Основные проблемы коррекционного дошкольного образования

11
0
Материал опубликован 23 June 2021 в группе

   Дошкольное воспитание и образование является неотъемлемой ступенью образования человека. По исследованиям психологов и педагогов именно в дошкольный период формируются основные качества личности человека, происходит бурный процесс развития всех высших психических функций.

   Все это в равной степени относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности, к дошкольникам с нарушениями слуха (неслыщащие и слабослышащие).

   В настоящее время широко внедряется инклюзивное образование для детей с ОВЗ. И тут мы сталкиваемся как с положительными моментами, так и с рядом проблем.

К положительным моментам инклюзивного образования дошкольников с нарушением слуха можно отнести постоянное нахождение ребенка в речевой среде, общение ребенка со слышащими сверстниками, что является важнейшим условием коррекционной работы. Вторым положительным моментом является то, что ребенок с ОВЗ получает равные стартовые возможности при поступлении в школу.

   Но также проявляются и проблемы – неготовность педагогов к работе с данной категорией детей; незнание особенностей их развития, специальных потребностей в образовании; зачастую отсутствие специалистов (сурдопедагогов) в ДОО, которые могли бы вести коррекционную работу, направлять работу воспитателей, консультировать родителей.

   При нынешней переполненности групп уделить дополнительное время ребенку с ОВЗ на занятии воспитателю трудно, не учитываются его слуховые возможности, и часто такой ребенок просто сидит в сторонке, «не мешает» и не понимает о чем идет речь. Специальные условия создаются только на бумаге и носят фиктивный характер. Есть адаптированная программа и индивидуальный образовательный маршрут, а результата нет. В моей практике много случаев, когда такие дети, после посещения массового детского сада (2, 3, а то и 4 года) приходят в специализированный детский сад для подготовки к школе. К массовой школе они не готовы, но и к специальному обучению подготовить ребенка полноценно времени не хватает. Упущено время и сенситивные периоды развития. Вот и идут эти дети в школу с минимальными знаниями и умениями. Как следствие, проблемы и трудности школьного обучения.

     Теперь о проблемах специального коррекционного образования для детей с нарушением слуха. Многие родители, понимая особенности своего ребенка и его потребности в образовании, взвесив все «за» и «против» приходят в специализированный детский сад, где существует многолетняя практика работы с детьми данной категории, есть высококвалифицированные специалисты, педагоги, знающие возрастные особенности дошкольников с нарушением слуха, владеющие методикой работы. Но и тут мы видим ряд трудноразрешимых проблем. Отсутствие ФГОС ДО для детей с нарушением слуха. Вся работа строится с опорой на документы для массовых детских садов (ФГОС ДО, СанПиН, примерная образовательная программа). Как следствие, уменьшено количество занятий по развитию речи, развитию слухового восприятия. Последние специальные «Программа воспитания и обучения глухих дошкольников» и «Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников» изданы в 1991 году. Очень мало специальной методической литературы для проведения занятий или она издана в прошлом веке. Обрнадзор предлагает использовать методические разработки, на которые опираются педагоги в работе со слышащими детьми (разработки занятий). Но они не учитывают специфику работы с детьми с нарушением слуха. Педагоги-энтузиасты адаптируют занятия, но любая проверка укажет на неправомерность их действий.

   Можно подвести итоги: в погоне за новыми формами обучения теряются проверенные. Возможно за инклюзивным образованием будущее, но всегда будут дети, которым данная форма обучения не принесет пользы, а только навредит и затормозит их развитие.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.