Программа внеурочной деятельности «Погружение в сказку» для 1 класса
государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов «___» ___________ 2016г. Протокол № _____ _____________________________ |
Согласовано на методсовете «___» ___________ 2016г. Протокол № _____ зам. дир. по УР Ветохина И.В. |
Утверждена педсоветом школы-интерната № 1 «___» ___________ 2016г. Протокол № _____ |
Утверждена директором школы-интерната № 1 «___» ___________ 2016г. Приказ № _____ Маликова Н.А. |
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "ПОГРУЖЕНИЕ В СКАЗКУ"
ДЛЯ 1 КЛАССА
на 2016 – 2017 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г. ;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год, принятый педагогическим советом;
Программа внеурочной деятельности «Погружение в сказку» составлена с учетом требований современной педагогики в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит — сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима.
Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Данная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми русских народных и авторских сказок.
В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.
Цель программы: формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.
Задачи:
открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
развитие эмоционально – чувственной сферы;
развитие прикладных умений и навыков;
развитие мелкой моторики;
развитие устной речи, навыков общения;
обучение чтению;
формирование навыка чтения.
Формы и методы:
- Беседы с детьми о прочитанных сказках;
-Чтение сказок предусмотренные программой; "
- Рассматривание иллюстраций к сказкам;
-Дидактические игры; -
-Обсуждение и пересказ прочитанных сказок;
-Отгадывание загадок о сказках и сказочных героях;
-Инсценировка сказок ;
-Изготовление аппликаций к сказкам;
-Изготовление иллюстраций к сказкам;
-Изготовление поделок из пластилина;
-Просмотр мультфильмов и сказок;
Программа рассчитана для учащихся 1 класса.
Занятия проходят 1 раз в неделю по одному часу. В год – 33 часа.
Основные элементы занятий.
1) Ритуал входа в сказку с помощью волшебной феи, волшебного платка, доброй рассказчицы сказок, воздушных шариков и т.д. Это помогает заинтересовать детей и создать настрой на совместную работу и войти в сказку.
2) Прослушивание сказки в одном из вариантов
а) Слушание сказки, которую рассказывает педагог.
б) Повторное прослушивание сказки и рассказывание с опорой на образы действий педагога (пантомимические, мимические движения, звукоподражания).
3) Беседа по содержанию сказки с элементами психогимнастики.
4) Прослушивание песен, соответствующих данной теме, с беседой по содержанию.
5) Музыкально – ритмические игры, упражнения.
6) Упражнения на расслабление и отдых.
Эти упражнения способствуют развитию умений управлять своими эмоциями и действиями.
7) Пальчиковый театр.
8) Кукольный театр
9) Драматизация сказки
10 ) Ритуал выхода
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально воспринимать сказки;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты сказок вопросы и задания к ним, диалоги постоянно действующих героев, обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Предметные результаты:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
уметь рассказывать сказки;
знать популярные русские народные сказки;
знать признаки сказки как жанра;
знать виды сказок (волшебные, сказки о животных)
знать правила работы с красками, пластилином, бумагой ножницами;
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности учащиеся должны уметь:
- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;
- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,
- составлять полные предложения;
- объяснять лексическое значение слова;
- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, , способность к переключению;
- проявлять интерес к явлениям окружающей действительности;
- проявлять интерес ко всему живому;
- уметь проявлять заботливое, внимательное, познавательное отношение к окружающим людям;
- уважать труд взрослых;
- воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней.
Требования к результатам обучения по программе:
К концу обучения учащиеся должны знать:
популярные русские народные сказки и сказки других народов мира;
признаки сказки как жанра;
виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных).
К концу обучения учащиеся должны уметь:
слушать, читать и отвечать на вопросы;
иллюстрировать услышанное или прочитанное;
пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.
Ожидаемые результаты реализации программы.
В области личностных планируемых результатов будут формироваться БУД:
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;
начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные БУД. Коммуникативные БУД:
обращаться за помощью;
задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять общую цель и пути её достижения;
осуществлять взаимный контроль;
вести устный и письменный диалог;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные БУД:
формулировать и удерживать учебную задачу;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
составлять план и последовательность действий;
адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
различать способ и результат действия;4 осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные БУД:
поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица);
сбор, обработка и передача информации; анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
построения рассуждения; применение и представление информации;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
В области предметных планируемых результатов учащиеся научатся:
свободно работать с различными источниками информации;
устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями.
Рекомендации по оснащению реализации программы
Для реализации программы «Погружение в сказку» необходимы следующие принадлежности:
книги со сказками;
компьютер, мультимедиапроектор;
видеофильмы со сказками;
альбом, цветные карандаши;
пластилин;
предметные картинки.
Учебно - методическое обеспечение.
1. "Воспитание сказкой" Л.Б.Фесюкова. Москва "Фолио" 2000г. 2. "Сказкотерапия" И.В.Вачков. (Ось -89) 3. "Практикум по сказкотерапии" Т.Д.Зинкевич - Евстиииигнеева. (2001г. Санкт - Петербург "Речь". 4. Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой. Санкт - Петербург "ОЛМА - ПРЕСС- 2003г. 5."Читаем сказки с логопедом" О.Г. Ивановская .Санкт-Петербург издательство "Каро" 2007г. 6. Народные русские сказки. — М., 1982
Календарно - тематическое планирование
№ |
Раздел / тема |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Вид деятельности |
Предметные |
Личностные |
|||||
1 четверть |
9 |
|||||
1 |
Путешествие в сказку. Моя любимая сказка |
1 |
уметь отвечать на вопросы полным предложением; |
Развитие готовности к сотрудничеству. |
Знакомство с выставкой книг «Сказки». Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?» |
|
2 |
Сказки о животных. Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых» |
1 |
Уметь рассказывать сказку. |
Развитие учебных мотивов познавательных интересов. |
Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». |
|
3 |
Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик». |
1 |
Уметь сравнивать сказки. Знать героев сказки. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок. |
|
4 |
Русская народная сказка «Заяц – хваста». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». |
1 |
Знать народные и авторские сказки. |
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; |
Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. |
|
5 |
Русская народная сказка «Три медведя». |
1 |
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; |
формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. |
Просмотр мультфильма. Работа с пластилином: слепим три медведя. |
|
6 |
Русская народная сказка «Вершки и корешки». |
1 |
восприятие на слух сказок и; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; |
действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо") |
Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ. |
|
7 |
Русская народная сказка «Маша и медведь». |
1 |
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; |
высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам. |
Слушание. Ролевая игра. |
|
8 |
Русская народная сказка «Кот и лиса». |
1 |
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; |
Проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний; |
Чтение, краткий пересказ, рисование героев. |
|
9 |
Русская народная сказка «Лиса и заяц». |
1 |
пересказ сказки по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; |
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; |
Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ. Рисование домиков: для лисы, для зайца. |
|
2 четверть |
7 |
|||||
1 |
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». |
1 |
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; |
Развитие готовности к сотрудничеству. |
Чтение сказки. Анализ содержания. Разучивание игры «Лиска – лиса». |
|
2 |
Русская народная сказка «Лиса и журавль». |
1 |
пересказ сказки по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ. |
|
3 |
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». |
1 |
Знать героев сказки; давать характеристику главным героям. |
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
Чтение сказки. Анализ содержания. |
|
4 |
Русская народная сказка «Аленушка и лиса». |
1 |
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; |
действие смыслообразования (интерес, мотивация) |
Чтение сказки. Анализ содержания. |
|
5 |
Сказки про зайца, лису и медведя. |
1 |
Знать названия сказок. |
Развитие готовности к сотрудничеству. |
Выставка книг. Чтение сказок. Викторина. |
|
6 |
Русская народная сказка «Колобок». |
1 |
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; |
Развитие готовности к сотрудничеству. |
Слушание, рассказывание сказки. Лепка персонажей сказки. |
|
7 |
Русская народная сказка «Репка». |
1 |
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; |
Развитие готовности к сотрудничеству. |
Слушание, рассказывание сказки. Посадка семян репы. |
|
3 четверть |
9 |
|||||
1 |
Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок». |
1 |
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; |
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально воспринимать сказки; |
Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. |
|
2 |
Русская народная сказка «Жихарка». |
1 |
пересказ сказки по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; |
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; |
Слушание. Чтение сказки. Работа над пересказом. |
|
3 |
Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. |
1 |
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; |
эмоционально воспринимать сказки; |
Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Работа над пересказом. |
|
4 |
Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица». |
1 |
определение основной мысли сказки после предварительного его анализа; |
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка. |
|
5 |
Волшебные сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка». |
1 |
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; |
высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам. |
Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. |
|
6 |
Русская народная сказка «Хаврошечка». |
1 |
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; |
действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо") |
Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. |
|
7 |
Русская народная сказка «По щучьему веленью». |
1 |
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; |
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; |
Чтение сказки. Анализ содержания. Придумывание вопросов к тексту. Просмотр мультфильма. |
|
8 |
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». |
1 |
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; |
высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам. |
Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. |
|
9 |
Моя любимая сказка. Сказочная викторина. |
1 |
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; |
Развитие учебных мотивов познавательных интересов. |
Иллюстрирование прочитанных сказок. |
|
4 четверть |
8 |
|||||
1 |
В.Катаев «Цветик-семицветик». |
1 |
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; |
действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо") |
Слушание, чтение сказки, иллюстрирование. |
|
2 |
В.Катаев «Цветик-семицветик». |
1 |
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; |
Развитие учебных мотивов познавательных интересов. |
Слушание, чтение сказки, иллюстрирование. |
|
3 |
Мультфильм по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик». |
1 |
формирование желания выполнять учебные действия |
Просмотр мультфильма. |
||
4 |
Русская народная сказка «Лягушка-царевна». |
1 |
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; |
высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам. |
Слушание, чтение. |
|
5 |
Русская народная сказка «Лягушка-царевна». |
1 |
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; |
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; |
Слушание, чтение. Просмотр мультфильма. |
|
6-7 |
Подготовка и проведение праздника «Духовный мир русской сказки». |
2 |
знать популярные русские народные сказки; знать признаки сказки как жанра; знать виды сказок (волшебные, сказки о животных). |
Развитие готовности к сотрудничеству. |
Репетиция представления «Узнай сказку». |
|
8 |
Праздник «Духовный мир русской сказки». |
1 |
Развитие готовности к сотрудничеству. |
Выставка рисунков и спектакль «Узнай сказку». |
Приложение
Занятие по теме: Сказка"Лисичка- сестричка и серый волк"
1. Организация начала урока. "Ритуал "входа" в сказку". Ребята, у нас сегодня на уроке будет сказочный персонаж. Посмотрите, кто это?(Лиса) (дети сидят в кругу и говорят свои ласковые имена гостье, которая пришла на урок). цель: настроить детей на урок.
2. Повторение изученного.
- О каком сказочном герое мы читали сказки на прошлом уроке?(Мы читали сказки о лисе.)
- Назовите названия этих сказок? ("Лиса и кувшин", "Лисичка со скалочкой")
цель: коррекция вербальной памяти на основе упражнений: в запоминании, узнавании.
3. Загадки о лисе.
- Ребята, а какие вы знаете загадки о лисе?(Дети загадывают друг другу загадки)
* Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса! А зовут ее....
* Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур в деревне дерет.
* За деревьями, кустами, промелькнуло будто пламя, промелькнуло, пробежало. Нет ни дыма, ни пожара.
* Рыжая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла.
цель: активизировать словарный запас, коррекция памяти.
4. Новый материал.
цель: познакомить с содержанием сказки "Лисичка - сестричка и волк", развивать память, внимание.
Сегодня мы прослушаем еще одну сказку о лисе. А какую вы сейчас узнаете, прослушав отрывок из этой сказки. (прослушивание отрывка фонозаписи).
Затем, чтение учителем сказки + показ иллюстраций.
Вопросы к внимательному слушателю(дети дают правильные четкие ответы на вопросы):
1. Понравилась вам сказка?
2. Как называется эта сказка?
3. Назовите героев сказки?
4. Что случилось с героями сказки?
5. Почему с волком такое случилось?
6. В какое время года происходят события?
7. А какое время года у нас сейчас?
8. По каким признакам можно определить зиму?
9. А какие признаки зимы мы встретили в сказке?
10. А если бы была не зима, наловил бы волк хвостом рыбы? Почему?
5. Физпауза. " Игра "Рыболов".(Дети "ловят"рыбу, кто больше поймает. магнитные удочки, рыбки вырезаны из дерева, на которых приклеен металлический кружок).
цель: коррекция общей моторики.
6. Работа с карточками.(индивидуальная работа).1. Необходимо собрать сказку по последовательности событий.(Ребятам раздаются карточки с иллюстрациями к сказке, а затем ее пересказывают)
2. Собрать определенный сюжет из сказки. (Карточка - мазайка, собрать и пересказать этот эпизод.)
цель: коррекция устной речи, памяти, внимания, логического мышления.
7. Письмо. (загадки о диких животных). Ответы дети находят по карточкам-картинкам и прикрепляют к нужной надписи на доске.
* У кого у зверей хвост пушистее и длинней?
* Кто зимой холодной ходит злой, голодный?
* Зимой спит, летом ульи ворошит.
* То рыжая, то серая. а по названью белая.
- Что общего между этими животными?
- Какие животные не встречались в нашей сказке?
цель: активизировать словарный запас обучающихся, развивать логическое мышление, память.
8. Пальчиковая гимнастика. "Рыбка плавала в пруду".
Рыбка плавала в пруду,
Хвостиком виляла,
Ладонь повернуть к себе, пальцы сжаты, ладонью сделать плавные движения;
Корм глотала на ходу,
Ротик открывала. ^ Пальцы обеих рук сжать вместе, большие пальцы противопоставить остальным, изобразить открывание и закрывание рта.
Лягушонок мимо плыл,
Щеки раздувая. ^ Показать округлые формы пальцами вокруг щек.
Ножкой дрыгал влево — вправо,
Устали не зная. Откинуть одну ногу в сторону, потом другую.
Уж шуршал по камышам,
Камыши шумели, ^ Собрать пальцы в щепотку, сделать волнообразное движение рукой; руки поднять вверх, покачать ими;
И над всеми в небесах указательным пальцем показать вверх;
Птицы звонко пели. ^ Взмахнуть руками, вытянуть шею.
цель: коррекция мелкой моторики.
9. Сложим из спичек лису.
- Посчитайте, сколько нам понадобится спичек?
10. Итог урока.
цель: обобщить знания полученные на уроке.
"Ритуал "выхода" в из сказки.
Встанем в круг. Возьмемся за руки. Это покажет, что мы с вами дружим друг с другом. И мы не будем так поступать со своими друзьями как поступила лиса.
- Какая сказка была у нас в гостях?
- Чему учит эта сказка?
Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо работали на уроке.
Наш урок подошел к концу, до свидания!
Занятие по теме: Сказка "Лиса и заяц"
1. Ритуал «входа» в сказку.
Цель: настроить детей на урок, активизировать мыслительную деятельность.
Дети стоят в кругу, взявшись, за руки и дарят друг другу улыбки, хорошее настроение.
- Ребята, к нам на урок пришел сказочный гость. Вы хотите узнать, кто это? (Да!)
Отгадайте загадку и узнаете, кто же это за сказочный гость.
Загадка.
Растут на макушки
Длинные ушки.
Он хоть и мальчишка,
А такой трусишка!
Ну-ка угадай-ка,
Как зовется?...(зайка).
- Молодцы ребята! (после того, ка дети отгадали загадку, предлагается найти «отгадку» среди игрушек(лиса, заяц, еж, медведь, собака).
- А теперь давайте познакомимся с нашим гостем. (берем игрушку в левую руку – здороваемся, перекладываем в правую – говорим свое имя).
Нашему гостю вы очень понравились и он спрашивает у вас, знаете ли вы , в каких сказках встречается этот герой?(дети перечисляют названия сказок, в которых встречается зайка).
-А сейчас, я вам загадаю еще одну загадку, и вы узнаете, какую сказку мы будем сегодня слушать, смотреть.
Загадка.
Снежный терем у лисицы
Убежал весной водицей.
К зайке попросилась в дом.
Кто прогнал ее потом? (Заюшкина избушка).
2. Новый материал. цель: объявить название сказки, нацелить детей, чем будем заниматься во время урока и что будем развивать. (объявление темы урока) Сегодня на уроке мы прослушаем, а потом будем работать со сказкой «Заюшкина избушка». На уроке вы будете развивать свою речь, память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику.
3. Словарная работа. Цель: обогащение словарного запаса обучающихся.
Лубяная – избушка из веточек и досочек.
Ледяная – сделана изо льда.
Забрехала – залаяла.
Закоулочки – небольшой переулок.
4. Слушайте, ребятки, сказку, сказку по порядку. Слушайте, не перебивайте. Что увидите – запоминайте!
Презентация сказки «Заюшкина избушка». (учитель читает содержание сказки и показывает презентацию к сказке)
5. Работа по вопросам. Цель: развивать диалогическую речь. А сейчас мы узнаем, кто же у нас был самым внимательным слушателем.
- Как называется сказка?
- Кто был в сказке добрым: лиса или зайчик?
- Что сделала лиса?
- Кто из героев сказки хотел помочь зайчику?
- Кто в сказке оказался самым храбрым?
6. Физкультминутка. Цель: коррекция общей моторики.
Раз – присядка, (Дети приседают.)
Два – прыжок, (Подпрыгивают, кладут ладошки на голову – ушки на макушке)
Это заячья зарядка.
А лисички, как проснуться, (Кулачками трут глаза.)
Сразу любят потянуться, (Потягиваются, отводя руки назад.)
Обязательно зевнуть, (Зевают, прикрывая рот ладонью.)
Ну и хвостиком вильнуть. (Двигают бедрами из стороны в сторону.)
Ну а мишка – косолапый, (Слегка сгибают руки в локтях.)
Широко расставив лапы, (Ставят ноги на ширину плеч.)
То одну, то обе вместе – (Переступают с ноги на ногу.)
Долго топчется на месте. (Раскачивают туловищем.)
А наш Петя-петушок, (Ставят руки на пояс.)
Подняв красный гребешок, (Поднимают голову вверх.)
Важно по двору шагает, (Шагают, высоко поднимая колени.)
Свою песню распевает: «Ку-ка-ре-ку».
7. Пересказ сказки. Цель: коррекция монологической и выразительной речи, коррекция памяти и внимания. Давайте порадуем нашего гостя. Соберем сказку по последовательности и ее перескажем.
Но для начала, давайте вспомним у кого была избушка лубяная?(зайки)- найдите его на картинке. - У кого избушка была ледяная?(у лисы) – найдите ее на картинке.
– Кто первый пришел зайке на помощь? (собака)- найдите ее на картинке.
– Кто пришел выгонять лису после собаки? (медведь) – найдите его на картинке.
- Кто же смог прогнать лису? (петушок) – найдите его на картинке.
Теперь по этим картинкам соберем последовательность сказки и перескажем ее. ( дети составляют последовательность и пересказывают сказку.
8. Пальчиковая гимнастика с элементами массажа. Цель: коррекция мелкой моторики.
Жил – был зайчик
(Сжимают руки в кулачок, указательным и средним изображают ушки)
На лесной опушке.
(Хлопают в ладоши)
Жил – был зайчик
(Показывают ладонями ушки)
В маленькой избушке.
(Показывают домик, ладошки – большие пальцы)
Мыл он свои ушки,
(Потирают ушки)
Мыл свои лапочки.
(Выполняют моющие движения кистей рук)
Наряжался зайчик,
(Делают движения сверху вниз по туловищу)
Обувал и тапочки.
(Обуваются)
9. Индивидуальная работа. Цель: коррекция мелкой моторики, внимания, мышления. ( Ковалёва Карина – собирает пазлы)
Все остальные делают из бумаги зайчика. (в технике оригами)
10. Ритуал «выхода» из сказки.
Дети становятся в круг. Подводим итоги занятия.
- С какой сказкой вы познакомились?
- Кто помог зайке?
- Чему учит эта сказка?
- Какими нужно быть, чтобы быть похожим на Петушка.
- Вам понравилось на уроке?
- Что вам больше всего понравилось?( каждый ребёнок говорит, что ему понравилось)
11. Выставление оценок.
На этом наш урок закончен. Большое всем спасибо!