Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с синдромом дауна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Ю.Э. Сукуватаая
ГОУ ЛНР «ССКШИ», г. Суходольск
Аннотация
В настоящее время вопрос об обучении детей с ограниченными возможностями, а именно с синдромом Дауна, является немаловажной частью их социализации в обществе, так как это является главной целью для детей с этим тяжелым генетическим заболеванием. Родители таких детей должны понимать, что ребенок имеет право воспитываться в своей семье и получать возможность для развития личности, ходить в школу, даже если необходимо обучение по специальной программе, принимать все больше самостоятельных решений по мере взросления, быть уверенным, что его принимают всерьез и относятся с уважением. Семья в целом имеет право посещать общественные мероприятия, организации, не стесняясь и не ущемляя своего ребенка. У детей с синдромом Дауна есть ряд особенностей, принадлежащих им из-за нарушения, но при этом дети могут быть с сохранным и интеллектом, или же необходимость включения коррекционной работы, в дальнейшем дает возможность родителям таких детей, направлять на полноценное образование, в ходе чего и сами дети становятся более социальными в обществе, что благоприятно сказывается на их поведении, ВПФ, обучении и даже в повседневной жизни.
Ключевые слова: СИНДРОМ, БУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ,ДЕТИ.
Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. По статистике, 1 младенец из 600-800 появляется на свет с Синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, цвета кожи, национальности. Ничьей вины в появлении лишней хромосомы нет. Слово «синдром» означает набор признаков или характерных черт. Синдром Дауна, как показал в 1959 году французский ученый Жером Лежен (Lejeune), - это генетическое состояние, которое существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Своё название синдром получил по имени английского врача Джона Лэнгдона Дауна (Down), впервые описавшего его признаки в 1866 году [1].
Дети с синдромом Дауна, как и все нормальные дети, любят, смущаются, обижаются, хотя иногда им присуще раздражительность, злобность и упрямство. Многие из детей с синдромом Дауна очень любопытные, могут хорошо подражать сверстникам и взрослым; такие качества обусловливают возможность обучения их навыкам самообслуживания и привлечения к труду. Состояние уровня навыков и умений, которого могут достичь «солнечные дети» различны и для всех детей разное. Данный фактор, по мнению многих исследователей, обусловлен генетикой ребенка и средой обитания [4].
Несмотря на генетические нарушения у детей с синдромом Дауна, а также отсутствие эффективной формы обучения особенных детей, на сегодняшний день существует возможность социальной интеграции детей данной категории в социум. Дети с синдромом Дауна имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, им необходимо не только упрощенная система помощи в обучении и развитии, а скорее индивидуальная программа обучения, но только в обычных условиях интеграции с обычными детьми. «Солнечным детям» сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, могут обладать очень хорошими способностями к визуальному обучению [3].
Чтобы ребенку с синдромом Дауна научиться взаимодействовать с обычными людьми он должен посещать обычную государственную школу. Это даст ему возможность учиться действовать так, как это принято в окружающем его социуме. Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычных детского сада и школы.
Дети с синдромом Дауна обучаемы. Этот факт признан во всем мире. Поэтому во многих странах дети, рожденные с синдромом Дауна, занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания [1].
Обучение детей с синдромом Дауна должно опираться на их сильные стороны, а именно:
- зрительное восприятие (способности к наглядному обучению), включающие способность выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия;
- хорошая механическая память
- подражание (способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение);
- способность обучаться по индивидуальному учебному плану;
- добродушие, послушание, особая нежность и привязанность к тем, кто за ними ухаживает;
- умение делать простейший анализ и дифференциацию предметов по ряду признаков (цвету, величине, форме);
- есть потенциальные возможности решения элементарных умственных задач;
- коммуникабельность и адаптивность.
Главная цель работы, заключается в обеспечении оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовку к самостоятельной жизнедеятельности.
В связи с этим можно определить актуальные направления работы:
- Развитие общей моторики;
- Развитие мелкой моторики пальцев рук;
- Развитие речи;
- Воспитание культурно-гигиенических навыков;
- Развитие социально-коммуникативной сферы [2].
Ещё одной из важнейших задач в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна является привлечение к активному сотрудничеству семей, т. к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.
Стоит обязательно отметить, что родители принимают активное участие в инклюзивном обучении. Только благодаря тесному сотрудничеству с семьей, единству требований к детям и подходов к их воспитанию, дети динамично растут и развиваются. Педагоги, воспитатели и родители рассматриваются как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — С. 83–92.
2. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: пособие для родителей. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. — С. 108–110.
3. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — CПб.: Речь, 2005. — С. 115–116.
4. Особенности формирования речевых и коммуникативных навыков у детей раннего возраста с синдромом Дауна // Современные тенденции образования лиц с ОВЗ / О. Г. Приходько и др. — М., 2014. — С. 35–28.
с синдромом Дауна // Дефектология. – 2012. – № 1 . – С. 77-88.