Статья «Коррекционная педагогика и инклюзивное образование: европейский и российский опыт»

3
1
Материал опубликован 4 September 2018 в группе

УДК 373/376

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЕВРОПЕЙСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

CORRECTION PEDAGOGICS AND INCLUSIVE EDUCATION: EUROPEAN AND RUSSIAN EXPERIENCE

Локтионова Елена Анатольевна

Loktionova Elena Anatolievna

Областное казенное образовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Regional state educational institution "Kursk school for children with disabilities"

Ключевые слова: инклюзия, коррекционная школа, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, европейская концепция образования, российская концепция образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Key words: inclusion, correctional school, students with disabilities, the European concept of education, the Russian concept of education for students with disabilities.

Аннотация: В статье раскрывается опыт инклюзивного образования в европейских странах и в России. Взаимоотношения коррекционной педагогики и инклюзивного образования, проблемы инклюзивного образования. Региональная политика в сфере инклюзивного образования.

Annotation: The article reveals the experience of inclusive education in European countries and in Russia. Correlation of correctional pedagogy and inclusive education, problems of inclusive education. Regional policy in the field of inclusive education.


 

В современной педагогической науке понятия «недостаток в развитии» и «отклонение от нормы», как и само понятие нормы, является предметом научной дискуссии. В этой дискуссии принимают участие социологи, медицинские работники, педагоги, философы, т.е. представители всех наук предметом изучения которых является человеческая личность. Проблема определения нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современном мире. Критерии нормы приобретает особую актуальность именно сегодня в контексте инноваций педагогической деятельности, решения задач воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В демократическом обществе наряду с осуществлением основных прав человека принципиальное значение принимает изменение в понимание нормы и максимальное уклонение от возможной дискриминации и маргинализации «особенных» детей и подростков. Недостаток или отклонение в развитии становится очевиден, когда возникает несоответствие возможностей ребенка или подростка к общепринятым понятиями «норма» в его физическом, психическом, социальном развитии. В качестве нормы, как правило, выступает стандарт образования, отставание развития в освоении общеобразовательных программ или учебных знаний. Коррекция – (от лат. correctio - исправление) – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекционная педагогика призвана выявить недостаток в развитии и поведении, изменить или скорректировать его в процессе организации педагогического взаимодействия. Коррекционная педагогика помогает детям или подросткам с временными трудности в социальной адаптации или усвоении образовательной программы. Кроме комплекса задач коррекционной педагогики одной из важных становится определение организационно-педагогические основы функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. Сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов действенной помощи ребенку со стороны педагогов и родителей. Основным и ожидаемым результатом становится социальная реабилитация (от лат. rehabilitatio – восстановление) –процесс возвращения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социум, деятельность и адекватные взаимоотношения. Процесс реабилитации часто связан с медицинской, психологической реабилитацией: восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств[1].

В настоящий момент школы коррекционного обучения, коррекционные классы успешно существуют. Здесь учатся дети, имеющие осложнения физического, психического и личностного развития. При «сохранном» интеллекте (это может и нижняя граница нормы) эти школьники в той или иной степени обнаруживают особенности поведения, что значительно осложняет их обучение.

Иные задачи ставит инклюзивная педагогика. Инклюзия - термин, используемый для описания процесса обучения обучающихся с особыми потребностями в массовых образовательных учреждениях. Инклюзивное образование только начинает активно внедряться в России. Поэтому интересен опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в других странах, прежде всего европейских. Нами будут рассмотрены Датская, Норвежская, Шведская, Финляндская и Российская концепции инклюзивного образования.

Датская концепция инклюзивного образования базируется на основе Конвенции о защите прав инвалидов (ООН, 2006) и Саламанкской декларацию о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.). Инклюзия в Дании идет по направлению уменьшения количества обучающихся в специальных школах. «Необходимость в такой мере возникла по результатам реализации Международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся. Они встревожили педагогов и разработчиков стратегии низкими показателями успеваемости датских школьников. Был сделан вывод о том, что обучающихся по специальным программам специального образования стало слишком много, и именно это является причиной низкой успеваемости» [2]. В образовании произошел отказ от классов коррекции.

Норвегия – страна ратифицировавшая Конвенцию о защите прав инвалидов и Саламанкскую декларацию о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Инклюзия рассматривается как стратегическая цель образования. Специализированных школ несколько, в основном произошел полный отход от практики «отделения» обучающихся с ОВЗ. Равенство в праве на получение образования базируется на признании индивидуальных особенностей характеристик и потребностей обучающихся в доступе к возможностям образования. Обучающиеся имеют право на адаптированное обучение и услуги вспомогательного персонала (тьютор и другие) для каждого конкретного случая. Адаптированное обучение предполагает особые умения педагога адаптировать образовательный процесс к различным потребностям обучающихся. Норвежская концепция считается самой оптимальной среди европейских стран.

Швеция также ратифицировала Конвенцию о защите прав инвалидов и Саламанкскую декларацию о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Большое внимание уделяется инклюзии как процессу направленному на обучение лиц с ОВЗ или других в категории «имеющие особые потребности в образовании». Эта концепция рассматривает инклюзию как защиту прав человека и создание «школы для всех». Тем не менее, в Швеции имеются специализированные школы и классы в общеобразовательных школах для детей с нарушением слуха, зрения и с нарушением интеллекта. Инклюзия рассматривается как процесс направленный на всех, кто подвергается эксклюзии, например, детей мигрантов, детей саамов.

Финляндия не ратифицировала Конвенцию о защите прав инвалидов. В Финляндии специализированные школы почти отсутствуют. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями получают образовательные услуги специальных педагогов в обычных общеобразовательных школах по месту жительства. Существуют также «смешанные» классы» с двумя педагогами, где специальный педагог помогает или преподавание ведется двумя педагогами одновременно. Присутствует дифференцированное обучение в т.н. «малых группах». Такие классы работают по индивидуальным программам в обычной школе для детей со сложной структурой дефекта. В Финляндии, специализированные школы направлены на работу с детьми, которым необходимо усиленное внимание, например, по причине поведенческих отклонений. Финляндия также считается одной из стран с оптимальной образовательной системой.

Наша страна также ратифицировала Конвенцию о защите прав инвалидов (2012) и Саламанкскую декларацию о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Традиционно основной формой обучения детей с ОВЗ в России остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. В нашей стране создана великолепная система коррекционной педагогики. Она включает в себя подготовку узких специалистов – учителей-логопедов, дефектологов, в том числе сурдо-, тифло-, олигофренопедагогов и др.

Учитывая продолжительность периода негативизма по отношению к людям с ОВЗ одной из основных задач и коррекционной педагогики, и инклюзии в образовании становится защита прав инвалидов. Инклюзивное образование не исключает коррекционное образование.

Так, в Курской области обеспечение права каждого ребенка на образование – приоритетная политика. В образовательных организациях муниципальных районов и городских округах Курской области обучаются более 6500 детей с ОВЗ и инвалидностью. В 15 образовательных организациях для обучающихся с ОВЗ и инвалидов обучается 1676 детей с ОВЗ, из которых 1015 – дети-инвалиды. Одним из ключевых направлений в сфере образования является развитие инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями. В 2016-2017 учебном году в Курске и Курской области инклюзивно обучается 909 детей. Обучение проходит по адаптированной общеобразовательной программе с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся[3]. Для детей с ограниченными возможностями здоровья принцип инклюзии означает, что разным потребностям обучающихся с ОВЗ должна соответствовать образовательная среда, которая становится для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Только родители вправе решать, где будет учиться их ребенок.

Рассматривая все европейские модели инклюзии в образовании можно сделать вывод о том, что инклюзия становится одним из важнейших направлений в области образовательной политики. Основным принципом образования декларируется ориентация на индивидуальные возможности обучающихся. Система образования предусматривает обучение детей на дому и возможность обучения в специальных школах и классах. Несмотря на массовое внедрение инклюзии в обычные общеобразовательные школы в европейских странах, сохраняются, пусть и в малом количестве, специальные школы для детей с ОВЗ. Однако в обществе и среди специалистов тема инклюзии остается проблемной и дискуссионной, даже понятие «инклюзивное образование» в европейских странах понимают по разному, существуют разные концепции инклюзивного образования. Общая европейская направленность – это создание «школы для всех».

В России процесс реализации принципов инклюзивного образования только начался. Во многих школах происходит процесс интеграции обучающихся с ОВЗ в массовые общеобразовательные классы[4]. Желание быстрого внедрения в практику инклюзии приводит к появлению противоречий между специальным и общим образованием, что может привести к «поглощению» и сокращению числа коррекционных школ. Система общего образования не всегда готова принимать детей с ОВЗ, готовность часто выражается в организации элементарных технических приспособлений (пандус, поручень и др.). Инклюзия без участия подготовленного педагогического коллектива, без специалиста дефектолога и других, может привести к тому, что качественное образование для детей с особенностями в развитии никогда не станет устойчивым процессом изменения образовательных условий. Автор статьи согласен с оценкой С.В. Алехиной: «Проблема заключается в том, что инклюзивное образование во многих регионах реализуется как перевод «особых» детей в обычное учреждение, а специальные условия там не создаются. Такой механический подход к инклюзии представляется неэффективным и опасным как для ребенка, так и для самой идеи инклюзии, несмотря на то, что ее эффективность доказана мировым опытом. В условиях неготовности общего образования к включению детей с инвалидностью резко усиливается конфликтность систем специального и инклюзивного образования, появляется эффект возврата к сегрегационным моделям» [5].

Литература

1.См.: Никуленко Н.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие для вузов/ Н.Г. Никуленко - М.: Феникс, 2008. – 382 с. и др.

2.Кесялахти Э., Вяюрюнен С. Претворяя в жизнь идеи инклюзивного образования: опыт соседних стран / Э. Кесялахти, С. Вяюрюнен. - Финляндия: Лапландский университет, 2013. – 122 с.

3.Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Сайт Комитета образования и науки Курской области [Электронный ресурс]: https://www.komobr46.ru/sistema-obrazovaniya/obrazovanie-detej-s-ovz-i-detej-invalidov.html .

4.Малофеев, Н.Н. Совместное воспитание и обучение – закономерный этап развития системы образования [Текст] / Н.Н. Малофеев, М.М. Маркович, Н.Д. Шматко // Управление ДОУ. - 2010. - №6. - С. 8-23; Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Дефектология. - 2010. - №5. - С.14-20.

5.Алехина С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе/Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересно!!!

22 December 2018