Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб географических открытий» (2–4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лакшинская школа»
Приложение № 1
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом директора
от28.08.2015г № 161
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Клуб географических открытий»
(география)
Уровень образования (классы): основное общее образование
2-4 классы
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.; примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.
с. Лакша
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Клуб географических открытий». 5–7-е классы.
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Фундаментального ядра содержания общего образования.
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.
Целью рабочей программы является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.
Задачи курса конкретизированы по блокам для каждого периода изучения.
Целесообразность курса. На изучение данного курса в 2-4 классах отводится по 34 ч. За 1 час в неделю сложно сформировать у детей практические умения навыки работы с разнообразным географическим материалом, а также с тематическими картами. Вот поэтому введение данного курса является необходимым дополнением к учебному предмету.
Актуальность курса. Курс предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и анализировать. В этой связи актуальным становится изучение ГИС-технологий и GPS-навигационных систем.
Изучение всех разделов курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – “знание карты”.
Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся.
Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса. География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены исторические, экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, в том числе за свою малую Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД: – способности к самостоятельному
приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
Учащиеся будут знать: особенности природы, населения, хозяйства Нижегородской области; будут иметь представление о географии своего края, ее роли в освоении планеты человеком, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своего края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мира и адекватной ориентации в нем; представления и основополагающие теоретические знания о целостности и неоднородности своего края и в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах своего края; представления об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях,
Учащиеся будут уметь: овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; умения и навыки использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности; умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде своего края.
Надпредметными результатами освоения программы занятий внеурочной деятельности "Географическое краеведение" являются: формирование представлений о географической науке, еѐ роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, своего края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нѐм; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из "языков" международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания; создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную форму работы, заменить и дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Основными разделами программы являются следующие темы:
1 год обучения
№ |
Тема раздела |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Великие географические путешествия и открытия |
12 |
3 |
Каменная летопись планеты. |
2 |
4 |
В мире песка и камня. |
5 |
5 |
Каньоны Мира. |
2 |
6 |
В мире падающей воды. |
4 |
7 |
Эти удивительные озера. |
2 |
8 |
В мире мрака и безмолвия. |
6 |
Всего |
34 |
2 год обучения.
№ |
Тема раздела |
Количество часов |
1 |
Грозное дыхание Земли. |
3 |
2 |
Тепло подземных вод и природных фонтанов |
2 |
3 |
Этот удивительный ледяной мир. |
3 |
4 |
В глубинах неизведанного. |
4 |
5 |
Гиблые места |
3 |
6 |
Страны и континенты |
19 |
Всего |
34 |
3 год обучения.
№ |
Тема раздела |
Количество часов |
1 |
Путешествуем по России |
21 |
2 |
Путешествие по Нижегородской области |
12 |
Всего |
33 |
4. Тематическое планирование.
1 год обучения.
№ |
Тема |
дата |
|
П |
Ф |
||
Введение |
|||
1 |
Введение. Знакомство с программой курса, его целями и задачами. |
||
Великие географические путешествия и открытия. |
|||
2 |
Роль географии в исследовании и открытии новых земель с древности до наших дней. |
||
3 |
Путешествия и открытия викингов в Атлантике и Северной Америке. |
||
4 |
Путь из «варяг в греки» |
||
5 |
Великий шелковый путь. |
||
6 |
Исследование Арктики. Поморы. |
||
7 |
Экспедиция Г.Я. Седова. |
||
8 |
О.Ю. Шмидт и освоение Северного морского пути. |
||
9 |
Российские экспедиции СП. И.Д. Папанин и первая экспедиция на дрейфующей льдине. |
||
10 |
Экспедиция Тура Хейердала. |
||
11 |
Исследование Жака Ива Кусто. |
||
12 |
Покорение Эвереста и Марианской впадины. |
||
13 |
Федор Конюхов – выдающийся российский путешественник наших дней. |
||
Каменная летопись планеты. |
|||
14 |
Каменная летопись планеты. Башни дьявола. Каменные горбы Катажута. |
||
15 |
Конусы Каппадокии. Долина приведений горы Демерджи. |
||
В мире песка и камня. |
|||
16 |
Что такое пустыня? Как образовались пустыни? Какие бывают пустыни? |
||
17 |
Где расположены самые известные пустыни мира? Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. |
||
18 |
Сахара – крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб. |
||
19 |
Пустыня Кающихся грешников. Каменная симфония пустыни Гоби. |
||
20 |
Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки. |
||
Каньоны Мира. |
|||
21 |
Почему и где образуются каньоны? Самый величественный каньон мира. |
||
22 |
Жизнь в Большом каньоне. Как открыли Большой каньон. |
||
В мире падающей воды. |
|||
23 |
Водопад Анхель. Водопад Йосемитский. |
||
24 |
Самые широкие водопады Мира. Ниагарский водопад. |
||
25 |
Водопады Игуасу и Гуагира, Виктория. |
||
26 |
Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Д.Востока. Культ праздника водопадов. |
||
Эти удивительные озера. |
|||
27 |
Самые большие озера Мира. |
||
28 |
Озера с уникальной соленостью. Самые диковинные озера. |
||
В мире мрака и безмолвия. |
|||
29 |
Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. |
||
30 |
Сокровища пещер. Пещерные города. |
||
31 |
Сказочный мир подземных дворцов. |
||
32 |
Пещерная система Флинт-Мамонтова. Пещера Оптимистическая. |
||
33 |
Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России. |
||
34 |
Жители подземелий. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые. |
2 год обучения.
№ |
Тема |
Дата |
|
П |
Ф |
||
Грозное дыхание Земли |
|||
1 |
Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена. |
||
2 |
Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Как извергаются вулканы. |
||
3 |
Подводные вулканы и вулканические острова. Вулканический туризм. |
||
Тепло подземных вод и природных фонтанов. |
|||
4 |
Горячие источники Памукале. Самый знаменитый гейзер на камчатке. |
||
5 |
Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на камчатке. |
||
Этот удивительный ледяной мир. |
|||
6 |
Что такое лед и в чем его уникальность. Сколько льда на Земле? |
||
7 |
Ледники Гренландии, Антарктиды. Айсберги. |
||
8 |
Великие оледенения прошлого. |
||
В глубинах неизведанного. |
|||
9 |
Звенящие и поющие камни. Вашкский камень. |
||
10 |
Каменные слезы гор и каменное масло таежных скал. Неопознанные шумы. |
||
11 |
Полярные сияния. Гало и другие видения. |
||
12 |
Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера? |
||
Гиблые места. |
|||
13 |
Геопатогенные зоны. Здоровье и геопатогенные зоны. |
||
14 |
Поляна смерти или тайна Чертова кладбища. Безмолвные призраки морей. |
||
15 |
Тайна Бермудского треугольника. |
||
Страны и континенты. |
|||
16 |
Материки и океаны на карте. Страны Мира. |
||
17 |
Путешествие в Гималаи. |
||
18 |
Национальный парк Волонг (Китай) – жилище большой панды. |
||
19 |
Большой Барьерный риф. |
||
20 |
Великая Китайская стена. |
||
21 |
Путешествуем по Великобритании. Стоунхендж. |
||
22 |
Франция. |
||
23 |
Эйфелева башня – самый посещаемый туристами мира объект. |
||
24 |
Средиземноморье – туристическая «Мекка» |
||
25 |
Мы путешествуем по Испании. |
||
26 |
Мы путешествуем по Италии. |
||
27 |
Египет |
||
28 |
Турция |
||
29 |
Таиланд |
||
30 |
Путешествие по Амазонии. |
||
31 |
Галапагосские острова. |
||
32 |
Карнавал в Рио-де-Жанейро. |
||
33 |
Антильские острова. |
||
34 |
Куба – остров свободы. |
3 год обучения.
№ |
Тема |
Дата |
|
П |
Ф |
||
Путешествие по России. |
|||
1 |
Россия на карте Мира. |
||
2 |
ЮНЕСКО. Объекты Всемирного наследия в России. |
||
3 |
Озеро Байкал. |
||
4 |
Вулканы и гейзеры камчатки. |
||
5 |
Золотые горы Алтая. |
||
6-7 |
Кавказ. Его рекорды, курорты, заповедники. |
||
8 |
Сихоте-Алинь: его уникальная природа, заповедники. |
||
9 |
Убсунурская котловина. |
||
10 |
Остров Врангеля – родильный дом белых медведей. |
||
11 |
Плато Путорана. |
||
12 |
Ленские столбы. |
||
13 |
Остров Кижи. |
||
14 |
Куршская коса. |
||
15 |
Дербент – старейший город россии. |
||
16-17 |
Санкт –Петербург – город-музей. |
||
18-19 |
Московский Кремль. |
||
20 |
Красная площадь. |
||
21 |
«Золотое кольцо России» |
||
Путешествие по нижегородской области. |
|||
22 |
Богатства Нижегородской стороны: люди и славные дела. |
||
23 |
Мы и наши соседи |
||
24 |
Нижегородский кремль. |
||
25 |
Религия и храмы Н.Новгорода. |
||
26 |
Секрет золотой хохломы. |
||
27 |
Городецкие сюжеты. |
||
28 |
Нижегородская ярмарка. |
||
29 |
Путешествие по своему поселению. |
||
30 |
Наша сила и слава – в памяти о прошлом. |
||
31 |
Легенды о Нижнем Новгороде. |
||
32-33 |
Обобщение материала. |
РАССМОТРЕНО гуманитарного цикла от 29 августа 2017г. №1
|
ПРИНЯТО на педагогическом совете от 30 августа 2017г.№1 |