокляк. Здравствуйте, ребята! Это магазин? По­чта? Клуб? (Ответы детей.)

Ой, я совсем забыла, куда должна пойти... Где я? (От­веты детей.)

Как же мне вспомнить, куда я собралась? Так... я взя­ла сумку и кошелек, значит, мне нужно попасть в..? Ла­риска, куда ты меня привела?

Психолог. Уважаемая Шапокляк! У тебя, видимо, очень плохая память. Приходи на наши занятия — и память у тебя станет великолепной.

Шапокляк. И не подумаю! Не нужна мне память. Мне бы только вспомнить, что я в магазине хотела ку­пить. А вот список того, что нужно купить: яблоко, грушу, хлеб, колбасу, бананы, конфеты, варенье, рыбу, яйца, чупа-чупс. (Незаметно «теряет» список.)

Вот видите, мне память-то и не нужна. Записала все, что нужно, на бумажку и живу себе спокойно.

Психолог. А ты можешь без бумажки повторить свой

список?

Шапокляк. Нет, я лучше по бумажке. (Ищет бумаж­ку и не может найти.) Ой, я забыла, куда ее положила! Что же мне делать?

Психолог. Дети, давайте поможем Шапокляк вспом­нить, что ей нужно купить в магазине.

(Дети отвечают, а психолог повторяет названия про­дуктов.) Ребята, выберите картинки, на которых нари­сованы нужные Шапокляк продукты. (Дети из 15 кар­тинок выбирают десять.) Все ли картинки вы вспомни­ли? Каких не хватает? (Ответы детей.)

Шапокляк. Даже я запомнила! (Перечисляет про­дукты.)

Психолог. Молодец, Шапокляк! Ребята, а кто из вас может назвать все эти продукты? (Ответы детей.) Мо­лодцы!

Шапокляк. До свидания, ребятки! Я побежала в ма­газин! Спасибо! Лариска, за мной! (Убегает в магазин.)

Психолог: Ребята, мы сегодня очень много сделали, а скажите для чего мы этим занимались? А для чего человеку хорошая память? Ну а теперь проверим как вы запомнили то, что мы делали на занятии. Перечислите мне все последовательно. (ответы детей).

Очень хорошо, мы справились с заданиями. Я желаю вам, чтобы у вас всегда получалось задуманное, а теперь каждый из вас пожелает стоящему рядом чего-то хорошего. (Дети стоя по кругу говорят свои пожелания).

Психолог: Спасибо вам за хорошую работу, до свидания, с нетерпеньем буду ждать новой встречи с вами.











39


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.