«Путешествие с буквами»
Технологическая карта
интегрированного занятия по внеурочной деятельности
«Волшебный мир книг» и «Декоративно-прикладное искусство» по теме
«Путешествие с буквами» по мотивам произведения И.Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А»
1 | Учитель | Шаткулеева Татьяна Викторовна, учитель начальных классов; Мартыненко Лидия Ивановна, учитель изобразительного искусства |
2 | Внеурочная деятельность | «Волшебный мир книг», «Декоративно-прикладное искусство» |
3 | Класс | 1 класс |
4 | Тема | «Путешествие с буквами» по мотивам произведения И.Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А» |
5 | Тип занятия | Интегрированное занятие |
6 | Цель занятия | Цель: воспитывать читательский интерес; учить реализовывать художественный замысел, развивать творческие способности, воображение; формировать графические умения, навыки моделирования, лепки. |
7 | Планируемые результаты
| Метапредметные: Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания; выполнять основные правила общения на уроке, основанные на доброжелательности, приобрести положительный опыт их применения для получения результата; применять правила поведения на уроке, соблюдать правила работы в группе. Личностные: навыки сотрудничества в созданных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций; развивать этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |
8 | Методы работы | Словесный, наглядный, практический |
9 | Формы работы | Групповая форма |
10 | Применяемые образовательные технологии | Игра-путешествие |
11 | Оборудование и материалы | проектор, компьютер, цветная соль, подносы, детали конструктора из картона, глина. |
Структура занятия Цель этапа | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |||
1.Мотивационная часть | Создать условия для активного участия обучающихся в обсуждении темы и выполнения заданий | Добрый день, уважаемые гости! Вас приветствует 1а класс. В сентябре мы отправились в увлекательное путешествие в страну Знаний. Нас ждали удивительные открытия. Быть открывателем, исследователем очень интересно. Помогает нам в этом умное слово ПРОЕКТ. Оно дает ответы на любимые наши вопросы: Что? Где? Когда? Зачем? и Почему? Наши первые проекты: «Моя малая родина. Город, в котором я живу – Усть-Илимск», «Моя семья», «Мое любимое животное», «Мой диафильм» (слайды) | Настрой на работу Тот, кто хочет много знать, Кто хочет книги прочитать Про горы и долины, Про водные глубины, Про реки, звезды и моря – Проект откроет путь от А до Я | Настрой на работу, самоанализ готовности к уроку, планирование деятельности (Регулятивные) | |
- Сейчас мы участвуем в проекте «Моя азбука». Что вы узнали об азбуке в ходе проекта? | Во время проекта: - Я узнал, что первую азбуку, создали Кирилл и Мефодий. - Я узнала, что первый русский букварь написал и напечатал Иван Федоров почти пятьсот лет назад! - Я узнал, что буквы имели имя: АЗ, БУКИ. Так получилось слово АЗБУКА. | Умение поддерживать беседу, высказывать своё мнение, (Коммуникативные УУД) | |||
- Уважаемые гости, вы видите результаты нашего проекта (оформление в классе). Мы научились составлять свою азбуку – в картинках, в загадках, из пластилина, из теста, из лоскутков. Прапрадедовской порой | Дети показывают свои азбуки: составленные из картинок, в загадках, выполненные в разных техниках декоративно-прикладного искусства.
| Формирование умения самостоятельно грамотно формулировать высказывания (Познавательные УУД) | |||
2.Основная часть | В основной части обучающиеся выполняют разнообразные задания основанные на произведении и демонстрирующие умения не только читать, но и конструировать, рисовать, поддерживая интерес к занятию. | Слайд. - Сегодня мы отправимся в путешествие со своими друзьями-буквами. Приглашает в это увлекательное путешествие писатель Ирина Токмакова. Что можете сказать о ней? | Ответы детей: детская писательница – поэт-сказочник, написала много книжек «Поиграем», «Посчитаем», «Аля, Кляксич и буква А» и др. | Умение поддерживать беседу, высказывать своё мнение, (Коммуникативные УУД) Умение ориентироваться в своей системе знаний. (Регулятивные УУД) Проявление положительного отношения к деятельности, формирование мотивации к учению. (Личностные УУД) | |
- Где встречались с девочкой Алей? | В Азбуке, читали отрывок из произведения «Аля, Кляксич и буква А». | ||||
- Сегодня мы отправимся на страницы этой сказки. - Какую цель поставим перед собой? | Узнать какие события происходили в сказке, чем закончилась сказка. | ||||
Путешествовать будем вместе с Лидией Ивановной, учителем ИЗО и технологии. На уроках ИЗО и технологии вы уже многому научились, а ваши умения рисовать и конструировать очень пригодятся. - Путешествовать будем в группах. Какие правила работы в группе знаем? | - Один говорит, другие слушают. - Работать должен каждый на общий результат. - В группе должен быть ответственный. - Свое несогласие высказывай вежливо. - Если не понял, переспроси. | ||||
- Как покажем, что закончили работу над заданием? | Поднимаем руки все вместе. | ||||
- Работать будем с цветной солью. Какие правила техники безопасности нужны для работы? | Работать нужно осторожно – сыпучий материал: нельзя рассыпать, чтобы не попасть в глаза, нельзя брать в рот. | ||||
Слайд. - Итак, в добрый путь! Улыбнитесь, помашите друг другу и пожелайте доброго пути. Аля писала письмо маме, которая была далеко. Она старалась писать хорошо, но буквы ссорились, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки. Вдруг выбежала буква А. Она кричала, что злой Кляксич пробрался в Азбуку и выгнал ее. Он хочет все буквы заменить кляксами. Буква А расплакалась: «Ты ведь даже свое письмо не сможешь подписать! Кляксич меня выгнал, букву Л запер в сарае, а букву Я запрятал так, что ее никто не найдет. Тогда ты, Аля, не напишешь свое письмо и не пойдешь в школу!» Аля отправилась в Азбуку, чтобы разыскать Кляксича и вернуть все буквы. Поможем ребята Але. Дорогу преградила ей буква Б. «Бери белые бублики и баранки. Быстрее». Пришлось покупать бублики. Но буква Б не пускает, говорит – мало. | | Умение слушать, (Коммуникативные УУД) | |||
Учитель ИЗО - Дорогие ребята, берите скорее цветные мешочки и купите у буквы Б бубликов, нарисуйте, кто сколько сумеет иначе и буква А не попадут в букварь. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно! | Ребята «рисуют» солью бублики. Группы работают – звучит музыка | Самостоятельное выполнение задания, умение следовать правилам работы в группе. (Коммуникативные УУД) | |||
Слайд. - Буква Б в благодарность сказала, что Кляксич уехал на поезде. Отправляемся на вокзал. Сели в вагон, поезд тронулся. За окнами замелькали домики и деревья. Но вдруг поезд со скрежетом затормозил и остановился. Пассажиры высыпали из вагонов. Дальше пути не было! Это Кляксич унес рельсы, разобрал шпалы и даже спилил все деревья! Буква А впала в отчаяние. | | Умение слушать, (Коммуникативные УУД) | |||
Учитель ИЗО - За работу ребята. Все на ремонт путей. Укладываем шпалы, починим домики. И заодно посадите елочки. Дороге нужна лесозащитная полоса. | Ребята «рисуют» пути, домики, елочки. Группы работают – звучит музыка | Самостоятельное выполнение задания, умение следовать правилам работы в группе. (Коммуникативные УУД) | |||
Слайд. - Пути починили. Поезд долго ехал, затем остановился. Аля и буква А вышли из вагона. Настала ночь. Только в одном доме горело окошечко. Аля предложила переночевать в домике, где горел свет. Буква А сказала, что там живет буква Д. Ее зовут Добрая Дуня. Когда они подошли к дому, то увидели, расстроенную букву Д. Кляксич сломал дом буквы. В таком доме жить нельзя. Помогите построить домик. | | Умение слушать, (Коммуникативные УУД) | |||
Учитель ИЗО - Ребята, нам придется поработать в роли архитектора. Кто такой архитектор? Архитектура от греческого «главный строитель». Каждая группа получает набор строительных материалов. Ваша задача построить дом для буквы Д. Работа продолжается, пока играет музыка. Мы должны помочь букве Д. Давайте, быстрее восстановим домик | Ребята строят домик. Группы работают – звучит музыка | Умение ориентироваться в системе знаний; осуществлять. (Регулятивные УУД) Умение принимать и сохранять учебную задачу | |||
Буква Д рассказала, что Кляксич вместе со своими друзьями Помаркой и Опиской хвастался, что уже поссорил некоторые буквы между собой. Они схватили букву Л и засадили под замок. Вам нужно идти через лес. Перед тем, как отправимся в лес – разомнемся. Физминутка. Буквы на зарядке (слайд) | | Понимание ценности здоровья (Личностные УУД) | |||
В лесу они встретили Жужелицу и Землеройку. - Как найти букву Л? | | Умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. (Регулятивные УУД) | |||
Учитель ИЗО - Давайте поможем нарисовать пять елочек, тогда они найдут калитку. Как можем это сделать? Ластик стер животных, которые живут в лесу. Им очень плохо, помогите им. - Напишите, названия животных, которые стер ластик. | Ребята «рисуют» елочки . Группы работают – звучит музыка Ребята «пишут» слова . Группы работают – звучит музыка | ||||
- Разузнав дорогу, отправились на реку Чернилку, Но Кляксич сломал мост через реку. Помогите перебраться через Чернилку к сараю, в котором заперли букву Л. | | Умение слушать, (Коммуникативные УУД) | |||
Учитель ИЗО - Выручайте ребята, построим мост через реку. Работать будем пластичным материалом. - А какие пластичные материалы вы знаете? Работать будем глиной. Чтобы получился мост, надо сделать бревнышки, укладывать их надо снизу вверх с двух сторон, пока играет музыка. | Дети называют: глина, пластилин, соленое тесто. Ребята строят мосты. Группы работают – звучит музыка | Умение осуществлять анализ объектов и выполнять задание. (Регулятивные УУД) | |||
Слайд. У дверей сарая сидели злая буква К и буква М, они стерегли там букву Л. Буква М улыбнулась и помогла выпустить букву Л, а в сарай запереть эту злую букву К. Буква Л выбежала навстречу Але и поведала ей, что Кляксич составил какую-то заколдованную надпись, которую невозможно прочесть. Кто прочтет ее, тот освободит букву Я. Ребята, помогите прочитать. !андобовс Я авкуБ Буква Я освободилась из своего страшного плена. И Аля написала такое письмо: | Дети читают записку «Буква Я свободна!» | Умение слушать, (Коммуникативные УУД) | |||
3.Заключительная часть | Обобщение идей занятия, подведение итогов занятия | - Сегодня мы продолжили путешествие с буквами вместе с автором Ириной Токмаковой. По какой книге мы путешествовали? С кем путешествовали? - Если вам понравилось путешествие, нарисуйте на песке солнышко улыбающееся. Если у вас остались вопросы, нарисуйте вопрос Мы работали в группах. Чему учились в группе? Чему будем продолжать учиться? Встанем все в круг, возьмемся за руки. Улыбнитесь друг, другу, передайте свое хорошее настроение: - Мне было интересно…. Я учился…. Мне понравилось…. Я подумаю…. | Ответы детей. Сказка Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А». Рисуют знак. Учились работать на общий результат. Самооценка | Соотносить цель и результаты своей деятельности. Умение оценивать свои действия, осуществлять рефлексию (Регулятивные УУД). |
Приложение 1. Презентация к занятию
Слайд 1 | Слайд 2 | Слайд 3 | Слайд 4 |
| | | |
Слайд 5 | Слайд 6 | Слайд 7 | Слайд 8 |
| | | |
Слайд 9 | Слайд 10 | Слайд 11 | Слайд 12 |
| | | |
Слайд 13 | Слайд 14 | | |
| | | |