Занятие «Путешествие в страну вежливости и доброты» (1 класс)
«Путешествие
в страну вежливости и доброты»
Шемелина В.И.
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №240 г. Борзи»
Цель: сформировать представления учащихся о нравственных нормах общения и выработать навыки этического поведения.
Задачи:
дать учащимся знания о нравственных понятиях, входящих в представление о воспитанности;
выработать с учащимися критерии оценки поведения воспитанного человека: уважение и доброжелательное отношение друг к другу;
включить учащихся в различные элементы деятельности, позволяющие проявить и закрепить навыки этичного поведения.
Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал, проигрыватель.
Участники занятия: учащиеся 1 «Б» класса МОУ СОШ №240
Ход мероприятия
Уч. Ребята, чтобы определить тему нашего занятия, мы должны узнать, какие здесь спрятаны слова.
На доске: ЕЖЛИВОСЬТВ ОБТАОДР (вежливость, доброта)
Ведущий: Я приглашаю вас сегодня немного попутешествовать по одной замечательной стране. Она называется Вежливость и доброта. Вы спросите: «Где же она находится?» Ответ прост: «Мы с вами в ней живём, хотя некоторые этого не замечают». Чтобы войти в эту страну, надо знать волшебные слова. Что это за слова? Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными они стали потому, что без них невозможно прожить на свете. (Слайд1)
В эту страну попасть легко – не надо ехать далеко.
Зажмурь глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопнем так.
Один хлопок, ещё хлопок.
Мы прибыли! Открой глаза,
Дружок
ЕСЛИ ДОБРОТА ЖИВЁТ
НА СВЕТЕ,
РАДУЮТСЯ ВЗРОСЛЫЕ
И ДЕТИ!
Мы будем путешествовать по стране – стране Вежливости и Добра.
Как лучше путешествовать: вместе или поодиночке?
Есть такое выражение: «Красота спасет мир».
Я бы сказала иначе: «Доброта и вежливость спасет мир».
Мы живем в очень сложное время, вокруг совершается много бед, трагедий. Погибают дети. Происходит это по жестокости взрослых. Поэтому сейчас мы говорим о доброте, которая должна спасти мир.
Такие человеческие качества, как доброта и вежливость – неразделимы. А как вы понимаете, что такое доброта, вежливость?
Доброта –
это стремление человека сделать счастливыми других людей.
Понять и исполнить желанье другого – одно удовольствие, честное слово.
Вежливость –
это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Правила Вежливых людей:
Не разговаривай, когда кушаешь.
Не показывай пальцамна других! Не обижай девочек,
не дёргай их за косички.
Извинись, если кого-то нечаянно толкнул.
Не перебивай того, Не смейся громко кто говорит!
Но мне стало известно, что такие слова могут перевоплощаться в людей и ходить среди нас! Уважаемы слова-волшебники, покажитесь нам, пожалуйста.
(Выходят ученики и читают стихи о словах-волшебниках.)
Ученик 1. "Здравствуйте!" | Ученик 4. "Доброго пути". |
Ученик 2. "Спасибо!" | Ученик 5. "Пожалуйста". |
Ученик 3. "Будьте добры..." | Ученик 6. "Простите". |
Я начну, а вы кончайте хором дружно отвечайте:
1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого (спасибо).
2. Зазеленеет даже пень, Когда услышит (добрый день)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)
4.Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (здравствуйте)
5.Когда бранят нас за шалости, говорим (прости пожалуйста)
6. И во Франции, и в Дании на прощание говорят(до свидания)
7. Встретив зайку, ёж – сосед Говорит ему: (привет) 8. А его сосед ушасты Отвечает: «Ёжик, …»(здравствуй)
9. Говорит Лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала Всем скажу, что не дала!»
Ты, лиса не жалуйся, а скажи: …(пожалуйста)
10. К осьминожке камбала В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье Ей сказала: … (досвидания)
11. Олениху в два часа Навестить пришла лиса
Оленята и олень ей сказали … добрый день
Игра “Вежливо – невежливо”
Ситуации:
1.уступить в транспорте место; 2.поздороваться при встрече;
3.толкнуть и не извиниться; 4.помочь поднять упавшую вещь;
5.не заплатить за проезд; 6.не вставать, обращаясь к старшему;
7.обозвать обидным словом.
Какие высказывания о доброте и вежливости вы знаете?
1. Вежливость проявляется в отношении с людьми.
2. Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
3. Вежливость - это умение, вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
4. Вежливый человек не причинит другому неприятности и обиды.
5. Не отвечай на грубость грубостью.
6. Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
7. Добро, сделанное в тайне о платится явно.
Для того чтобы стать вежливыми мы должны пользоваться “волшебными словами”, от которых становится тепло и радостно.
Какие волшебные слова вы знаете?
пожалуйста, извините, до свидания, спасибо, здравствуйте, доброе утро, спокойной ночи, приятного сна
- Скажите, ребята, вы любите сказки? ( Да.)
Ведущий: - Тогда помогите мне рассказать одну замечательную сказку. Ну, как, поможете? (Конечно.)
Ведущий: - Итак, мы начинаем.
(Дети инсценируют сказку В. Сутеева «Под грибом»)
Вед - Как-то раз шёл муравей по лесу. Вдруг набежали тучи, закрыли небо, и пошёл проливной дождь.
- Куда спрятаться? Как укрыться от беды?
Увидел муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибком, дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее.
Ползёт к грибку мокрая бабочка.
Бабочка: - Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я – летать не могу!
Муравей: - Куда же я тебя пущу? Я один тут кое-как уместился.
Бабочка: - Пусти, будь добр! В тесноте, да не в обиде.
Ведущий: - Пустил муравей Бабочку под грибок, услышав волшебные слова. Бежит мимо Мышка.
Мышка: - Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
Муравей и Бабочка: - Куда же мы тебя пустим? Тут и места-то теперь нет.
Мышка: - Очень вас прошу, потеснитесь немножечко!
Ведущий: - Потеснились – пустили мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт. Мимо гриба воробей скачет и плачет.
Воробей: - Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать.
Зверята: - Тут места нет!
Воробей: - Подвиньтесь, пожалуйста!
Ведущий: - Согласились зверята. Подвинулись – нашлось Воробью место. А тут
Заяц на полянку выскочил, увидел грибок, взмолился.
Заяц: - Спасите меня! Помогите! Спрячьте меня, пожалуйста! За мной лиса
гонится!
Муравей: - Жалко Зайца! Давайте ещё немного потеснимся.
Ведущий: - Только успели Зайца спрятать, прибежала Лиса.
Лиса: - Эй, вы! Зайца не видели?
Зверята: - Не видели!
Лиса: - Не тут ли он спрятался?
Зверята: - Да где ж ему здесь спрятаться? Мы еле уместились!
Ведущий: - Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошёл, солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба – радуются. А Муравей задумался и говорит…
Муравей : - Как же так, друзья? Раньше мне одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось…
Ведущий: - Но вот зверята слышат…
Лягушонок: -_Ква – ха – ха! Ква – ха – ха!
Ведущий: - Посмотрели все на грибок: на шляпке сидит Лягушонок и хохочет.
Лягушонок: -_Эх, вы! Гриб-то …
Ведущий: - Не досказал, ускакал. Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему
сначала одному тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
- А вы, ребята, догадались? Дети: - Да!
(Дети высказывают свою точку зрения.)
Ведущий: - Какая замечательная сказка у нас с вами получилась! Да какая
интересная! Благодарю вас за помощь, ребята!
- Посмотрите, к концу нашего путешествия даже солнышко заглянуло к нам в класс! Наверное, оно тоже услышало все те добрые волшебные слова, которые вы сегодня здесь произносили. Что хочется сразу сделать, увидев солнышко?
Дети: - Улыбнуться. ( Стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы». Команды представляют свои миниатюры.)
Команда 1. Ежели вы | Команда 2. Ежели вы |
Ведущий: - Отлично! Спасибо за доставленное удовольствие. А в благодарность вам, уважаемые актёры, вот эти аплодисменты.
« ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ,
НУЖНО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
Ведущий: - Конечно. Давайте мы тоже улыбнёмся друг другу и споём замечательную песенку «Улыбка», которая станет отличным подарком всем присутствующим.
(Дети поют песню «Улыбка».)
Ведущий: - Вы слышите звук? Посмотрите, что произошло! От вашего пения наша доска расцвела цветами доброты. Пожалуйста, подойдите, выберите тот цветок, который вам больше всего понравится и подарите его тому, кому захотите.
Ведущий: - А теперь последняя просьба. На столах у вас лежат «улыбки». Подумайте, как прошло наше занятие, понравилось ли оно вам? Хорошо ли мы поработали сегодня?
Использованная литература
Богданова О.С., Петрова В.И. «Воспитание культуры поведения учащихся 1 – 3 классов». – М: Просвещение. – 1972г.
Воспитание школьников// Теоретический и научно-методический журнал. № 5, 1994г.
Шемшурина А.И. «Этическая грамматика»/ Методическое пособие для воспитателей и классных руководителей. – 19992г.
Этическое воспитание// Научно-методический журнал.- 2002г., № 2.
Этическое воспитание// Научно-методический журнал.- 2002г., № 4.
Этическое воспитание// Научно-методический журнал.- 2003г., № 4.