Урок чтения в 1 классе «Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами З и С»
Урок 48 (с. 92 - 95)
Тема |
Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами З и С (закрепление) |
Педагогическая цель |
Создать условия для развития умений работать с текстом, составлять рассказ, осуществлять сравнение, развивать связную речь |
Тип урока |
Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, составления рассказа по иллюстрации, составления схем слов |
Личностные результаты |
Определяют границы собственного знания и незнания |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверно выполненного задания. Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – осуществляют сравнение букв. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста) |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Согласные буквы З, з, С, с; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; глухой и звонкий согласные звуки; предложение; рассказ; схема слова |
Образовательные ресурсы |
«Лента букв» |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
||||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Прозвенел звонок для нас. Всех детей позвал он в класс, Чтобы дети не ленились, С удовольствием трудились, Всем здоровья пожелаем и урок наш начинаем |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
|||
II. Актуализация опорных знаний. Игра «Доскажи словечко» |
Коллективная. Словесный. Игра |
Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку, Быстро делаю … (зарядку). В коридоре топот ног, То зовет всех в класс … (звонок). Я сижу, едва не плача, Очень трудная … (задача). |
Слушают стихотворные строки, вставляют пропущенное слово |
Улавливают смысл услышанного текста, вставляют слово по смыслу, различают звуки |
Коллективный. Игра, устные ответы |
|||
Игра «Звук заблудился» |
Коллективная. Словесный. Игра |
Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!» Забодал меня котел (козел), На него я очень зол. Был доктор на движенья скуп, Схватил щипцы и вырвал дуб (зуб). |
Слушают стихотворение, исправляют ошибки: заменяют услышанные слова на другие, заменив одну букву |
Находят ошибки, исправляют деформированные слова на верные, заменяя буквы; проявляют внимательность и смекалку |
Коллективный. Игра, устные ответы |
|||
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
– – Какой первый звук вы сейчас произнесли? - С какими звуками и буквами вы знакомились – Сегодня мы будем учиться сопоставлять слоги и слова с известными нам буквами С и З |
Называют звуки Слушают учителя о предстоящей работе |
Принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
Фронтальный. Устные ответы |
|||
2. Знакомство с бук-вой З |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы |
– Какой буквой обозначаются звуки [з] и [з’] на письме? – На что похожа буква (зэ) З? |
Находят букву З на «ленте букв». |
Находят букву З на «ленте букв». |
Фронтальный. Устные ответы, |
|||
3. Чтение слогов-слияний и слов |
Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение |
– Прочитайте слоги. – В каких слогах звук [з’] – мягкий, а в каких слогах [з] – твердый? – Прочитайте слова |
Хором читают слоги. Называют слоги с мягким звуком [з’] и твердым звуком [з]. Читают слова |
Читают слоги-слияния. Характеризуют звуки [з] и [з’], определяют, какие гласные указывают на твердость и мягкость согласного звука |
Коллективный. Чтение |
|||
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Работа с текстом (учебник, с. 93) |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
– Прочитайте текст и озаглавьте его. – С какими звуками познакомила Анна Ивановна учеников? – Дают им характеристику |
Читают текст. – Звуки [з], [з’]. – Звук [з] – согласный, звонкий, твердый; звук [з’] – согласный, звонкий, мягкий |
Читают текст, соблюдая интонацию. Определяют основную мысль и озаглавливают текст. Распознают звуки в словах, выделяют их и дают характеристику |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
|||
2. Сопоставление слогов с буквами С и З (учебник, с. 93) |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, работа с таблицей |
– Прочитайте сначала слоги с глухим звуком, потом со звонким. – Прочитайте предложения. Найдите слова, которые различаются одним звуком. Сопоставьте слова коза – коса, найдите отличия. – Сравните слова в столбиках, чем они различаются? |
Читают слоги из таблицы. Сопоставляют слова коза – коса. – За – слог-слияние твердого звонкого согласного звука [з] с гласным [а]. Са – слог-слияние твердого глухого согласного звука [с] с гласным [а] |
Сопоставляют попарно слоги с буквами. Распознают глухие и звонкие звуки, обозначающиеся на письме буквами С и З, выполняют слого-звуковой анализ, сравнивают слова, находят различия в них |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
– Чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг или изученную букву |
Выполняют движения под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления глаз |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
3. Работа с текстом (учебник, с. 94) |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, чтение |
– Прочитайте тексты, озаглавьте их. – Прочитайте пары слов, сравните их, чем они отличаются друг от друга? |
Читают тексты – Слова отличаются одной буквой, добавлением буквы или букв в начале и в конце слова |
Осуществляют сравнение слов, находят сходство и различие |
Фронтальный. Устные ответы, чтение |
4. Соотношение предметных картинок и слов (учебник, с. 94) |
Групповая. Словесный. Чтение, работа с рисунками |
– Прочитайте слова. Что обозначают эти слова? – Соотнесите рисунки – Каких цветов не хватает? – Какие цветы вы любите? – Какие цветы любит твоя мама? |
– Названия цветов. Рассматривают рисунки. – Нет пиона и розы. Рассказывают о своих любимых цветах и маминых |
Распознают цветы на рисунках, соотносят названия цветов и их изображения, определяют отсутствующие изображения. Строят рассказ, соблюдая логику изложения |
Групповой. Устные ответы, рассказ |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Цветы и солнышко Цветы растут, тянутся |
Выполняют движения по тексту |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа с текстом |
Фронтальная, парная. Словесный, практический. Чтение, беседа, составление диалога |
– Прочитайте текст. – Какие сказки знаете вы? – Расскажите друг другу свою любимую сказку. Кто ее автор? Как она называется? – Придумайте с другом диалог, задавайте друг другу вопросы по содержанию сказки |
Читают по предложению текст. Рассказывают любимую сказку. Составляют диалог |
Выразительно читают текст, соблюдая знаки препинания. Рассказывают сказку, соблюдая логику изложения. Используют правила при оценивании своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем |
Фронтальный, индивидуальный. Чтение, диалог |
2. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 95) |
Групповая. Словесный. Беседа, работа с картинками |
– Рассмотрите картинки, назовите изображенных на них персонажей, названия сказок, героями которых они являются |
Называют сказки, персонажи которых изображены на картинках |
Привлекают имеющиеся знания сказок, используют их при распознании героев, изображенных на картинках |
Групповой. Устные ответы |
3. Работа с «лентой букв» |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа |
– Рассмотрите «ленту букв». Объясните расположение букв на ней |
Выполняют задание |
Осуществляют классификацию звуков и букв по определенным критериям |
Фронтальный. Устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что повторили на уроке? – Какие задания вас заинтересовали? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |