Программа внеурочной деятельности «Погружение в сказку» для 1 класса

23
0
Материал опубликован 16 December 2016 в группе

государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»

 

Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

«___» ___________ 2016г.

Протокол № _____

_____________________________

Согласовано на методсовете

«___» ___________ 2016г.

Протокол № _____

зам. дир. по УР

Ветохина И.В.

Утверждена педсоветом школы-интерната № 1

«___» ___________ 2016г.

Протокол № _____

Утверждена директором школы-интерната № 1

«___» ___________ 2016г.

Приказ № _____

Маликова Н.А.

 

 

 

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "ПОГРУЖЕНИЕ В СКАЗКУ"

ДЛЯ 1 КЛАССА

на 2016 – 2017 учебный год.

Учитель: Рябокобыленко Е.Н.

 

Пояснительная записка

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г. ;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год, принятый педагогическим советом;

Программа внеурочной деятельности «Погружение в сказку» составлена с учетом требований современной педагогики в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста.

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит — сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима.

Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Данная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми русских народных и авторских сказок.

В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.

Цель программы: формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.

Задачи:

открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;

используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;

развитие эмоционально – чувственной сферы;

развитие прикладных умений и навыков;

развитие мелкой моторики;

развитие устной речи, навыков общения;

обучение чтению;

формирование навыка чтения.

Формы и методы:

- Беседы с детьми о прочитанных сказках;

-Чтение сказок предусмотренные программой; "

- Рассматривание иллюстраций к сказкам;

-Дидактические игры; -

-Обсуждение и пересказ прочитанных сказок;

-Отгадывание загадок о сказках и сказочных героях;

-Инсценировка сказок ;

-Изготовление аппликаций к сказкам;

-Изготовление иллюстраций к сказкам;

-Изготовление поделок из пластилина;

-Просмотр мультфильмов и сказок;

Программа рассчитана для учащихся 1 класса.

Занятия проходят 1 раз в неделю по одному часу. В год – 33 часа.

Основные элементы занятий.

1) Ритуал входа в сказку с помощью волшебной феи, волшебного платка, доброй рассказчицы сказок, воздушных шариков и т.д. Это помогает заинтересовать детей и создать настрой на совместную работу и войти в сказку.

2) Прослушивание сказки в одном из вариантов

а) Слушание сказки, которую рассказывает педагог.

б) Повторное прослушивание сказки и рассказывание с опорой на образы действий педагога (пантомимические, мимические движения, звукоподражания).

3) Беседа по содержанию сказки с элементами психогимнастики.

4) Прослушивание песен, соответствующих данной теме, с беседой по содержанию.

5) Музыкально – ритмические игры, упражнения.

6) Упражнения на расслабление и отдых.

Эти упражнения способствуют развитию умений управлять своими эмоциями и действиями.

7) Пальчиковый театр.

8) Кукольный театр

9) Драматизация сказки

10 ) Ритуал выхода

 

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально воспринимать сказки;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты сказок вопросы и задания к ним, диалоги постоянно действующих героев, обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.


 

Предметные результаты:

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

уметь рассказывать сказки;

знать популярные русские народные сказки;

знать признаки сказки как жанра;

знать виды сказок (волшебные, сказки о животных)

знать правила работы с красками, пластилином, бумагой ножницами;

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности учащиеся должны уметь:
- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;
- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, 
- составлять полные предложения;
- объяснять лексическое значение слова;
- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, , способность к переключению;
- проявлять интерес к явлениям окружающей действительности;
- проявлять интерес ко всему живому;
- уметь проявлять заботливое, внимательное, познавательное отношение к окружающим людям;
- уважать труд взрослых;
- воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней.

Требования к результатам обучения по программе:

К концу обучения учащиеся должны знать:

 популярные русские народные сказки и сказки других народов мира;

 признаки сказки как жанра;

 виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных).

К концу обучения учащиеся должны уметь:

 слушать, читать и отвечать на вопросы;

 иллюстрировать услышанное или прочитанное;

 пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

 передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.

Ожидаемые результаты реализации программы.

В области личностных планируемых результатов будут формироваться БУД:

 готовность и способность учащихся к саморазвитию;

 внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

 ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;

 начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

 формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные БУД. Коммуникативные БУД:

 обращаться за помощью;

 задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 предлагать помощь и сотрудничество;

 определять общую цель и пути её достижения;

 осуществлять взаимный контроль;

 вести устный и письменный диалог;

 координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные БУД:

 формулировать и удерживать учебную задачу;

 ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

 составлять план и последовательность действий;

 адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

 выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

 различать способ и результат действия;4  осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные БУД:

 поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица);

 сбор, обработка и передача информации;  анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;

 осуществлять рефлексию способов и условий действий;

 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

 построения рассуждения;  применение и представление информации;

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

В области предметных планируемых результатов учащиеся научатся:

 свободно работать с различными источниками информации;

 устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями.

Рекомендации по оснащению реализации программы

Для реализации программы «Погружение в сказку» необходимы следующие принадлежности:

книги со сказками;

компьютер, мультимедиапроектор;

видеофильмы со сказками;

альбом, цветные карандаши;

пластилин;

предметные картинки.

Учебно - методическое обеспечение.

1. "Воспитание сказкой" Л.Б.Фесюкова. Москва "Фолио" 2000г. 2. "Сказкотерапия" И.В.Вачков. (Ось -89) 3. "Практикум по сказкотерапии" Т.Д.Зинкевич - Евстиииигнеева. (2001г. Санкт - Петербург "Речь". 4. Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой. Санкт - Петербург "ОЛМА - ПРЕСС- 2003г. 5."Читаем сказки с логопедом" О.Г. Ивановская .Санкт-Петербург издательство "Каро" 2007г. 6. Народные русские сказки. — М., 1982


Календарно - тематическое планирование

Раздел / тема

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Вид деятельности

Предметные

Личностные

 

1 четверть

 

9

     

1

Путешествие в сказку. Моя любимая сказка

 

1

уметь отвечать на вопросы полным предложением;

Развитие готовности к сотрудничеству.

Знакомство с выставкой книг «Сказки». Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?»

2

Сказки о животных. Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых»

 

1

Уметь рассказывать сказку.

Развитие учебных мотивов познавательных интересов.

Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка».

3

Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик».

 

1

Уметь сравнивать сказки. Знать героев сказки.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок.

4

Русская народная сказка «Заяц – хваста». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

 

1

Знать народные и авторские сказки.

оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

5

Русская народная сказка «Три медведя».

 

1

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

Просмотр мультфильма. Работа с пластилином: слепим три медведя.

6

Русская народная сказка «Вершки и корешки».

 

1

восприятие на слух сказок и; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо")

Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ.

7

Русская народная сказка «Маша и медведь».

 

1

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам.

Слушание. Ролевая игра.

8

Русская народная сказка «Кот и лиса».

 

1

пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

Проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний;

Чтение, краткий пересказ, рисование героев.

9

Русская народная сказка «Лиса и заяц».

 

1

пересказ сказки по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ. Рисование домиков: для лисы, для зайца.

 

2 четверть

 

7

     

1

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

 

1

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

Развитие готовности к сотрудничеству.

Чтение сказки. Анализ содержания. Разучивание игры «Лиска – лиса».

2

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

 

1

пересказ сказки по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ.

3

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».

 

1

Знать героев сказки; давать характеристику главным героям.

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Чтение сказки. Анализ содержания.

4

Русская народная сказка «Аленушка и лиса».

 

1

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

действие смыслообразования (интерес, мотивация)

Чтение сказки. Анализ содержания.

5

Сказки про зайца, лису и медведя.

 

1

Знать названия сказок.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Выставка книг. Чтение сказок. Викторина.

6

Русская народная сказка «Колобок».

 

1

пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

Развитие готовности к сотрудничеству.

Слушание, рассказывание сказки. Лепка персонажей сказки.

7

Русская народная сказка «Репка».

 

1

ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

Развитие готовности к сотрудничеству.

Слушание, рассказывание сказки. Посадка семян репы.

 

3 четверть

 

9

     

1

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок».

 

1

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально воспринимать сказки;

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки.

2

Русская народная сказка «Жихарка».

 

1

пересказ сказки по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Слушание. Чтение сказки. Работа над пересказом.

3

Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках.

 

1

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

эмоционально воспринимать сказки;

Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Работа над пересказом.

4

Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица».

 

1

определение основной мысли сказки после предварительного его анализа;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка.

5

Волшебные сказки.

Русская народная сказка «Хаврошечка».

 

1

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам.

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

6

Русская народная сказка «Хаврошечка».

 

1

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо")

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

7

Русская народная сказка «По щучьему веленью».

 

1

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Чтение сказки. Анализ содержания. Придумывание вопросов к тексту. Просмотр мультфильма.

8

Русская народная сказка «Волшебное кольцо».

 

1

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам.

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

9

Моя любимая сказка.

Сказочная викторина.

 

1

ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

Развитие учебных мотивов познавательных интересов.

Иллюстрирование прочитанных сказок.

 

4 четверть

 

8

     

1

В.Катаев «Цветик-семицветик».

 

1

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо")

Слушание, чтение сказки, иллюстрирование.

2

В.Катаев «Цветик-семицветик».

 

1

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

Развитие учебных мотивов познавательных интересов.

Слушание, чтение сказки, иллюстрирование.

3

Мультфильм по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик».

 

1

 

формирование желания выполнять учебные действия

Просмотр мультфильма.

4

Русская народная сказка «Лягушка-царевна».

 

1

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам.

Слушание, чтение.

5

Русская народная сказка «Лягушка-царевна».

 

1

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Слушание, чтение. Просмотр мультфильма.

6-7

Подготовка и проведение праздника «Духовный мир русской сказки».

 

2

знать популярные русские народные сказки;

знать признаки сказки как жанра;

знать виды сказок (волшебные, сказки о животных).

Развитие готовности к сотрудничеству.

Репетиция представления «Узнай сказку».

8

Праздник «Духовный мир русской сказки».

 

1

 

Развитие готовности к сотрудничеству.

Выставка рисунков и спектакль «Узнай сказку».

Приложение

Занятие по теме: Сказка"Лисичка- сестричка и серый волк"

1. Организация начала урока. "Ритуал "входа" в сказку". Ребята, у нас сегодня на уроке будет сказочный персонаж. Посмотрите, кто это?(Лиса) (дети сидят в кругу и говорят свои ласковые имена гостье, которая пришла на урок). цель: настроить детей на урок.

2. Повторение изученного.

- О каком сказочном герое мы читали сказки на прошлом уроке?(Мы читали сказки о лисе.)

- Назовите названия этих сказок? ("Лиса и кувшин", "Лисичка со скалочкой")

цель: коррекция вербальной памяти на основе упражнений: в запоминании, узнавании.

3. Загадки о лисе.

- Ребята, а какие вы знаете загадки о лисе?(Дети загадывают друг другу загадки)

* Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса! А зовут ее....

* Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур в деревне дерет.

* За деревьями, кустами, промелькнуло будто пламя, промелькнуло, пробежало. Нет ни дыма, ни пожара.

* Рыжая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла.

цель: активизировать словарный запас, коррекция памяти.

4. Новый материал.

цель: познакомить с содержанием сказки "Лисичка - сестричка и волк", развивать память, внимание.

Сегодня мы прослушаем еще одну сказку о лисе. А какую вы сейчас узнаете, прослушав отрывок из этой сказки. (прослушивание отрывка фонозаписи).

Затем, чтение учителем сказки + показ иллюстраций.

Вопросы к внимательному слушателю(дети дают правильные четкие ответы на вопросы):

1. Понравилась вам сказка?

2. Как называется эта сказка?

3. Назовите героев сказки?

4. Что случилось с героями сказки?

5. Почему с волком такое случилось?

6. В какое время года происходят события?

7. А какое время года у нас сейчас?

8. По каким признакам можно определить зиму?

9. А какие признаки зимы мы встретили в сказке?

10. А если бы была не зима, наловил бы волк хвостом рыбы? Почему?

5. Физпауза. " Игра "Рыболов".(Дети "ловят"рыбу, кто больше поймает. магнитные удочки, рыбки вырезаны из дерева, на которых приклеен металлический кружок).

цель: коррекция общей моторики.

6. Работа с карточками.(индивидуальная работа).1. Необходимо собрать сказку по последовательности событий.(Ребятам раздаются карточки с иллюстрациями к сказке, а затем ее пересказывают)

2. Собрать определенный сюжет из сказки. (Карточка - мазайка, собрать и пересказать этот эпизод.)

цель: коррекция устной речи, памяти, внимания, логического мышления.

7. Письмо. (загадки о диких животных). Ответы дети находят по карточкам-картинкам и прикрепляют к нужной надписи на доске.

* У кого у зверей хвост пушистее и длинней?

* Кто зимой холодной ходит злой, голодный?

* Зимой спит, летом ульи ворошит.

* То рыжая, то серая. а по названью белая.

- Что общего между этими животными?

- Какие животные не встречались в нашей сказке?

цель: активизировать словарный запас обучающихся, развивать логическое мышление, память.

8. Пальчиковая гимнастика. "Рыбка плавала в пруду".

Рыбка плавала в пруду, 

Хвостиком виляла,

Ладонь повернуть к себе, пальцы сжаты, ладонью сделать плавные движения;

Корм глотала на ходу, 

Ротик открывала. ^ Пальцы обеих рук сжать вме­сте, большие пальцы противо­поставить остальным, изобра­зить открывание и закрыва­ние рта.

Лягушонок мимо плыл, 

Щеки раздувая. ^ Показать округлые формы пальцами вокруг щек.

Ножкой дрыгал влево — вправо, 

Устали не зная. Откинуть одну ногу в сторо­ну, потом другую.

Уж шуршал по камышам,

Камыши шумели, ^ Собрать пальцы в щепотку, сделать волнообразное движе­ние рукой; руки поднять вверх, покачать ими;

И над всеми в небесах указательным пальцем пока­зать вверх;

Птицы звонко пели. ^ Взмахнуть руками, вытянуть шею.

цель: коррекция мелкой моторики.

9. Сложим из спичек лису.

- Посчитайте, сколько нам понадобится спичек?

 

 

 

 

10. Итог урока.

цель: обобщить знания полученные на уроке.

"Ритуал "выхода" в из сказки.

Встанем в круг. Возьмемся за руки. Это покажет, что мы с вами дружим друг с другом. И мы не будем так поступать со своими друзьями как поступила лиса.

- Какая сказка была у нас в гостях?

- Чему учит эта сказка?

Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо работали на уроке.

Наш урок подошел к концу, до свидания!

Занятие по теме: Сказка "Лиса и заяц"

1. Ритуал «входа» в сказку.

Цель: настроить детей на урок, активизировать мыслительную деятельность.

Дети стоят в кругу, взявшись, за руки и дарят друг другу улыбки, хорошее настроение.

- Ребята, к нам на урок пришел сказочный гость. Вы хотите узнать, кто это? (Да!)

Отгадайте загадку и узнаете, кто же это за сказочный гость.

Загадка.

Растут на макушки

Длинные ушки.

Он хоть и мальчишка,

А такой трусишка!

Ну-ка угадай-ка,

Как зовется?...(зайка).

- Молодцы ребята! (после того, ка дети отгадали загадку, предлагается найти «отгадку» среди игрушек(лиса, заяц, еж, медведь, собака).

- А теперь давайте познакомимся с нашим гостем. (берем игрушку в левую руку – здороваемся, перекладываем в правую – говорим свое имя).

Нашему гостю вы очень понравились и он спрашивает у вас, знаете ли вы , в каких сказках встречается этот герой?(дети перечисляют названия сказок, в которых встречается зайка).

-А сейчас, я вам загадаю еще одну загадку, и вы узнаете, какую сказку мы будем сегодня слушать, смотреть.

Загадка.

Снежный терем у лисицы

Убежал весной водицей.

К зайке попросилась в дом.

Кто прогнал ее потом? (Заюшкина избушка).

2. Новый материал. цель: объявить название сказки, нацелить детей, чем будем заниматься во время урока и что будем развивать. (объявление темы урока) Сегодня на уроке мы прослушаем, а потом будем работать со сказкой «Заюшкина избушка». На уроке вы будете развивать свою речь, память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику.

3. Словарная работа. Цель: обогащение словарного запаса обучающихся.

Лубяная – избушка из веточек и досочек.

Ледяная – сделана изо льда.

Забрехала – залаяла.

Закоулочки – небольшой переулок.

4. Слушайте, ребятки, сказку, сказку по порядку. Слушайте, не перебивайте. Что увидите – запоминайте!

Презентация сказки «Заюшкина избушка». (учитель читает содержание сказки и показывает презентацию к сказке)

5. Работа по вопросам. Цель: развивать диалогическую речь. А сейчас мы узнаем, кто же у нас был самым внимательным слушателем.

- Как называется сказка?

- Кто был в сказке добрым: лиса или зайчик?

- Что сделала лиса?

- Кто из героев сказки хотел помочь зайчику?

- Кто в сказке оказался самым храбрым?

6. Физкультминутка. Цель: коррекция общей моторики.

Раз – присядка, (Дети приседают.)

Два – прыжок, (Подпрыгивают, кладут ладошки на голову – ушки на макушке)

Это заячья зарядка.

А лисички, как проснуться, (Кулачками трут глаза.)

Сразу любят потянуться, (Потягиваются, отводя руки назад.)

Обязательно зевнуть, (Зевают, прикрывая рот ладонью.)

Ну и хвостиком вильнуть. (Двигают бедрами из стороны в сторону.)

Ну а мишка – косолапый, (Слегка сгибают руки в локтях.)

Широко расставив лапы, (Ставят ноги на ширину плеч.)

То одну, то обе вместе – (Переступают с ноги на ногу.)

Долго топчется на месте. (Раскачивают туловищем.)

А наш Петя-петушок, (Ставят руки на пояс.)

Подняв красный гребешок, (Поднимают голову вверх.)

Важно по двору шагает, (Шагают, высоко поднимая колени.)

Свою песню распевает: «Ку-ка-ре-ку».

7. Пересказ сказки. Цель: коррекция монологической и выразительной речи, коррекция памяти и внимания. Давайте порадуем нашего гостя. Соберем сказку по последовательности и ее перескажем.

Но для начала, давайте вспомним у кого была избушка лубяная?(зайки)- найдите его на картинке. - У кого избушка была ледяная?(у лисы) – найдите ее на картинке.

– Кто первый пришел зайке на помощь? (собака)- найдите ее на картинке.

– Кто пришел выгонять лису после собаки? (медведь) – найдите его на картинке.

- Кто же смог прогнать лису? (петушок) – найдите его на картинке.

Теперь по этим картинкам соберем последовательность сказки и перескажем ее. ( дети составляют последовательность и пересказывают сказку.

8. Пальчиковая гимнастика с элементами массажа. Цель: коррекция мелкой моторики.

Жил – был зайчик

(Сжимают руки в кулачок, указательным и средним изображают ушки)

На лесной опушке.

(Хлопают в ладоши)

Жил – был зайчик

(Показывают ладонями ушки)

В маленькой избушке.

(Показывают домик, ладошки – большие пальцы)

Мыл он свои ушки,

(Потирают ушки)

Мыл свои лапочки.

(Выполняют моющие движения кистей рук)

Наряжался зайчик,

(Делают движения сверху вниз по туловищу)

Обувал и тапочки.

(Обуваются)

9. Индивидуальная работа. Цель: коррекция мелкой моторики, внимания, мышления. ( Ковалёва Карина – собирает пазлы)

Все остальные делают из бумаги зайчика. (в технике оригами)

10. Ритуал «выхода» из сказки.

Дети становятся в круг. Подводим итоги занятия.

- С какой сказкой вы познакомились?

- Кто помог зайке?

- Чему учит эта сказка?

- Какими нужно быть, чтобы быть похожим на Петушка.

- Вам понравилось на уроке?

- Что вам больше всего понравилось?( каждый ребёнок говорит, что ему понравилось)

11. Выставление оценок.

На этом наш урок закончен. Большое всем спасибо!

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.