12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чебанова Елена Николаевна43
Россия, Амурская обл., Свободный

Чебанова Елена Николаевна

учитель-дефектолог (тифлопедагог), 1 квалификационная категория

ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Амурская область, г. Свободный

 

Конспект внеклассного мероприятия «Игры с буквами»

     Данное внеклассное мероприятие предназначено для слепых обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната, изучающих систему записи рельефно-точечным шрифтом Брайля. В ходе занятия в игровой форме закрепляются и совершенствуются знания точечного состава букв, цифр и знаков пунктуации по системе Брайля, а также практические навыки работы на приборе для письма и разборной азбуке, на специальном тифлооборудовании: машине читающей и сканирующей текст и брайлевской пишущей машинке.

Класс: 2 класс

Длительность: 30 минут.

Форма проведения: подгрупповая.

Цель: Закрепление и совершенствование навыков чтения и письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Задачи:

Образовательные:

1. Повышать ИКТ компетентность обучающихся: закрепить навыки работы на машинке сканирующей и читающей текст Optelec Clear Reader, на электронной пишущей машинке Брайля с речевыми и обучающими функциями Mountbatten Writer.

2. Закрепить знания точечного состава букв по системе Брайля.

3. Совершенствовать умение пользоваться тифлоприборами, разборной азбукой.

Коррекционно – развивающие:

1. Развивать сенсорное восприятие, слуховое внимание и память.

2. Развивать аналитико-синтетические мыслительные операции, связную речь.

3. Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.

Воспитательные:

1. Развивать познавательный интерес, положительную мотивацию к занятиям.

2.Совершенствовать способность к саморегуляции, активизировать процессы самопознания и самораскрытия обучающихся, способствовать формированию толерантности, эмпатии, нравственного иммунитета.

Здоровьесберегающие: способствовать снятию когнитивного, эмоционального и физического напряжения, созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Методы:

1. Игровые: мотивационная разминка, физкультминутка, дидактические игры.

2. Словесные: беседа, рассказ, объяснение.

3. Наглядные: «рассматривание» объемных геометрических тел, рабочих поверхностей бизикуба.

4. Практические: работа на тифлооборудовании.

Здоровье сберегающие технологии: психогимнастика (игра «Тепло сердец»), пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

Планируемые результаты:

1. Предметные: научатся различать и называть точечный состав букв по системе Брайля, решать логические загадки.

2. Метапредметные:

- коммуникативные – научатся объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью уточнения знаний о рельефно-точечном составе букв;

- регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- познавательные – наблюдать и анализировать языковые явления, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать знания.

3. Личностные: приобретут положительную мотивацию к повторению изученного материала; совершенствуют навыки рефлексии своей деятельности.

Оборудование:

Машинка сканирующая и читающая текст Optelec Clear Reader, электронная пишущая машинка Брайля с речевыми и обучающими функциями Mountbatten Writer, мешочек с объемными геометрическими телами из разных материалов, набор «Дары Фребеля», бизикуб «Дружная семейка, разборная азбука, приборы для письма по Брайлю, карточки для чтения на машинке.

План занятия:

Организационный момент:

- Психологический настрой «Тепло сердец» (психогимнастика).

2. Основной этап:

- Упражнение «Загадки про буквы»;

-Игра «Что общего»;

-Игра «Математическая головоломка»;

- Физкультминутка;

- Игра «Сенсорные домики»;

- Игра «Проводник».

3. Заключительный этап.

- Упражнение «Я-молодец!»

- Подведение итогов занятия, рефлексия.

Ход занятия

Учитель-дефектолог: Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости. Я очень рада видеть всех вас на нашем занятии. А начнем мы нашу работу с приветствия.

Психологический настрой

- Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении начнем наше занятие.

Основная часть

Учитель-дефектолог: Сегодняшнее наше занятие будет необычным, оно пройдет в форме игры. Вы любите играть? В какие игры вы играете со своими друзьями, какие игры ваши любимые? А вам знакома такая игра – прятки? Я предлагаю сегодня на занятии поиграть в эту игру, но играть вы будете ни друг с другом, а с буквами. Вам необходимо будет выполнять интересные задания и решить логические загадки, чтобы найти спрятавшиеся в них буквы. Если вы верно выполните все задания, то из найденных букв получится слово, имеющее непосредственное отношение к неделе коррекционных предметов, которая сейчас проходит в нашей школе. Итак, начинаем.

Задание 1. Загадки про буквы

буква Д

1.Соглашаешься когда,

С нею ставишь букву «А»,

А когда поставишь «О» ты,

Получаешь просто ноту!

2.Дельфин, весёлый наш дельфин,

Играет в море не один,

Там два дельфина на воде,

Играя, учат букву...

буква Ж

1. Эта буква как жучок

Растопырила шесть ног,

И, конечно, знаешь ты,

Что за ней не ходит «ы»!

2. Жираф — высокий наш жираф,

У него весёлый нрав.

Мы с ним на третьем этаже,

Смеясь, запомним букву...

Отгадав загадки, мы с вами нашли две буквы: Д и Ж. Выложите их на разборной азбуке.

Задание 2. Игра «Что общего»

Инструкция: Ребята, одному из вас на печатной машинке, а другому на приборе Брайля (разборной азбуке) необходимо как можно быстрее написать слова, которые я буду вам читать (береза, бегать, большой, бык). Прочитайте эти слова, в них спряталась еще одна буква, и чтобы найти ее, вам надо ответить на вопрос: что общего у всех написанных вами слов? Правильно, все они начинаются на букву Б. Выложите её на разборной азбуке.

Физ.минутка- игра «Зарядка».

Инструкция: А сейчас немного разомнемся и поиграем, я буду давать словесные команды, которые вы должны будете выпол­нить не ошибаясь. Например, я скажу: "Поднимите правую руку вверх, а левую вытяните вперед". Сделайте это, пожалуйста. Давай­те встанем так, чтобы не мешать друг другу. (После инструкции ведущий предлагает раз­ные команды, все более усложняющиеся, на движение ног, рук, кистей и пальцев). Например:

- Поверните кисть правой руки ладонью ко мне, а левую — реб­ром ладони ко мне.

- Попрыгайте на правой ноге, левой рукой гладьте себя по голове.

Задание 3. Игра «Математическая головоломка»

Детям предлагается прочитать с помощью машинки Optelec Clear Reader математические задачки и решить их.

1.Сколько солнышек за тучкой?

Сколько стержней в авторучке?

Сколько у слона носов?

Сколько на руке часов?

Сколько ног у мухомора, и попыток у сапера?

Знает и собой гордится, цифра столбик …..

2. У меня есть две конфетки,

Дам одну сестренке Светке.

Я не жадный, и за это

Дал мне папа две конфеты!

И теперь конфеток стало,

Даже больше, чем сначала!

3.Сколько букв есть у дракона, и нулей у миллиона?

Разных шахматных фигур, крыльев у трех белых кур,

Ног у майского жука и сторон у сундука,

Коль не можем сами счесть, нам подскажет цифра ….

Повторите, про какие цифры мы прослушали задачки, правильно это цифры 1,3,6. Какая буква в рельефно-точечном шрифте Брайля имеет такой состав? Правильно: буква У, наберите ее на разборной азбуке.

Задание 4. «Сенсорные домики»

Ребята, для выполнения следующего задания, одному из вас нужно наощупь определить форму, размер и материал фигуры из «Волшебного мешочка», другому - найти точно такую же фигуру на столе. На одной из фигур вы найдете спрятавшуюся букву.

В ходе выполнения дети находят фигуру с буквой А и выкладывают ее на разборной азбуке.

Задание 5. «Проводник»

Ребята, нам осталось найти последнюю букву, для этого один из вас прочитает на машинке Optelec Clear Reader карточку с заданием, а другой выполнит его на бизикубе «Дружная семья».

Инструкция:

Подойди к бизикубу.

1.Найди на верхней поверхности куба дорожки с машинками, встань так, чтобы начало дорожек было перед тобой.

2. Прокати машинку по левой дорожке до 2 поворота.

3.Остановись.

4. Найди справа от дорожки елочку. На ней спряталась буква, прочитай.

Итак, найдена последняя спрятавшаяся буква, это буква Р, наберите ее на разборной азбуке. А теперь, прочитайте все набранные вами буквы: Ж, Д, Р, У, А, Б. Какое слово можно составить из этих букв? Правильно: ДРУЖБА.

Определение из словаря Ожегова С. И.

ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- Ребята, а вы знаете, что есть международный день дружбы. Его отмечают 30 июля. А кто такой друг?

Определение из словаря Ожегова С. И.

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.

-Кто может быть другом?

1.Интересная книга, которую читаешь.

2.Мама.

3. Игрушки, которые всегда готовы выслушать.

4. Домашние животные.

5. Верный товарищ.

6.Учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.

- Какими словами можно охарактеризовать друга?

1.Верный.

2. Надёжный.

3. Настоящий

4. Преданный

- Смотрите, как много хороших слов вы назвали. Друг  – это верный, надёжный, преданный, настоящий товарищ. А у вас ребята есть друзья? Поднимите руки, у кого  есть? А почему вы думаете, что это ваши друзья, а не просто знакомые? (Ответы детей)

- Вы замечали, что чем лучше и добрее вы относитесь к своим сверстникам, тем больше друзей среди них у вас появляется?

Заключение

      В заключение, я предлагаю вам еще одно занимательное задание: я буду загадывать вам буквы, а вы будете набирать их на разборной азбуке.

Какая буква получится, если:

- К букве Ц прибавить т.3

- От буквы Р отнять т.2

- От буквы П отнять т.4

- К букве К прибавить т.5

-От буквы Г отнять т.2

- Отзеркалить букву И

- У буквы Щ убрать нижние точки.

Прочитайте написанное слово: МОЛОДЕЦ! Вы все сегодня молодцы, отлично справились с заданиями.

Рефлексия. Закончить наше занятие я предлагаю, высказав свое отношение к нему.

-Что вам запомнилось, понравилось на занятии?

-Какое задание для вас было трудным?

-Что нового, интересного для себя вы узнали сегодня на занятии?

 

Список использованных источников:

Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480с.

Соколов, В.В. Особенности обучения детей с глубоким нарушением зрения современным информационным технологиям/ В.В. Соколов // Дефектология. - 2013. – №.4. – с. 65-77.

Соколов, В.В. Специальные компьютерные технологии для детей с глубоким нарушением зрения: учебно-методическое пособие для учителей информатики /В.В. Соколов, С.Н. Жуковский, М.П. Сладков, Е.В. Сладкова. – М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2012. – 6 п.л., 135 с.

Соколов, В.В., Комова, Н.С. Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией / В.В. Соколов, Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - №.6. - С. 33-42.

Солнцева, Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. - 2000. - № 4. - С.3-8.

Тупоногов, Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: учебное пособие. М.: АПК и ПРО, 2001. – 420 с.

Электронные ресурсы:

1 Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих [Электронный ресурс] - httр:/ www.tiflocomp.ru

2 ООО "Элита групп" - дистрибьютора ведущих компаний на рынке тифлотехники.- httр:/ www.elitagroup.ru

3.Официальный сайт Лаборатории электроники «Элекжест» -httр:/ www.elecgeste.ru

4 Тифлоцентр «Вертикаль». - httр:/ www.tiflocentre.ru


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.