Путешествие в страну Орфографию

0
0
Материал опубликован 23 October

Тема: Путешествие в страну Орфографию.


Выполнила учитель начальных классов: Баринова Татьяна Петровна


Цель:

Используя игровую форму деятельности, закрепить изученные орфограммы.

Развивать орфографическую зоркость, внимание, быстроту мышления, логику.

Прививать интерес к изучаемому предмету, воспитывать любовь к русскому языку


Оборудование: презентация, кроссворд, схемы, фонограммы «Щебет птиц», «Рычание животных», «Фиксики», карточки со словами, конверты со словами для предложений, шапочки с частями речи, карточки «Найди ошибку», вопросы для разминки, маршрутные листы.


Ход урока.


Орг. Момент. Эмоциональный настрой на занятие.

- Давайте улыбнёмся и скажем друг другу добрые слова (Слайд 2)

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

(поворачиваются к гостям)

Всем гостям привет!

Улыбнитесь нам в ответ.

Мы хотим, чтобы и вы не грустили,

Всем улыбки сегодня дарили.

- Занятие кружка у нас сегодня необычное. Мы отправляемся в путешествие по стране Орфография. И так как нам всё-таки придётся писать, давайте выполним пальчиковую гимнастику (Слайд 3)


( Слайд 4.) В королевстве Орфографии случилась беда. Хитростью проникла туда коварная и вредная колдунья Ошибка. Все правописания в словах перепутала.

А принцессу Орфографию дурманным зельем напоила. Теперь принцесса спит непробудным сном и не ведает, что в её королевстве творится. Но колдунья не знает, что её могут одолеть грамотные дети, которые знают все орфограммы в русском языке, могут объяснить правописание слов.

- Ребята, в нашем классе есть такие ученики? Тогда давайте все вместе одолеем злую колдунью и разбудим королеву Орфографию. Но знайте, в пути нас ждут различные препятствия, сложные и каверзные вопросы. И только настоящая дружба, взаимопомощь, смекалка помогут нам. Итак, начинаем.

-Запишите в своих маршрутных листах дату нашего путешествия.


Разминка перед путешествием. (вопросы на столе) (Слайд 5)

Какая гласная всегда ударная?

Что такое подлежащее и сказуемое?

В сочетаниях жи-ши пишется …

Ь обозначает ….

Разделительный мягкий знак стоит перед гласными …..

Сколько звуков в слове ёж?.

Как пишется слово сережка: с большой или маленькой буквы?

Парную согласную проверяй, рядом с ней …….подставляй.

Продолжи фразу: Безударный гласный звук в слове проверяется …?

Сколько слогов в слове «отлично»?

Что обозначает имя существительное?

На какие вопросы отвечает глагол?


- Молодцы, вы отлично подготовились к путешествию.


Отправляясь в путешествие нужно запастись провизией, в том числе и овощами. Какие овощи возьмём с собой, попробуйте отгадать загадки. (Слайд 6.) Отгадки запишите в маршрутный лист, обозначив орфограмму.

- На жарком солнышке подсох

и рвётся из стручка … (горох).

- Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

-Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели, да хвалили? (Картофель)

-Красна девица росла в темнице,

Люди в руки брали, косы срывали. (Морковь)

- Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец)

- Он круглый и красный, как глаз светофора.

Среди овощей нет вкусней … (Помидор)


- Читаем слова, называя орфограмму. (Проверка. Слайд 7)

В каком слове-овоще спряталось ещё одно правило?( Морковь)


_ Итак, отправляясь в путь мы мечтаем о солнечных безветренных днях. А такие дни называются …. (Погода)

- Запишите это слово. (Слайд 8). Подберите однокоренные слова.


Погода, погодка, погодушка, погодный, погожий. (Слайд 9)


- Знакомство с лексическим значением слова погода. (Слайд 10)


_ А у нас погода чудесная и мы отправляемся в путь.


Переправа через речку.

- Чтобы попасть в королевство, нам нужно переправиться через речку. Переправу сторожит лебедь-Двойка. (Слайд 11).

Нам нужно отгадать, слово, которое зашифровала звуками колдунья Ошибка.

Если мы верно выполним это задание, Двойка исчезнет.

(п р у т)

Ученики: Это слово «прут». Это слово «пруд».

Учитель: Запишите слова в тетрадь. Чем схожи и чем отличаются эти слова?

Ученики: В этих словах 4 буквы, 4 звука, 1 слог. Отвечают на вопрос «что?».

Различаются парной согласной на конце слова. Проверяем: прут - прутья, пруд – пруды. Прут - хворостина. Пруд – искусственный водоём.

Учитель: На партах лежат конверты, в них слова, соедините эти слова в одно предложение так, чтобы Двойка вас испугалась и превратилась в птицу. (Работа в паре)

Ученики: Мальчик взял прут и прогнал гуся в пруд.

Учитель: Запишите это предложение в маршрутный лист.

Пока дети записывают предложение, учитель «превращает Двойку в лебедя.(Слайд 12)


Физкультминутка-игра. (Слайд 13)


(Дети танцуют под музыку «Фиксики» У каждого танцора на парте карточка со словом, у водящих шапочки: существительное, прилагательное,глагол. Музыка смолкает – дети подбегают к своему водящему – в зависимости от части речи)


Птичья неразбериха.

Учитель: Мы благополучно переправились через речку и добрались до леса. Но, что случилось? Что за шум. (Слайд 14) (Звучит фонограмма «Птичьи голоса»)

- У птиц неразбериха. Они не могут разобраться, в каких названиях пишется разделительный мягкий знак, мягкий знак.

Помогите птицам. Разделите названия птиц на 3 «стайки».

Запишите слова в 3 столбика: (Слайд 15)

Соловьи, пеночка, поползень, воробьи, голубь, ласточка,

Ученики записывают:

соловьи снегирь пеночка

воробьи поползень ласточка

Учитель: Подчеркните слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Устно подберите проверочное слово. (Слайд 16)

Спасите животных.(Работа в паре)


- Коварная Ошибка превратила многих животных в злых зверей.

Если мы отгадаем кроссворд, эти животные не причинят никому вреда. (Слайд 17, 18)



к

л

о

П





м

О

р

ж


г

о

л

у

Б

ь



м

е

д

в

Е

д

ь


л

е

б

е

Д

ь




ж

и

р

А

ф




- первое слово сложите из букв: о, п, к, л.

-морское животное с клыками

-городская птица, её называют символом мира

-животное, которое спит зимой

-красивая, благородная водоплавающая птица

- животное с длинной шеей.


-назовите орфограмму в этих словах, подберите проверочное слово устно.


Физминутка для глаз «Времена года. Весна».(Слайды 19, 20, 21, 22)


Страж поляны… (Работа в группе)



Учитель: Мы оказались на поляне, которую охраняет верный страж колдуньи Ошибки – Уж. Он пропускает только тех, кто подберёт к схеме слова, в которых он прячется.

(Слайд 23, 24, 25)






у

ж







у

ж








у

ж








у

ж




сильный мороз

сосуд для питья

щепка

приятельница



- Молодцы, практически добрались до королевства Орфография. Осталось самая малость. Найдите ошибки. (Работа по карточкам)

(Слайд 26)


Ура! Мы добрались до королевства Орфография. Коварная Ошибка исчезает на глазах, а принцесса орфография просыпается.

(Слайд 27)


Итог занятия - рефлексия.


- Ребята, как вы думаете, что помогло нам спасти принцессу Орфографию?

- Какие задания оказались для вас сложными?

- Посчитайте все «плюсы» возле правильно написанных слов. Кто набрал 25-35 баллов правила орфографии усвоил хорошо, у кого ниже 20 баллов надо ещё поучиться и потренироваться.















Маршрутный лист.

1. Дата _______________________________________


2.Овощи

____________________________________________________________________________________________


3. П . года, ____________________________________

______________________________________________


4.Переправа

____________________________________________________________________________________________


5.Птичья неразбериха

____________________________________________________________________________________________


6.Спасите животных ___________________________


7.Страж поляны _______________________________


8.Найди ошибку _______________________________


9. Баллы:_____________________________________

Скачано с www.znanio.ru


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.