12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Корытникова1945
Учитель начальных классов
Россия, Иркутская обл., Усолье-Сибирское
8

"Современный урок: поиски, проблемы, решения"

«Современный урок: поиски, проблемы, решения»

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.

В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности.

Личностно - ориентированный характер образовательного процесса не является принципиально новой проблемой. Как реально сделать школьников активными и сознательными участниками учебного процесса, как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в самообразовании? Все эти вопросы задаёт себе каждый учитель- практик.

Современный этап педагогической практики - это переход от преимущественного использования репродуктивных методов в обучении и воспитании к деятельностно - развивающим технологиям, способствующим развитию личностных качеств. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащегося.

Раскрытие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности - учении, а урок - основная форма её организации.


С какими трудностями сталкиваются учителя при подготовке к уроку в рамках ФГОС


1. Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.

Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы (а большинство учителей в наших школах – это люди старше 35 лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.

Существуют немаловажные стереотипы традиционного урока, которые разрушаются на уроках, построенных в соответствии с требованиями ФГОС, в котором изменяется роль и место учителя на разных этапах урока, а также использование им эффективных приемов и стратегий в планировании урока.

Реализация стандарта должна изменить представление учителя о современном уроке:


- ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;


- на уроке применяются разнообразные источники знаний;


- изменяется структура урока;


- преобладают индивидуальная и коллективная деятельность;


- отдается приоритет деятельности ученика;


- применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.


2. Одним из самых трудных моментов урока учителя отмечают необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.

Учителям, особенно опытным, кажется, что именно он - учитель лучше и быстрее объяснит материал урока и оценит работу своего ученика. Но смысл новых ФГОС именно в том, что, обучая ученика учиться (планировать, выполнять учебную работу и оценивать ее) учитель тем самым и воспитывает. Для результатов обучения определенных ФГОС еще многое надо изменить: содержание предметов, оборудование кабинетов, контрольно-измерительные материалы, но главное необходимо изменить мировоззрение учителя. Он должен учить не тому "что было", а тому "что будет"!


3. Трудности вызывает необходимость научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

возраста ребенка;

специфики учебного предмета;

меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

предъявить противоречивые факты, теории;

обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.


4. Далее хотелось бы отметить, что сохраняется проблема традиционного подхода к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;


Для построения и анализа урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся:


- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).


В соответствии с данными критериями изменилась и схема анализа урока.


5. В связи с реализацией ФГОС, изменился объём документационного обеспечения. Замена известных планов - конспектов технологическими картами урока.

Учителям необходимо составлять документов больше, на что уходит много времени, и соответственно, на творческую деятельность учителя времени катастрофически не хватает.

Хотелось бы остановиться на технологической карте — это новый вид методического инструмента, обеспечивающей эффективное освоение учебной темы, в котором представлены название темы, цель учебного процесса; планируемый результат (личностные, метапредметные и предметные умения); основное содержание темы, термины и понятия, межпредметные связи; особенности организации пространства (формы работы и ресурсы); этапы изучения темы.

В описании каждого этапа указывается цель учебной деятельности, планируемые результаты и задания, как учебные на «знание», «понимание» и «умение», так и диагностические.

Технологическая карта позволяет учителю:

осознать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

увидеть уровень раскрытия терминов и понятий в данной теме и соотнести его с дальнейшим обучением;

определить возможности реализации межпредметных знаний и воспитательной составляющей темы;

установить предметные умения и УУД, формируемые в процессе изучения темы;

организовать использование школьниками приобретенных знаний и умений в практической деятельности.


Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении. На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидамые действия учеников.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, позволяющий “структурировать урок по выбранным учителем параметрам”.

Естественно, он не может занимать несколько страниц вымученной таблицы с надуманными, а точнее спущенными сверху параметрами. Любое благое дело может вызвать отвращение, если оно внедряется принудительно.

Действительно, готовиться к урокам необходимо. Это понимает каждый учитель, кто честно относится к своему делу. Показатель эффективности такой работы – хорошо проведённый урок, выразившийся в реальных учебных результатах учащихся.

Как будет выглядеть на бумаге процесс его подготовки – это уже вторично.


5. Актуальной проблемой выступает контрольно-оценочная деятельность:


- изменения, произошедшие в системе начального образования (особенно в целеполагании) не нашли своего отражения в контрольно-оценочной деятельности: объектом контроля и оценки довольно часто продолжают оставаться лишь знания, умения и навыки, не потому что учитель не хочет перестроиться,а потому что ТРУДНО перестроиться;

- результаты, получаемые в ходе контрольно-оценочной деятельности, используются педагогами в большинстве случаев лишь для выставления отметок и не служат основой для проведения дифференцированной работы, направленной на усиление развивающего потенциала обучения, на устранение проблем определенных групп учащихся; недостаточное внимание уделяется оцениванию индивидуального прогресса каждого учащегося, не существует надежных методик, связывающих уровень готовности к обучению и результаты последующих оценочных процедур; (только 1 год работы)

- контрольно-оценочная деятельность по-прежнему остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, при этом без активного участия младших школьников в контрольно-оценочной деятельности говорить об успешном становлении у них учебной деятельности было бы неправомерно, т.к. контроль и оценка являются важнейшими компонентами этой деятельности;

Поэтому необходимо четкое согласование целей начального образования и объектов контрольно-оценочной деятельности.


Объектами контроля должны выступать

- достижение требований стандарта, при этом в центре внимания должны быть метапредметные и предметные результаты, а при оценке достижения последних в центре должны быть не только знания как таковые, но и их применение в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия;


- овладение компонентами учебной деятельности, в том числе самоконтролем и самооценкой;


- овладение соответствующим возрасту кругом универсальных учебных действий;

индивидуальные творческие достижения учащихся;

продвижение в развитии определенных личностных характеристик, таких как готовность сотрудничать с другими людьми, критическое мышление, принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими


Кроме перечисленных вопросов учителя отмечают:

что недостаточно методических программных разработок по ФГОСу, помогающих учителю разнообразить и подготовить урок,

нет разработанных контрольных материалов, которые помогут проверить

усвоение УУД,

много теории, но нет практического материала по организации новых форм преподавания,

Как и по каким критериям оценивать работу обучающихся. Как отчитываться о результатах сформированности УУД?

Необходимо посещение семинаров и курсов, обмен практическим опытом с коллегами других школ, работающих по ФГОСу НОО.

Необходимо включаться в работу по реализации ФГОСов – всего коллектива школы, для разработки контрольно-измерительных материалов, обмена опытом работы.


Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.