Урок ПДД в 3 классе на тему «Путешествие в страну дорожных знаков»
Урок «Путешествие в страну дорожных знаков»
автор: Завгородняя Г.В.
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 8» г. Саратова
Правилам движения – наше уважение!
Цель: профилактика детского дорожного травматизма среди младших школьников.
Задачи:
Образовательные:
активизация интереса к изучению ПДД;
формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации;
закрепление правил дорожного движения.
Воспитательные:
воспитание способности следовать нормам поведения;
воспитание норм социального поведения детей;
воспитание уважительное отношение к важности изучения ПДД.
Развивающие:
развитие речи, мышления, памяти;
развитие эмоционально-волевой сфер личности;
развитие навыков определения опасных дорожных зон и ситуаций;
развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада всех вас сегодня видеть в нашем зале. Чтобы понять тему нашего мероприятия, я предлагаю вам игру. Я буду зачитывать вопросы, если вы согласны с утверждением, то громко и дружно кричите фразу «Это я, это я это все мои друзья», если не согласны - молчите. Начали!
-Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
-Кто вперед всегда идет, широко разинув рот?
-Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?
-Кто шагает без разбора на сигналы светофора?
-Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?
-Кто дорогу перейдет только там, где переход?
-Кто пинает мяч веселый на дороге перед школой?
-Кто, играя во дворе, объясняет детворе «Помни правила движенья, как таблицу умножения!»?
Учитель: Молодцы! Вы поможете мне сформулировать тему нашего мероприятия? (ответы детей)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, нужны ли правила дорожного движения? Зачем они нужны?
(ответы детей).
В зале появляется Дорожный знак, запрещающий звуковые сигналы, вбегает щенок, который громко поет песенку.
Учитель: Кто ты?
Щенок: Я ученик светофорных наук — Дружок.
Учитель: Ты что Дружок, не знаешь правил дорожного движения? Не видишь какой знак стоит? Ребята, что это за знак?
Ребята: Дорожный знак, запрещающий звуковые сигналы.
Щенок: А зачем мне знать правила дорожного движения, я и так прекрасно обойдусь без них.
Учитель: Ну что ж, сейчас мы проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить улицу?
Щенок: Как? На четырех лапах.
Учитель: Ребята, правильно он ответил?
Ребята: Нет!
Учитель: А как надо?
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
похожий на зебру,
Знай что только переход
От машин тебя спасет.
Учитель: Правильно. А тебе, Дружок, второй вопрос. Как обходить троллейбус: спереди или сзади?
Щенок: А зачем его обходить? Можно и перепрыгнуть. А еще проще пролезть между колесами.
Учитель: Ребята, поможем Дружку. Он совсем запутался. (дети отвечают)
Учитель: Правильно, запомните обходить троллейбус и автобус нужно сзади, а трамвай спереди. Так как трамваи ходят в два ряда, и обходя трамвай сзади, вы рискуете внезапно выскочить перед встречным трамваем. Автобус и троллейбус в свою очередь останавливается у края дороги, так что автомобили попутного направления приближаются к нему сзади. Поэтому обходя их сзади и вы увидете приближающийся автомобиль и водители увидят вас.
Учитель: Дружок, ответь на последний вопрос. Можно ли играть на проезжей части?
Щенок: Смотря во что. В шахматы — нельзя.
Учитель: А почему?
Щенок: Машины все фигуры посбивают, а в мячик можно. Еще как!
Учитель: А вы ребята согласны с Дружком?
Ребята: Нет!
Учитель: Ребята, а почему нельзя играть на проезжей части? (ребята отвечают)
Учитель:
Правил дорожных на свете не мало.
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья -
Знать как таблицу должны умножения:
На мостовой — не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться!
Учитель: Ребята отгадайте загадку
У полоски перехода,
На обочине дороги,
Зверь трёхглазый, одноногий,
Неизвестной нам породы,
Разноцветными глазами
Разговаривает с нами.
Красный глаз глядит на нас:
- Стоп! - гласит его приказ.
Жёлтый глаз глядит на нас:
- Осторожно! Стой сейчас!
А зелёный: что ж, вперёд,
Пешеход, на переход!
Так ведёт свой разговор
Молчаливый … (светофор)
Щенок: А почему светофор называется светофором?
Учитель: Это слово сосотит из двух частей: «свет» и «фор». «Свет» - это всем понятно. А «фор» - означает «несущий» или «носитель». Светофор — носитель света.
Большинство из нас ежедневно сталкивается с таким изобретением человечества, как светофор. А часто ли мы при этом задумываемся, кто и когда придумал столь полезное приспособление, так помогающее регулировать движение автомобильных и пешеходных потоков на наших дорогах? Первый в истории человечества светофор был установлен достаточно давно, еще в декабре далекого 1868 года. Произошло это в столице Великобритании – Лондоне, вблизи здания парламента. Создателем этого светофора явился инженер по имени Джон Пик Найт. В нашей стране впервые светофор был установлен в Ленинграде, сегодня это город Санкт-Петербург. Случилось это в середине января 1930 года. В Москве первый светофор был установлен почти на год позже, 30 декабря того же 1930 года.
Учитель: Ребята, а по какой дорожке можно попасть к светофору?
Ребята: По пешеходной.
Учитель: Ребята, посмотрите, что там такое?
Трое детей в костюмах светофора входят в зал. Звучит музыка (мелодия любой польки).
Учитель: Вы узнали их ребята? Конечно, это хорошо вам всем знакомые Зеленый — Желтый — Красный цвета светофора. Они приглашают вас потанцевать. Только танец этот «светорфорный». Если впереди Зеленый братец — танцуйте веселее, если вперед выходит Желтый братец — Стоп! Остановитесь, пританцовывая на месте. Ну, а если красный — нельзя двигаться.
Дети танцуют.
К концу танца появляется дорожный знак «Бегущие дети».
Учитель: Ребята, какой это знак?
Ребята: Знак стоящий перед школой.
Учитель:
Шоссе шуршало шинами,
Бегущими машинами,
Но возле школы сбавьте газ -
Висит, водители, для вас
Особый знак здесь: «Дети».
За них мы все в ответе.
И вы при этом знаке тоже,
Ребята будьте осторожны!
Слышится грохот.
Учитель: Ребята, это наверное авария. Может быть нужна наша помощь?
Вбегает щенок с перевязанной лапой.
Учитель: Что случилось?
Щенок: Я попал в аврию, повредил лапку. Ребята возьмите меня к себе. Я понял, что очень плохо не знать правил дорожного движения. Помогите мне. Я хочу с вами учиться.
Учитель: Ну что ребята возьмете Дружка в свой класс? Тогда давайте посмотрим, что нас ждет дальше.
В зале появляются знаки.
Учитель: Ребята, где вы видели такие знаки? Может быть кто-то из вас знает, что они означают?
Вот так знак!
Глазам не верю.
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?
Может быть, зимою вьюжной
Здесь шоферам греться нужно?
Оказалось этот знак
Говорит шоферу так:
«Здесь шлагбаум — переезд.
Подожди — пройдет экспресс».
Восклицательный знак.
Значит можно здесь кричать,
Петь, гулять, озорничать.
Если бегать — босиком,
Если ехать — с ветерком!
Отвечают люди строго:
«Здесь опасная дорога.
Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно».
В зал входит дорожный знак.
Учитель: Ребята, кто это?
Дорожный знак: Узнаете меня?
На двух колесах я качу,
Двумя педалями верчу,
За руль держусь:
Гляжу вперед.
И вижу — скоро …... (поворот).
Дорожный знак: Правильно. Где вы можете меня встретить? (дети отвечают)
Учитель: (обращаясь к дорожным знакам) А теперь, мои друзья, помогите мне в одном деле. Ребята нарисовали к сегодняшнему мероприятию рисунки. Давайте наградим ребят за лучшие работы.
Торжественное награждение дипломами.
Дорожные знаки: Примите ребята, подарок для вашего класса, «Книгу дорожных премудростей», мы сделали ее для вас сами. В ней вы найдете дорожные знаки, правила дорожного движения, которые разобрали сегодня . (передают ребятам книгу)
Учитель: Ребята, теперь каждый месяц мы будем узнавать что-то новое из правил дорожного движения и продолжим чудесную книгу дорожных премудростей. Мы постараемся сделать ее интересной и красивой, а в конце 4 класса подарим ее тем ребятам, которые прийдут в первый класс, потому что правила дорожные знать каждому положено! Итак, в путь за новыми правилами дорожного движения!
Звучит песня «Если с другом вышел в путь» (музыка В. Шаинского, слова М. Танича). Ребята под музыку выходят из зала.