Птичьи разговоры
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»
ЗАНЯТИЕ
по творчеству писателя-натуралиста Виталия Бианки
«ПТИЧЬИ РАЗГОВОРЫ»
Занятие предназначено для детей 7 - 10 лет
Составитель: Бардина С.Г.,
педагог дополнительного образования
Цель занятия:Знакомство учащихся с удивительными особенностями строения и поведения птиц и других животных с использованием произведений писателя-натуралиста Виталия Бианки.
Задачи:
Познакомить учащихся с приспособлением птиц к среде обитания.
Научить находить взаимосвязи в природе
Рассмотреть роль птиц в жизни леса и человека.
Повышать познавательную активность детей на занятии через использование игровых технологий.
Воспитывать бережное, ответственное отношение к природе нашего края и России.
Оборудование:
- Компьютерная презентация
- мини библиотека книг В.Бианки,
- кукла Сова,
- фрагмент мультфильма «Первая охота»
- карточки для учащихся «Животные маскируются»
- музыкальные инструменты для инсценировки сказки «Кто чем поет?»
- дерево и птички для рефлексии
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Слайд №1
Я люблю побродить по Зелёной стране.
Здесь друзей заводить очень нравится мне.
На сюрпризы горазд молчаливый народ
И за то, что отдаст, ничего не берёт.
В той стране – благодать, удивительный свет.
Вот бы нам разгадать: В чём тут главный секрет?
Загляни-ка со мной в эту славную жизнь
И с Зеленой страной навсегда подружись.
ПЕДАГОГ: Ребята, а что такое Зеленая страна? Наша природа.
Природа планеты Земля богата всевозможными красками и ароматами, она дарует жизнь и восхитительные минуты счастья, чистый воздух, чудесное пение птиц, прекрасные цветы и многое другое – а без всего этого жизнь человека была бы скучной и не интересной.
Слайд №2
ПЕДАГОГ: Сегодня мы с вами заглянем в эту удивительную Зеленую страну вот с этим человеком. Показать портрет В.В.Бианки. А вы знаете, кто это? Что вы знаете об этом человеке? (ответы детей) Молодцы!
Этого человека зовут Виталий Валентинович Бианки родился 130 лет назад (11 февраля 1894 года) в Санкт-Петербурге, в семье известного ученого. Отец его был орнитологом.
Слайд № 3 со словами орнитолог, орнитология.
ПЕДАГОГ: Кто знает, что это за наука – орнитология? (ответы детей). Слайд №4
Молодцы, ребята. Орнитология – это наука, изучающая птиц. Отец Виталия Бианки работал в Академии наук. Мальчик не раз бывал там, в музее, видел коллекцию чучел диковинных птиц и зверей, и ему очень хотелось найти волшебную палочку, которая могла бы оживить их всех.
ПЕДАГОГ: Любимым занятием будущего писателя стали прогулки в лес, наблюдения за природой. «Отец рано начал брать меня в лес – вспоминал Виталий Бианки. - Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету. И самое главное – с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь».
Я надеюсь, что некоторые рассказы и сказки В.Бианки вы знаете!
Слайд №5 с книгами (Показать книги)
ПЕДАГОГ: Сегодня некоторые рассказы и сказки будут нашими помощниками. С помощью этих сказок мы сможем, познакомимся с удивительными особенностями птиц и зверей, сможем убедиться, что все в природе связано невидимыми, но очень прочными нитями.
ПЕДАГОГ: В. Бианки, как орнитолог, хотел показать биологические особенности каждой птицы, как она приспособилась к жизни, питанию, объяснял в своих сказках и рассказах, что все животные по-своему хороши, что в природе все взаимосвязано и у каждого животного своя важная роль, даже если они нам чем-то не нравятся. Слайд № 6
ПЕДАГОГ: Вот, например, комары и мошки надоедают, кусают нас, НО если не будет комаров и мошек? ... то что… Слайд № 7
Исчезнет маленькая речная рыба
Комары плодятся в стоячих теплых водоемах. Личинками питаются некоторые виды мелких рыб. Например, плотва, форель и гамбузия. Рыбам придется приспосабливаться к новой, менее доступной пище. Многие не смогут этого сделать и скорее всего погибнут
Птицам придется трудноКомары являются пищей для многих птиц: ласточек, стрижей, корольков. Без них им будет очень трудно прокормить своё потомство.
Водоемы станут грязнееЛичинки комаров способны фильтровать воду. Считается, что за один час одна особь может пропустить через себя около литра воды. Представьте, какое число получится, если сложить всех личинок на планете. Питаются они разлагающимися водорослями, тем самым опять же поддерживая чистоту пруда.
Ребята, а если не будет в лесу птиц, то… (ответы детей) – лес погибнет от насекомых-вредителей, поедающих стволы и листья, мы не услышим их чудесных песен.
И даже хищные птицы – наши верные помощники. Хотите узнать почему? Слайд № 8
Мы с вами сейчас послушаем Сову из сказки Бианки «СОВА».
Показ сказки «СОВА» - кукольная инсценировка (слайд № 9):
Комментарий после сказки:
Что бы случилось, если бы сова не полетела бы на луг мышей ловить?
А если бы мыши разорили шмелиные гнезда, то…?
А если корова не поест клевера, то…..?
В сказке нам хорошо показано, что все в природе взаимосвязано.
ПЕДАГОГ: Вы конечно ребята знаете, что птиц в природе много. А что их объединяет? Их объединяет то, что у них тело покрыто перьями, есть крылья, и большинство птиц умеет летать.
Но все, же они разные: (Почему?) одни живут в лесу, другие в поле или предпочитают водные просторы, у них разные клювы, лапы, повадки, питание, полет и др. Совершенно верно. А чтобы больше узнать о птицах и их клювах, я предлагаю вам дома прочитать сказку «Чей нос лучше?». И в следующий раз вы мне сами сможете рассказать, какие птицы встречались в этой сказке, и чем они питались. И ЧЕЙ же НОС САМЫЙ ЛУЧШИЙ?
ПЕДАГОГ: Я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма, снятый по рассказу Виталия Бианки «Первая охота», как щенок первый раз пошел на охоту. Просмотр мультфильма.
Вопрос детям: Почему у щенка не получилась охота?
ПЕДАГОГ: Маскировка – это древнейшее искусство.
У животных маскировка - это покровительственная окраска или форма животных, которые делают их обладателей незаметными в местах их обитания.
И многие виды животных нашей планеты зависят от нее для выживания. Мы с вами увидели, как некоторые животные умеют маскироваться.
Вопрос детям: Ребята, а кто самый внимательный и запомнил названия птиц из мультфильма? (Вертишейка, Удод, Выпь) Кто еще встретился щенку на пути? (Ящерица, жук-бомбардир, кот)
(Возможное пояснение педагога: Ни одно животное не хочет добровольно попадать в пасть хищника. Если у него нет сил защититься или убежать, оно должно применять маскировку. Покровительственная окраска сочетается с определенным поведением его владельца. Обычно животное скрывается на фоне, который соответствует его расцветке, кроме того, оно принимает и определенную позу. Выпь вытягиваются во весь рост, и её не отличишь от камыша. Отлично маскируется вертишейка. Сидя в траве или дупле, она быстро крутит небольшой круглой головкой, и ее скорее можно принять за змею, чем за птицу. Удод лег на землю и расправил пестрые крылья, по окраске слился с землей, жук стреляет едкой жидкостью, чтобы не быть чьей-нибудь добычей, а ящерка просто «подарила» свой хвост щенку)
ПЕДАГОГ: Можете ли вы назвать животных, которые так же ловко используют маскировку, чтобы выжить? Работа детей с карточками
Я предлагаю найти на картинках животных, которые там замаскировались и вписать их названия в клетки. (Затем после выполнения задания просмотр слайдов и обсуждение).
Вы, ребята убедились, что птицы и другие животные - искусные мастера маскировки!!!
ПЕДАГОГ: Ребята, а теперь давайте мы с вами закроем глазки и представим, что мы в лесу. Слушаем звуки леса. (аудиозапись голосов леса).
ПЕДАГОГ: Открываем глазки. Кого вы услышали, пока мысленно гуляли по лесу? Ответы детей.
ПЕДАГОГ: Слушая звуки природы, мы понимаем, что у животных свой хор, свой оркестр. Ребята, у меня есть инструменты, с помощью которых мы с вами сможем изобразить звуки некоторых животных.
Показать, как играть на всех инструментах.
А какие животные могут издавать такие звуки и самое главное - как они это делают?
ПЕДАГОГ: Я приглашаю шесть детей, которые станут героями сказки «Кто чем поет?», попробуют себя в роли артистов.
(Детям надеваем эмблемки: лягушка, аист, дятел, жук, шмель и бекас и раздаем музыкальные инструменты). Педагог читает кратко текст сказки. А дети изображают пение этих персонажей. Потом дети все вместе показывают, какой получился музыкальный оркестр.
ПЕДАГОГ: Молодцы! У нас с вами получился отличный лесной хор!!!
Кто был самый внимательный и запомнил: кто, чем поет!
Викторина: можете отвечать хором.
Какая птица поет хвостом, как барашек блеет?
А кто из птиц вообще голоса не имеет, а вместо пения только клювом щелкает?
Чье пение напоминает бульканье воды?
А кто знатный барабанщик?
А у кого голоса нет, а скрипеть умеет?
ПЕДАГОГ: Рефлексия.
Закончилось наше путешествие по сказкам В.Бианки. Что нового вы сегодня узнали? (дети говорят).
Ребята, посмотрите, у меня есть дерево, но оно грустит. Но мы на него сейчас посадим птичек и оно, конечно же, повеселеет. Вы видите перед собой птичек трех цветов: зеленые, желтые и красные. Зеленая птичка означает, что вы сегодня узнали много нового, и вам было интересно, желтая птичка – означает, что вам некоторые задания показались трудными, а вот красная означает, что вам сегодня было не интересно и скучно.
Заключение. Сегодня мы с вами познакомились с удивительными особенностями некоторых животных, узнали, что в природе все взаимосвязано, и мы люди не имеем права нарушать природное равновесие своими неправильными действиями. А помогли нам в этом сказки писателя-натуралиста… Виталия Бианки.
Мы с вами можем гордиться тем, что в Пермском крае богатый мир птиц, зверей, насекомых и других животных, а кроме этого у нас очень необыкновенные места и прекрасная природа, поэтому, мы как настоящие патриоты своего края должны ответственно относиться к сохранению этих природных богатств.
Спицына Любовь Ивановна