Внеклассное мероприятие «Игры с буквами» (2 класс)
Чебанова Елена Николаевна
учитель-дефектолог (тифлопедагог), 1 квалификационная категория
ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Амурская область, г. Свободный
Конспект внеклассного мероприятия «Игры с буквами»
Данное внеклассное мероприятие предназначено для слепых обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната, изучающих систему записи рельефно-точечным шрифтом Брайля. В ходе занятия в игровой форме закрепляются и совершенствуются знания точечного состава букв, цифр и знаков пунктуации по системе Брайля, а также практические навыки работы на приборе для письма и разборной азбуке, на специальном тифлооборудовании: машине читающей и сканирующей текст и брайлевской пишущей машинке.
Класс: 2 класс
Длительность: 30 минут.
Форма проведения: подгрупповая.
Цель: Закрепление и совершенствование навыков чтения и письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Задачи:
Образовательные:
1. Повышать ИКТ компетентность обучающихся: закрепить навыки работы на машинке сканирующей и читающей текст Optelec Clear Reader, на электронной пишущей машинке Брайля с речевыми и обучающими функциями Mountbatten Writer.
2. Закрепить знания точечного состава букв по системе Брайля.
3. Совершенствовать умение пользоваться тифлоприборами, разборной азбукой.
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать сенсорное восприятие, слуховое внимание и память.
2. Развивать аналитико-синтетические мыслительные операции, связную речь.
3. Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.
Воспитательные:
1. Развивать познавательный интерес, положительную мотивацию к занятиям.
2.Совершенствовать способность к саморегуляции, активизировать процессы самопознания и самораскрытия обучающихся, способствовать формированию толерантности, эмпатии, нравственного иммунитета.
Здоровьесберегающие: способствовать снятию когнитивного, эмоционального и физического напряжения, созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Методы:
1. Игровые: мотивационная разминка, физкультминутка, дидактические игры.
2. Словесные: беседа, рассказ, объяснение.
3. Наглядные: «рассматривание» объемных геометрических тел, рабочих поверхностей бизикуба.
4. Практические: работа на тифлооборудовании.
Здоровье сберегающие технологии: психогимнастика (игра «Тепло сердец»), пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
Планируемые результаты:
1. Предметные: научатся различать и называть точечный состав букв по системе Брайля, решать логические загадки.
2. Метапредметные:
- коммуникативные – научатся объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью уточнения знаний о рельефно-точечном составе букв;
- регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- познавательные – наблюдать и анализировать языковые явления, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать знания.
3. Личностные: приобретут положительную мотивацию к повторению изученного материала; совершенствуют навыки рефлексии своей деятельности.
Оборудование:
Машинка сканирующая и читающая текст Optelec Clear Reader, электронная пишущая машинка Брайля с речевыми и обучающими функциями Mountbatten Writer, мешочек с объемными геометрическими телами из разных материалов, набор «Дары Фребеля», бизикуб «Дружная семейка, разборная азбука, приборы для письма по Брайлю, карточки для чтения на машинке.
План занятия:
Организационный момент:
- Психологический настрой «Тепло сердец» (психогимнастика).
2. Основной этап:
- Упражнение «Загадки про буквы»;
-Игра «Что общего»;
-Игра «Математическая головоломка»;
- Физкультминутка;
- Игра «Сенсорные домики»;
- Игра «Проводник».
3. Заключительный этап.
- Упражнение «Я-молодец!»
- Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ход занятия
Учитель-дефектолог: Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости. Я очень рада видеть всех вас на нашем занятии. А начнем мы нашу работу с приветствия.
Психологический настрой
- Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении начнем наше занятие.
Основная часть
Учитель-дефектолог: Сегодняшнее наше занятие будет необычным, оно пройдет в форме игры. Вы любите играть? В какие игры вы играете со своими друзьями, какие игры ваши любимые? А вам знакома такая игра – прятки? Я предлагаю сегодня на занятии поиграть в эту игру, но играть вы будете ни друг с другом, а с буквами. Вам необходимо будет выполнять интересные задания и решить логические загадки, чтобы найти спрятавшиеся в них буквы. Если вы верно выполните все задания, то из найденных букв получится слово, имеющее непосредственное отношение к неделе коррекционных предметов, которая сейчас проходит в нашей школе. Итак, начинаем.
Задание 1. Загадки про буквы
буква Д
1.Соглашаешься когда,
С нею ставишь букву «А»,
А когда поставишь «О» ты,
Получаешь просто ноту!
2.Дельфин, весёлый наш дельфин,
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде,
Играя, учат букву...
буква Ж
1. Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит «ы»!
2. Жираф — высокий наш жираф,
У него весёлый нрав.
Мы с ним на третьем этаже,
Смеясь, запомним букву...
Отгадав загадки, мы с вами нашли две буквы: Д и Ж. Выложите их на разборной азбуке.
Задание 2. Игра «Что общего»
Инструкция: Ребята, одному из вас на печатной машинке, а другому на приборе Брайля (разборной азбуке) необходимо как можно быстрее написать слова, которые я буду вам читать (береза, бегать, большой, бык). Прочитайте эти слова, в них спряталась еще одна буква, и чтобы найти ее, вам надо ответить на вопрос: что общего у всех написанных вами слов? Правильно, все они начинаются на букву Б. Выложите её на разборной азбуке.
Физ.минутка- игра «Зарядка».
Инструкция: А сейчас немного разомнемся и поиграем, я буду давать словесные команды, которые вы должны будете выполнить не ошибаясь. Например, я скажу: "Поднимите правую руку вверх, а левую вытяните вперед". Сделайте это, пожалуйста. Давайте встанем так, чтобы не мешать друг другу. (После инструкции ведущий предлагает разные команды, все более усложняющиеся, на движение ног, рук, кистей и пальцев). Например:
- Поверните кисть правой руки ладонью ко мне, а левую — ребром ладони ко мне.
- Попрыгайте на правой ноге, левой рукой гладьте себя по голове.
Задание 3. Игра «Математическая головоломка»
Детям предлагается прочитать с помощью машинки Optelec Clear Reader математические задачки и решить их.
1.Сколько солнышек за тучкой?
Сколько стержней в авторучке?
Сколько у слона носов?
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора, и попыток у сапера?
Знает и собой гордится, цифра столбик …..
2. У меня есть две конфетки,
Дам одну сестренке Светке.
Я не жадный, и за это
Дал мне папа две конфеты!
И теперь конфеток стало,
Даже больше, чем сначала!
3.Сколько букв есть у дракона, и нулей у миллиона?
Разных шахматных фигур, крыльев у трех белых кур,
Ног у майского жука и сторон у сундука,
Коль не можем сами счесть, нам подскажет цифра ….
Повторите, про какие цифры мы прослушали задачки, правильно это цифры 1,3,6. Какая буква в рельефно-точечном шрифте Брайля имеет такой состав? Правильно: буква У, наберите ее на разборной азбуке.
Задание 4. «Сенсорные домики»
Ребята, для выполнения следующего задания, одному из вас нужно наощупь определить форму, размер и материал фигуры из «Волшебного мешочка», другому - найти точно такую же фигуру на столе. На одной из фигур вы найдете спрятавшуюся букву.
В ходе выполнения дети находят фигуру с буквой А и выкладывают ее на разборной азбуке.
Задание 5. «Проводник»
Ребята, нам осталось найти последнюю букву, для этого один из вас прочитает на машинке Optelec Clear Reader карточку с заданием, а другой выполнит его на бизикубе «Дружная семья».
Инструкция:
Подойди к бизикубу.
1.Найди на верхней поверхности куба дорожки с машинками, встань так, чтобы начало дорожек было перед тобой.
2. Прокати машинку по левой дорожке до 2 поворота.
3.Остановись.
4. Найди справа от дорожки елочку. На ней спряталась буква, прочитай.
Итак, найдена последняя спрятавшаяся буква, это буква Р, наберите ее на разборной азбуке. А теперь, прочитайте все набранные вами буквы: Ж, Д, Р, У, А, Б. Какое слово можно составить из этих букв? Правильно: ДРУЖБА.
Определение из словаря Ожегова С. И.
ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Ребята, а вы знаете, что есть международный день дружбы. Его отмечают 30 июля. А кто такой друг?
Определение из словаря Ожегова С. И.
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.
-Кто может быть другом?
1.Интересная книга, которую читаешь.
2.Мама.
3. Игрушки, которые всегда готовы выслушать.
4. Домашние животные.
5. Верный товарищ.
6.Учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.
- Какими словами можно охарактеризовать друга?
1.Верный.
2. Надёжный.
3. Настоящий
4. Преданный
- Смотрите, как много хороших слов вы назвали. Друг – это верный, надёжный, преданный, настоящий товарищ. А у вас ребята есть друзья? Поднимите руки, у кого есть? А почему вы думаете, что это ваши друзья, а не просто знакомые? (Ответы детей)
- Вы замечали, что чем лучше и добрее вы относитесь к своим сверстникам, тем больше друзей среди них у вас появляется?
Заключение
В заключение, я предлагаю вам еще одно занимательное задание: я буду загадывать вам буквы, а вы будете набирать их на разборной азбуке.
Какая буква получится, если:
- К букве Ц прибавить т.3
- От буквы Р отнять т.2
- От буквы П отнять т.4
- К букве К прибавить т.5
-От буквы Г отнять т.2
- Отзеркалить букву И
- У буквы Щ убрать нижние точки.
Прочитайте написанное слово: МОЛОДЕЦ! Вы все сегодня молодцы, отлично справились с заданиями.
Рефлексия. Закончить наше занятие я предлагаю, высказав свое отношение к нему.
-Что вам запомнилось, понравилось на занятии?
-Какое задание для вас было трудным?
-Что нового, интересного для себя вы узнали сегодня на занятии?
Список использованных источников:
Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480с.
Соколов, В.В. Особенности обучения детей с глубоким нарушением зрения современным информационным технологиям/ В.В. Соколов // Дефектология. - 2013. – №.4. – с. 65-77.
Соколов, В.В. Специальные компьютерные технологии для детей с глубоким нарушением зрения: учебно-методическое пособие для учителей информатики /В.В. Соколов, С.Н. Жуковский, М.П. Сладков, Е.В. Сладкова. – М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2012. – 6 п.л., 135 с.
Соколов, В.В., Комова, Н.С. Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией / В.В. Соколов, Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - №.6. - С. 33-42.
Солнцева, Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. - 2000. - № 4. - С.3-8.
Тупоногов, Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: учебное пособие. М.: АПК и ПРО, 2001. – 420 с.
Электронные ресурсы:
1 Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих [Электронный ресурс] - httр:/www.tiflocomp.ru
2 ООО "Элита групп" - дистрибьютора ведущих компаний на рынке тифлотехники.- httр:/www.elitagroup.ru
3.Официальный сайт Лаборатории электроники «Элекжест» -httр:/www.elecgeste.ru
4 Тифлоцентр «Вертикаль». - httр:/www.tiflocentre.ru