Занятие «Путешествие в сказку» (Математика для детей старшей группы)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»
ПОДГОТОВИЛА
ВОСПИТАТЕЛЬ
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 19
ВАСИЛЬЕВА О.А.
г. САРОВ
Конспект занятия по математике с использование занимательного материала
«Путешествие в сказку»
(старшая группа)
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Формировать представления путем зрительного и мыслительного анализа ряда фигур по горизонтали, выбирать недостающую фигуру;
Упражнять детей в прямом и обратном счете;
Упражнять в ориентировке на листе бумаги;
Закрепить пространственные отношения: внутри, снаружи;
Закрепить представления о действиях сложения и вычитания.
Развивающие задачи:
Развивать предпосылки логического мышления;
Развивать способности декодировать полученную информацию;
Развивать произвольное внимание, слуховую память, моторику руки;
Развивать умение разбивать множества по трем совместительным свойствам.
Воспитательные задачи:
Создать определенный положительно-эмоциональный фон, подготовить детей к учебно-познавательной деятельности;
Воспитывать умение работать в коллективе, добиваться цели и доводить начатое дело до конца.
Материал и оборудование:
Игра «Девятый недостающий», логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кодовые карточки, планшеты с лабиринтами, иллюстрации трех разных замков, карточка радуга, карточки с примерами, цифры, цветные карандаши, лабиринт «Составь слово».
Предварительная работа:
Сюжетно-ролевая игра «Полет в космос», игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, упражнения с детьми в написании «Графического диктанта» разного уровня сложности.
Ход занятия.
«Умственная разминка»
Воспитатель: ребята, начнем с разминки. Помните, ваша задача, как можно быстрее дать правильные ответы на вопросы. Думайте. Желаю удачи1
Сколько концов у двух палок?
Сколько концов у двух с половиной палок?
Сколько всего ушей у трех мышей?
Сколько воды в пустом стакане?
Сколько рогов у пяти коров?
Сколько хвостов у двух ослов?
Батон разрезали на три части. Сколько сделали надрезов?
Какие цифры могут сказать про себя: «Повернешь меня наверх (вниз) головой и стану я цифрой другой? (6 и 9)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я знаю, вы любите путешествовать. Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. Надеюсь, вы не испугаетесь трудностей, преодолеете все препятствия, проявите смекалку и находчивость.
Звучит музыка «В гостях у сказки»
Воспитатель: Жил-был царь. И была у него дочь-красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Поехал ее искать Иван Царевич.
Воспитатель: Ребята, вспомните, на каком транспорте передвигались сказочные герои в сказках?
(ковер-самолет, конек-горбунок, сапоги-скороходы) А как называется летательный аппарат Бабы-Яги? (ступа)
Мы тоже с вами отправимся в сказку на летательном аппарате, а вот на каком, вы узнаете, выполнив задание на волшебной карточке.
Игра «Девятый недостающий»
Воспитатель: Ребята, кто догадался, на каком транспорте мы отправимся в путешествие.
(на ракете синего цвета с тремя иллюминаторами)
Для полета нам нужно выбрать командира. Командир будет тот, кто быстрее всех ответит на мой вопрос.
- Какое число стоит между пятью и семью? (6) __________ будет командиром.
- Приобретайте у меня билеты и занимайте свои места. Билеты необычные, посмотрите внимательно, что в них указано (карточки с кодами)
- Командир, проверь, все заняли свои места, согласно билетам? Все готовы отправиться в полет. Доложить командиру о готовности.
Дети: первый готов, второй готов, третий готов…..
Воспитатель: Внимание! До старта осталось 10 секунд. Начинается отсчет времени:
Командир: «10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, старт!)
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы определить точный маршрут и место посадки, вам нужно на планшете отметить путь до замка (Дети берут планшеты под стульчиками, чертят дорожку).
Воспитатель: Командир, проверь, все нашли путь к замку (командир проверяет и докладывает).
- Объявляется общая готовность. Пристегнуть ремни. Ракета идет на посадку. Поздравляю вас. Посадка прошла успешно.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и попали в сказку. Но посмотрите, злой волшебник узнал, что Иван-Царевич отправился на поиски и решил его запутать. Он наколдовал несколько замков. Вам, ребята, предстоит отгадать, в каком из замков спрятана царевна. А царевну он спрятал в замке, который не маленький, с треугольной крышей, справа от него растут цветы, слева дерево. Кто из вас догадался? (ребенок показывает замок, в котором спрятана царевна)
- Ребята, чтобы добраться до замка, нужно построить лесенку (дети за столами выполняют задание, строят лесенку из палочек Кюизенера).
Воспитатель: Ступенька, какого цвета находится между цифрами 5 и 3, а между 3 и 1, между 4 и 6?
- Ребята, дверь в замок, за которым спрятана царевна, завален камнями. Чтобы войти в замок, нужно разобрать камни (Дети декодируют информацию, находят нужный блок).
Воспитатель:
- Круглые, маленькие, не синие положите в красный обруч.
- Синие, маленькие, не круглые положите в синий обруч.
- Большие, желтые, прямоугольные – в желтый обруч.
- Маленькие, не треугольные, не красные положите так, чтобы они оказались внутри всех обручей.
- А все остальные камни положите снаружи.
Воспитатель: Молодцы, дверь в замок, мы очистили от камней. Но войти не можем. Как вы думаете, почему? (на двери висит замок). А с помощью чего мы можем открыть его? (с помощью ключа).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам нарисовать ключ, с помощью графического диктанта. (Дети уточняют части ключа: головка, стержень, бородки и с помощью графического диктанта рисуют ключ).
Воспитатель: А раскрасить нам его помогут цвета радуги.
- Раз, два, три, четыре, пять, будем мы цвета искать.
С желтого начни и вверх поднимись на три (головку раскрашивают).
Вниз через два перешагни – для бородки ты цвет возьми.
На четыре вверх скакни – стержень ты преобрази.
Дети сравнивают свой ключ с образцом воспитателя.
Воспитатель: Ребята, дверь мы открыли и царевну освободили. Царевна говорит вам спасибо.
И Иван-Царевич, вам тоже хочет что-то сказать, вы узнаете, решив примеры и расшифровав слово. (МОЛОДЕЦ)
Ребята, какие вы молодцы, справились с заданиями, освободили царевну.
А нам пора возвращаться, пройдите в ракету и займите свои места. Командиру доложите о готовности. До старта осталось 5 секунд. Начинается отсчет времени. (Дети вместе считают, пять четыре, три, два, один, старт!)
Воспитатель: Ребята, вот мы и побывали в сказке, сделали доброе дело. На этом сказки конец. Какое задание было самым трудным, а какое самым интересным?
Командир: Объявляется общая готовность. Пристегнуть ремни. Ракета идет на осадку.
Воспитатель: Поздравляю вас. Посадка прошла успешно.