Статья на тему «Пути преодоления педагогического субъективизма во время внеурочных занятий по физике»
Скипина Елена Сергеевна
учитель физики
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Образовательный центр №5 г. Челябинска»
Челябинская область, г. Челябинск
Пути преодоления педагогического субъективизма во время внеурочных занятий по физике
Субъективизм является основной причиной, по которой обучающиеся отдают предпочтение методам контроля с минимальным участием учителя. Для того, чтобы внеурочных занятиях исключить педагогический субъективизм, необходимо шире использовать возможности средств информационных технологий для создания тестовых заданий. Мы предлагаем для создания тестов разного уровня трудности контрольно- тестовую систему КТС-Net версии 3.0 Дегтярева К.А.
Во многих школах в России проводятся курсы внеурочной деятельности по физике, с целью углубленной подготовки обучающихся по определенным темам, наиболее интересных для обучающихся. Большое внимание на этих занятиях уделяется экспериментальным заданиям и олимпиадным задачам. Мы считаем это правильным, однако, контролирующие задания так же необходимы.
Знания учеников оцениваются прежде всего для того, чтобы наметить как для учителя, так и для обучающихся пути их совершенствования, углубления, уточнения. На наш взгляд, сегодня это не всегда осознается педагогами.
Большое внимание вопросу контроля и оценки уделял Е.С. Рабунский. В его исследованиях по данной проблеме прослеживается следующая мысль: для того чтобы контроль был объективным, отношения между учителем и учеником должны быть деловыми. По его мнению, деловые отношения подразумевают то, что учитель стремиться приблизить характер заданий к уровню подготовленности ученика с целью постоянного повышения этого уровня, учитывает интересы ученика, считается с его желаниями, дифференцированно инструктирует его, создает благоприятную обстановку. Тем не менее каких-либо рекомендаций по поводу организации контроля знаний автор не дает. Так же почти не рассматривается вопрос контроля и у других исследователей (Унт, Щукина).
Мы провели анкетирование обучающихся нашей школы для выяснения того, какие формы они предпочли бы для контроля знаний на курсах внеурочной деятельности. В результате выяснили, что тестирование, как форму контроля выбрали 73% обучающихся.
Считаем, что основная причина - педагогический субъективизм.
Изучая литературные источники, мы пришли к выводу, что оценивание письменных и устных работ, обучающихся не является лишь техническим приемом. Аскарова, М. А., считает, что за любой используемой формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия [1].
О. Кондаш указывает, что только 14% обучающихся считают, что им выставляли справедливую оценку, 81% считают, – что лишь иногда, остальные отвечают: «никогда» [3].
В литературе выделяется ряд типичных ошибок оценивания. Тенденция «великодушия» и «снисходительности» проявляется в выставлении завышенных оценок. Данная тенденция характерна для «добрых» преподавателей, а также для тех, кто безразлично относится к своим обязанностям, «позволяет обучающимся делать все, чтобы не мешали». Ошибка «центральной тенденции» проявляется у педагогов в не выставлении крайних оценок: неудовлетворительных в стремлении избежать конфликтов со обучаемыми и их родителями; отличных, чтобы не попасть под удар критики со стороны учебного отдела [3].
На оценку оказывают влияние информация об интеллектуальных возможностях школьника (эффект Розенталя), его предыдущих успехах, внешность, дисциплинированность обучаемого. Перечисленные выше случаи являются ошибками, допускаемыми всеми людьми. К сожалению, встречается и осознанное, преднамеренное искажение оценок. Иногда бывают случаи крайне предвзятого отношения к ученикам – сведение личных счетов или просто проявление «педагогического садизма». Подобные действия учителя не позволяют не только объективно оценить результаты учебной деятельности, но и наносят удар по реализации воспитательной функции проверки и оценки. [3].
Субъективизм является основной причиной, по которой обучающиеся отдают предпочтение методам контроля с минимальным участием учителя. Наиболее ярким проявлением такого подхода на этапе проверки и оценки знаний является использование тестов успешности (достижений), которые предусматривают предъявление всем испытуемым одинакового количества заданий, требующих, как правило, однозначного ответа [3]. Такая процедура проведения проверки дает определенные преимущества: педагог полностью исключается из процесса проверки и оценки, обучаемые за короткий промежуток времени отвечают на значительный количество вопросов, процесс оценивания осуществляется автоматически, результаты проверки становятся известными практически мгновенно. Формализация проверки и оценки знаний при использовании тестов достижений ставит всех обучаемых в равные, одинаковые условия как по количеству, так и по сложности задаваемых вопросов, обеспечивает единые критерии оценивания результатов проверки, устраняет все рассмотренные выше проявления педагогического субъективизма.
Таким образом, для того чтобы внеурочных занятиях исключить педагогический субъективизм необходимо шире использовать возможности контрольно- тестовых систем.
При изучении интернет ресурсов нами было обнаружено, что существуют бесплатные и условно бесплатные программные оболочки.
Наиболее часто педагогами школ используются контрольно- тестовые системы MyTest X (Башлаков А.С.), RichTest, Hot Potatos, КТС-Net 3.
Каждая из этих контрольно- тестовых систем работает со следующими типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа (чисел), ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. Задание типа да/нет легко можно получить, используя тип с одиночным выбором. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу.
Контрольно тестовые системы состоят из модулей: модуль тестирования, редактор тестов, в оболочку MyTest X добавлен Журнал тестирования (MyTestServer).
Модуль тестирования позволяет открыть или получить по сети файл с тестом и пройти тестирование. Ход тестирования, сигнализация об ошибках, способ вывода результата тестирования зависит от параметров теста, заданных в редакторе.
Для создания тестов предназначен редактор тестов. С помощью редактора в данных программных средствах можно создать либо новый тест, либо изменить существующий. Так же в редакторе настраивается процесс тестирования: порядок заданий и вариантов, ограничение времени, шкала оценивания, что позволит нам использовать контрольно-тестовые системы на внеурочных занятиях по физике.
Журнал тестирования (только MyTestServer) позволяет организовать тестирование более удобным образом. С помощью него можно раздавать файлы с тестами по сети, получать результаты со всех компьютеров тестируемых и анализировать их в удобном виде.
В каждой из контрольно тестовых систем имеются возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа, можно определить шрифт, цвет символов и фона, использовать верхний и нижний индекс, разбивать текст на абзацы и применять к ним расширенное форматирование, использовать списки, вставлять рисунки и формулы, видео, анимационные материалы.
Программы для создания тестов поддерживают несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный, это позволит нам организовать индивидуализированное обучение. В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано вступление и объяснение к заданию. В штрафном режиме за неверные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно.
Важно также, что с помощью программ можно организовать как локальное, так и сетевое тестирование, для нас это необходимо ввиду того, что занятия могут проводится в дистанционном режиме во время карантинных мероприятий. При сетевом тестировании результаты тестирования могут быть переданы по сети в модуль Журнал, а могут быть отправлены по электронной почте.
Отличительной особенностью контрольно-тестовой системы Hot Potatos является то, что педагог может подготовить не только выше обозначенные типы тестовых заданий, но и викторины и кроссворды, часто это необходимо для повышения интереса к определенной теме.
Изучив опыт использования создания тестов с помощью инструментальных систем LinkWay, TeachCAD, Магистр, Сценарий, Stratum АИСТ Мироновым П.С., Кульчицким В.В., мы пришли к выводу о возможности использования подобных программных оболочек. Можно использовать такие программные тестовые оболочки как MyTest X, RichTest, Hot Potatos, КТС-Net.
Наибольшие возможности для создания тестов разного уровня трудности предоставляет контрольно- тестовая система КТС-Net версии 2.0 или 3.0 Дегтярева К.А.
Тест в программе КТС Net - это отдельный структурированный файл, с текстами вопросов, вариантами ответов, рисунками, видео- и звуковыми вложениями.
Как и любая из выше перечисленных инструментальных систем контрольно- тестовая система КТС Net позволяет создавать различные типы заданий в тесте: закрытые (с выбором одного или нескольких ответов из предложенных вариантов; с расстановкой вариантов ответов в нужной последовательности) и открытые задания с вводом нужного ответа с клавиатуры. Однако, мы выделили следующие возможности инструментальной системы, к ним относятся:
Индивидуальная настройка приоритетов (веса) для каждого задания и варианта ответа к заданию; возможность применения к каждому из тестовых заданий индивидуальных временных ограничений, возможность использовать в вопросах и в вариантах ответов рисунки (bmp, jpg, wmf), звуки (wav, midi, mp3), видео (avi, mpeg), формулы Microsoft Equation, а также любую OLE- графику (диаграммы Microsoft Excel, любой отрывок документа Microsoft Word и др.).
Напомним, что мы рассматриваем программу тестирования КТС Net 2.0, КТС Net 3.0. для организации индивидуального контроля, поэтому более подробно необходимо остановиться на вопросе настройки приоритета (веса) заданий и ответов к заданиям, именно они определяют начисление баллов.
Приоритет (вес) - это мера значимости данного задания и варианта ответа относительно других заданий теста и вариантов ответов.
Для заданий низкого уровня трудности выбираем приоритет 10, 9, 8, 7 или 6 – это значит, что прежде всего предъявляться обучаемому будут задания с высоким приоритетом и решить их нужно обязательно. Далее следуют задания средней степени трудности с приоритетом 5,4 и 3, высокой степени с приоритетом 2 и 1.
При настройке порядка следования вопросов, мы считаем целесообразным предъявлять сначала вопросы низкого уровня трудности, затем среднего и затем высокого, при этом разрешать пропуск вопросов.
При настройке приоритета ответа правильному ответу на задания высокого уровня присваивается приоритет 10; среднему7,8,9; низкому 5,6. Данные настройки мы используем при 10 бальной шкале оценивания знаний и умений. Программа тестирования КТС Net 2.0, КТС Net 3.0. позволяет настроить и любую другую шкалу оценивания.
Мы задали максимальную оценку за тест в редакторе тестов 10, следуя системе рейтинговой системе оценки знаний обучающихся
Рис.1. Окно, для настройки системы оценок
На рисунке показаны индивидуальные настройки приоритета задания, ответов к заданию, времени выполнения тестового задания
Рис.2 Окно редактирования вопроса
Обучающемуся данный тест предъявляется в следующем виде
Рис.3. Вид окна с тестовым заданием
Теперь рассмотрим настройку времени тестирования в контрольно-тестовой системе КТС Net 2.0, КТС Net 3.0. Для текущего контроля обучения мы настраиваем время ответа в каждом задании индивидуально, время ответа зависит от степени трудности задания, для выполнения задания низкой степени трудности А настраиваем 1 минуту, средней степени В - 1,5минуты, для решения задания высокой степени трудности С - до 5 минут. Часто в задания в вопрос или ответы включается видеофрагмент, в этом случае при настройке учитываем время просмотра видеоролика.
например
Рис.4. Настройка просмотра видеоматериала
Обучающиеся увидят это задание в следующем виде.
Рис.5 Вид окна с видеофрагментом
Еще одним вариантом настройки времени тестирования является глобальное ограничение времени для выполнения всего теста, при этом каждое задание по времени не ограничено. Глобальное ограничение по времени можно применять и при рубежном контроле после изучения какого – либо раздела.
Большое значение при организации тестового контроля с помощью прикладных программных средств имеет интерактивный диалог. В контрольно- тестовой системе интерактивный диалог реализуется в виде рекомендаций к действиям обучающегося, в выводе подсказок или правильных ответов в случае неправильного ответа, оценочного замечания. В системе КТС Net 2.0, КТС Net 3.0. имеется возможность показа правильных ответов (по умолчанию она включена). Заключается эта возможность в том, что после каждого вопроса пользователю показывается ответ и оценочное суждение введенного пользователем варианта (верно, неверно). При необходимости в настройках можно эту функцию отключить.
В программе тестирования имеется возможность пропуска вопросов (чтобы ответить на них позднее). Эта опция позволяет настроить ограничения числа пропусков.
Следует заметить, что встроенный язык программирования КТС Net 3.0 позволяет без усилий реализовать свой абсолютно произвольный алгоритм подсчета баллов, выводить свои сообщения со звуковой и видеоинформацией, определять порядок и количество задаваемых вопросов).
Однако, тестирование не исключает другие виды контроля (индивидуальная беседа, различные виды самостоятельных работ, контрольные мероприятия проводятся на различных этапах внеурочного занятия по физике), при сочетании с ними тестирование может повысить эффективность обучения физике.
Балл полученный обучающимся за тест не должен быть определяющим, важно оценить не только теоретические знания, но и ряд практических знаний и умений во время внеурочных занятий.
Таким образом, для того чтобы внеурочных занятиях исключить педагогический субъективизм необходимо шире использовать возможности средств новых информационных технологий для создания тестовых заданий.
Мы использовали для создания тестов разного уровня трудности контрольно- тестовую систему КТС-Net версии 3.0 Дегтярева К.А.
Мы использовали эти тесты для контроля знаний на внеурочных занятиях по физике.
Знания оценивали по 10 бальной шкале, правильный ответ на задания высокого уровня - 10 баллов; среднего -7,8,9; низкого - 5,6.
Список использованной литературы и источников
Аскарова, М. А. О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе) [Текст] / М. А. Аскарова. —непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20.1 (79.1).
Волков, Н. И. Тестовый контроль знаний [Текст] / Н. И. Волков, А. Н. Алексеев, Н. А. Алексеев. – Сумы: Университетская книга, 2004. – 109 с.
Алексеенко С.Д. Субъективизм преподавателя и его влияние на экзаменационную ситуацию [Текст]: /Н.И Волков, http://www.rusnauka .com/27_OINXXI_2011/ Pedagogica/2_92809.doc.htm
Рабунский, Е. С. Индивидуализация домашних заданий как средство повышения эффективности обучения [Текст] / Е.С. Рабунский -Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / М-во просвещения РСФСР. Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Москва: [б. и.], 1963. - 19 с.;
Кузнецов, А. А. Контроль и оценка результатов обучения в условиях внедрения стандартов образования [Текст] / А. А. Кузнецов // Педагогическая информатика.- 2012.- № 1.- С. 13–22.
Кузьмина, Н. В. Организация тестового контроля [Текст] / учебно-методическое пособие / Н. В. Кузьмина, М. С. Чванова, В. В. Зубец. - Тамбов: изд-во ТГУ, 2008. - 42 с.
Матушанский, Г. У. Проектирование педагогических тестов для контроля знаний [Текст] / Г. У. Матушанский // Информатика и образование. - 2009. - № 6. - С. 7–10
Пашкова, Т. С. Использование электронных систем контроля и оценки знаний обучающихся на уроке информатики [Текст] / Т. С. Пашкова. - непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 129-131.
Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Унт- М.: Педагогика. 1990
12