Занятие ИЗО для старшей группы «Путешествие в страну Рисовандию»
МБДОУ Плотниковский детский сад «ТЕРЕМО
«Путешествие в страну Рисовандию»
(развлечение для старшей группы)
Воспитатель Вакуленко Надежда Борисовна
П. Плотниково 2018
«Путешествие в страну Рисовандию»
(развлечение для старшей группы )
Цель: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение. Доставить детям радость и удовольствие.
Материал и оборудование: хохломские сарафаны, бумажные силуэты видов декоративно- прикладного искусства; фломастеры, гуашь, листы бумаги с изображением кругов, треугольников, квадратов, кисти, репродукции (по видам живописи), магнитофон, запись голоса ляпсуса-тяпсуса.
На центральной стене музыкального зала изображены радуга, солнышко, птички, весенние цветы, в углу зала дерево.
Ход занятия: дети под музыку входят в зал.
Восп-ль: «Сегодня я хочу пригласить вас в волшебную страну «Рисовандию». В этой стране живут сказочные волшебники, ярко светит солнышко, цветут красивые цветы и все вокруг переливается! Жителям Рисовандии нравится задавать вопросы и загадывать загадки гостям. Я думаю, что вы сможете выполнить все задания волшебников из Рисовандии, и это путешествие будет для вас интересным! Итак, в путь?!
Звучит музыка. Дети подходят к стульчикам, садятся.
Вос-ль. Вот мы и на месте. Посмотрите, как здесь красиво! Светло, ярко! А представьте себе, что мы очутились в городе, в котором все серого цвета: и дома, и деревья, и небо, и даже солнце. По серым улицам ходят серые люди, с серыми лицами, в серых одеждах. Что было бы? (рассуждения детей).
Вос-ль читает стихотворение А.Шлыгина «Разноцветный шар земной».
Если б в поле расцветали
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцветали
Только желтые цветы,
Мы с тобой скучать бы стали
От подобной красоты!
Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки
незабудки и жарки!
У ромашки белые цвет,
У гвоздики красный.
Цвет зеленый у листвы,
Это так прекрасно!
Ребята, вы знаете что есть главные и неглавные краски. Какие цвета являются основными и почему? (ответы детей).
Верно. Красный, синий, желтый - основные. С помощью этих цветов можно получить остальные цвета.
Вос-ль читает стихи, а дети начинают смешивать краски, получая разные цвета, затем рисуют на большом листе бумаги.
Три цвета, три цвета, три цвета,
Ребята, не мало ли это?
А где нам зеленый, оранжевый взять
А если нам краски по парам смешать?
Из синей и красной (вот этой)
Получим мы цвет (фиолетовый)
А синий мы с желтым смешаем
Какой тогда цвет получаем(зеленый)
А красный плюс желтый,
Для всех не секрет,
Дадут нам конечно (оранжевый цвет)
Вос-ль. Порой во время дождя, если прислушаться к его звукам, то кажется, что у всех вещей есть голоса. Что вещи разговаривают, и наши карандаши тоже. Хотите послушать о чем они говорят?
Сценка. «Разговор цветных карандашей» (звучит музыка)
Вос-ль. Слышите, это говорит красный карандаш.
Красный: «Я - мак, я - огонь, я - пламя!»
Вслед за ним откликается оранжевый «Я -морковь, я- апельсин, я - заря!»
Желтый тоже не молчит: «Я - пух утенка, я - пшеница, я - солнце!»
И зеленый шелестит: «я - трава, я - сады, я - леса!»
А голубой восклицает: «я - незабудка, я - лед, я - небеса!»
И синий не отстает: «Я - колокольчик, я - чернила, я - море!»
А фиолетовый шепчет: «Я - слива, я - сирень в цвету, я - сумерки!»
Вос-ль. Но дождь смолкает, и вместе с ним смолкают голоса цветных карандашей. Над горизонтом встает радуга (показ радуги на стене).
Над рекой, над городом
Вырос мост
Это встала радуга
Выше звезд!
И вместе с ней вновь заговорили цветные карандаши.
Красный. Глядите! Радуга - это я! и Я! -и Я!
Оранжевый – и Я
Зеленый. - и я!
Голубой. — и Я!
Синий . - и Я!
Фиолетовый, -и Я!
Все рады! В радуге над горизонтом и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и море, и сирень. Кто не взглянет на радугу, вся ею любуется! (звучит песня «Радуга»).
Вос-ль. В стране Рисовандии растут чудесные деревья. Давайте и мы попробуем нарисовать такие же красивые деревья.
Раздается голос.(магнитофон. Запись) «Ха-ха-ха! Это я , злой волшебник, великий Ляпсус- тяпсус. Я похитил все кисточки и карандаши, какие были в Рисовандии. Теперь чем хотите, тем и рисуйте!».
Вос-ль. Вот досада! Как же быть? Может попробуем нарисовать деревья без кисточек и карандашей? А чем можно рисовать?
Конкурс «Нарисуем деревья»
Дети (3-4 человека) рисуют на большом листе бумаги деревья пальцем, мягкой бумагой, пока они рисуют, вос-ль загадывает загадки:
Белый-белый пароход
Над деревьями плывет
Если станет синим,
Разразится ливнем (облако)
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке
Кто не пройдет.
Всяк поклон отдает (земляника)
Ну-ка кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет (солнце)
Зеленые ребятки привязаны к грядке (огурцы)
На желтенькой тарелочке
Белый ободок.
Мальчики и девочки
Что это за цветок (ромашка
Вос-ль. Молодцы! Отгадали все загадки, а теперь подведем итоги конкурса «Нарисуем деревья» (рассматриваем). Очень красивые получились у нас деревья! Я думаю, что не удалось злому Ляпсусу-тяпсусу испортить наш праздник, мы смогли выполнить рисунки без кисточек и карандашей!
Жители волшебной страны подготовили для нас небольшую выставку картин (показ).
Задание: надо разделить эти репродукции по видам живописи : (портреты, пейзажи, натюрморты) после этого прочесть стихи о своих картинах.
Задание выполняют 3 человека, остальные наблюдают за их действием, при необходимости помогают.
Чтение стихов
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина
Называется... .(пейзаж)
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине.
Или розу в хрустале,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это....(натюрморт)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется (портрет)
Вос-ль. Молодцы! И с этим заданием справились! А теперь художниками будете вы. Волшебники Рисовандии предлагают вам конкурс «Дорисуй».
Конкурс «Дорисуй». На листах бумаги изображены , к к ним за 3 минуты подрисовать что-то так, чтобы получился интересный рисунок. Побеждает тот, у кого рисунок интереснее (рисовать можно на полу, сидя на корточках, во время рисования звучит тихая музыка, затем подводятся итоги).
Вос-ль. Ребята на занятиях вы учились рисовать, знакомились с картинами великих художников, многое узнали о народных промыслах. Сейчас вам предлагается такое задание.
Задание «Найти среди предметов декоративно-прикладного искусства изделия:
дымковских
городецских
хохломских мастеров
Дети исполняют частушки о хохломе.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой,
Красоту такую люди называют хохломой.
Хохлома, да хохлома-
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха да курицу!
Бабка деда до обеда Заставляла рисовать Ведь в красивую посуду Щи приятно наливать!
Надою я молока,
И налью котенку, Разрисую хохломой Милую Буренку!
Вос-ль. Ну вот наше удивительное путешествие по стране Рисовандии заканчивается, и нам пора возвращаться в группу.
И в шесть, и в десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать,
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес!
Далекий космос, ближний лес
Дома, машины, песни, пляски
Все нарисуем были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
(дети исполняют песню «Солнечный круг» 1 куплет и припев)