Рабочая адаптированная образовательная программа по коррекционно-развивающему курсу «сенсорное развитие»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов «___» ___________ 2022 Протокол № ________ ____________________________ | | Утверждена педсоветом школы-интерната № 1 «___» ___________ 2022 Протокол № _____ Заместитель директора по УР Ветохина И.В. __________ | Утверждена директором школы-интерната № 1 «___» ___________ 2022 Приказ № _____ Маликова Н.А. |
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМУ КУРСУ
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
КЛАСС «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» 6 ГОД ОБУЧЕНИЯ «А»
на 2022 – 2023 учебный год.
Учитель: Кобзарева Е.А.
Пояснительная записка.
Примерная адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
В учебном плане коррекционные занятия по «Сенсорному развитию» в 6 классе представлены с расчетом по 2 часа в неделю, 64 часа в год. Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Задачи программы:
1) Развитие и коррекция зрительного восприятия;
2) Развитие и коррекция слухового восприятия;
3) Развитие и коррекция кинестетического восприятия;
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей. Коррекционная работа может проводиться как в групповой форме, так и индивидуально. Занятия проводятся во вторую половину дня, продолжительность занятий 15—20 минут.
Предметные результаты освоения программы
Возможные результаты освоения программы по сенсорному развитию:
Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.
Знание основных цветов радуги.
Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
Умение составлять предмет из 2—3 частей.
Способность различать речевые и неречевые звуки.
Умение соотносить звук с его источником.
Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
Знание частей суток и названий дней недели.
Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Способность узнавать продукт по вкусу.
Способность различать объект по запаху.
Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).
Способность согласовывать свои действия и движения.
Способность опосредовать свою деятельность речью.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2022/2023 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание программы
Содержание предмета «сенсорное развитие» включает следующие разделы: «зрительное восприятие», «слуховое восприятиу», «Кинестетическое восприятие».
1 Зрительное восприятие
Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете. Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете. Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом. Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом. Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.
2 Слуховое восприятие
Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения) Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука Формирование умения соотносить звук с его источником Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты
3 Кинестетическое восприятие.
Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела Формирование адекватной реакции на положение тела Формирование адекватной реакции на изменение положения тела Формирование адекватной реакции на положение частей тела Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей Формирование умения различать свойства материалов
4 Восприятие запаха.
Формирование адекватной реакции на запахи Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.
Методическая литература для учителя:
Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ
Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.
1. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Оборудование:
- Магнитная доска, набор букв на магнитах. - Образцы письменных букв. - Касса букв и слогов. - Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин. - Таблицы к основным разделам грамматического материала. | - Классная доска. - Интерактивная доска. - Компьютер. - Проектор.Телевизор. - Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр, конструкторов. |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Сенсорное развитие»
№ | Дата | Кол-во час | Тема | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Мониторинг | ||||
Предметные | Личностные | |||||||||
Iчетверть (17ч) | ||||||||||
1-3 | 01.0905.0908.09 | 3 | Игры с кинетическим песком «Найди предмет» | Развитие и коррекция зрительного восприятия | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. | Игра «Зеркало» «Найди отличия» Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различия (3-5 различий), они должны найти эти различия. | Текущий контроль | |||
4-5 | 12.0915.09 | 2 | Игры с конструктивными материалами «Делай, как я» | Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | ||||||
6-7 | 19.0922.09 | 2 | Найди соответствующую тень, соотноси правильно. | Использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого | Способность к осмыслению социального окружения. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Найди предмет указанной формы» Детям раздают картинки с изображениями разных предметов и выкладывают по очереди разные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | Текущий контроль | |||
8-9 | 26.0929.09 | 2 | Игры «Наложенные картинки» | Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. | ||||||
10-11 | 03.1006.10 | 2 | Работа с картинками «Что перепутал художник?» | |||||||
12-13 | 10.1013.10 | 2 | Игры с семенами, крупами, прищепками. | Развитие и коррекция знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий | Овладение начальными навыками адаптации. | Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка | Текущий контроль. | |||
14-15 | 17.1020.10 | 2 | Игры с сенсорными коробками, баночками, стаканчиками. | Для привлечения взгляда ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса. | Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. | Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями Ознакомление детей с овалом и прямоугольником. | Текущий контроль | |||
16-17 | 24.10 27.10 | 2 | Пространственные понятия «Расставь предметы по порядку». | |||||||
| | | «Что дальше? Что ближе?» - упражнения на ориентировку. | Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Мягкая игрушка-пластмассовая, вата-металл… | Текущий контроль | |||
№ | Дата | Кол-во час | Тема | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Мониторинг | ||||
Предметные | Личностные | |||||||||
IIчетверть (19ч) | ||||||||||
1 | 10.11 | 1 | Упражнения на движение в пространстве. | Развитие и коррекция зрительного восприятия Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. Развитие и коррекция знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий Для привлечения взгляда ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса. | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. Способность к осмыслению социального окружения. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Овладение начальными навыками адаптации. Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. | Игра «Зеркало» «Найди отличия» Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различия (3-5 различий), они должны найти эти различия. Найди предмет указанной формы» Детям раздают картинки с изображениями разных предметов и выкладывают по очереди разные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка | Текущий контроль | |||
2-3 | 14.11 17.11 | 2 | Ориентировка на плоскости, по заданию. | |||||||
4-5 | 21.11 24.11 | 2 | «Времена года» -работа с иллюстрациями. | Текущий контроль | ||||||
6-7 | 28.11 01.12 | 2 | Развитие мелкой моторики «Мой друг мячик» | |||||||
8-9 | 05.12 08.12 | 2 | Развитие зрительно-моторной координации. | |||||||
10-11 | 12.12 15.12 | 2 | Развитие тактильной чувствительности. | Текущий контроль. Текущий контроль | ||||||
12-14 | 19.12 22.12 26.12 | 3 | Различение геометрических фигур. |
№ | Дата | Кол-во час | Тема | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Мониторинг | |||
Предметные | Личностные | ||||||||
III четверть (19ч) | |||||||||
1-3 | 12.01 16.01 19.01 | 3 | Смешивание красок, игры с разноцветной водой, солью. | Развитие и коррекция зрительного восприятия | Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. | Игра «Зеркало» «Найди отличия» Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различия (3-5 различий). | Текущий контроль | ||
4-5 | 23.01 26.01 | 2 | Цветовой спектр. | Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | |||||
6-7 | 30.01 02.02 | 2 | Упражнения на подбор заданного цвета. | Использование по назначению учебных материалов с помощью взросл. | Способность к осмыслению социального окружения. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Найди предмет указанной формы» Детям раздают картинки с изображениями разных предметов и выкладывают по очереди разные геометрические фигуры. | Текущий контроль | ||
8-9 | 06.02 09.02 | 2 | Движения взглядом по вертикали. | Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. | |||||
10-12 | 13.02 16.02 20.02 | 3 | Движения взглядом по горизонтали. | ||||||
13-14 | 27.02 02.03 | 2 | Движения взглядом по кругу. | Развитие и коррекция знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий | Овладение начальными навыками адаптации. Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. | Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка | Текущий контроль. | ||
15-16 | 06.03 09.03 | 2 | Формирование адекватной реакции на запахи. | Для привлечения взгляда ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса. | Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями Ознакомление детей с овалом и прямоугольником. | Текущий контроль | |||
17-19 | 13.03 16.03 20.03 | 3 | Формирование умения соотносить звук с его источником. |
№ | Дата | Кол-во час | Тема | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Мониторинг | |||
Предметные | Личностные | ||||||||
IV четверть (24ч) | |||||||||
1 | 03.04 06.04 | 2 | В мире звуков (продолжаем знакомиться с окружающими звуками, звучанием различных предметов) | Развитие и коррекция зрительного восприятия | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. | Игра «Зеркало» «Найди отличия» Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различия (3-5 различий), они должны найти эти различия. | Текущий контроль | ||
2-4 | 10.04 13.04 | 2 | Мое настроение (учимся понимать эмоции «Я плачу…», «Я радуюсь…») | Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. | |||||
5-7 | 17.04 20.04 | 2 | Покажи настроение (учимся с помощью карточек). | Использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого | Способность к осмыслению социального окружения. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Найди предмет указанной формы» Детям раздают картинки с изображениями разных предметов и выкладывают по очереди разные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | Текущий контроль | ||
8-10 | 24.0427.04 04.05 | 3 | Игры с кубиками (маленькие, большие, деревянные, пластмассовые). | Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. | |||||
11-13 | 11.05 15.05 18.05 | 3 | Угощение для куклы (исследование вкусов: горький, солёный, сладкий) | ||||||
14-16 | 22.05 25.05 | 2 | Игры с кубиками (собираем кубики в ряд, колонну, строим пирамиду) | Развитие и коррекция знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий | Овладение начальными навыками адаптации. | Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка | Текущий контроль. |
4