"Путешествие в прошлую жизнь псковичей: как работали и отдыхали наши предки".

Конспект ОД
по нравственно-патриотическому воспитанию
в старшей группе «Ромашка»
по стандартам ФГОС детского сада № 49 «Тополёк»
«Путешествие в прошлую жизнь псковичей:
как работали и отдыхали наши предки».
Воспитатель высшей категории:
Нургалиева Ирина Ватымовна
Дата проведения: 18.03.2025 г.
г.Псков
Ведущая образовательная область: познавательное развитие.
Задействованы области: речевая, социально-коммуникативная, физическая, художественно-эстетическая.
Цель: продолжать знакомить детей с прошлым своей малой Родины.
Задачи:
Образовательные:
-расширять представления детей о родном городе Пскове: о его прошлом и настоящем;
-расширять представления о том, как работали и отдыхали псковичи;
-сравнить отдых псковичей на Руси и отдых современных псковичей;
-учить детей в технике оригами мастерить воздушного змея.
Развивающие:
-развивать у детей логическое мышление, воображение, фантазию, пямять;
-развивать речь, побуждать к самостоятельности суждений и ответов;
-развивать зрительное и слуховое внимание;
-развивать творческие способности, мелкую моторику;
Воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к истории своей малой и большой Родины.
Словарь: псковичи, скобари, псковитянин, псковитянка, город Псков, древний, малая и большая Родина, ремёсла, скобы, оригами.
Оборудование: ковёр-самолёт; иллюстрации, как работали и отдыхали псковичи в прошлом; иллюстрации, как отдыхают соременные псковичи; бумага цветная формата А4, ножницы, клей, фломастеры, белая бумага, шерстяные нитки или ленточки.
Ход ОД:
1.Организационных момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Дети, скажите, какой наш город Псков? Опишите его. (Ответы детей.)
Наш город древний? (Ответы детей.)
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в прошлую жизнь нашего города и узнать, как работали и отдыхали наши предки-псковичи или скобари. Такое название псковичам дал сам император Пётр I, когда не смог разогнуть руками выкованную местными мастерами-кузнецами скобу. В настоящее время жителей Пскова называют и скобарями, и псковичами. В единственном числе житель города Пскова — псковитянин, а жительница — псковитянка.
На чём мы можем отправиться в путешествие в прошлое нашего города? (Ответы детей.)
Давайте сядем на ковёр-самолёт, закроем глаза, посчитаем до пяти, скажем секретные слова и тогда ковёр-самолёт взлетит:
1, 2, 3, 4, 5!
Ковёр-самолёт, возьми нас в полёт!
Мы взлетаем высоко,
Неси нас ковёр-самолёт в прошлое далеко-далеко!
Приземлившись, дети подходят к иллюстрациям, на которых изображён труд и отдых псковичей.
2.Основная часть.
Воспитатель: Дети, как вы считаете, псковичи были трудолюбивы или ленивы? (Ответы детей.)
Псковичи много работали, они были трудолбивы. Древний Псков называли торговым и ремесленным городом. Ремесло — это деятельность по созданию полезного в быту продукта, предназначенного для продажи: подковы, скобы, замки, ювелирные украшения, лапти, одежда, посуда.
Псковичи занимались разными видами ремёсел: кузнечное, гончарное, ювелирное, оружейное, кожевенное, ткачество, а также творчеством: плетение, роспись по дереву. Кроме этого, псковичи занимались земледелием и скотоводством.
Псковичи о своей жизни говорили: «Год воюем, год горим, год торгуем». Дети, как вы думаете, почему они так говорили? (Ответы детей.) Древний Псков постоянно атаковали враги, но наши смелые, сильные, отважные предки всегда давали отпор, затем вместе дружно все жители восстанавливали город, продолжали работать и торговать.
Воспитатель: Ребята, псковичи работали 6 дней в неделю и воскресенье был у них единственным днём для отдыха, а потому считался праздничным. Ребята, как вы думаете, как отдыхали псковичи по воскресеньям? (Ответы детей.)
Псковичи ходили друг к другу в гости, проводили роскошные ярмарки и кукольные представления, отмечали любимые праздники (Рождество, Масленица, Пасха и др.), водили хороводы, пели, плясали, играли в шахматы, ходили на рыбалку, в лес по грибы и ягоды. Кроме этого, издавна существовала на Руси старинная потеха – запускать воздушного змея, который назывался “Русский плоский змей".
Дети рассматривают иллюстрации, на которых изображён отдых псковичей в прошлом.
Воспитатель: Дети, давайте сравним отдых псковичей древнего и современного Пскова.
Дети рассматривают иллюстрации, на которых изображён отдых псковичей в настоящее время.
Ребята, скажите, какие развлечения существуют сейчас для детей? (Ответы детей.)
Сейчас для детей в городе построено много аттракционов, есть аквапарк, детские площадки. Дети, проходят ли в нашем городе ярмарки, фестивали? (Ответы детей.)
Да, в нашем городе, как и во всей России, возрождаются традиции наших предков: праздники, ярмарки, фестивали, ремесло, а также возрождается традиция запускания воздушных змеев.
С 2018 года в конце августа в Псковской области проходит Фестиваль воздушных змеев.
Ребята, я предлагаю вам смастерить "русских плоских воздушных змеев" в технике оригами и запустить их на прогулке. Сделаем сначала пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика "Воздушный змей":
Мой любимый змей воздушный - красно-синие бока,
Стал сегодня непослушным - мчится прямо в облака! (хлопок-кулачки)
Рвётся в небо что есть мочи,
Трудно очень удержать, (руки вверх потянутся, пытаются его поймать - сжимают кулачки, разжимают)
Видно, очень, очень хочет
С белой тучкой поиграть! (трут ладонь о ладонь)
Воспитателем проводится мастер-класс по изготовлению воздушного змея в технике оригами. Дети повторяют за воспитателем, с опорой на образец и на схему.
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие в прошлое нашего города? Что вам интересного запомнилось? (Ответы детей.)
Дети с воспитателем идут на прогулку и запускают воздушных змеев.