Доклад «Проблемы развития мотивационной сферы личности учащихся в психологии и педагогике»
Проблемы развития мотивационной сферы личности учащихся в психологии и педагогике.
Мотив – это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляется множеством диспозиций. Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Потребность активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Известный американский психолог А.Х. Маслоу в 1954 году создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»), предложив следующую классификацию человеческих потребностей:
потребности физиологические – голод, жажда, половое влечение;
потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности;
потребности в принадлежности и любви – принадлежность к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими;
потребности уважения – компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов;
познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать;
эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок и красота;
потребности в самоактуализации – реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По А.Х. Маслоу самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся.(1)
По А.Н. Леонтьеву, под мотивом понимается «то объективное, в чем потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как побуждающее её». В этом случае мотивационная структура представляется как соотношение мотивов: 1. мотивы, связанные с потребностями и интересами самого индивида (индивидуальные мотивы); 2. мотивы, связанные с ближайшим окружением растущего человека (групповые мотивы); 3. мотивы, связанные с другими людьми (общественные мотивы). (2)
Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести к внутренним формам мотивации. Еще более насыщенны внешними моментами такие мотивы, как учеба ради лидерства и престижа, стремление оказаться в центре внимания, учеба ради материального вознаграждения и избегания неудач. Такие мотивы могут оказать негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.
Соответственно принято различать две большие группы мотивов:
познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения;
социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями ученика с другими людьми. (3)
Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:
широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями;
учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний;
мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;
Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечить наличие у школьников так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своим предыдущими результатами.
Вторая большая группа мотивов – социальные мотивы – также распадается на несколько подгрупп:
широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, государству;
узкие социальные мотивы, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение и заслужить у них авторитет;
мотивы социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться осознать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и одноклассниками, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной
основой самовоспитания, самосовершенствования личности. (2)
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда в частности входят потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «какой смысл?». Выявление причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п. Во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Мотивация - это циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация объясняет целенаправленность действий, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Толчком к деятельности, к учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. В этом случае мы говорим о двух важных типах мотивации — мотивации успеха и мотивации боязни неудачи. Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.
А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха
Анализ многочисленных экспериментов, касающихся этой проблемы, позволяет нарисовать обобщенный портрет этих двух типов мотивации, ориентированных, соответственно, на успех и на неудачу. (Приложение № 2)
Мотивация успеха. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Они склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.
Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается, тем не менее, на прежнем уровне.
Мотивация боязни неудачи. Личности этого типа малоинициативные. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения). В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, «навязано» ли задание извне или выбрано самим субъектом, хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то).
Рассмотренные мотивационные образования: мотивы, потребности, цели – являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Таким образом, мотивационная сфера личности – это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.
Мотивационную сферу человека с точки зрения её развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта и гибкость. Под широтой понимается разнообразие мотивационных факторов – мотивов, потребностей, целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является мотивационная сфера. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более высокого уровня может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.
Мотивационная сфера учения определяется следующими моментами: характером самой учебной деятельности школьника, развернутостью и зрелостью её структуры, сформированность её компонентов, взаимодействием в ходе учения с другим человеком; смыслом учения для каждого ученика; характером мотивов учения; зрелостью целей; особенностями эмоций, сопровождающих процесс учения. (5)
Исследование мотивационной сферы личности – сложная проблема. Такие методы как самоанализ, самооценка, анкетирование, беседа не могут дать полной реалистичной картины мотивации, так как мотивы часто не осознаются, или скрываются. В отечественной методике признан наиболее эффективным метод длительного наблюдения и на его основе анализ деятельности и её динамики (А.Н. Леонтьев). (6, 7) Этот метод можно применять в естественных ситуациях, он прост и дает возможность увидеть характеристики мотивации. Общий путь изучения учителем мотивации учения школьников может состоять в следующем:
выявление учителем объективных проявлений разных видов отношения школьников к учению в ходе длительного наблюдения на уроках и вне их, в ходе специально организованных экспериментальных ситуаций;
установление учителем субъективных оценок школьниками своего отношения к учению, сбор этого материала с помощью анкет, индивидуальных бесед, открытого обсуждения в ходе урока, классного часа.
Если учителю удается накопить систематический материал о характере отношений к учению своих питомцев, то он безусловно получает значительный выигрыш в учебно-воспитательной работе за счет более глубокого знания причин того или иного поведения обучающихся, понимания внутреннего смысла их поступков.(8)
Изучение мотивационной сферы ученика – сложный процесс.
Первое, что я попыталась установить - это оценка школьниками своего отношения к учению, к предмету «физика». Сбор этого материала провела с помощью анкет.
Приведу данные анкетирования учащихся 8-б, 9-а, 10-б классов на выявление мотивации к изучению физики. В анкетировании, проведенном в январе 2016 года, участвовали 50 человек.
Нравится ли тебе предмет физика?
Да-76%; нет-4%; не очень-20%.
Нужна ли тебе физика?
Да-53%; нет-16%; не знаю-31%.
3. Что является причиной твоих неудач, если они случаются?
Не умею правильно распределить время - 45%; лень- 30%; невнимательность-25%.
4. Хочешь ли ты улучшить свои результаты по физике?
Да-71%; нет – 5%; мне все равно – 24%.
5. Дорожишь ли ты помощью учителя и товарищей?
Да -100%; нет - 0%.
6. Зачем тебе нужна физика?
Поступить в институт или техникум-27%; чтобы быть умным-17%; предмет интересный-24%; изобретать и налаживать устройства-16% не знаю-10%.
Результаты анкетирования показывают, что физика как предмет учащимся нравится и многие из них желают улучшить свои оценки и предполагают продолжить дальнейшее изучение физики на более высоком уровне. У них сформировано правильное понимание важности изучаемого предмета. Они хотят работать вместе и дорожат помощью учителя.
Вторым шагом в моей работе явилось исследование по выявлению ведущих мотивов учебной деятельности школьников.(9)
Инструкция проведения анкеты - рейтинг прилагается (приложение №1).
В ходе исследования учащихся 8-б и 9-а классов были получены следующие результаты.
Класс. Количество учащихся. |
Познавательные Мотивы. |
Узкие социальные мотивы. |
Широкие социальные мотивы. |
Мотивы личностного роста. |
8б (20) |
43% |
8% |
14% |
35% |
9а (20) |
38% |
3% |
12% |
47% |
8б класс
9а класс
Результаты проведенного исследования были подкреплены данными наблюдений.
По итогам анкеты - рейтинг и наблюдениям необходимо отметит высокий процент выбора мотивов личностного роста и познавательных.
Познавательные мотивы реализуют потребность ученика в знаниях, они связаны с проявлением интереса, любознательности, стремлением узнать новые факты, сведения. Мотивы личностного роста проявляются в потребности самосовершенствования, саморазвития, самореализации, самоопределения.
Как видим из диаграммы социальные мотивы получили меньший выбор. Хотя широкие социальные мотивы связаны с пониманием своего долга и ответственности перед обществом (группой, классом, командой), необходимости учения. Узкие выражаются в желании получить социальное одобрение, признание, расширить социальные права. (9)
Мотивы личностного роста и познавательные мотивы могут помочь сформировать у школьников так называемые «мотивы достижения», которые состоят в стремлении ученика к успеху, в желании добиться новых, все более высоких результатов. Проведя, тестирование на выявление мотивации успеха и мотивации боязни неудачи получила, следующие результаты:
Класс. Количество учащихся. |
Мотивация успеха. |
Мотивация боязни неудач. |
8б (18) |
14 |
4 |
9а (20) |
18 |
2 |
10б (22) |
19 |
3 |
Как видим, у учащихся данных классов преобладает мотивация успеха.(10)
Если говорить о диагностике мотивации успеха и мотивации боязни неудачи, то самым оптимальным методом оказывается наблюдение, ведь у педагога есть возможность следить за поведением и деятельностью ученика в различных жизненных и учебных ситуациях. Кроме того, он может подвергнуть свои наблюдения над личностью, деятельностью и поведением ученика вдумчивому и глубокому психологическому анализу.
Приложение № 1. (4)
Методика исследования мотивов учения
1.Цель: выяснить ведущие мотивы учебной деятельности.
2.Метод: анкета – рейтинг.
3.Инструкция: оцени причины, побуждающие тебя заниматься учебной деятельностью, по пятибалльной системе:
«5» - причина имеет большое значение;
«4» - причина имеет большое значение;
«3» - причина имеет небольшое значение;
«2» - причина имеет малое значение;
«1» - причина не имеет никакого значения.
Выполнение инструкций
№ п./п. |
Мотивы |
1. |
Понимаю, что ученик должен хорошо учиться по всем предметам |
2. |
Осознаю свою ответственность за учение перед классом |
3. |
Хочу получать одобрение и похвалу от учителя |
4. |
Хочу быть лучшем на занятиях |
5. |
Планирую быть лучшим в будущем по предмету |
6. |
Хочу развить в себе гибкость и аналитический склад ума |
7. |
Хочу быть образованным человеком, развитым человеком |
8. |
После школы надеюсь поступить в ВУЗ |
9. |
Нравиться участвовать в предметных олимпиадах |
10. |
Люблю заниматься самообразованием |
11. |
Нравится, когда учитель объясняет новый материал |
12. |
Интересно выполнять сложные упражнения и задания |
Обработка полученных данных:
1.социальные мотивы
а) широкие социальные – 1, 2 пункты;
б) узкие социальные – 3, 4 пункты.
2. познавательные мотивы – 9, 10, 11, 12 пункты.
3. Мотивы личностного роста – 5, 6, 7, 8 пункты.
Подсчитать средний балл по каждой группе мотивов. Сумму баллов разделить на количество участников анкеты. По среднему баллу сделать вывод о преобладании тех или иных мотивов.
Приложение № 2.
Тест-опросник МУН (А.Реан)
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее да, чем нет». Точно так же и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да».
Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный.
1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.
2. Обычно я действую активно.
3. Я склонен к проявлению инициативы.
4. При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти любые причины, чтобы отказаться.
5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.
6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов.
8. Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чьего-то контроля.
9. Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее.
10. Я обычно настойчив в достижении цели.
11. Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, но и на месяц, на год вперед.
12. Я всегда думаю, прежде чем рисковать.
13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует.
14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.
15. Если я потерпел неудачу и задание не получается, то я, как правило, сразу
теряю к нему интерес.
16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.
17. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное
19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению.
20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность
для меня еще более возрастает.
Ключ к опроснику.
«Да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18,19, 20;
«нет»: 4, 5, 7, 9,13,15, 17.
Обработка и критерии.
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.
Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20, то диагностируется мотивация успеха.
Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом следует иметь в виду, что при количестве баллов 8-9 испытуемый скорее тяготеет к мотивации боязни неудачи, тогда как при количестве баллов 12-13 — мотивации успеха.
Библиография
1. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков.- СПб: Питер, 2001.-592с.
2.Давыдова, В.В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника: книга для учителя/ В.В. Давыдова.- М.: Просвещение, 1977.-289-310с.
3. Божович, Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков: учебное пособие/ Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной.- М. Просвещение, 1972.-44с.
4.Божович, Л.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание/ учебное пособие/ Л.И. Божович, Л.С. Славина.- М.: Просвещение, 1979.- 236с.
5.Леонтьев, А.Н.Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев.- М.: Просвещение, 1982.-245с.
6.Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебное пособие/ Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 1979.-97с.
7.Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: учебное пособие/ Г.И. Щукина.- Л., 1979.
8. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии: учебное пособие /С.Л. Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1976.- 185с.
9.Шумилова, В.В. Спутник классного руководителя: пособие/ В.В. Шумилова, Т.Н. Мишарева, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2009.- 127с.
10. Реан, А.А. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи: опросник/ А.А. Реан – (http //www.psihologu.info/content/view/269/35)