12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Грига Яна Вячеславовна35

Разработка урока по истории в 5-«А» классе 01.02.18

Тема: «Древняя Спарта»

Цели:

-познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, её населением и обычиями ;

- продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий, сравнивать общественный и государственный строй государств, анализировать ответы товарищей, определять свою позицию по рассматриваемым вопросам темы.

-воспитывать уважение к другому образу жизни, приобщать учащихся к ценностям мировой культуры;

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта “Древняя Греция”, раздаточный материал ,использование презентации Microsoft Power Point,тетрадь,ручка,учебник.

ХОД УРОКА:

Организационный этап

Учащиеся заходят в класс, занимают места.

Учитель приветствует учащихся: Добрый день дорогие ребята. Выглядите вы сегодня отлично, так же думаю, и будете сегодня работать. Присаживайтесь поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок. Все ли сегодня присутствуют на уроке?

Ученики отвечают на поставленный вопрос, приветствуют учителя, присаживаются. Учитель отмечает отсутствующих в журнале, если таковые имеются.

таковые имеются.

Мотивационно-целевой этап

Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции. «Древняя Греция небольшая страна, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее значительными из них были два: Спарта и Афины. Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой, как вы считаете ?На предыдущем уроке мы с вами изучали Афинское государство. Повторим что вы знаете об Афинах.

III . Актуализации знаний

Учитель проводит картографический диктант: Для начала мы с вами поработаем с исторической картой.

(Ученики подходят к карте, называют объект и показывают на карте)

1. Южная Греция

2. Средняя Греция

3.Северная Греция

4. Аттика

5.Афины

6. моря, которыми омывается Греция

7. Остров Крит

Вот какие вы молодцы, все объекты показали верно.

С целью активизации мыслительных процессов можно предложить учащимся отгадать исторические загадки по пройденному материалу:

Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. 
(Демос)

Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился – 
Зерно не отдано сполна. 
(Долговой камень)


Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. 
(Солон)

На все вопросы ,вы мне дали ответы, но оценки мы с вами поставим в конце урока и зависят они от того как вы будете работать в течение урока.

Изучение нового материала

Учитель: Давайте в наших тетрадях запишем дату и тему урока «Древняя Спарта».

Учитель: Цель нашего урока сегодня: познакомиться с общественным и государственным устройством Спарты, особенностями полиса, жизнью спартанцев.

Я предлагаю вам сегодня на уроке представить себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в исторический журнал на тему «Древняя Спарта»

Я приготовила вам Листы Путешественника, в которые вы будете заносить необходимую для написания заметки в журнал информацию, её вы будете узнавать в ходе урока. Так же вам помогут первоисточники, которые лежат у вас на партах.

Учитель: Перед началом изучения новой темы рассмотрим план, по которому будем работать.

План (запись в тетрадь)

1) Географическое положение и население Спарты.

2) Управление и жизнь в Спарте.

3) Воспитание спартанцев.

Перед вами сосуд, как видите он пуст, но с рассмотрением каждого пункта плана, сосуд будет наполняться.

1) Географическое положение и население Спартанского государства.

Рассказ учитель, совмещая рассказ с показом на исторической карте.

Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. Эта часть страны - полуостров Пелопоннес. Постепенно спартанцы подчинили себе области Мессению и Лаконику.

Спартанцы и илоты.

Покоренное спартанцами население Греции на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли – илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то их жизнь не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.

Заполняем наш лист путешественника, воспользуйтесь документом №1,2

2) Управление и жизнь в Спарте.

За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной и никем неконтролируемой властью. В совет входили самые достойные не моложе 60 лет, в заседаниях участвовали пожизненно.

Народное собрание, состоявшее из мужчин-спартанцев, выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира. Однако выступать в Собрании имели право только старейшины. Остальные криком голосовали «за» и «против» сделанных ими предложений.

Войском командовали два предводителя, их называли царями.Спартанцы почти всё время воевали, один царь возглавлял войско, другой оставался управлять Спартой. Власть царей передавались по наследству.

Самым прославленным царём – был Ликург. Он же стал создателем законов для спартанцев. Одним из его законом было равенство всех спартанцев, запрещена роскошь, деньги, для избегания воровства и зависти. Золотые и серебряные монеты отсутствуют, расплачиваться приходится громоздкими железными прутьями. Спартанцы, даже самые знатные, ходят в простой одежде. Жили в казармах, отдельно от семей.А так же были введены общие столовые и обеды, основные блюда: черная похлебка, которую остальные греки считают несъедобной, овощи, сыр, рыба и дичь.

Спарта отличалась от Афин тем, что вокруг города не было оборонительных стен, т.к. каждый спартанец был воином и мог защитить свой город. На улицах маршировали отряды воинов, так как основа войска – пехота, не знающая, что такое усталость. В Спарте никто не живет так, как хочет. Ручной труд презирается. Среди спартанцев нет искусных строителей, художников, писателей. Нет театра, статуй, библиотек. Мало внимания уделялось образованию. Главное занятие спартанцев – война. Жителям Спарты запрещается ездить за границу, чтобы они не стали подражать чужой жизни.

Проведение физкультминутки

Учитель организует проведение физкультминутки

Проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете. Будьте внимательны. Зевс, Солон, пирамида, мамонт, Геродот, Афродита, шахматы, фараон, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.


 

3) Воспитание спартанцев.

Дети в Спарте принадлежали не родителям, а государству. Новорожденного несли к совету старейшин, если ребёнок казался им слабым, то его сбрасывали с горы в пропасть, здоровых отдавали на воспитание родителям.

Дети воспитываются в строгости. Мальчиков с 7 лет отбирают у родителей и воспитывают в военных лагерях. Спят они на подстилках из колючего тростника, ходят босиком. Волосы стригут наголо. Взрослые следят за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закаляли характер. Юных спартанцев учат совершать длительные походы без пищи и воды. Кормят плохо, так обучают стойко переносить голод. Поощряется воровство на чужих огородах и в кладовых. Узнав о проделках сыновей, отец радуется «Молодец, сумеешь себя прокормить во время военного похода!». Если же мальчиков поймают, выпорют. Они отцу не жалуются, тот тоже изобьет за то, что попались.Эти задания выробатывали ловкость и хитрость. В конце обучения устраивается «экзамен». Юноши вооружаются короткими мечами и идут в деревни к илотам, убивают, кого вздумается. Если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его «Ты не спартанец, ты жалкий трус!».

Юных спартанцев учили говорить кратко – лаконично(по названию области- Лакония), учили военные песни, которые поднимали боевой дух. Часто устраивали спортивные соревнования.

Женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены – в грудь или в спину. Если в грудь, то гордились ими и с почетом хоронили, если раны на спине, то, рыдая от стыда, спешили скрыться с поля боя.

Вновь обратимся к листу путешественника, теперь воспользуйтесь документом № 3,4 при заполнении я выступлю в роле гида и помогу вам.

Образ жизни спартанцев

Спарта как город Обычаи и традиции, Управление

воспитание

Нет городских стен Суровая жизнь Совет старейшин

Жилища – казармы Отсутствие роскоши Народное собрание

Нет театра, статуй Соблюдение законов

Общие столовые. Два царя

Жесткость Ликург

Дисциплина

Патриотизм

Вы заполнили лист путешественника,так же заполнен и наш сосуд знаний,мы достигли целей и познакомились со Спартой.

Закрепление изученного материала:

Вспомним где же Спарта расположена на карте?

Кто такие илоты? Чем они занимались?

Главное занятие спартанцев?

А кто бы из вас хотел жить в Спарте? Почему?

А кто нет? Почему?

Как и любая цивилизация Древняя Спарта оставила свой след в истории человечества, мы отметили ее положительный и отрицательный опыт. Но мы, люди 21 века должны с уважением и пониманием относиться к наследию человечества, каким бы оно ни было, ведь это был выбор людей прошлой эпохи

 

Оценивание учащихся

По результатам опроса д/з и работы на уроке.

VII. Домашнее задание Итак, ребята наше путешествие подошло к концу. Мы успели заполнить наши Листы Путешественника и теперь у вас достаточно материала для того, чтобы написать заметку в журнал. Обратите внимание: на Листах Путешественника вам предлагаются варианты домашнего задания, не забудьте о нем. Буду ждать ваши заметки. Для его выполнения вы можете обратиться к учебнику – параграф 31

Благодарю всех за работу! Урок окончен, до свивания.


 

ДОКУМЕНТ № 3

Создателем спартанского государства считали законодателя Ликурга. Чтобы добиться согласия и мира, Ликург навсегда искоренил богатство и бедность. Спартанцы не могли распоряжаться своей жизнью, вступали в брак, когда разрешала община. Новорожденного младенца отец приносил старейшинам, если он оказывался слабым, его сбрасывали со скалы. Женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены: в грудь или в спину. Если в грудь, то гордились ими и с почетом хоронили, если раны на спине, то, рыдая от стыда, спешили скрыться с поля боя.

Документ №2

Спартанцы

Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основное занятие – военное дело. После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не воину, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него отбирали.

Илоты

Покоренное спартанцами население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли – илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то их жизнь не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.


 

Документ №4

Образ жизни спартанцев

Спартанцы гордятся, что их город, единственный в Элладе не имеет стен, ибо стены его мужество юношей – воинов. Дома напоминают казармы. Отсутствуют красивые здания, статуи, театр. На улицах отряды марширующих воинов, так как основа войска – пехота, не знающая, что такое усталость. В Спарте никто не живет так, как хочет. Ручной труд презирается. Среди спартанцев нет искусных строителей, художников, писателей. Спартанцы, даже самые знатные, ходят в простой одежде. Золотые и серебряные монеты отсутствуют, расплачиваться приходится громоздкими железными прутьями. Жителям Спарты запрещается ездить за границу, чтобы они не стали подражать чужой жизни. Строго наблюдают за тем, чтобы роскоши не было: питаются в складчину, и позором считают отказ от какой-либо пищи за общим столом. Основные блюда: черная похлебка, которую остальные греки считают несъедобной, овощи, сыр, рыба и дичь. За соблюдением всех правил зорко следит Совет старейшин, состоящий из самых достойных граждан. Народное собрание выбирает старейшин и ведает решением важных государственных вопросов. Войском командуют два царя. Дети воспитываются в строгости. Мальчиков с 7 лет отбирают у родителей и воспитывают в военных лагерях. Спят они на подстилках из колючего тростника, ходят босиком. Раз в год выдают плащ, который носится на голом теле. Волосы стригут наголо. Взрослые следят за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закаляли характер. Юных спартанцев учат совершать длительные походы без пищи и воды. Кормят плохо, так обучают стойко переносить лишения и голод. Поощряется воровство на чужих огородах и в кладовых. Узнав о проделках сыновей, отец радуются «Молодец, сумеешь себя прокормить во время военного похода!». Если же мальчиков поймают, выпорют. Они отцу не жалуются, тот тоже изобьет за то, что попались. В конце обучения устраивается «экзамен». Юноши вооружаются короткими мечами и идут в деревни к илотам, убивают, кого вздумается. Если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»


 


 


 

ДОКУМЕНТ №1

Спарта расположена на территории полуострова Пелопоннес в Южной Греции. Предками спартанцев были племена дорийцев, пришедших с севера Балканского полуострова. Во II тыс. до н.э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса и подчинили себе Лаконику, где и основали свое государство Спарту, а себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Покоренный народ, проживавший на территории Лаконики, дорийцы превратили в рабов - илотов. Спустя некоторое время, спартанцы завоевали близлежащую территориюМессении.


 

 


 


 


 

ЛИСТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

В процессе нашего путешествия по Древней Спарте не забывайте заполнять разделы листа,так как информация понадобится Вам для выполнения домашнего задания.

Раздел 1. Географическое положение

(заполните пропуски в предложениях)

1. Спарта расположена на полуострове …

2. В какой части Греции расположен этот полуостров…

3. Во…тыс. до н.э. дорийцы завоевали территории ______ и _______

Раздел 2. Население Древней Спарты

(используя текст, заполните таблицу)

Категории населения Спарты

1-я группа

Спартанцы

2-я группа

Илоты

Какое положение занимали в обществе?

   

Чем занимались?

   

Раздел 3.Образ жизни спартанцев

(заполните схему)

Образ жизни спартанцев

 

Спарта как город Обычаи, традиции, Управление

воспитание

 

Раздел 4:Напишите заметку для журнала на предложенные темы: «Древняя Спарта», «Один день из жизни спартанского мальчика», «Путешествие по Древней Спарте». План написания заметки: 1) Введение (Чем интересна тема?); 2) Основная часть(Что я знаю по теме?); 3) Заключение (Мое мнение! Вывод по теме).6-8 предложений.

Опубликовано


Комментарии (1)

Юлия Митрофанова, 04.04.18 в 20:51 2Ответить Пожаловаться
Интересна идея с журналом путешественника, но не совсем ясно, как это должно быть реализовано. Урок указан как урок по ФГОС, структура не соблюдена, этапы не прописаны. Конец урока скомкан. В качестве дополнительной информации представлены документы, но не понятно когда именно учащиеся с ними работают. Источником информации выступает учитель. Нет разнообразия источников. Моменты расширяющие кругозор учащихся упоминаются вскользь. Вся информация представлена в готовом виде, чего не должно быть на уроке по фгос. Нет групповой работы, нет парной. Вся работа фронтально-индивидуальная. Дети все время выполняют одну и туже работу. Нет возможности оценить мультимедиа файлы из-за их отсутствия.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.