12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Игнатович Светлана Анатольевна51
7

Программа по ознакомлению детей с разными странами мира «Путешествие с Мишуткой»

23


УТВЕРЖДАЮ


Заведующий МАДОУ

«Детский сад № 4 комбинированного вида»

Семикаленных О.А.


«____»____ 2021 г.







Рабочая программа


«Путешествие с Мишуткой»



по формированию у детей подготовительной к школе группы

представлений о различных странах








Разработала:

воспитатель

Игнатович Светлана Анатольевна

Срок реализации: 1 год











СОДЕРЖАНИЕ


Стр.


. Целевой раздел



1.1.

Пояснительная записка


3

1.2.

Цель и задачи Программы


5

1.3.

Принципы реализации Программы


6

1.4.

Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет,

влияющих на реализацию и результаты Программы


6

1.5.

Планируемые результаты освоения Программы

8

1.6.

Мониторинг освоения Программы


9


. Содержательный раздел



2.1.

Содержание образовательной деятельности


10

2.2.

Методы и средства реализации Программы


13

2.3.

Используемые технологии


14

2.4.

Календарно-тематическое планирование


16

2.5.

Взаимодействие с родителями


18

2.6.

Взаимодействие с социальными партнерами


20


. Организационный раздел



3.1.

Организация образовательной деятельности по Программе


20

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы


21

3.3.

Методическое обеспечение Программы





22

. Целевой раздел


Пояснительная записка


Настоящая программа (далее – Программа) обеспечивает формирование у детей 6-7 лет представлений об истории, культуре и традициях народов различных стран.


Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида».

Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);

- Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Устав МАДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида».

- Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад № 4 комбинированного вида».

Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми и реализуется на русском языке - государственном языке Российской Федерации.



Актуальность

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития дошкольников является задача формирования у детей первичных представлений о себе, о других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов. (Раздел II, п. 2.6.).


Реализация данной задачи является одним из важнейших направлений гармоничного познавательного развития дошкольника, так как благодаря познанию многообразия мира у ребенка сформируются представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о жизни детей и взрослых в других странах, об общечеловеческих ценностях.

В связи с этим, была разработана программа «Путешествие с Мишуткой», направленная на ознакомление детей подготовительной к школе группы с историей, культурой и традициями народов различных стран.

Воспитательные возможности познавательной деятельности по данному направлению огромны, тематика многообразна. Дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, музыку, а грамотно поставленные взрослым вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе ознакомления со странами эффективнее формируются ценностное отношение и активная жизненная позиция дошкольников, а также развивается чувство эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сопричастности ко всему, что окружает ребенка.

Новизна данной Программы состоит в том, что формирование представлений дошкольников о различных странах происходит не только посредством традиционных форм и методов работы, но и в процессе применения современных технологий и методик деятельностного характера.

Деятельностный подход является ключевым для осуществления взаимодействия с детьми, так как это такой способ организации деятельности дошкольников, при котором они не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе своего образования и развития.

В Программе предполагается сочетание обучения познавательным действиям с различными видами моделирования, экспериментальной деятельностью, наблюдением. Это обеспечит успешное освоение детьми знаний об особенностях различных стран и объектов природы, связях и отношениях, существующих между ними.

Образовательный потенциал Программы в том, что она:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и на­выки, которые имеют непосредственное отношение к развитию до­школьников 6-7 лет;

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения об­разовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в сов­местной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель­ности дошкольников не только в рамках непосредственно образова­тельной деятельности (ООД), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования в ДОУ;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с до­школьниками и ведущим видом их деятельности является игра.



Цель и задачи Программы


Цель: формирование у детей 6-7 лет представлений об истории, культуре и традициях народов различных стран на фоне эмоционального благополучия воспитанников и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.


Задачи:

Обучающие:

Формировать представления о многообразии народов мира.

Знакомить с элементами культуры (костюмы, внешний вид), обычаев (национальные блюда), государствами (название, флаг, столица).

Расширять представления дошкольников о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах.

Формировать умение ориентироваться по глобусу и карте.

5. Приобщать к изучению природного мира других стран через элементы исследовательской, творческой, игровой и проектной деятельности.

Развивающие:

Развивать интерес к жизни народов других стран.

Способствовать развитию интереса детей к проектно-исследовательской деятельности на темы народов мира.

Развивать речевую активность в процессе различных видов деятельности: познавательной, игровой, исследовательской, продуктивной.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к другим народам, живущим в разных странах, к их обычаям и особенностям.

Воспитывать доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми в процессе ознакомления с другими странами.




Принципы реализации Программы


Программа разработана с учетом следующих принципов:

- принцип психологической комфортности, предусматривающий построение взаимоотношений между детьми и взрослыми на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи);

- принцип деятельности, подразумевающий создание условий для самостоятельных детских открытий в процессе формирования знаний о других странах, их географическом расположении, природе, особенностях жизни людей в этих странах;

- принцип целостности, способствующий формированию у детей целостного представления о социальном и природном мире, самом себе и своих возможностях;

- принцип вариативности, на основании которого детям предоставляется возможность выбора способа действия, материалов и видов деятельности;

- принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах образования, развития и здоровья детей.



Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет,

влияющих на реализацию и результаты Программы


Ребенок на пороге школы обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.

Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки.

Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.

К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль.

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи - монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать.

Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью.

Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей.

Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.



Планируемые результаты освоения Программы


Планируемые результаты представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка 6-7 лет на этапе освоения данной Программы:

У ребенка сформированы элементарные представления о различных странах.

Сформированы элементарные представления о национальности и языке народов, живущих в разных странах.

Сформированы представления об элементах культуры народов мира (костюмы, внешний вид), обычаев (национальные блюда), государства (название, флаг, столица).

Сформированы элементарные представления о географическом расположении, природе и климате различных стран мира.

Развит интерес к изучению природного мира других стран через элементы исследовательской, творческой, игровой и проектной деятельности.

Развита речевая активность в процессе изучения истории, культуры и традиций разных народов.

Проявляет уважение к другим народам, к их обычаям и особенностям.



Мониторинг освоения Программы


Реализация Программы предполагает мониторинг освоения знаний по всем темам.

Мониторинг проводится на основе дидактических игр, игровых заданий, диагностических вопросов и бесед.


Знания детей оцениваются по следующим показателям:

Знает название столицы страны, флаг и язык, на котором говорят жители страны.

Знает национальную одежду жителей, национальные блюда разных стран.

Знает народный фольклор разных стран: сказки, игры, песни.

Знает национальные праздники, обычаи народов разных стран.

Знает народные промыслы жителей разных стран.

Знает главные достопримечательности разных стран.

Имеет представление о животном и растительном мире каждой страны.

Сформированы элементарные представления о географическом расположении, природе и климате различных стран.


Мониторинг проводится 2 раза в год: вводная – в начале учебного года, итоговая – в конце учебного года.

Цель мониторинга – оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.

Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации работы по формированию у детей представлений о материках;

2) оптимизации работы с дошкольниками.


Результаты мониторинга заносятся в таблицу.


Ф.И.О.

ребенка

Название столицы,

флаг и язык


Национальная одежа и блюда


Народный фольклор


Национальные праздники и обычаи


Народные промыслы



Достопримечательности



Животный и растительный мир


Географическое расположение,

природа, климат


1.









2.









Освоение знаний оценивается по уровням сформированности: сформированы, частично сформированы, не сформированы.



. Содержательный раздел


Содержание образовательной деятельности


Содержание Программы обеспечивает ознакомление детей с девятью странами мира: Великобританией, Италией, Германией, Францией, Китай, Япония, Египет, США, Индией.

Содержание реализуется:

- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми;

- в процесс взаимодействия педагога с детьми в режимные моменты;

- в самостоятельной деятельности детей;

- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации задач Программы.

Задачи конкретизируются по образовательным областям развития воспитанников и интегрируются во все виды детской деятельности.


Образовательная область

Задачи


Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Воспитывать уважение к другим народам, живущим в разных странах, к их культуре, традициям и особенностям.

Воспитывать доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми в процессе ознакомления с другими странами.

Развивать социальный и эмоциональный интеллект.

Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание по отношению к другим людям.

Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками


коммуникативная;

игровая;

познавательная


Познавательное развитие

Формировать представления о многообразии народов мира.

Знакомить с элементами культуры (костюмы, внешний вид), обычаев (национальные блюда), государствами (название, флаг, столица).

Обогащать представления дошкольников о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах.

Способствовать развитию интереса к проектно-исследовательской деятельности на темы народов мира.

Развивать интерес к жизни народов других стран.

Приобщать к изучению природного мира других стран через элементы исследовательской, творческой, игровой и проектной деятельности.


познавательно-исследовательская;

коммуникативная;

игровая.

Речевое развитие

Обогащать словарный запас по теме.

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Развивать речевую активность в процессе общения со взрослыми и сверстниками по теме.

Познакомить детей с фольклорной и художественной детской литературой разных стран.


коммуникативная;

познавательная;

игровая.

Художественно-эстетическое

развитие

Приобщать детей к культурному наследию народов разных стран, к песенному, танцевальному и изобразительному искусству.

Формировать практические умения в различных народных декоративно-прикладных видах деятельности.


художественно-эстетическая;

игровая;

коммуникативная;

познавательная;

продуктивная.

Физическое развитие

Развивать физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные народные игры и забавы.

Повысить физическую подготовленность детей, уровень здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.


двигательная;

игровая;

коммуникативная;

познавательная.


Формы организации образовательной деятельности имеют вариативный характер, отбираются и используются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.


Основные формы взаимодействия


Форма

Содержание формы


Игра

Основная форма реализации содержания Программы. Виды игр: дидактические игры, игровые ситуации, сюжетные игры, подвижные игры, народные игры, игры-эксперименты, игры-путешествия.


Мастерская

Форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность. В Мастерской дети, совместно с воспитателем, разукрашивают костюмы народов разных стран (раскраски), изготавливают маленькие флаги разных стран, лэпбуки по каждой стране, рисуют карты стран и др. Также в Мастерской ребята занимаются лепкой, аппликацией. Изображают объекты природного мира, разрабатывают схемы маршрутов-путешествий по странам.

Экспериментирование и исследования

Эффективные формы организации познавательно-исследовательской деятельности на основе природных материалов, опытов с реальными предметами и их свойствами. Направлены на постижение многообразия природного мира разных стран.


Чтение

Форма восприятия детской художественной литературы и произведений народного фольклора. Направлена на развитие познавательной, коммуникативной, речевой деятельности.


Рассматривание и обсуждение

Форма совместной деятельности, в центре которой - предметные и сюжетные картинки фольклорного и национального характера, иллюстрации к произведениям народного творчества, народные игрушки разных стран, предметы народного быта, национальная одежда, произведения национального искусства.


Проект

Форма более углублённого изучения той или иной страны. В проекте ребенок самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт. Анализирует и применяет полученные знания в различных детских видах деятельности.


Викторины и конкурсы

Интерактивные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Таким образом проверяются знания детей.


Оформление выставок

Форма организации педагога с детьми, направленная на результат совместной деятельности. В группе организуются тематические выставки по странам, а также выставки детского творчества.




Используются также такие формы совместной образовательной деятельности педагога и детей как:

- образовательные ситуации;

- мотивационные ситуации;

- наблюдение;

- рассматривание объектов и их обследование;

- виртуальные экскурсии;

- рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, коллекций;

- просмотр документальных фильмов о различных странах;

- коллекционирование предметов и сувениров из разных стран;

- моделирование.



Методы и средства реализации Программы


Методы реализации Программы:


В Программе применяются современные методы обучения и воспитания:

- объяснительно-иллюстративные методы при помощи ИКТ - материал разъясняется, иллюстрируется примерами и демонстрируется посредством информационно-коммуникационных технологий;

- проблемно-поисковые методы - отдельные элементы знаний ребенок добывает самостоятельно путем целенаправленных наблюдений, решения познавательных задач и проведения экспериментов;

- исследовательские методы - применяются при организации поисковой, познавательной деятельности детей путём постановки познавательных и практических задач, которые требуют самостоятельного творческого решения;

- методы стимулирования - соревнование, поощрение и др.

Благодаря данным методам, воспитанники не только применяют усвоенные ранее знания и умения, но и самостоятельно ищут новые решения и творческие подходы.



Образовательный процесс происходит

при применении следующих средств:


1. Использование произведений детской художественной литературы, устного народного творчества разных стран: пословицы, поговорки, загадки, поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.).

2. Наблюдаемые объекты, предметы, явления (наглядные пособия, образцы, использование персонажей различных произведений).

3. Применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий (плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и карточек, алгоритмов, схем, таблиц).

4. Демонстрация объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов, презентаций.

5. Различный материал для продуктивной и творческой деятельности (конструкторы, знаково-символические материалы, природный и нетрадиционный материал).

7. Различный дидактический материал.

8. Материал для экспериментирования.




Используемые технологии


Использование инновационных образовательных технологий обеспечивает качественно новый уровень развития дошкольников, поэтому в Программе активно применяются:

- здоровьесберегающие технологии;

- игровые технологии;

- ТРИЗ-технология и технология РТВ;

- технология проектной деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии;

- кейс-технологии.


Здоровьесберегающие технологии

В качестве «оздоровительных минуток» применяются:

1. Дыхательная гимнастика (игры с использованием разнообразных приспособлений и предметов: вертушки, мыльные пузыри, одуванчики, игры на поддувание).

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Самомассаж (при помощи резиновых массажных мячиков).

4. Пальчиковые игры (на основе небольших стихотворений, веселых детских песенок).

Благодаря оздоровительным технологиям происходит включенность детей в активную игровую, исследовательскую и речевую деятельность, а также коррекция их здоровья и эмоционального состояния.

Игровые технологии

Главными условиями для возникновения познавательного интереса к изучению различных стран у дошкольников являются новизна, необычность, неожиданность при подаче материала. Для этого используются разнообразные игры и игровые ситуации, которые активизируют познавательную, коммуникативную и исследовательскую деятельность воспитанников.

В результате развивается желание узнать новую информацию, формируются предметно-исследовательские действия, умение искать варианты и самостоятельно находить правильные решения. Впоследствии эти умения переносятся в самостоятельную игровую и познавательно-исследовательскую деятельность.

Включение игровой деятельности в процесс изучения стран делает педагогическое взаимодействие с детьми более эффективным, динамичным и интересным.

ТРИЗ-технология и технология развития творческого воображения (РТВ)

В рамках ТРИЗ-технологии используются логические игры и игры-ситуации.

Например:

- Может ли белый медведь жить в Индии? Почему нет?

- Почему в Египте не идёт снег?

- Как достать монетку из фонтана в Риме и не замочить руки?

А также игры на развитие мышления и воображения: «Хорошо – плохо», «Когда это бывает?», «Что будет, если …», «Что за чем» и др.;

ТРИЗ и РТВ позволяют развивать такие социально значимые личностные качества как: творческая активность, инициативность, самостоятельность, любознательность и ответственность.

Технология проектной деятельности

Среди основных принципов, заложенных в ФГОС ДО, отмечены следующие:

- реализация обучения и воспитания в формах, специфичных для детей данной возрастной группы, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей.

Одной из технологий, поддерживающей перечисленные принципы, является технология проектной деятельности.

Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что, в конечном итоге, формирует позитивный познавательный опыт ребенка. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми.

Именно поэтому для разнообразия подачи информации и развития познавательной деятельности детей в рамках данной Программы реализуются различные проекты, позволяющие обогатить знания детей по той или иной стране.

Информационно-коммуникационные технологии

Благодаря ИКТ существенно повышается познавательный интерес и мотивация детей к обучению, так как можно воссоздавать природный и социальный мир разных стран в цвете, движении и звуке. В доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал.

В связи с этим, помимо основного методического обеспечения, к Программе разработано цифровое обеспечение, включающее комплект дидактических игр, иллюстративные и ознакомительные материалы, видеоролики, тематические презентации. Сформирована видеотека: видеосюжеты, научно-познавательные фильмы, отрывки из мультфильмов, виртуальные экскурсии и наблюдения.

Несомненным достоинством использования электронных образовательных ресурсов и современных информационных технологий является возможность индивидуализации образовательного процесса с учётом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников.

К тому же, использование ИКТ в образовательной деятельности повышает результативность самого образовательного процесса.

Кейс - технологии

Кейс-метод повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявлять их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог с взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формировать собственную точку зрения.

Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший материал. При этом у детей развивается любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в неожиданной ситуации.


Календарно-тематическое планирование


Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Знакомство с Великобританией


Познакомить с гербом и флагом страны, местонахождением на карте.

Дать представление об английской королеве.

Дать представление о национальной английской игре – футболе.

Познакомить с национальными костюмами: форма королевской гвардии, шотландский килт, валлийский и ирландский костюмы.

Познакомить с достопримечательностями: Виндзорский зaмок, Вестминстерский дворец, Букингeмский дворeц, Стоунхeндж, Биг-Бeн.

Познакомить с климатом страны.


Октябрь

Знакомство с Италией


Познакомить с гербом и флагом страны, местонахождением на карте (страна-сапожок).

Дать представление о жителях Италии как о жизнерадостных, громкоголосых, гостеприимных людях.

Познакомить с семейными традициями итальянцев.

Познакомить с достопримечательностями: Пизанской башней, Колизеем, вулканом Везувий, оперным театром Ла Скала

Сформировать знания о природных условиях.

Дать представления о природном вулкане Везувий.

Сформировать знания об итальянской музыке и изобразительном искусстве.


Ноябрь

Знакомство с Германией



Познакомить с гербом и флагом страны, местонахождением на карте

Познакомить с немецкими народными сказками и детскими сказками немецких писателей.

Дать представления о немецких композиторах: И.С. Бах, Л. Бетховен.

Познакомить с достопримечательностями: Бранденбургские ворота, Рейхстаг, Берлинский зоопарк, сказочный замок Нойшванштайн.

Закрепить знания о рождественских традициях Германии.

Дать представление о национальной немецкой кухне.


Декабрь

Знакомство

Францией


Познакомить с гербом и флагом страны, местонахождением на карте

Познакомить с достопримечательностями: Эйфелева башня, Елисейские поля, Триумфальная арка, музей Лувр.

Познакомить с французской музыкой.

Дать представление о французской национальной кухне.

Сформировать знания о французских сказках и детских писателях Франции.

Развивать творческие способности посредством изготовления сувениров из Франции.


Январь

Знакомство с

Китаем


Познакомить с гербом и флагом страны, местонахождением на карте

Сформировать знания о географическом расположении, животном и растительном мире Китая.

Познакомить с достопримечательностями: Великая Китайская стена, Запретный город, Терракотовая армия, Гигантский Будда, Небоскребы Пудуна.

Дать представление о китайской кухне, известных китайских блюдах.

Сформировать знания об особенностях китайской культуры и менталитета китайцев.

Познакомить с китайскими народными промыслами: зонтики из бумаги, искусство бумажного вырезания, китайские фонарики, роспись по ткани.


Февраль

Знакомство с

Японией


Познакомить с гербом и флагом страны, местонахождением на карте (страна Восходящего Солнца)

Дать представление о традиционных ритуалах японцев: поклоны, жесты, культура еды.

Познакомить с достопримечательностями: Парк мира, буддийских храмов Японии - Тодай-дзи,
Большого Будды, цветущие сады сакуры.

Познакомить с японскими сказочными персонажами из мультфильмов.

Дать представление о японской национальной одежде и обуви: кимоно, сабо, дзори.

Познакомить с природным миром Японии.


Март

Знакомство с Египтом


Познакомить с гербом и флагом страны, местонахождением на карте.

Дать представление о красоте Средиземного моря, его морских обитателях.

Познакомить с достопримечательностями: Пирамидами, памятником Сфинкса, Храмами, Долиной Царей.

Дать представление о национальной одежде, традициях и обычаях египтян.

Познакомить с жизнью бедуинов, жителей пустынь.

Сформировать представление о природных богатствах Египта.

Развивать познавательный интерес к Египту посредством коллекционирования морской гальки и ракушек, изготовления различных поделок: «Подарки Средиземного Моря».

Апрель

Знакомство с

США


Познакомить с гербом и флагом страны, местонахождением на карте

Познакомить с достопримечательностями: Ниагарский водопад, каньоны, национальные парки, Голливудская аллея славы.

Обогатить представления детей о многочисленных народах, живущих в США.

Сформировать знания о коренных жителях страны – индейцах.

Познакомить с известными писателями Америки: Марк Твен, Джек Лондон. Эрнест Хемингуэй.

Познакомить с известным брендом США – компанией «Макдональдс».

Учить находить и показывать на карте известные штаты Америки.


Май

Досуг «Вокруг Света»

Приобщить детей к успешному взаимодействию с социумом.

Продолжать знакомить детей с русской культурой, её традициями, обычаями, народными танцами и играми. Продолжать знакомить детей с традициями, языком, культурой людей других национальностей.

Развивать у детей положительное отношение и чувство симпатии ко всем расам и народам, развивать личностные качества детей.

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей




2.5. Взаимодействие с родителями


Семья является институтом первичной социализации ребенка. Поэтому необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития своих детей.


План работы с родителями


Месяц

Мероприятия


Сентябрь

1.Выступление на родительском собрании «Ознакомление детей со странами с целью их познавательного развития и позитивной социализации в окружающем мире».

2.Анкетирование «Какая практическая помощь по вопросам познавательного развития ребенка Вам необходима».

3.Оформление в родительском уголке информации по теме «Изучаем разные страны».

Октябрь

1. Консультация «Как самостоятельно изготовить дидактические игры по изучению стран».

2. Рекомендации на тему «Чтение сказок народов мира».

3. Предоставление подборки народной музыки разных стран на флеш-носителе.

4. Оказание помощи родителям по созданию домашней фонотеки классических музыкальных произведений композиторов разных стран, адаптированных для детей.

Ноябрь

1. Мастер-класс «Формы и методы знакомства детей с жизнью народов других стран»

2. Фотовыставка «Поем и пляшем на празднике нашем: изучаем музыку и танцы стран Европы».

3. Индивидуальные консультации по вопросам изучения национальных традиций разных стран с детьми.

Декабрь

1. Оказание помощи родителям по созданию фонотеки новогодних песен разных стран для детей.

2. Консультация «Рождественские традиции других народов».

3.Творческая мастерская: изготовление национальных костюмов, атрибутов и подарков к Новому году.

4. Выставка совместных работ на тему Нового года.

Январь

1. Индивидуальные консультации по вопросам познавательного развития детей.

2.Организация фотовыставки «Дружба народов в нашей группе».

3.Оказание помощи родителям по созданию видеотеки научно-популярных фильмов о других странах.

Февраль

1. Анкетирование по теме «Как Вы приобщаете своего ребенка к изучению культуры народов других стран».

2. Оказание помощи родителям по созданию фонотеки мультфильмов на основе сказок народов мира».

3. Индивидуальные консультации по вопросам развития творческих способностей дошкольников в процессе ознакомления со странами.

Март

1.Ознакомление родителей с музыкальным материалом для проведения домашних викторин по изучению музыкального искусства стран.

2. Изготовление совместно с родителями фотоколлажа «Разноцветная планета».

3. Практический тренинг «Игры народов мира».

Апрель

1. Участие родителей в подготовке к досуговым мероприятиям.

2. Совместное изготовление в мастерской с детьми и родителями национальных сувениров.

3. Интерактивное взаимодействие с родителями через сайт педагога по ознакомлению детей с разными странами.

Май

Анкетирование родителей по результатам реализации программы «Разноцветная планета».

Совместное проведение итогового мероприятия «Дружат дети всех народов!»






2.6. Взаимодействие с социальными партнерами


С целью создания системы взаимосотрудничества педагогов с социальными институтами для реализации Программы, а также для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития дошкольников осуществляется совместная работа с образовательными и культурными учреждениями:


Мероприятия с социумом

1.

Взаимодействие с библиотекой:
1. Участие  в беседах, викторинах, КВН  

2. Посещение праздников.

3. Тематические вечера.

4. Выставки литературы разных стран.

2.

Взаимодействие с СМИ:

1.Съемки и репортажи о реализации задач Программы.

2.Статьи, заметки в региональной газете.

3.

Взаимодействие со школой:

Театрализованные представления.

Совместные праздники.



. Организационный раздел


3.1. Организация образовательной деятельности по Программе


Особенности организации образовательной деятельности заключаются:

- в обеспечении вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса по ознакомлению с разными странами;

- в реализации содержания в формах, специфических для дошкольников: в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;

- в приоритете игры как ведущего вида деятельности дошкольника;

- в возрастной адекватности содержания Программы: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей 6-7 лет;

- в приобщении родителей при ознакомлении детей со странами, в подготовку и проведение всех мероприятий;

- в организации развивающей предметно-пространственной среды как важнейшего условия успешной реализации задач Программы.


Программа рассчитана на 1 год обучения.

Содержание Программы реализуется в процессе организованной образовательной деятельности (ООД), в режимные моменты, а также в процессе самостоятельной деятельности детей.

ООД проводится 1 раз в месяц по определённой теме.

В этот же месяц по этой же теме организуются разнообразные формы взаимодействия педагога с детьми:

- различные игры:

- продуктивна деятельность в Мастерской;

- экспериментирование и исследование;

- и другие формы, указанные в разделе 2.1. «Содержание образовательной деятельности»


Место проведения: групповая комната.

При организации совместной деятельности с детьми используется фронтальная, индивидуальная и подгрупповая формы. Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями СанПиН и не превышает 30 минут. В середине образовательной деятельности проводятся «оздоровительные минутки».

Мониторинг освоения программного содержания детей проводится дважды в год: в октябре и в мае.




3.2. Материально-техническое обеспечение Программы


Разделы

Обеспечение

Технические средства обучения


Компьютер,

телевизор,

музыкальный центр,

мультимедийная система,

интернет ресурсы

Наглядные средства обучения и материалы


Географическая карта мира, глобус,

макеты и плакаты материков c изображением животного и растительного мира,

фигурки животных,

мягкие модули,

портреты путешественников,

фотографии растений,

указка,

слайды с природой и животных разных стран,

флаги разных стран,

презентации по каждой стране,

куклы в национальных костюмах, атрибуты одежды национальных костюмов,

оборудование и материалы для опытов,

художественная литература, иллюстрации,

тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

Коллекции:

изделия народного промысла,

игрушки разных народов.

Выставки:

выставки детского творчества (меняющаяся экспозиция),

фотоальбомы по разным странам.

Дидактические игры:

«100 стран мира», «кругосветка», «Тур-культур».



3.3. Методическое обеспечение Программы

Акимушкин И.И. Мир животных. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2016.

Алябьева Е.А. Дошкольникам о праздниках народов мира. Сказки и беседы для детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2017.

Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К.    Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.:  Баласс, 2003.

Географический атлас для детей «Я познаю мир» - М.: Издательский дом «ОНИКС» 2000.

Завязкин О.В. Большая книга. Страны мира. Великобритания. Для любознательных взрослых и детей. М.: Кристалл Бук, 2017.

Завязкин О.В. Большая книга. Страны мира. Китайская народная республика. Для любознательных взрослых и детей. М.: Кристалл Бук, 2017.

Завязкин О.В. Большая книга. Страны мира. Япония. Для любознательных взрослых и детей. М.: Кристалл Бук, 2017.

Камини Хандури Кругосветное путешествие. – М. РОСМЭН, 2006.

Картушина М.Ю.  Праздники народов мира в детском саду. Часть1. Лето - осень  – Москва Скрипторий 2009.

Кошевар Д.И. Путеводитель для детей. Весь мир. – М.: АСТ, 2017.

Мир в руках ребенка. Народы и страны. – М.: ДИ ЭМ БИ, 2013.

Народы мира. Серия детских энциклопедий 3+. – М.: РОСМЭН, 2015.

Смит Сэм Лабиринты по городам и странам. -М.: Clever, 2017.

Соловьёва Е.В.  Дети планеты Земля: Тетрадь с заданиями и методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста.  – Москва Линка – Пресс 2001.

Учебник для малышей. Владимир Степанов «Атлас животного мира». -М.: Фолиант Пресс, 2004.

Хомич Е.О., Ермакович Д.В., Кошевар Д.И. Страны и континенты. – М.: АСТ, 2017.

Опубликовано


Комментарии (4)

Кияйкина Наталья Федоровна, 13.05.21 в 18:48 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за ценный и полезный ресурс!
Игнатович Светлана Анатольевна, 13.05.21 в 20:44 1Ответить Пожаловаться
Я совсем недавно на этом сайте.У меня есть циклы от 2 младшей до подготовительной и все связаны с географией.Могу поделиться.Спасибо за отзыв
Наталия, 29.03.24 в 08:46 0Ответить Пожаловаться
Поделитесь пожалуйста!
Наталия, 29.03.24 в 08:45 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересная программа и конкретная, с пониманием того, что одну страну с ее природными, культурными, национальными достопримечательностями за одно-два занятия не изучить, не охватить..
Благодарю.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.