Статья «Психолого-педагогическая поддержка ребёнка дошкольного возраста с признаками одарённости»
«Психолого-педагогическая поддержка ребенка дошкольного возраста с признаками одаренности»
Любому обществу нужны талантливые, способные, одарённые люди, потому как именно такие люди являются мощным ресурсом общественного развития. В связи с этим важным является создание благоприятных условий для развития таких личностей, то есть организация процесса сопровождения способных, одаренных детей.
Одним из главных направлений работы образовательной организации является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть скрытой, а также детей, чьи способности могут совершить качественный скачок в своем развитии в ближайшем будущем. Проблема развития одаренных, талантливых детей широко освещается в научных публикациях, и ее решение связывают с организацией процесса их педагогического сопровождения.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей. Организация социально-педагогического сопровождения одаренных детей должна быть осуществлена с учетом этих характеристик.
Условия развития детской одаренности в ДОУ
Особенности | Взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса (воспитателей, родителей, специалистов) |
Особенности | Моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления, в отличие от жёстко заданных (вместо «так надо», «так правильно/неправильно» - «подумай, как это можно сделать», «как может быть по-другому») |
Особенности | Насыщенность доступными для детей и разнообразными материалами для разных видов детской деятельности (в том числе не только готовыми игрушками и оборудованием, но и расходными, природными, бросовыми материалами и необходимыми инструментами) |
Особенности | Отказ взрослых от ведущей учительской роли, гибкое сочетание ролей наставника, эксперта, равного партнера, наблюдателя, помощника, обучаемого, с предоставлением детям возможности выполнять партнерскую и даже ведущую позицию во взаимодействии и совместной деятельности со взрослым Активный диалог между взрослыми и детьми, вместо «улицы с односторонним движением» |
План работы
Психолого-педагогическое сопровождение в работе с детьми | |||
№ | Мероприятие | Ответственные | |
1 | Проведение диагностических мероприятий по выявлению одарённых детей. Мониторинг детей, анализ результатов диагностики детей, выявление детей, имеющих признаки одаренности (инструментарий: диагностика ОП, дополнительно «Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову)». | Педагог – психолог Воспитатели, специалисты | |
2 | Изучение индивидуальных достижений одарённых детей. | Педагоги, воспитатели | |
3 | Организация сопровождения одаренных детей (индивидуальные образовательные маршруты) Применение современных технологий: игровых, здоровьесберегающих технологий, проектной, ТДМ, технологии Портфолио воспитанника, личностно – ориентированного обучения. Подготовка к участию в плановых муниципальных конкурсах: Конкурс танца «Хрустальный башмачок» Фестиваль-конкурс литературных композиций «Ручеек» «Младше всех» (нормы сдачи ГТО) Вокальный конкурс «Нотки души» | Специалисты, воспитатели Специалисты, воспитатели | |
Психолого-педагогическое сопровождение в работе с родителями | |||
№ | Мероприятие | Ответственные | |
1 | Родительское собрание «Мой ребёнок одарённый» | Педагог-психолог, воспитатели | |
2 | Практикум «Трудность взаимоотношений с одарёнными детьми» | Специалисты, воспитатели | |
3 | Мастер-класс «Предметно-пространственная среда, стимулирующая развитие одаренности ребенка дома» | Специалисты, воспитатели | |
4 | Круглый стол «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка» | Специалисты, воспитатели | |
5 | Индивидуальные консультации, привлечение родителей для совместного проведения мероприятий на уровне ОУ Памятки, рекомендации для родителей | Специалисты, воспитатели | |
Психолого-педагогическое сопровождение в работе с педагогами | |||
№ | Мероприятия | Ответственные | |
1 | Анализ РППС в группах, на территории, вне групповых помещений | Специалисты, воспитатели | |
2 | Семинар «РППС для развития детской одаренности» | Специалисты, воспитатели | |
3 | Семинар «Работа с одаренными детьми» | Педагог-психолог | |
4 | Выставка книг и журналов об одарённых детях | Специалисты, воспитатели | |
5 | «Специфика и содержание работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС» | Специалисты, воспитатели | |
6 | Заполнение Портфолио детей (совместно с воспитанником) | Воспитатели | |
7 | Организация участия детей в мероприятиях разного уровня | Воспитатели | |
8 | Анализ достижений одаренных детей, перспективы работы на следующий учебный год | Специалисты, воспитатели |
Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей
Название методики | Предназначение методики | Особенности |
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (авт. А.А. Лосева) | Выявление преобладающей сферы проявления способностей ребенка | Проводится на основе наблюдений за ребёнком. Одного ребёнка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физической культуре |
Тест Ф. Гудинаф - Д. Харриса | Интеллектуальный компонент | Проводится в форме рисуночного теста |
Шкала Стенфорд-Бине | Интеллектуальный компонент | Проводится в форме индивидуального интервью с опорой на картинки |
«Прогрессивные матрицы» Дж. Равена | Интеллектуальный компонент | Проводится в форме индивидуального тестирования |
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой и др. | Интеллектуальный компонент | Предназначена для быстрой оценки уровня интеллектуального развития. |
Диагностика креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс, в модификации Е.Е. Туник) субтесты «Использование предметов», «Последствия», «Слова», «Словесная ассоциация» | Творческий компонент (творческое мышление) | Проводится в вербальной форме, индивидуально |
Тест креативности Ф. Вильямса | Творческий компонент | Проводится в форме рисуночного теста |
Опросник креативности Дж. Рензулли (в адаптации Е.Е. Туник) | Творческий компонент | Оценка дается на основе наблюдений за ребенком (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом |
Методика «Социометрия» * «Выбор в действии» Я.Л. Коломинского * «Два домика» Т.Д. Марцинковской | Социальный компонент | Проводится в соответствии с рекомендациями автора методики |
Шкала психомоторного развития по М. Гриффитс | Психомоторный компонент | Оценка дается на основе наблюдения за ребенком |
Шкала психомоторного развития А. Гезелла | Психомоторный компонент | Оценка дается на основе наблюдения за действиями ребенка с определенными материалами |
Инструменты оценки моторики (Н.И. Озерецкий и др.) | Психомоторный компонент | Проводится в соответствии с рекомендациями автора методики |
Рекомендации для родителей
Данные рекомендации можно предложить родителям в Родительском уголке на стенде, в чате группы, а также в виде буклета.
«У меня одаренный ребенок», или
что нужно знать, уметь и делать родителям одаренных детей
(рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по созданию условий для развития одаренности)
Просто о сложном: что такое одаренность?
|
Портрет одаренного ребенка, или как понять, что мой ребенок – одаренный?
|
|
Предметно-пространственная среда, стимулирующая развитие одаренности ребенка дома – какая она?
Правила взаимодействия с одаренным ребенком: как поддержать интересы, стимулировать активность, воспитывать самостоятельность?
|
«Моему ребенку нужна моя помощь»: в чем одаренные дети часто испытывают затруднения и как родитель может помочь?
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кириенко Т. Ж. Система работы с одаренными детьми //Дополнительное образование и воспитание, 2011. – №9. – 35 с.
2. Леонтович А. В Перспективы выявления и развития одаренных школьников средствами ДО//Дополнительное образование и воспитание, 2011. – №2. – 45 с.
3. Платунова Е. Ю. Материалы для организации работы с одаренными детьми//Практика административной работы в школе, 2012. – №4. – 40 с.
4. Романова М. В., Карпунина В. А. Дополнительного образования детей – «среда успеха» для личностного и интеллектуального развития одаренных//Методист, 2012. – №2. – 62 с.
5.Темчишена С. П. Организация работы с одаренными детьми в условиях учреждения ДО//Дополнительное образование и воспитание, 2010. – №11. – 34 с.
Смирнова Анжела Викторовна