Программа внеурочной деятельности курса «Функциональная грамотность: Путь к успеху»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.И. Яценко»
РАССМОТРЕНО руководитель ШМО / / протокол № 1 от _________ 2025 г.
|
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР________________________ /./ Протокол № 1 от ____________ 2025 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ /./ Протокол № 1 от ______________ 2025 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
курса "Функциональная грамотность: Путь к успеху"
История для обучающихся 5-9 классов
Рабочую программу составила:
Диденко Елена Александровна
учитель истории и обществознания
МБОУ МО Динской район СОШ № 28
имени И.И. Яценко
с.
"Функциональная грамотность: Путь к успеху"
(История, 5-9 классы, 34 часа в год).
Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы
В современном мире, характеризующемся быстрым развитием технологий и глобализацией, возрастает потребность в людях, обладающих не только знаниями, но и умениями эффективно применять их в различных жизненных ситуациях. Функциональная грамотность, то есть способность использовать приобретенные знания, умения и навыки для решения широкого круга задач, становится ключевым фактором успешной адаптации и самореализации личности. Данная программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: Путь к успеху" направлена на формирование и развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов посредством интеграции исторических знаний и практико-ориентированных заданий. Изучение истории не только позволяет узнать о прошлом, но и дает возможность понять настоящее и прогнозировать будущее, а также формирует критическое мышление и умение анализировать информацию.
Цель программы: Формирование функциональной грамотности учащихся через освоение и практическое применение исторических знаний и умений.
Задачи программы:
• Обучение методам работы с историческими источниками и информацией (текстовыми, визуальными, статистическими).
• Развитие навыков критического мышления при оценке исторических событий, интерпретаций и различных точек зрения на исторические процессы.
• Формирование умения применять исторические знания для решения практических задач, анализа современных проблем и прогнозирования развития событий.
• Развитие читательской грамотности через анализ и понимание исторических текстов различных жанров и стилей.
• Формирование навыков использования математических методов (статистический анализ, работа с диаграммами и графиками) для анализа исторических данных.
• Развитие креативного мышления через проектную деятельность, ролевые игры и создание собственных исторических интерпретаций.
• Формирование глобальных компетенций, понимания взаимосвязи исторических событий и современных глобальных проблем (например, миграция, конфликты, экономическое развитие).
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в форме внеурочных занятий, проводимых 1 раз в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся с использованием разнообразных форм и методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся:
• Анализ исторических документов: Работа с первоисточниками (письма, указы, воспоминания), визуальными источниками (фотографии, плакаты, карикатуры), статистическими данными.
• Ролевые игры: Инсценировка исторических событий, имитация судебных процессов, создание моделей исторических ситуаций.
• Дискуссии и дебаты: Обсуждение спорных исторических вопросов, анализ различных точек зрения, аргументация собственной позиции.
• Проектная деятельность: Создание мультимедийных презентаций, интерактивных карт, исторических фильмов, веб-сайтов, музейных экспозиций, исследовательских работ по актуальным историческим проблемам.
• Работа в группах: Совместное решение задач, анализ источников, подготовка презентаций и проектов.
• Кейс-стади: Разбор конкретных исторических ситуаций и принятие решений на основе исторического анализа.
Предусмотрено использование ИКТ, онлайн-ресурсов, а также посещение музеев, архивов и исторических мест (при наличии возможности).
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа "Функциональная грамотность: Путь к успеху" тесно связана с программой воспитания школы и направлена на формирование у учащихся:
• Патриотизма и гражданской ответственности: Через изучение истории России, осознание ее роли в мировом историческом процессе, формирование уважения к героическому прошлому страны и ее культурному наследию.
• Толерантности и уважения к различным культурам: Через изучение истории других стран и народов, понимание их вклада в мировую цивилизацию, осознание ценности культурного многообразия.
• Нравственных ценностей: Через анализ исторических примеров, оценку моральных дилемм, формирование представлений о добре и зле, справедливости и ответственности.
• Активной гражданской позиции: Через участие в дискуссиях, дебатах, проектной деятельности, направленной на решение актуальных социальных проблем.
Особенности работы педагогов по программе
Работа педагога по данной программе требует высокого уровня профессиональной компетентности, владения современными образовательными технологиями и умения создавать мотивирующую образовательную среду. Педагог должен:
• Обладать глубокими знаниями в области истории и смежных дисциплин.
• Уметь работать с различными историческими источниками и информацией.
• Владеть методиками активного обучения и организации проектной деятельности.
• Уметь создавать проблемные ситуации, стимулирующие критическое мышление учащихся.
• Быть готовым к индивидуальному подходу к каждому ученику, учитывая его интересы и потребности.
• Создавать атмосферу сотрудничества и взаимного уважения на занятиях.
Содержание курса внеурочной деятельности
• 5 класс:
История вокруг нас
Что такое история? Зачем изучать историю? История моей семьи: создание генеалогического древа. История моей школы: традиции и современность.
История моего города (села, поселка).
Древний мир: цивилизация у истоков истории
Древний мир: первые цивилизации. Древний Египет: загадки пирамид. Древняя Греция: мифы, герои, демократия. Древний Рим: от республики к империи
• 6 класс
История Средних веков: эпоха рыцарей и замков
Общество и человек в Средние века. Рыцарские замки: честь и доблесть. Средневековое городское общество
Русь в Средние века: образование государства
Образование Древнерусского государства, князья и дружины. Принятие христианства: выбор князя Владимиром. Борьба с иноземными захватчиками
• 7 класс
История Нового времени: от Возрождения до революций
Великие географические открытия и их последствия. Эпоха Просвещения: идеи и реформы. Французская революция: свобода, равенство, братство
Россия в Новое время: от Смуты к империи
Смутное время: борьба за власть. Реформы Петра I: модернизация России. Просвещенный абсолютизм: политика и культура
• 8 класс
XIX век: индустриалицацияя и национализм
Промышленная революция и национализм. Национальные движения: формирования национальных государств. Колониальная политика: империализм и его последствия.
Россия в XIX веке: реформы и контрреформы
Великие реформы Александра II: отмена крепостного права. Россия в эпоху Александра III и Николая II. Русская культура XIX века: литература и искусство
• 9 класс
XX век: мировые войн и тоталитаризм
Первая мировая война: причины и последствия. Тоталитарные режимы в СССР и Германии: причины, черты. Вторая мировая война: причины и финал.
Современный мир: глобальные вызовы и перспективы
Холодная война: противостояние двух систем. Глобализация: новые возможности и вызовы. Современные международные конфликты: причины и пути решения. Проектная деятельность.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
5 класс
Личностные результаты
Формирование интереса к истории семьи и малой родины
Развитие эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому
Воспитание уважения к традициям и культуре
Метапредметные результаты (УУД)
Регулятивные
Умение ставить цель генеалогического исследования
Планирование этапов создания семейного древа
Контроль и коррекция собственной деятельности
Познавательные
Поиск и систематизация информации о семье
Работа с различными источниками информации
Умение структурировать материал
Коммуникативные
Умение презентовать результаты своего исследования
Навыки интервьюирования родственников
Умение слушать и задавать вопросы
Предметные результаты
Знание основных понятий: история, генеалогия
Представление о первых цивилизациях
Умение составлять генеалогическое древо
6 класс
Личностные результаты
Формирование гражданской идентичности
Понимание роли христианства в становлении государственности
Развитие эмпатии к историческим личностям
Метапредметные результаты (УУД)
Регулятивные
Умение самостоятельно планировать пути изучения истории
Соотнесение своих действий с планируемыми результатами
Оценка правильности выполнения учебной задачи
Познавательные
Сравнение исторических объектов и явлений
Установление причинно-следственных связей
Построение логической цепочки рассуждений
Коммуникативные
Умение организовывать учебное сотрудничество
Работа в группах при изучении исторических тем
Публичное выступление с презентацией
Предметные результаты
Знание особенностей средневекового общества
Понимание процесса образования Древнерусского государства
Характеристика значимости принятия христианства
7 класс
Личностные результаты
Формирование мировоззренческих представлений
Развитие критического мышления
Осознание значимости просветительских идей
Метапредметные результаты (УУД)
Регулятивные
Умение определять проблему и способы её решения
Прогнозирование результатов исторических процессов
Владение основами самоконтроля
Познавательные
Анализ исторических источников
Интерпретация информации
Применение методов информационного поиска
Коммуникативные
Дискуссионные умения
Аргументация собственной позиции
Толерантное отношение к иным точкам зрения
Предметные результаты
Знание основных событий Нового времени
Понимание реформ Петра I
Характеристика эпохи Просвещения
8 класс
Личностные результаты
Формирование научного типа мышления
Осознание глобальных процессов модернизации
Развитие патриотизма и гражданственности
Метапредметные результаты (УУД)
Регулятивные
Умение самостоятельно определять цели обучения
Выдвижение гипотез исторического развития
Рефлексия собственной деятельности
Познавательные
Системный анализ исторических процессов
Моделирование альтернативных сценариев
Критическая оценка источников информации
Коммуникативные
Владение монологической и диалогической речью
Умение вести научную дискуссию
Навыки командной работы
Предметные результаты
Понимание процессов индустриализации
Знание реформ Александра II
Характеристика культурных процессов XIX века
9 класс
Личностные результаты
Формирование глобального мышления
Развитие гражданской позиции
Осознание ценности мира и международного сотрудничества
Метапредметные результаты (УУД)
Регулятивные
Умение проектировать траектории развития
Оценка глобальных рисков и вызовов
Самостоятельное планирование исследований
Познавательные
Комплексный анализ международных процессов
Прогнозирование социальных изменений
Владение навыками познавательной рефлексии
Коммуникативные
Умение вести межкультурный диалог
Навыки публичной презентации проектов
Конструктивное взаимодействие в поликультурной среде
Предметные результаты
Понимание причин мировых войн
Знание особенностей тоталитарных режимов
Характеристика современных международных отношений
Поурочное планирование
Класс |
Тема занятия |
Количество часов |
Планируемые результаты |
Направления ФГ |
5 |
История вокруг нас |
|||
5 |
Что такое история? Зачем изучать историю? |
2 |
Знания: Понимание терминов "история", "прошлое", "исторический источник". Умения: Различать факты и мнения. Отношения: Осознание важности изучения истории для понимания настоящего. |
Читательская |
5 |
История моей семьи: создание генеалогического древа |
4 |
Знания: основных этапов жизни своих предков. Умения: Составлять рассказ/историю по рисунку. Отношения: Осознание важности фотографии, письменных источников, археологических находок. |
Креативность, Читательская |
5 |
История моей школы: традиции и современность. |
4 |
Знания: Знание истории своей школы, традиций и достижений. Умения: собирать информацию, проводить интервю, создавать презентации. Отношения: Гордость за свою школу, уважение к старшим. |
Читательская, Глобальная |
5 |
История моего города (села, поселка). |
4 |
Знания: Знание истории города, поселка, села, школы и их традиций и символики. Умения: Описывать памятные места, составлять рассказ о родном крае. Отношения: Любовь к своему родному краю, интерес к его истории и традициям. |
Читательская, Глобальная |
5 |
Древний мир: цивилизация у истоков истории |
|||
5 |
Древний Египет: загадки пирамид |
5 |
Знания: Знание географического положения Древнего Египта, особенностей культуры. Умения: Сравнивать памятники культуры. Отношения: Интерес к древним культурам. |
Читательская, Мат. |
5 |
Древняя Греция: мифы, герои, демократия |
5 |
Знания: Знание особенностей древнегреческой культуры, мифов, героев. Умения: Сравнивать мифы и традиции. Отношения: Интерес к культуре других народов. |
Читательская, Глобальная |
5 |
Древний Рим: от республики к империи |
6 |
Знания: Знание особенностей римской культуры и традиций. Умения: Сравнивать римскую культуру с греческой. Отношения: Интерес к культуре других народов. |
Читательская, Глобальная |
6 |
Средневековая Европа: рыцари, замки и города |
|||
6 |
Общество и человек в Средние века |
4 |
Знания: Знание структуры феодального общества, особенностей жизни людей. Умения: Сравнивать жизнь людей в разные эпохи. Отношения: Осознание значимости исторических изменений. |
Читательская, Глобальная |
6 |
Рыцарские замки: честь и доблесть |
4 |
Знания: Знание правил рыцарских турниров, атрибутов рыцарской культуры. Умения: Составлять рассказ о рыцаре, описывать рыцарские замки. Отношения: Интерес к культуре Средневековья. |
Креативность, Читательская |
6 |
Средневековое городское общество |
4 |
Знания: Знание особенностей городской жизни, роли городов в торговле. Умения: Сравнивать средневековые города с современными. Отношения: Понимание важности городской цивилизации. |
Читательская, Глобальная |
|
Русь в Средние века: от княжеств к единому государству |
|||
6 |
Образование Древнерусского государства, князья и дружины |
4 |
Знания: Знание процесса образования Древнерусского государства, роли князей и дружин. Умения: Сравнивать с другими государствами. Отношения: Патриотизм, уважение к историческим памятникам. |
Читательская, Мат. |
6 |
Принятие христианства: выбор князя Владимиром |
4 |
Знания: Знание причин и последствий принятия христианства на Руси. Умения: Сравнивать религии и традиции, анализировать причины принятия христианства. Отношения: Толерантность к другим культурам. |
Читательская, Глобальная |
6 |
Борьба с иноземными захватчиками |
5 |
Знания: Знание причин и последствий воин. Умения: Сравнивать тактику и стратегию войн. Отношения: Патриотизм, уважение к защитникам Родины. |
Читательская, Глобальная |
7 |
Новое время: эпоха открытий и революций |
|||
7 |
Великие географические открытия и их последствия |
5 |
Знания: Знание причин и последствий Великих географических открытий, пути путешественников. Умения: Анализировать карты, сравнивать открытия. Отношения: Интерес к путешествиям, уважение к достижениям человечества. |
Читательская, Глобальная |
7 |
Эпоха Просвещения: идеи и реформы |
4 |
Знания: Знание идей и реформ эпохи Просвещения. Умения: Сравнивать взгляды философов, анализировать реформы. Отношения: Осознание важности образования, уважение к знаниям. |
Читательская, Глобальная |
7 |
Французская революция: свобода, равенство, братство |
4 |
Знания: Знание идей и последствий Французской революции, значения Декларации прав человека и гражданина. Умения: Анализировать документы, сравнивать революции. Отношения: Осознание ценности свободы, равенства и братства. |
Читательская, Глобальная |
7 |
Россия в Новое время: от Смуты к империи |
|||
7 |
Смутное время: борьба за власть |
4 |
Знания: Знание причин и последствий Смутного времени, роли Лжедмитрия и народного ополчения. Умения: Анализировать исторические документы, сравнивать события. Отношения: Патриотизм, уважение к героям народного ополчения. |
Читательская, Глобальная |
7 |
Реформы Петра I: модернизация России |
4 |
Знания: Знание сути и значения реформ Петра I, их значения для развития России. Умения: Сравнивать реформы, оценивать роль Петра I в истории России. Отношения: Уважение к преобразованиям страны, уважение к Петру I. |
Читательская, Глобальная |
7 |
Просвещенный абсолютизм: политика и культура |
4 |
Знания: Знание понятий абсолютизм, их вклада в развитие культуры и образования. Умения: Анализировать реформы Екатерины II. Отношения: Понимание важности просвещения, уважение к Екатерине II. |
Читательская, Глобальная |
8 |
XIX век: индустриалицацияя и национализм |
|||
8 |
Промышленная революция и национализм |
5 |
Знания: Знание причин и последствий промышленной революции, формирования национальных государств. Умения: Описывать новые технологии, анализировать экономические изменения. Отношения: Осознание важности технического прогресса. |
Мат., Глобальная |
8 |
Национальные движения: формирования национальных государств |
4 |
Знания: Знание процесса формирования национальных государств в Европе, имен национальных героев. Умения: Описывать национальные движения, анализировать карту Европы в XIX веке. Отношение: Понимание важности национального самоопределения, толерантность. |
Читательская, Глобальные |
8 |
Колониальная политика: империализм и его последствия. |
4 |
Знания: Знание колониальной политики европейских держав, ее последствий для стран Азии и Африки. Умения: Описывать колониальную политику, оценивать ее роль в истории мира. Отношение: Осуждение колониализма, сочувствие к народам, подвергшимся колониальной эксплуатации. |
Читательская, Глобальные |
8 |
Россия в XIX веке: реформы и контрреформы |
|||
8 |
Великие реформы Александра II: отмена крепостного права |
5 |
Знания: Знание причин и последствий отмены крепостного права, реформ Александра II. Умения: Сравнивать реформы, анализировать последствия. Отношения: Осознание важности реформ, уважение к Александру II. |
Читательская, Глобальная |
8 |
Россия в эпоху Александра III и Николая II |
4 |
Знания: Знание особенностей правления Александра III, Николая II, их вклада в историю. Умения: Сравнивать политику Александра III и Николая II, анализировать причины революций. Отношения: Критическое мышление. |
Читательская, Глобальная |
8 |
Русская культура XIX века: литература и искусство |
4 |
Знания: Знание новых поэтов, писателей, художников, композиторов XIX века, их вклада в культуру. Умения: Анализировать произведения литературы и искусства, оценивать вклад русской культуры в мировую. Отношения: Любовь к русской культуре, уважение к традициям. |
Читательская, Креативность |
9 |
XX век: мировые войн и тоталитаризм |
|||
9 |
Первая мировая война: причины и последствия |
5 |
Знания: Знание причин и хода Первой мировой войны, ее последствий для мира. Умения: Описывать основные события войны, анализировать карту театра военных действий. Отношения: Понимание ужасов войны, стремление к миру. |
Читательская, Глобальная |
9 |
Тоталитарные режимы в СССР и Германии: причины, черты |
5 |
Знания: Знание причин и особенностей возникновения тоталитарных режимов. Умения: Сравнивать тоталитарные режимы, анализировать последствия. Отношения: Осознание опасности тоталитаризма. |
Читательская, Глобальная |
9 |
Вторая мировая война: причины и финал |
5 |
Знания: Знание причин и хода Второй мировой войны, ее последствий для мира. Умения: Описывать основные события войны, анализировать карту театра военных действий. Отношения: Понимание ужасов войны, стремление к миру. |
Читательская, Глобальная |
9 |
Современный мир: глобальные вызовы и перспективы |
|||
9 |
Холодная война: противостояние двух систем. |
5 |
Знания: Знание причин и хода Холодной войны, ее последствий для мира. Умения: Описывать гонку вооружений, анализировать причины распада СССР. Отношение: Понимание опасности ядерной войны, стремление к миру и сотрудничеству. |
Читательская, Глобальные |
9 |
Глобализация: новые возможности и вызовы. |
5 |
Знания: Знание процессов глобализации, их влияния на экономику, культуру и политику разных стран. Умения: Анализировать статистические данные, оценивать положительные и отрицательные последствия глобализации. Отношение: Толерантность к другим культурам, осознание необходимости решения глобальных проблем. |
Читательская, Мат., Глобальные |
9 |
Современные международные конфликты: причины и пути решения. |
5 |
Знания: Знание причин и характера современных международных конфликтов. Умения: Анализировать причины конфликтов, предлагать пути их решения. Отношение: Стремление к мирному разрешению конфликтов, уважение к международному праву. |
Читательская, Глобальные |
9 |
Проектная деятельность |
4 |
Знания: Понимание ключевых исторических событий, дат, личностей и процессов. Освоение исторических понятий и терминов. Знание причинно-следственных связей в истории. Ознакомление с источниками исторической информации (письменные, археологические, устные). Представление о развитии общества в разные исторические эпохи. Умения Навыки самостоятельного поиска, анализа и интерпретацииисторической информации. Умение работать с различными историческими источниками. Способность формулировать исторические вопросы и гипотезы. Навыки составления исторических проектов, презентаций, докладов. Умение аргументированно излагать свои мысли устно и письменно. Работа в команде и распределение ролей при выполнении проекта. Отношение: Формирование уважительного отношения к историческому наследию и культурным ценностям. Развитие критического мышления и осознанного отношения к историческим фактам. Воспитание патриотизма и гражданской ответственности. Осознание важности исторической памяти для современного общества. Развитие интереса к изучению истории и самостоятельной познавательной деятельности. |
Креативная, Глобальная Читательская |