12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Оксана Владимировна Антохина130
Россия, Карелия респ., Петрозаводск

Конспект занятия для детей подготовительной группы с ИКТ и опытно-экспериментальной деятельностью «Путешествие в царство снега и льда»

Цель: Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.

Задачи: формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей
 способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Арктика», глобус, тазы с водой, детский крем.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о природном, животном мире, жизни людей в арктических условиях, беседы об экологическом значении Арктики, 
чтение энциклопедий по теме, разучивание стихов, пальчиковой гимнастики, просмотр мультфильма «Умка».

 Ход занятия:
Арктика
PPTX / 5.59 Мб
Вос-ль:
- Посмотрите, какой сегодня прекрасный день! К нам пришло на
электронную почту интересное письмо. Давайте посмотрим, кто же нам его
отправил? (просмотр и чтение письма):
 «Здравствуйте, О.В. и ребята! Я- полярный медвежонок Умка, предлагаю 
вам изучить  царство снега и льда, вы сможете поиграть в новые игры, сделать
опыты и эксперименты, познакомиться с новыми друзьями. К сожалению я еще маленький и не смог приехать к вам, но я в письме прислал вам
 все инструкции, что и как нужно делать.  Вы хотите посмотреть, что же нам прислал Умка?
- Ответы детей.
Вос-ль:
- Вы знаете, что такое Север? Где он расположен?
- Ответы детей.
- А поможет нам в этом глобус, модель земного шара, вращающегося вокруг
своей оси. На нём можно увидеть изображение высоких гор, и бескрайних
равнин, и заснеженных просторов, морей и океанов. Давайте на глобусе
найдём Северный полюс. Пространство вокруг него окрашено в белый цвет.
Это снега и льды Арктики. 

Слайд №1 - созвездие Большой Медведицы
Арктикой называют земли, лежащие под
созвездием Большой медведицы ( показ созвездия Большая медведица).
- Небо над Арктикой звёздами светится
Льётся далёкий их свет
Лапою машет Большая медведица
Шлёт нам на землю привет!

Слайд №2 - карта
Еще, где расположен Северный полюс или по другому - Арктика можно посмотреть на карте. Карта - это 
уменьшенное изображение какой-либо местности. Карты нужны, для того, чтобы можно было узнать, где находится тот или иной город, страна. 
остров или море. Карты используют путешественники,капитаны кораблей. Даже жителю города может понадобиться карта, чтобы найти незнакомую улицу. 
Карта нарисована на бумаге. Она красочная, большая,цветная. На карте можно найти горы,пустыни, на ней есть реки, моря и океаны.
На карте можно увидеть всю нашу страну.

Слайд №3 - Арктика
Арктические земли находятся на самой окраине нашей страны, возле
Северного полюса. Это острова, расположенные в Северном Ледовитом
океане. Зимой океан покрывается льдом, а летом по его волнам плавают
огромные горы – айсберги. С севера нашу Родину омывают сразу несколько
морей. Их называют морями Северного Ледовитого океана. 

Слайд №4 - Тундра
К северной
природной зоне России относится и тундра. Она расположена вдоль
побережья Северного Ледовитого океана. Тундра – это безлесная, голая
равнина, где бушуют бураны, метут метели. Климат в Арктике очень
суровый. Только самые смелые растения приспособились к жизни на Севере
- Лишайники. Это особенные растения! Для жизни им не нужна почва,
только немного света, тепла, влаги и очень чистый воздух. В загрязнённом
воздухе лишайники погибают. Мхи и лишайники по праву считаются
хозяевами Севера. Особенно славится ягель – любимое лакомство северных
оленей.
- Карликовая берёза и ива, ростом с карандаш, с очень маленькими
листочками. Летом расцветают голубые и белые подснежники, мать- и –
мачеха, медуница, лютики, разноцветные полярные маки, колокольчики,
васильки, иван- чай, зверобой, лесная герань, ромашка.
- Несмотря на суровый северный климат, тундра щедро делится со своими
обитателями душистыми и вкусными ягодами: морошка, клюква, брусника,
голубика. Много в тундре грибов, которые легко собирать: ведь они выше
карликовых деревьев. Поэтому в этих местах подосиновики называют
надосиновиками, а подберёзовики – надберёзовиками. Их очень любят
северные олени. 

Слайд №5 - полярная ночь
Зимой несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается.
Такой период называется полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.


Слайд №6 - полярное сияние
Только полярное сияние вспыхивает
порой на небе необычайными фантастическими красками. 
Вот как описывает полярное сияние один путешественник: "Небо пылало, как будто неведомая 
сила колебала огромный занавес. Крупные, чёткие складки украшали его. Волны то красного, то зелёного света, чередуясь, проносились по нему с
одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели".

Слайд №7 - полярный день
Но вот наконец
приходит полярное лето. Теперь солнце несколько недель не прячется за
горизонтом. Стоит белый полярный день. Хотя солнце и светит круглые
сутки, его лучи не успевают прогреть землю. Поэтому в Арктике холодно в
течение всего года, зимой и летом.И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы.

Воспитатель:                                                                                                                                        
 - Вы не замерзли? Давайте немного погреемся? 

Согревающий массаж.

Воспитатель:                                                                                                                                                          
Нам мороз не страшен,

Лишь ленивым он опасен.

Щечки дружно растираем

И про нос не забываем!

Чтобы уши не болели

Разомнем мы их скорее

И ладошки прижимаем

Сильно- сильно растираем.

Вот на лыжах проезжаем,

Санки мы не забываем.

Тра-та-та, тра-та-та,

Постучимся в ворота

Солнышко, выходи,

Нам согреться помоги!!!

Слайд №8 - животные севера
Воспитатель:                                                                                                                                                          
 - Согрелись? Ребята, какие же животные обитают в тундре?                                                                                                                                                                      
 - Волки, песцы, полярные зайцы,полярные совы, белые медведи, моржи, тюлени, олени. 
Зайца, оленя, совы и песца можно не бояться, а вот медведя, волка, моржа обходи стороной они хищники и очень крупные напасть на человека могут.

Слайд №9 - белый мелведь
Главный житель северных просторов это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой
 жира предохраняют его от сильных морозов.

- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия.
 Б.М. может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.

Белые медведи не впадают в зимнюю спячку.Зимой у белых медведей появляется потомство. 
 Когда приходит пора рожать детенышей медведица забирается в снежную пещеру. 
У этого огромного животного детеныши рождаются чуть больше крысы. Пока медвежата растут медведица не выходит из берлоги. 
Но уже через два месяца они выходят из заснеженной берлоги, и начинает приучает их ловить рыбу, а затем и тюленей.

Исследовательский эксперимент.

Воспитатель: Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается 
льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.

В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы
 сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите 
руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки 
слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. 

Слайд №10 - следы животных
Педагог: Люди, которые живут на севере, являются самыми лучшими в мире охотниками, по следам на снегу они могут определить,
 какое животное здесь недавно было, как давно это было и в какую сторону оно ушло. Сейчас мы с вами тоже попытаемся стать 
охотниками и определить по следу, какое животное оставило этот след. Подойдите к столу и возьмите каждый по одной картинке, 
а затем к своей картине найдите пару, следы нашего животного, а у кого следы животного найдите кто их оставил.

Дидактическая игра «Где, чей след?»

Цель: развить внимательность, вызвать интерес к окружающему миру и поисковой деятельности.

Слайд №11 - красный домик
- Как вы думаете, в Арктике, где живёт белый медведь, есть города?                                   
 -  Почему?

Дети:                                                                                                                                                                         
 - Большие дома сложно построить, нет опоры (много снега), трудно жить (очень холодно), нет школ, магазинов, нельзя ничего выращивать (короткое
 холодное лето).

Воспитатель:                                                                                                                                                             
- И всё же в Арктике живут люди, правда, не постоянно. Они приезжают сюда, чтобы изучать, исследовать землю, климат, воду, воздух. Но человек
 не может здесь жить долго, очень трудно, очень холодно, очень сильные ветра. Люди в Арктике живут на научно-исследовательских станциях. 
Это маленькие домики. Их легко разобрать и перевезти с помощью вертолёта в другое место.                                                                                                                              

Россия — первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой 
установленный 
на дрейфующей арктической льдине комплекс домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимое оборудование.
- Давайте посмотрим на один из таких домиков - станцию. Какого он цвета?

Слайд №12 - люди
- А люди изучающие грунт и делающие замеры в земле одеты в какого цвета одежду?

- Почему?

Дети:                                                                                                                                                                       
 - Красный цвет хорошо виден на белом снегу. Если человек потеряется или потеряет дорогу к станции, то издалека его будет лучше видно. 
Товарищи смогут его найти.

Воспитатель: Что нового мы сегодня с вами узнали? Покажите на глобусе, где находится северный полюс.
 Какова природа севера. Чем климат Севера похож на русскую зиму. Что такое северное сияние? Что такое полярная ночь, день? Какие животные 
живут на северном полюсе?

Понравилось ли вам? Я предлагаю сегодня вечером нарисовать северный полюс, северное сияние, животных севера. 
Ваши рисунки мы поместим на нашу выставку.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.