Внеклассное мероприятие в 7–9 классах «Путешествие по городу физиков»
Внеклассное мероприятие: «Путешествие по городу физиков».
Пояснительная записка
Учащиеся делятся на две команды, выбирают капитана.
Руководит путешествием учитель.
Жюри оценивает работу каждой команды во время путешествия и в конце подводит итоги.
Домашнее задание
1. Придумать название команды, эмблему, девиз.
2. Написать физический рассказ или сочинить стихотворения о физических явлениях.
3. Физический опыт (показать во время мероприятия)
Цели: В интересной игровой форме обобщить, закрепить, знания, полученные на уроках физики. Научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, кроссвордов, расширить кругозор учащихся.
Оформление. Выставка литературы для дополнительного чтения, физические газеты. Плакат с надписью:
Мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем!
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем путешествовать по городу физиков.
Путешествуя, познакомимся с учеными – физиками, их работами, открытиями. Мы повторим физические величины, покажем свои знания физических законов, их практическое применение, умения решать задачи, составлять схемы, решать кроссворды. То есть, путешествуя, мы еще раз проверим себя. Проверим наши знания, умение, способности, эрудицию.
В добрый путь!
1.Представление команд. (название, девиз, эмблема) ( 5 баллов)
2. Конкурс эрудитов. ( 2 балла)
Внимательно прослушав задание, быстро обсудив, капитан дает слово одному из игроков. Отвечают команды поочередно.
1)На первый взгляд. 2)А вчера пошел в поход,
Тут все не в норме, Семиклассников народ,
Но нам известно всем давно, Поднимаемся мы в гору,
Что не зависимо о Стало трудно нам дышать,
Давленье жидкости на дно. А какие есть приборы,
Зависит от чего оно, Чтоб давленье измерять?
Давленье жидкости на дно? ( барометр)
(плотн. жид, высоты столба,
ускорен.)
3) Вот сосиска перед вами, 4)Однажды видный физик тех времен
Подумайте минутку сами. Сидел в саду, смотрел и думал он.
Ее опустишь в кипяток, Случилось яблоку упавшему прервать
Она не треснет поперек. Глубокие Ньютона размышленья
Почему же так случилось, И создал он закон, ты должен знать.
Трещина продольной получилась? О чем же говорит его ученье?
( площадь поверх больше) ( земное притяжение.)
5) Если взять два разных тела, 6) Посмотреть на этот опыт,
В жидкость опустить на дно Все бегут, как на пожар:
Видно, что одно всплывает, Не качай - лежит пластинкой,
А другое - вмиг ко дну. Откачаешь воздух – шар.
Жидкость та ж сомненья нет, Вспомни опыт и скажи,
Ну и в чем же тут секрет? В чем причина? Расскажи.
( сила тяж. и сила Архимеда (давл. внутри шара = давл окруж
сравнить) шар)
3. Музыкальный конкурс.
(Я называю слово, а вы кто быстрее должны спеть строчку из песни, с данным словом)
-- Время;
- Путь;
- Часы;
- Год;
- Минута.
4.Конкурс капитанов «Заселение островов формулами» (по 1 человеку от команды выходят к доске)
(На доске нарисованы три острова, вы должны в течение одной минуты заселить пустующий остров формулами, беря буквенные значения с острова величин)
(Раздать кроссворды)
5. «Вокзал неразгаданных тайн» ( 4 балла)
Команды быстро заполняют физические кроссворды
Домашнее задание.
6.Рассказы, сочинения ( 5 бал.)
стихотворения о физических явлениях.
7. Конкурс «Люди науки» ( 2 бал)
Прослушав текст, быстро обсудив, вы должны ответить о каком ученом идет речь.
1) О нем великий Максвелл сказал: «Исследования…, в которых он установил законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к числу самых блестящих работ, которые проведены когда-либо в науке. Теория и опыт как будто в полной силе и закономерности вылились сразу из головы этого «Ньютона электричества». На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик» (Андре-Мари Ампер)
2) Он открыл один из важнейших количественный закон цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины проводника и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления. (Г. Ом)
3) По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внес большой вклад в кинетическую теорию газов. ( Джоуль)
4) Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785году, используя для этого крутильные весы. Прием, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ. ( Шарль Кулон)
8. Конкурс: «Физика в бане»
( Посмотрев сценку « в бане» вы должны ответить на вопросы) ( по 1бал за кажд ответ)
Учитель: В летописи 21 века так описываются русские бани « Бани деревенские, их разжигают до красна, и раздеваются, и обливаются квасом, и берут прутья молодые, березовые или дубовые, и бьют себя сами, и до того добьются, что вылезают еле живые, и обольются водой студеной, и так оживают».
Зачем же любители бани с азартом мучают себя?
Система банных процедур
И больших температур
Как хорошо известно,
Бывает нам, полезна.
Однако во влажном воздухе трудно выдержать большую температуру. Поэтому в хорошей бане должно быть не только жарко, но и сухо. Создать хороший микроклимат в бане надо уметь. Наши предки умели это делать еще в 11 веке.
Много вопросов задает нам хорошая парная, и сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.
Итак, в баню!
1-й ученик. Ну и жара!
2-й. Давай посидим немного внизу - здесь попрохладнее будет.
Учитель. Почему в парной внизу прохладнее, чем на полке?
(Теплый воздух легче холодного и поэтому будет вверху, а холодный внизу)
2-й. Ну теперь можно и на полок, попривыкли.
1-й. Горячо!
2-й. Сегодня еще не очень жарко, бывает так, что на горячей скамье и не посидишь.
1-й. Ой, я обжегся!
2-й. Видишь, скамья сколочена железными гвоздями. На нее не стоит садиться.
Ты прикоснулся голым телом к шляпке гвоздя.
Учитель. Почему можно сесть на нагретое дерево при определенной температуре, а на железо нельзя - обожжешься?
(При контакте железа и тела человека начинается теплопередача. Теплопроводность у железа больше, чем у дерева, поэтому тепло будет быстро переходить от железа к телу человека в точке соприкосновения и тело обожжется.)
1-й. Воздух уже не кажется таким горячим.
2-й. Постепенно привыкнешь к парной. Однако чувствуется, что воздух стал сырым.
1-й. Да, на полу и на полках мокрые пятна.
2-й. Но это можно поправить, поддать пару.
1-й. Я сейчас быстро это сделаю.
2-й. Остановись! Надо поддавать пар кипятком, бросая его в печь на раскаленные камни!
Учитель. Почему надо бросать на раскаленные камни именно кипяток, а не холодную воду?
( Холодная вода, пока будет нагреваться до 1000С, успеет немного охладить ту часть камня, на которую ее плеснули, а значит, температура образовавшегося пара упадет.)
1-й. Хорошо, я плесну на каменку большой ковш кипятка.
2-й. Не спеши, надо подбрасывать воду на камни понемногу, маленькими порциями.
Учитель. Почему нужно подбрасывать на камни маленькими порциями, а не выливать на каменку сразу большую порцию?
( Когда небольшие порции воды с силой бросают на каменку, она разбрызгивается маленькими капельками. Попадая на камни, горячие капельки мгновенно испаряются, превращаясь в пар, температура которого сравнима с температурой каменки. Раскаленный пар вызывает повышение температуры кипения парной.)
1-й. О как жарко! Я не могу!
2-й. Но, Антон, обрати внимание, в парной стало суше.
Учитель. Почему, когда подбрасывают маленькими порциями кипяток на горячие камни, в парной становится суше?
( Скорость испарения определяется относительной влажностью, а не абсолютной. Если при подбрасывании кипятка в каменку в парной становится суше, значит относительная влажность уменьшается. Чем выше температура воздуха, тем относительная влажность меньше)
1-й. Да, жарко на полке.
2-й. Исчезли мокрые пятна, высох пол и скамья. Хорошо.
Учитель. Почему высохли пол и потолок?
( Чем меньше влажность, тем интенсивнее идет испарение, поэтому высыхают)
1-й. Но я вновь ополоснусь. Попарился хорошо.
2-й. Парься, парься, только воздух сыреет и не такой свежий.
1-й. Да, трудно стало дышать, хочется в предбанник выскочить.
2-й. А давай почистим баню, но как?
1-й. Откроем дверь настежь, сполоснем пол.
2-й. О, хорошо. Можно заходить и начинать сначала.
Учитель. Почему сильная жара труднее переносится в сырой бане?
( Т.к. в сырой относительная влажность велика, испарение пота с тела человека происходит медленно, организм человека перегревается.)
1 и 2 вместе:
От всех болезней лечит нас
Отличная парная, свежий квас.
Коль в парной побыть ты рад,
« С легким паром» говорят.
9. Ну а теперь - банная задача.
Объем парной 12 м3, а в ней при температуре1000С содержится 2,2 кг водяного пара. Какова относительная влажность в парной? (Р = 101325Па)
Учитель. Внимание! Проблемный вопрос.
Созданы ли оптимальные условия в такой парной?
( Да, т.к. для человека благоприятна полученная относителн. влажн.)
10. Физика в загадках. (поочередно отгадывают команды)
Стучит, гремит, вертится, ничего не боится. Ходит весь век. А не человек. (часы)
Языка нет, а правду скажет. ( Зеркало)
Мигнет, моргнет в пузырек нырнет. В пузырек под потолок – ночью в комнате денек. ( Лампочка)
Я под мышкой посижу и что делать укажу: или уложу в кровать, или разрешу гулять. (термометр)
Чудо – птица, алый хвост, прилетела в стаю звезд. (ракета)
Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь. (тень)
В тихую погоду нет нас нигде, а ветер подует – бежим по воде. (волны)
Весь я сделан из железа. У меня ни ног. Ни рук. Я по шляпку в доску влезу, а по мне все стук и стук. ( гвоздь)
То, как арбузы, велики, то, словно яблоки мелки. Они не могут говорить, но могут все определить. (гири)
Он и летом и зимой между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди. Он все будет впереди. ( горизонт)
На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина – у нее теперь ангина. ( град)
Чего в комнате не видишь. ( воздух)
11.Физический опыт. (Домашнее задание).
В заключении учащиеся 10 класса рассказывают о звоне колоколов и исполняют песню «Малиновый звон».
Жюри подводит итоги.