СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Виноградова Ирина Михайловна148

Урок окружающего мира «Путешествие по материкам», урок-исследование, 2 класс,

Тип урока – получение новых знаний

Оборудование: Учебник для 2-го класса и рабочая тетрадь «Окружающий мир», ч.2. Автор А.А. Плешаков. (УМК «Школа России»),  дополнительный материал о материках на листочках, карточки материков, основа для составления политической карты.

Цели урока:

I. Образовательные

- Помочь детям усвоить новое понятие «материки».

- Научить узнавать и показывать на карте мира все материки.

II. Развивающие:

- Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой, учебным текстом, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;

III. Воспитательные:

-Содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение), воспитывать бережное отношение к природе.

УУД, формируемые на уроке:

Предметные - объяснять особенности природы и географических объектов на материках. Определять специфику природы материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты.

Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир, формирование потребностей узнать мир.

Метапредметные

Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации, строить речевое высказывание, работать с текстом и картой, выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез).

Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах и группах: договариваться и приходить к общему решению.

Ожидаемый   результат: учащиеся должны понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; находить материки на карте мира; работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом; формулировать выводы из изученного материала; оценивать свою деятельность.

Этапы урока,

цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика


1 Организационный момент

Учить организовывать рабочее место

Проверка готовности к уроку и наличия необходимых для урока учебных принадлежностей.

Необходимы простой и цветные карандаши.

Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

2 Определение темы и постановка цели урока

Учить организовывать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока на основе знания и незнания. Определение цели урока.

Помощь в определении темы и цели урока.

Откройте учебники на новой странице.

Какая тема сегодняшнего урока?

Наша цель на уроке?

Что нового узнаем на уроке?

-Уметь называть материк

-Уметь находить материк

-Уметь рассказывать о материке


Самостоятельно ориентируются в учебнике.

Самостоятельно выходят на тему урока, ставят цели.

Включение детей в активную познаватель-ную деятельность.

Самоопределение к деятельности: создают-ся условия для возник-новения внутренней потребности включения в деятельность «хочу»; выделяется содержа-тельная область «могу».

3 Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений

Акцентировать внимание на основных моментах изучаемого материала.


Какие полученные знания нам пригодятся в путешествии?

Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним материал, который изучали раньше и который пригодится нам в путешествии.

Игра «Продолжи предложения»:

-путешествовать по планете можно с помощью...;

-огромные водные пространства называются...;

-участки суши, окружённые со всех сторон водой, называются ...

Определяют личностно-значимую тему урока.

Взаимодействуют с учителем



4 Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;

- организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями.

Организация групповой работы, исследование текста учебника и дополнительного материала.

Где можно найти материал о материках? (на страницах учебника стр. 118-123.

-Как нужно рассказывать, чтобы было интересно и понятно?

Дети самостоятельно читают материал на страницах учебника стр. 118 – 123.

Сможете ли вы определить материки по очертанию?

Листы и шаблоны материков для изготовления карты.

Подпишите названия материков и океанов.

Что вы знаете о материке и его обитателях?

Дети готовятся, учитель, при необходимости, оказывает помощь.


Ребята самостоятельно выбирают шаблоны необходимых материков. Затем объединяются в группы. Таким образом, класс делится на 5 групп по количеству материков.

перед работой нужно договорить-ся, кто и что будет делать;

не говорить всем сразу;

учиться разговаривать вполголоса; не спорить зря, а доказывать, объяснять

Правила работы в группе:

Дети называют правила работы в группе.

- уважай своего товарища

- умей каждого выслушать

- не согласен – предлагай

В группах рисуют карту и узнают информацию о материке. Выступают с рассказами, отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают рассказы одноклассников и учителя.

Извлекать и перерабатывать информацию, договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.

Уметь строить речевое высказывание в устной форме.

5. Физминутка



Здоровьесберегающие технологии

6 Первичное закрепление нового материала Организация и осуществле-ние совместной учебно-позна-вательной деятельности. 

Скажите, о каком материке нет материала в учебнике? (об Антарктиде).

- Вот континент – сплошная льдина

Зимой и летом – холодина!

Закалка здесь необходима!

Бери мой друг, пример с пингвинов.

Учитель рассказывает об Антарктиде.

Составление карты мира, рассказ о материках.

Высказывание детей по теме, заполнение карты мира.

Проблемное обучение

7 Самостоятельное

применение знаний

Учитель организовывает проверку.

Самостоятельное выполнение задания № 1 на стр. 76 в рабочей тетради. Взаимопроверка.

Самоконтроь понимания вопросов и знания правильных ответов. Определение способов и условий действия для выполнения заданий.

8 Итог работы. Рефлексия.

Зафиксировать новые умения, полученные на уроке. Осознание учащимися значимости результатов урока.


Организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности.

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам ее решить?

- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны?

Узнать об особенностях каждого материка, научиться находить нужную информацию в учебнике других источниках, использовать её для подготовки сообщения.

Выслушиваются ответы детей.

Демонстрируют сделанный научный журнал.

Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности.


Самооценка деятельности на уроке. Организованный диалог, анализ проделанной работы

Формы работы – фронтальная, в парах и группах.

Технология – проектно-исследовательская



Приложение 1

Евразия – 54 млн. кв. км.

Африка – 30 млн. кв. км.

Северная Америка – 24 млн. кв. км.

Южная Америка – 18 млн. кв. км.

Антарктида – 14 млн. кв. км. 

Австралия – 7 млн. кв. км.

Приложение 2

Евразия - самый большой материк. Он составляет более трети всей суши Земли. Чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. И на этом большом материке находится наша Родина - Российская Федерация. Евразию условно делят на две части света – Европу и Азию. В Евразии находится самое глубокое озеро в мире – Байкал. В другой части Евразии образовалось самое большое озеро в мире – Каспийское. Животные Евразии: бурый медведь, рысь, росомаха, белка, бурундук, волк, лисица. Птицы: тетеревов, глухарь, рябчик, клесты и другие.

Так как территория материка огромна, то здесь можно увидеть разнообразных животных. На севере встретим северного оленя, полярного волка, песца, птиц. На юге Азии – тигры, носороги, верблюды. Территорию населяет огромное количество людей разных национальностей.

Термин «Австралия» происходит от латинского слова «южный». Берега Австралии омывает Тихий океан и Индийский океан. Австралия – самый маленький и сухой материк Земли. Средние температуры июля от 12 до 20 °C, января от 20 до 30 °C и более. Часть Австралии занята пустынями и полупустынями, где растёт колючий кустарник скрэб. На севере, востоке, юго-востоке и юго-западе полупустыни переходят в саванны, где растут эвкалипты, пальмы, древовидные папоротники. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, волк, оппосум – ночной житель Австралии. Дикая собака Динго - самый опасный хищник материка. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии.

Южная Америка — континент, пересекаемый экватором. Южная Америка расположена между Тихим океаном и Атлантическим океаном. Очень влажный материк. Вдоль Атлантического побережья распространены влажные тропические леса. Деревья достигают 80 м. Растут дынное дерево, какао. Растения увиты лианами, много орхидей. Животные там скрываются в густых зарослях или проводят большую часть времени на высоких деревьях. В тропических лесах обитают обезьяны, муравьеды, ленивцы. Они малоподвижны и проводят большую часть времени в висячем положении на деревьях, питаются листьями и побегами.

Африка - второй по величине материк после Евразии. Здесь есть и горы, и пустыни и разнообразные пляжи, и даже современные города. Растительность и животные Африки весьма разнообразны. Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах.

Северная Америка — третий материк нашей планеты по площади, Омывается он водами Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов. Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. В лесах Северной Америки живут волки, лисицы, норки, выдры, еноты, скунсы, американские бар-суки, олень. У воды обитает лягушка-бык, достигающая 20 см в длину.

Антарктида - это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность и там расположены научные станции. Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения.

Здесь созданы станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения. Большая часть Антарктиды представляет собой ледяную пустыню, лишенную как растительного покрова, так и животного населения. Растительность в Антарктике встречается почти исключительно по окраинам материка. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвинов. Издали пингвины напоминают людей. Питаются рыбой, моллюсками и рачками. Пищу, взрослые птицы поедают только в воде. Там они чувствуют себя гораздо лучше, чем на суше. В Антарктике живет 17 видов пингвинов. Самый крупный — императорский пингвин, масса его достигает 50 кг. Эта большая птица выводит своих птенцов в суровую зиму.

Приложение 3

t1574124983aa.jpg

t1574124983ab.jpg

Приложение 4

Материк называется ___________________________.

Материк Евразия расположен в ___________________ полушарии.

Евразия – самый _________________ материк. Его делят на две части ____________________________ и _____________________. На этом материке находится наша Родина _______________________.

В Европе размещается более _________________ стран. В Азии живёт больше всего людей.

В Евразии самая высокая гора в мире _____________, самое глубокое озеро в мире __________________.

В Евразии водятся _____________, ________________, _______________, ____________, _________________, ______________________.


 

Материк называется ___________________________.

Материк Северная Америка расположена в ____________________ полушарии.

Большую часть этого материка занимают 2страны _____________ и ___________.

В Северной Америке очень много достопримечательностей.

Одно из самых высоких деревьев - _________________________, портреты ___________________________________, вырубленные в скалах, ____________________, самые высокие в мире дома ________________________

Северной Америке водятся _____________________, ________________, _______________________, _____________________, ______________________.

 

Материк называется ___________________________.

Материк Южная Америка расположена в _____________________ полушарии.

Это четвертый площади материк планеты. Здесь расположены _______________________, ________________________, _________________ леса. Это самый дождливый материк.

Здесь протекает самая полноводная река мира - ____________________.

В Южной Америке водятся ______________________________________

_______________________________________________________________.

Материк называется ___________________________.

Материк Африка расположен в _______________________ полушарии. Это второй по площади материк. Африка — самый жаркий материк на Земле. Снег можно увидеть лишь на _______________________________.

Считается, что в Африке появились первые люди.

В Африке самая длинная в мире река ____________________________.

Африка знаменита своими животными. Здесь обитают ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


 Материк называется ___________________________.

Материк Австралия расположен в ____________________________ полушарии. Это самый __________________ материк.

На нём размещается только одно государство – Австралия.

Только здесь обитают _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


 Материк называется ___________________________.

Материк Антарктида – самый холодный, покрытый ________________ материк.

Из наземных животных обитают ________________________________

____________________________________________________________.

В Антарктиде разрешена только научная деятельность и там расположены ________________________ станции. Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.