Классный час «Птичьи имена»

12
0
Материал опубликован 3 May 2022 в группе


Классный час во 2 классе на тему: «Птичьи имена».

Подготовила: учитель начальных классов

МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа» г.о.Саранск Республики Мордовия

Ухтинская Елена Геннадьевна

Цели и задачи:

расширить кругозор детей;

учить видеть красоту окружающего мира и бережному отношению к нему;

привлечь внимания подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц;

воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности;

содействовать формированию экологической грамотности, содействовать развитию познавательного интереса к окружающему миру;

воспитывать чувство понимания прекрасного, любви к природе, бережное отношение к птицам в разные времена года.

Формы и методы образовательной деятельности:  беседа, дискуссия, работа в группах, интерактивное занятие, игровые технологии.

Ожидаемые результаты: знание птиц родного края, повышение интереса к природе родного края.

Методы: организационный, логический, технический, проблемно-поисковый, эвристическая беседа, рассказ.

Оборудование:

компьютер, презентация «Птицы»;

музыкальное оформление: видео «Голоса птиц»; грамзапись «Звуки леса»;

иллюстрации птиц;

выставка книг о птицах: Пришвина, Бианки, Сладкова, «Полная энциклопедия о животных», энциклопедия о птицах «Птицы России», «Я познаю мир» - «Животные»;

листочки – заготовки с рисунками птиц;

карточки для работы в группах;

кроссворд;

дерево, куда дети будут прикреплять свои рисунки с птицами.

Ход занятия.

Организационный момент.

Учитель.

– Сегодня у нас немного необычный урок. Мы с вами отправимся… за чудесами! Да, да, вы не ослышались, именно за чудесами. Даже взрослые – и те часто встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А для

вас, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо, новое открытие! (Звучит грамзапись «Звуки леса»)

– Кто догадался, ребята, куда мы попали? Что мы сейчас услышали?

(Ответы детей).

Определение темы классного часа.

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …. (Птица).

Учитель.

– На нашем занятии мы отправимся в гости к птицам - нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни из них живут в лесу, другие – в поле, а третьи – на болоте или в горах. Всех пернатых мы сегодня собрали вместе. И они очень рады этому. Послушайте, как звонко поют они свои чудесные песенки (включается видеозапись «Голоса птиц»).

– А вам интересно узнать как? за что? и почему? птицы получили свои названия? (Ответы детей)

Сегодня мы поближе познакомимся с нашими пернатыми друзьями и узнаем из разных источников ответы на эти вопросы.

– Прочитаем хором тему нашего занятия.

Дети читают на доске тему занятия.

Учитель. Замечательный отрывок из рассказа русского знатока и любителя природы Николая Сладкова прочитает нам Лера. Послушайте рассказ Н.Сладкова «Имена птиц».

Лера.

«Забавные у птиц встречаются имена. Ну вот, например, птица поганка. Поганка да еще рогатая! Или птичка завирушка. Или юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и даже чечевица. А разве плохое название чиж или чечетка?

Или вот, пожалуйста: зеленушка, синехвостка, сизоворонка!

Названия – прозвища лучше всего. В них и внимание, и радость встречи, и счастье открытия. Зарянка… Это та, что поет на заре. Лунь… Этот тот, что «сед, как лунь». Кукушка… «Кукушка, кукушка, сколько мне лет еще жить?» А она «ку-ку» да «ку-ку».И чем дольше кукует, тем ты больше доволен. Бывают названия скучные: каменка обыкновенная. Птица – и вдруг «обыкновенная»! Да не могут птицы быть «обыкновенными»! Вы только к ним присмотритесь. Живое не бывает обыкновенным!».

Учитель. Действительно, живые, любопытные, неугомонные хлопотуньи-птицы не бывают скучными и обыкновенными.

(Дети рассматривают изображения птиц на доске, высказывают свои мнения, предполагают за что они получили эти называния).

Учитель.

А сейчас ребята нашего класса расскажут нам, как и за что птицы получили свои названия.

Андрей.

Многие птицы сами себя назвали, т.е. получили названия за свой голос, за песню, за то, как она кричит. Вот эту серую, с полосками на груди птичку слышали все. Это кукушка. Как вы думаете, за что эта птица могла получить свое название? (Слайд №2.) (ответы детей)

Конечно, за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» Кукушка сама подсказала людям, как ее называть. И это услышали не только русские. Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на русское. Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», болгары – «кукувица», немцы – «кукук», французы – «куку», испанцы – «куко», итальянцы – «кукуко». Все эти народы обратили внимание на один и тот же признак – крик кукушки, поэтому и название птицы звучит очень похоже.

Матвей.

А вот над болотом летит длинноклювая птица. Да и клюв-то у нее такой интересный, загнут вниз (Слайд №3.) Внимание – птица закричала: «Кууулик! Кууулик!» И всем понятно, как ее зовут. Послушайте, как описывает куликов Виталий Бианки.

«Кулики – стройные такие птицы на очень длинных ногах и с очень длинным носом. Живут больше по болотам, по берегам рек, озер. Но они не плавают, не ныряют: только бегают у воды и кланяются у воды и кланяются, кланяются носом до земли. Носом они достают себе еду в тине, иле, под камешками и в траве».

Кулики бывают разные: большие и маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв короче, у других длиннее, и все они по-разному называются.

Настя.

Вот по стволу дерева бежит маленькая птичка (Слайд №4. Пищуха). Своим тонким длинным клювом она ловко вытаскивает насекомых. Большую пользу приносит эта неутомимая труженица. Птичка издает тонкий писк. Поэтому ее прозвали пищухой.

Учитель.

За свою песенку, голос получили названия и многие другие птицы. Кто из вас изобразит крик Кряквы?

(Дети по желанию изображают голос птицы)

Внешний вид птицы (цвет перьев, необычный клюв или хвост) тоже послужил в определении названия многих птиц. Например, как вы думаете, почему эту птицу (Слайды № 5, 6, 7,8-Зеленушка, рябчик, шилоклювка и вертишейка) зовут зеленушка? А эту рябчик? По какому признаку эта птица названа шилоклювкой? А эта вертишейкой?

( дети пытаются дать ответы по признакам)

Учитель.

Эта горихвостка лайд №9). Она названа так за свой интересный хвост. Красного цвета, он все время подрагивает, поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, будто горит.

Дарья.

– Название птицы «клёст» (Слайд №10) произошло от старорусского слова клестить, что означает «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест - накрест, он как будто сжат, сдавлен. В Подмосковье клестов можно увидеть и услышать часто. Эта удивительная птица выводит птенцов зимой, когда на хвойных деревьях много шишек со зрелыми семенами, так как питаются они семенами шишек. Гнездо устраивает среди заснеженных веток ели. Ветер воет, метель метёт, а птица сидит на яйцах, потому что без спасительного тепла нельзя оставлять гнездо ни на минуту. Самец заботливо кормит самку семенами ели. Гнездятся клесты там, где больше урожай шишек. Одиночества эти птички не любят, держатся стайками. Это торопливые птицы и очень ловкие. Звонко кричат на лету «Клё-клё-клё».

Вероника.

– Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время. Так, например, снегирь (Слайд №11)получил свое имя за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север. Это необыкновенное зрелище – снегири. Важные, гордые, большие, круглые, красногрудые. А вокруг – снег. За это и прозвали их снегирями. Но ещё радостнее становится, когда увидишь на ветках целую семейку. Удивительно красиво! Правда, самки у этих птиц не так ярки, как самцы: у них грудка не красная, а серовато – бурая.

Алексей. (Слайд №12)

Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползет. Это поползень. Она обследует все трещины и щели в коре дерева. Поползень ловко достает насекомых своим тонким клювом.

Учитель.

А вот эту птичку (Слайд №13) зовут зябликом. Почему ее так назвали? Так ли это? Послушайте отрывок из сказки Николая Сладкова «Упрямый зяблик»

Глеб.

«Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон – ей хоть бы что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну, с этими Октябрь и связываться не хочет. Этим и Январь не очень-то страшен. А вот за зябликов Октябрь взялся. Потому что фамилия у них такая – Зяблик. Должны они холода бояться. Взялся – и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.

Рассердился Октябрь:

- Зяблик ты, так зябни! – И стряхнул ртуть в термометре сразу на десять градусов ниже нуля. А Зяблик не зябнет!

- Небось озябнешь! – разбушевался Октябрь. И давай Зяблику под перо дуть.

А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство – тугой животик. Прыгает по веткам как по ступенькам. Склевывает: то насекомое, то семечко. А раз животик тугой, то и температура у него нормальная – плюс сорок три градуса. А с такой температурой и в октябре – май!»

Учитель.

Оказывается зяблик совсем не зяблик. Он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще в полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время. Потому, что эта птица прилетает и улетает в зяблое время, и назвали ее зябликом.

Анна.

– А эту птицу знают все. (Слайд №14). Это воробей. Воробьи самые распространённые и многочисленные птицы. Воробей – небольшая серенькая птичка, за лето трижды выводит птенцов. Выкармливают своих детей только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая сады, поля и огороды от вредных насекомых. Но любит эта птичка и семечки, и зерно, и ягоды. Ей вовсе невдомёк, что не для неё сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на элеваторах, воруя зёрна. «Вора – бей! Вора - бей!»- кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.

Полина.

– Эту большую серую птицу тоже все знают. (Слайд 15) Это ворона. «Вор – она! Вор - она!» - кричали люди. Да, не очень повезло с названиями воробью и вороне. Но за горсточку зерна, похищенную у людей в голодное время, эти птицы многократно отблагодарят летом, сберегая тонны урожая. У вороны очень сильные ноги и большой клюв. Эти птицы всеядны. Иногда ведут себя как хищники, нападая на грызунов. Вороны умные и удивительно интересные птицы: они несут в городах и сёлах санитарную службу, подбирая массу съедобного мусора. Они очень любопытны ко всему блестящему, а сколько сообразительности проявляет ворона, размачивая сухарь или корку хлеба в луже.

Дмитрий. Слайд 16

– У сороки есть прозвище – белобока. И правда, по бокам пёрышки у неё совсем белые, а вот головка и хвост – чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И крылья на нём не просто чёрные, а с зелёноватым отливом. Очень нарядная птица – сорока! Но известна она и своим неуживчивым характером: вечно кричит, ссорится – отсюда и название - сорока. А ещё её называют болтушкой и сплетницей. А в народе про тех, кто много болтает, так говорят: «Растрещалась, как сорока!»

Аня.

– Очень интересная птица – синица. (Слайд 17). Эти непоседы могут даже без приглашения прилететь к вам в гости. Птичку назвали " синичкой ", потому что она издает звук "синь - синь - синь". А во- вторых, оперение на макушке данной птички - синички имеет окрас темно - синий, который очень хорошо заметен на солнышке.

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Тихо сели на плетень.

Игра «Птицы по местам»

На парте у каждого ребенка лежит перевернутая карточка с изображением различных птиц. На доске крепится зимний пейзаж и летний.

– Ребята, переверните, пожалуйста, карточки, которые лежат перед вами. Вы теперь стали птицами. Самыми разными. Но вас можно разделить на две группы: зимующие и перелетные. Зимующие летят к зимней картинке, а перелетные к летней.

(Дети выполняют задание).

Работа в группах. (Класс делится на 2 группы).

Вспомним правила работы в группах.

Задание 1 группе.

Ваша группа будете работать с кейсом.

Что такое кейс, вспомним. (Ответы детей).

– Молодцы, это – источник информации. Ваша задача, прочитать информацию и установить соответствие названий птиц с их характерными признаками с помощью стрелочек.

Птица – рыболов                        соловей

Птица - плотник                         ласточка

Лесная кошка                             поползень

Птица - строитель                       баклан

Птица – акробат                          иволга

Пернатый солист                        кукушка

Ночной хищник                           дятел

Легкомысленная мамаша              сова

Информация на карточках.

Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на неё вблизи берегов и в море, истребляют её, когда она идёт на нерест.

Кукушка. Эта птица своего гнезда не вьёт, а яйца другим птицам подбрасывает.

Иволга умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Совы охотятся по ночам. Мышей они глотают целиком.

Ласточек считают самыми искусными строителями. Свои гнёзда они строят с помощью слюны.

Соловей. Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых – вредителей.

Поползень – очень ловко лазает по деревьям, вниз головой.

Задание второй группе.

На столе лежат карточки с птицами и кроссворд, ваша задача угадать по их изображению названия птиц и записать их в соответствующие клеточки кроссворда. Цифры на карточках соответствуют цифрам в кроссворде.

Рисунки птиц: поползень, чечётка, синица, чиж, снегирь, зяблик, ласточка, дятел, сова, галка, воробей, журавль, сойка, цапля. (На столе лежат атлас – определитель и энциклопедия птиц. Дети, если затрудняются в определении какой - то птицы, обращаются к справочной литературе).

t1651568022aa.jpg 1

t1651568022ab.jpg 2

t1651568022ac.jpg 3

t1651568022ad.jpg 4

t1651568022ae.jpg 5

t1651568022af.jpg 6

t1651568022ag.jpg 7

t1651568022ah.jpg 8

t1651568022ai.jpg 9

t1651568022aj.jpg 10

t1651568022ak.jpg 11

t1651568022al.jpg 12

t1651568022am.jpg 13

t1651568022an.jpg 14


  




5



2



3


1








6

 п

т

и

ч

ь

я







  

















12

13

14

11




7

8


10







9






с

т

о

л

о

в

а

я



































Проверка работы групп.

читель.

- Молодцы. Давайте хором прочитаем, что получилось в выделенной строке.

(Птичья столовая.)

- Молодцы. Мы с вами осенью вешаем кормушки на территории школы и постоянно ходим кормить птиц зимой, так как они нуждаются в нашей помощи. Давайте вместе вспомним, чем можно кормить птиц. (Слайд №18)

- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы, снегири, воробьи и поползни.

- Семена дыни, арбуза и тыквы – корм для синиц, поползней и дятлов.

- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

- Пшено и просо любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели и овсянки.

- Семена репейника – основной корм щеглов.

- Семена лебеды, полыни, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы: чечётки, снегири, чижи, щеглы, синицы.

- Ягоды рябины, черёмухи и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

- Сухие хлебные крошки всегда найдут своих любителей.

- (Несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

Заключительное слово учителя.

- Разнообразен мир птиц. Они приносят огромную пользу. И наша обязанность заботится о пернатых, подкармливать их в голодное время года.

- Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны и днём, и ночью.

- Птицы – дети воздуха! Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и горы.

- Птицы – вестники радости! Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

- Птицы – дети радуги! Перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета.

- Птицы – наши помощники, защитники наших полей, лесов и огородов!

- Птицы – это тайна и красота!

Рефлексия.

На доске изображение ели.

– У вас на партах лежат птички желтого, зелёного и красного цвета. Сейчас, если вам всё на нашем занятии было понятно, все понравилось, не осталось никаких вопросов, прикрепляем на ель птичку зелёного цвета.

-Если остались какие- либо вопросы, что - то не совсем было понятно, прикрепим птичку жёлтого цвета.

-Если ничего из сегодняшнего занятия не запомнили, осталось очень много вопросов, то птичка будет красного цвета.

Подведение итога.

– Наша экскурсия в гости к птицам подошла к завершению. Вы большие молодцы. Желаю вам дальнейших успехов в познании окружающей нас природы. Спасибо большое за вашу активную работу. Птички передали вам угощение. (Дети получают конфеты «Птичье молоко»).

Использованные источники:

https://muzebra.net/track/123364921413913/sum-letnego-lesa-zvuki-lesa.html -

«Звуки леса»

https://www.youtube.com/watch?v=TMVk2XcCYgU&t=142s – «Голоса птиц».

Бианки В. В. «Рассказы». – М.: Самовар, 2014.

Корабельников В.А. « Краски природы» – М.: Просвещение 1989г.

МаксимоваТ.Н. «Классные часы». 2 класс. – М.: Вако, 2017.

Матанцева С.Г., Матанцев А.Н. «Птицы России» – М.: Эксмо, 2020.

Плешаков А.А. «От земли до неба» М.: – Просвещение, 2018.

«Позывные лета» - 2./ Под общ. Ред. И.В.Макаренко. – М.: Народное образование, Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2003.

Сладков Н.И. «Силуэты на облаках». – Л.: Детская литература, 1972.

Сладков Н. И. «Лесные шорохи». – М.: АСТ, 2016.

Цехановская А.Ф, Стрелков Д.Г. «Полная энциклопедия животных». – М: Росмэн, 2010.

Картинки взяты с интернет - источников.



10




Птичьи имена
PPTX / 4.58 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.