Урок-исследование окружающего мира «Путешествие по материкам» (2 класс)
Урок окружающего мира «Путешествие по материкам», урок-исследование, 2 класс,
Тип урока – получение новых знаний
Оборудование: Учебник для 2-го класса и рабочая тетрадь «Окружающий мир», ч.2. Автор А.А. Плешаков. (УМК «Школа России»), дополнительный материал о материках на листочках, карточки материков, основа для составления политической карты.
Цели урока:
I. Образовательные
- Помочь детям усвоить новое понятие «материки».
- Научить узнавать и показывать на карте мира все материки.
II. Развивающие:
- Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой, учебным текстом, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;
III. Воспитательные:
-Содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение), воспитывать бережное отношение к природе.
УУД, формируемые на уроке:
Предметные - объяснять особенности природы и географических объектов на материках. Определять специфику природы материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты.
Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир, формирование потребностей узнать мир.
Метапредметные
Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации, строить речевое высказывание, работать с текстом и картой, выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез).
Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах и группах: договариваться и приходить к общему решению.
Ожидаемый результат: учащиеся должны понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; находить материки на карте мира; работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом; формулировать выводы из изученного материала; оценивать свою деятельность.
Этапы урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1 Организационный момент Учить организовывать рабочее место | Проверка готовности к уроку и наличия необходимых для урока учебных принадлежностей. Необходимы простой и цветные карандаши. | Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу. | Самооценка готовности к уроку. |
2 Определение темы и постановка цели урока Учить организовывать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока на основе знания и незнания. Определение цели урока. | Помощь в определении темы и цели урока. Откройте учебники на новой странице. Какая тема сегодняшнего урока? Наша цель на уроке? Что нового узнаем на уроке? -Уметь называть материк -Уметь находить материк -Уметь рассказывать о материке | Самостоятельно ориентируются в учебнике. Самостоятельно выходят на тему урока, ставят цели. | Включение детей в активную познаватель-ную деятельность. Самоопределение к деятельности: создают-ся условия для возник-новения внутренней потребности включения в деятельность «хочу»; выделяется содержа-тельная область «могу». |
3 Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений Акцентировать внимание на основных моментах изучаемого материала. | Какие полученные знания нам пригодятся в путешествии? Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним материал, который изучали раньше и который пригодится нам в путешествии. Игра «Продолжи предложения»: -путешествовать по планете можно с помощью...; -огромные водные пространства называются...; -участки суши, окружённые со всех сторон водой, называются ... | Определяют личностно-значимую тему урока. Взаимодействуют с учителем | |
4 Поиск решения проблемы (открытие нового знания) Развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний; - организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями. | Организация групповой работы, исследование текста учебника и дополнительного материала. Где можно найти материал о материках? (на страницах учебника стр. 118-123. -Как нужно рассказывать, чтобы было интересно и понятно? Дети самостоятельно читают материал на страницах учебника стр. 118 – 123. Сможете ли вы определить материки по очертанию? Листы и шаблоны материков для изготовления карты. Подпишите названия материков и океанов. Что вы знаете о материке и его обитателях? Дети готовятся, учитель, при необходимости, оказывает помощь. | Ребята самостоятельно выбирают шаблоны необходимых материков. Затем объединяются в группы. Таким образом, класс делится на 5 групп по количеству материков. перед работой нужно договорить-ся, кто и что будет делать; не говорить всем сразу; учиться разговаривать вполголоса; не спорить зря, а доказывать, объяснять Правила работы в группе: Дети называют правила работы в группе. - уважай своего товарища - умей каждого выслушать - не согласен – предлагай В группах рисуют карту и узнают информацию о материке. Выступают с рассказами, отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают рассказы одноклассников и учителя. | Извлекать и перерабатывать информацию, договариваться о правилах поведения в группе и следовать им. Уметь строить речевое высказывание в устной форме. |
5. Физминутка | | | Здоровьесберегающие технологии |
6 Первичное закрепление нового материала Организация и осуществле-ние совместной учебно-позна-вательной деятельности. | Скажите, о каком материке нет материала в учебнике? (об Антарктиде). - Вот континент – сплошная льдина Зимой и летом – холодина! Закалка здесь необходима! Бери мой друг, пример с пингвинов. Учитель рассказывает об Антарктиде. | Составление карты мира, рассказ о материках. Высказывание детей по теме, заполнение карты мира. | Проблемное обучение |
7 Самостоятельное применение знаний | Самостоятельное выполнение задания № 1 на стр. 76 в рабочей тетради. Взаимопроверка. | Самоконтроь понимания вопросов и знания правильных ответов. Определение способов и условий действия для выполнения заданий. | |
8 Итог работы. Рефлексия. Зафиксировать новые умения, полученные на уроке. Осознание учащимися значимости результатов урока. | Организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности. Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам ее решить? - Что нового узнали? - Как узнали, что помогло? - Где пригодятся знания? - Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны? Узнать об особенностях каждого материка, научиться находить нужную информацию в учебнике других источниках, использовать её для подготовки сообщения. | Выслушиваются ответы детей. Демонстрируют сделанный научный журнал. Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности. | Самооценка деятельности на уроке. Организованный диалог, анализ проделанной работы |
Формы работы – фронтальная, в парах и группах.
Технология – проектно-исследовательская
Приложение 1
Евразия – 54 млн. кв. км.
Африка – 30 млн. кв. км.
Северная Америка – 24 млн. кв. км.
Южная Америка – 18 млн. кв. км.
Антарктида – 14 млн. кв. км.
Австралия – 7 млн. кв. км.
Приложение 2
Евразия - самый большой материк. Он составляет более трети всей суши Земли. Чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. И на этом большом материке находится наша Родина - Российская Федерация. Евразию условно делят на две части света – Европу и Азию. В Евразии находится самое глубокое озеро в мире – Байкал. В другой части Евразии образовалось самое большое озеро в мире – Каспийское. Животные Евразии: бурый медведь, рысь, росомаха, белка, бурундук, волк, лисица. Птицы: тетеревов, глухарь, рябчик, клесты и другие.
Так как территория материка огромна, то здесь можно увидеть разнообразных животных. На севере встретим северного оленя, полярного волка, песца, птиц. На юге Азии – тигры, носороги, верблюды. Территорию населяет огромное количество людей разных национальностей.
Термин «Австралия» происходит от латинского слова «южный». Берега Австралии омывает Тихий океан и Индийский океан. Австралия – самый маленький и сухой материк Земли. Средние температуры июля от 12 до 20 °C, января от 20 до 30 °C и более. Часть Австралии занята пустынями и полупустынями, где растёт колючий кустарник скрэб. На севере, востоке, юго-востоке и юго-западе полупустыни переходят в саванны, где растут эвкалипты, пальмы, древовидные папоротники. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, волк, оппосум – ночной житель Австралии. Дикая собака Динго - самый опасный хищник материка. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии.
Южная Америка — континент, пересекаемый экватором. Южная Америка расположена между Тихим океаном и Атлантическим океаном. Очень влажный материк. Вдоль Атлантического побережья распространены влажные тропические леса. Деревья достигают 80 м. Растут дынное дерево, какао. Растения увиты лианами, много орхидей. Животные там скрываются в густых зарослях или проводят большую часть времени на высоких деревьях. В тропических лесах обитают обезьяны, муравьеды, ленивцы. Они малоподвижны и проводят большую часть времени в висячем положении на деревьях, питаются листьями и побегами.
Африка - второй по величине материк после Евразии. Здесь есть и горы, и пустыни и разнообразные пляжи, и даже современные города. Растительность и животные Африки весьма разнообразны. Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах.
Северная Америка — третий материк нашей планеты по площади, Омывается он водами Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов. Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. В лесах Северной Америки живут волки, лисицы, норки, выдры, еноты, скунсы, американские бар-суки, олень. У воды обитает лягушка-бык, достигающая 20 см в длину.
Антарктида - это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность и там расположены научные станции. Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения.
Здесь созданы станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения. Большая часть Антарктиды представляет собой ледяную пустыню, лишенную как растительного покрова, так и животного населения. Растительность в Антарктике встречается почти исключительно по окраинам материка. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвинов. Издали пингвины напоминают людей. Питаются рыбой, моллюсками и рачками. Пищу, взрослые птицы поедают только в воде. Там они чувствуют себя гораздо лучше, чем на суше. В Антарктике живет 17 видов пингвинов. Самый крупный — императорский пингвин, масса его достигает 50 кг. Эта большая птица выводит своих птенцов в суровую зиму.
Приложение 3
Приложение 4
Материк называется ___________________________.
Материк Евразия расположен в ___________________ полушарии.
Евразия – самый _________________ материк. Его делят на две части ____________________________ и _____________________. На этом материке находится наша Родина _______________________.
В Европе размещается более _________________ стран. В Азии живёт больше всего людей.
В Евразии самая высокая гора в мире _____________, самое глубокое озеро в мире __________________.
В Евразии водятся _____________, ________________, _______________, ____________, _________________, ______________________.
Материк называется ___________________________.
Материк Северная Америка расположена в ____________________ полушарии.
Большую часть этого материка занимают 2страны _____________ и ___________.
В Северной Америке очень много достопримечательностей.
Одно из самых высоких деревьев - _________________________, портреты ___________________________________, вырубленные в скалах, ____________________, самые высокие в мире дома ________________________
Северной Америке водятся _____________________, ________________, _______________________, _____________________, ______________________.
Материк называется ___________________________.
Материк Южная Америка расположена в _____________________ полушарии.
Это четвертый площади материк планеты. Здесь расположены _______________________, ________________________, _________________ леса. Это самый дождливый материк.
Здесь протекает самая полноводная река мира - ____________________.
В Южной Америке водятся ______________________________________
_______________________________________________________________.
Материк называется ___________________________.
Материк Африка расположен в _______________________ полушарии. Это второй по площади материк. Африка — самый жаркий материк на Земле. Снег можно увидеть лишь на _______________________________.
Считается, что в Африке появились первые люди.
В Африке самая длинная в мире река ____________________________.
Африка знаменита своими животными. Здесь обитают ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Материк называется ___________________________.
Материк Австралия расположен в ____________________________ полушарии. Это самый __________________ материк.
На нём размещается только одно государство – Австралия.
Только здесь обитают _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Материк называется ___________________________.
Материк Антарктида – самый холодный, покрытый ________________ материк.
Из наземных животных обитают ________________________________
____________________________________________________________.
В Антарктиде разрешена только научная деятельность и там расположены ________________________ станции. Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения.