12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Елена Николаевна93123
Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
13

Рабочая адаптированная основная образовательная программа по предмету «Коррекционно-развивающие занятия», класс "Особый ребенок" (1 год)

 

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ"

КЛАСС "ОСОБЫЙ РЕБЕНОК" (1 ГОД)


 

на 2017 – 2018 учебный год.

Учитель: Рябокобыленко Е.Н.


Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» Тематическое планирование рассчитано на 2 час в неделю, что составляет 65 учебных часа в год.  Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи: 1. Создавать стимулирующие условия для развития элементарного восприятия.

2. Учить реагировать на различные раздражители.

3. Вырабатывать взаимодействие между анализаторными системами.

4. Учить выражать свои ощущения, предпочтения.

5. Учить воспринимать предметы разной формы, цвета, величины.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий.

Планируемые результаты коррекционных занятий

Возможные предметные результаты:

Учащиеся приобретают знания:

- о частях тела;

- о функциональном назначении органов чувств;

- о свойствах и назначении различных материалов: жидких (вода, масло, молоко);текстильных (вата, ткань, мех, нитки); мягких (глина, пластилин, резина);сыпучих (крупы, песок, сахар, мука); твердых (металл, дерево, пластмасса, стекло);

- четырех основных цветов.

Учащиеся приобретают умения:

-воспроизводить несложные ритмические рисунки отхлопыванием,

отстукиванием;

- ориентироваться на плоскости и в пространстве;

- классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, величине;

- дорисовывать простые изображения;

- различать окружающие звуки (название, источник);

- определять контрасты во вкусе продуктов;

- выполнять односложные инструкции;

- озвучивать собственные действия.

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год, принятый педагогическим советом.

 

Содержание курса

Содержание

Кол-во часов

1

Зрительное восприятие.

16

2

Слуховое восприятие.

14

3

Кинестетическое восприятие.

20

4

Восприятие запаха.

6

5

Восприятие вкуса.

7

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать полученную информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой(шариковый) бассейн, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек и т.д.

Календарно-тематическое планирование "Коррекционно-развивающие занятия"

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

1 четверть

 

17

       

1

Обследование детей.

 

1

       
 

Зрительное восприятие.

 

16

Уметь фиксировать взгляд:

- на лице человека,

- на неподвижном светящемся предмете,

- на предмете, расположенном напротив,

- на движущемся предмете.

Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

   

2-4

Фиксация взгляда на лице человека.

 

3

 

Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на лице человека (совместно с учителем, по подражанию).

Практическое занятие

5-6

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете.

 

2

 

Овладение начальными навыками адаптации.

Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки).

Практическое занятие.

7-9

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка .

 

3

 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).

 

10-12

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом.

 

3

 

Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире.

Выполнение упражнений на прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).

Практическое занятие.

13-14

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

 

2

 

Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.

Выполнение упражнений на прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

Практическое занятие.

15-17

Узнавание (различение) цвета объектов .

 

3

 

Способность к осмыслению социального окружения.

Выполнение упражнений на узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Практическое занятие.

 

2 четверть

 

14

       
 

Слуховое восприятие.

 

14

Уметь прослеживать за близко расположенным перемещающимся источником звука. Соотносить звук с его источником.

Уметь находить одинаковые по звучанию объекты.

     

1-3

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).

 

3

 

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Выполнение упражнений на локализацию неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).

Работа с дидактическим материалом.

4-6

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

 

3

 

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Выполнение упражнений на прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

Работа с раздаточным материалом

7-9

Локализация неподвижного удаленного источника звука.

 

3

 

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Выполнение упражнений на локализацию неподвижного удаленного источника звука.

Практическое занятие.

10-12

Соотнесение звука с его источником.

 

3

 

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Выполнение упражнений на соотнесение звука с его источником.

Практическое занятие.

13-14

Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

 

2

 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Выполнение упражнений на нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Практическое занятие.

 

3 четверть

 

18

       
 

Кинестетическое восприятие.

 

20

Различать материалы по температуре, фактуре, влажности, вязкости.

     

1-3

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения.

 

3

 

Освоение доступных социальных ролей.

Выполнение упражнений на выявление эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

Подвижные игры

4-6

Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости.

 

3

 

Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

Выполнение упражнений на выявление реакции на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

Практическое занятие.

7-8

Реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

 

2

 

Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

Выполнение упражнений на выявление реакции на вибрацию, исходящую от объектов.

 

9-10

Реакция на давление на поверхность тела.

 

2

 

Овладение начальными навыками адаптации.

Выполнение упражнений на выявление реакции на давление на поверхность тела.

 

11-12

Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела.

 

2

 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Выполнение упражнений на выявление реакции на горизонтальное (вертикальное) положение тела.

 

13-14

Реакция на положение частей тела.

 

2

 

Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире.

Выполнение упражнений на выявление реакции на положение частей тела.

 

15-18

Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

 

3

 

Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.

Выполнение упражнений на выявление реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

 
 

4 четверть

 

16

       

1-3

Различение материалов по температуре, фактуре, влажности, вязкости.

 

3

 

Способность к осмыслению социального окружения.

Выполнение упражнений на различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

 
 

Восприятие запаха.

 

6

Узнавать (различать) некоторые объекты по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

     

4-6

Реакция на запахи.

 

3

 

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Выполнение упражнений на выявление реакции на запахи.

 

7-9

Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

 

3

 

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Выполнение упражнений на узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

 
 

Восприятие вкуса.

 

7

Узнавать (различать) продукты по вкусу (шоколад, груша и др.).

Узнавать (различать) основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

     

10-12

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

 

3

 

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Выполнение упражнений на выявление реакции на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

 

13-14

Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).

 

2

 

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Выполнение упражнений на узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).

 

15-16

Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

 

2

 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Выполнение упражнений на узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

 
Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.