Путешествие в страну Орфографию
Тема: Путешествие в страну Орфографию.
Выполнила учитель начальных классов: Баринова Татьяна Петровна
Цель:
Используя игровую форму деятельности, закрепить изученные орфограммы.
Развивать орфографическую зоркость, внимание, быстроту мышления, логику.
Прививать интерес к изучаемому предмету, воспитывать любовь к русскому языку
Оборудование: презентация, кроссворд, схемы, фонограммы «Щебет птиц», «Рычание животных», «Фиксики», карточки со словами, конверты со словами для предложений, шапочки с частями речи, карточки «Найди ошибку», вопросы для разминки, маршрутные листы.
Ход урока.
Орг. Момент. Эмоциональный настрой на занятие.
- Давайте улыбнёмся и скажем друг другу добрые слова (Слайд 2)
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
(поворачиваются к гостям)
Всем гостям привет!
Улыбнитесь нам в ответ.
Мы хотим, чтобы и вы не грустили,
Всем улыбки сегодня дарили.
- Занятие кружка у нас сегодня необычное. Мы отправляемся в путешествие по стране Орфография. И так как нам всё-таки придётся писать, давайте выполним пальчиковую гимнастику (Слайд 3)
( Слайд 4.) В королевстве Орфографии случилась беда. Хитростью проникла туда коварная и вредная колдунья Ошибка. Все правописания в словах перепутала.
А принцессу Орфографию дурманным зельем напоила. Теперь принцесса спит непробудным сном и не ведает, что в её королевстве творится. Но колдунья не знает, что её могут одолеть грамотные дети, которые знают все орфограммы в русском языке, могут объяснить правописание слов.
- Ребята, в нашем классе есть такие ученики? Тогда давайте все вместе одолеем злую колдунью и разбудим королеву Орфографию. Но знайте, в пути нас ждут различные препятствия, сложные и каверзные вопросы. И только настоящая дружба, взаимопомощь, смекалка помогут нам. Итак, начинаем.
-Запишите в своих маршрутных листах дату нашего путешествия.
Разминка перед путешествием. (вопросы на столе) (Слайд 5)
Какая гласная всегда ударная?
Что такое подлежащее и сказуемое?
В сочетаниях жи-ши пишется …
Ь обозначает ….
Разделительный мягкий знак стоит перед гласными …..
Сколько звуков в слове ёж?.
Как пишется слово сережка: с большой или маленькой буквы?
Парную согласную проверяй, рядом с ней …….подставляй.
Продолжи фразу: Безударный гласный звук в слове проверяется …?
Сколько слогов в слове «отлично»?
Что обозначает имя существительное?
На какие вопросы отвечает глагол?
- Молодцы, вы отлично подготовились к путешествию.
Отправляясь в путешествие нужно запастись провизией, в том числе и овощами. Какие овощи возьмём с собой, попробуйте отгадать загадки. (Слайд 6.) Отгадки запишите в маршрутный лист, обозначив орфограмму.
- На жарком солнышке подсох
и рвётся из стручка … (горох).
- Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)
-Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели, да хвалили? (Картофель)
-Красна девица росла в темнице,
Люди в руки брали, косы срывали. (Морковь)
- Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец)
- Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет вкусней … (Помидор)
- Читаем слова, называя орфограмму. (Проверка. Слайд 7)
В каком слове-овоще спряталось ещё одно правило?( Морковь)
_ Итак, отправляясь в путь мы мечтаем о солнечных безветренных днях. А такие дни называются …. (Погода)
- Запишите это слово. (Слайд 8). Подберите однокоренные слова.
Погода, погодка, погодушка, погодный, погожий. (Слайд 9)
- Знакомство с лексическим значением слова погода. (Слайд 10)
_ А у нас погода чудесная и мы отправляемся в путь.
Переправа через речку.
- Чтобы попасть в королевство, нам нужно переправиться через речку. Переправу сторожит лебедь-Двойка. (Слайд 11).
Нам нужно отгадать, слово, которое зашифровала звуками колдунья Ошибка.
Если мы верно выполним это задание, Двойка исчезнет.
(п р у т)
Ученики: Это слово «прут». Это слово «пруд».
Учитель: Запишите слова в тетрадь. Чем схожи и чем отличаются эти слова?
Ученики: В этих словах 4 буквы, 4 звука, 1 слог. Отвечают на вопрос «что?».
Различаются парной согласной на конце слова. Проверяем: прут - прутья, пруд – пруды. Прут - хворостина. Пруд – искусственный водоём.
Учитель: На партах лежат конверты, в них слова, соедините эти слова в одно предложение так, чтобы Двойка вас испугалась и превратилась в птицу. (Работа в паре)
Ученики: Мальчик взял прут и прогнал гуся в пруд.
Учитель: Запишите это предложение в маршрутный лист.
Пока дети записывают предложение, учитель «превращает Двойку в лебедя.(Слайд 12)
Физкультминутка-игра. (Слайд 13)
(Дети танцуют под музыку «Фиксики» У каждого танцора на парте карточка со словом, у водящих шапочки: существительное, прилагательное,глагол. Музыка смолкает – дети подбегают к своему водящему – в зависимости от части речи)
Птичья неразбериха.
Учитель: Мы благополучно переправились через речку и добрались до леса. Но, что случилось? Что за шум. (Слайд 14) (Звучит фонограмма «Птичьи голоса»)
- У птиц неразбериха. Они не могут разобраться, в каких названиях пишется разделительный мягкий знак, мягкий знак.
Помогите птицам. Разделите названия птиц на 3 «стайки».
Запишите слова в 3 столбика: (Слайд 15)
Соловьи, пеночка, поползень, воробьи, голубь, ласточка,
Ученики записывают:
соловьи снегирь пеночка
воробьи поползень ласточка
Учитель: Подчеркните слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Устно подберите проверочное слово. (Слайд 16)
Спасите животных.(Работа в паре)
- Коварная Ошибка превратила многих животных в злых зверей.
Если мы отгадаем кроссворд, эти животные не причинят никому вреда. (Слайд 17, 18)
| к | л | о | П | | ||
| | | м | О | р | ж | |
г | о | л | у | Б | ь | | |
м | е | д | в | Е | д | ь | |
л | е | б | е | Д | ь | | |
| ж | и | р | А | ф | | |
- первое слово сложите из букв: о, п, к, л.
-морское животное с клыками
-городская птица, её называют символом мира
-животное, которое спит зимой
-красивая, благородная водоплавающая птица
- животное с длинной шеей.
-назовите орфограмму в этих словах, подберите проверочное слово устно.
Физминутка для глаз «Времена года. Весна».(Слайды 19, 20, 21, 22)
Страж поляны… (Работа в группе)
Учитель: Мы оказались на поляне, которую охраняет верный страж колдуньи Ошибки – Уж. Он пропускает только тех, кто подберёт к схеме слова, в которых он прячется.
(Слайд 23, 24, 25)
| | у | ж | | | | |
| | у | ж | | | | |
| | | у | ж | | | |
| | | | у | ж | | |
сильный мороз
сосуд для питья
щепка
приятельница
- Молодцы, практически добрались до королевства Орфография. Осталось самая малость. Найдите ошибки. (Работа по карточкам)
(Слайд 26)
Ура! Мы добрались до королевства Орфография. Коварная Ошибка исчезает на глазах, а принцесса орфография просыпается.
(Слайд 27)
Итог занятия - рефлексия.
- Ребята, как вы думаете, что помогло нам спасти принцессу Орфографию?
- Какие задания оказались для вас сложными?
- Посчитайте все «плюсы» возле правильно написанных слов. Кто набрал 25-35 баллов правила орфографии усвоил хорошо, у кого ниже 20 баллов надо ещё поучиться и потренироваться.
Маршрутный лист.
1. Дата _______________________________________
2.Овощи
____________________________________________________________________________________________
3. П . года, ____________________________________
______________________________________________
4.Переправа
____________________________________________________________________________________________
5.Птичья неразбериха
____________________________________________________________________________________________
6.Спасите животных ___________________________
7.Страж поляны _______________________________
8.Найди ошибку _______________________________
9. Баллы:_____________________________________