Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» (1 класс, УО – СИПР)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА
«КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Согласовано Зам. директора УВР МКОУ «Киикская средняя школа» ____________________/В.Н.Макеева/ ____________________________ | Утверждаю: Директор МКОУ «Киикская средняя школа» ___________________/Т.В.Карабаева/ Приказ от_________№____________ __________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
КЛАСС: 1-Д (УО – СИПР)
СОСТАВИТЕЛЬ:
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
РАГУЛИНА Л.Д.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе
-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
- Специальной индивидуальной программы развития (СИПР) утв. приказ МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа» от 30.08.2019 г №145.
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки, поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих детей отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.
Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций.
Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие – к семи-восьми годам дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени сформированности учебных навыков, уровню развития функций волевой регуляции.
Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА:
В программе просматриваются два основных направления работы:
1.Формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.);
2. Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. На каждом занятии осуществляется тесная работа по двум блокам: сенсорике и психомоторике. В зависимости от задач занятия на каждый блок отводится различное количество времени.
В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Программа направлена на обеспечение полноценного психического и личностного развития ребенка с особыми образовательными потребностями, формирование у него психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции. Дети во время специальных занятий, основанных на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера, получают и закрепляют определенный сенсорный опыт; самостоятельно учатся применять освоенные способы действий на более трудном содержании; у них формируются представления, которые при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Одновременно у школьников развивается тонкая моторика руки; при знакомстве с эталонами формы, величины и цвета расширяется поле восприятия; активизируются зрительные функции, слуховые и речедвигательные анализаторы; складываются временные и пространственные ориентировки, что повышает возможность формирования у них практических навыков и умений и способствует более полному овладению разными видами деятельности.
Занятия по сенсорному и психомоторному развитию эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя парные и групповые задания и упражнения, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учащиеся вежливо обращаются друг с другом, развивается терпение, усидчивость, произвольность действий.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность, психогимнастику, коррекционно-развивающие упражнения, задания и т.д.
Приёмы и методы:
совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
действия детей по образцу, по инструкции;
действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
использование рисунков и аппликаций.
ЦЕЛЬ:
- На основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе;
- Развитие и коррекция нарушений психомоторики и сенсорных процессов у ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).
ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ рабочей программы:
обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
обогащение словарного запаса ребенка на основе использования соответствующей терминологии;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ – КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
коррекция недостатков познавательной деятельности ребенка путем систематического и целенаправленного воспитания у него полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойствпредметов, их положения в пространстве;
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
формировать точность и целенаправленность движений и действий;
способствовать овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты).
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных
здоровьесберегающих,
информационно – коммуникативных,
игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий
ОРГАНИЗАЦИЯ:коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной форме. Занятия состоят из 3 этапов:
1.Организационно-подготовительный. На данном этапе применяются упражнения направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания детей, пальчиковая гимнастика, упражнения на повышение энергетического потенциала, создание положительного настроя к продуктивной совместной деятельности.
2.Основной этап. Предполагает повторение пройденного и реализацию соответствующего раздела программы.
3.Заключительный этап. На данном этапе осуществляется закрепление пройденного, рефлексия.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МКОУ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА
«КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
В индивидуальном учебном плане МКОУ «Киикская средняя школа» Ф.И.О. на изучение коррекционного курса «Сенсорное развитие» в 1 классе отведено 17 часов; 0,5 часов в неделю; 33 учебные недели (II полугодие). Программа данного коррекционного курса входит в часть формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М.«Просвещение».
Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – Москва-Воронеж.
Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.
Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М..
Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга – М.
Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.
Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.
Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары.
Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл».
Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.
Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М.
Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет – М., ТЦ «Сфера».
Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ.
РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине;
В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила;
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»;
Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: уметь (при активизирующей и организующей помощи):
Различать и сопоставлять основные цвета и геометрические фигуры. Называть при организующей помощи.
Сравнивать предметы по 1 признаку (по цвету, по форме, по величине). Сравнивать наложением, приложением.
Ориентироваться по схеме тела (составляющие части) при организующей и направляющей помощи).
Под руководством взрослого, по показу выполнять простые упражнения для мелкой моторики, отдельных частей тела, воспроизводить правильное дыхание.
Под контролем выполнять действия по инструкции взрослого, пользоваться следующими принадлежностями (карандаш, ножницы, губка)
ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
Развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия;
Развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
умеет фиксировать взгляд на объекте;
умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всехсторон;
ориентируется на сенсорные эталоны;
узнает предметы по заданным признакам;
сравнивает предметы по внешним признакам;
умеет соотносить и знает цвета;
классифицирует предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
ориентироваться в пространстве;
целенаправленно выполнять действия по инструкции;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
опосредовать свою деятельность речью.
СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
РАЗДЕЛ I. ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА, ФОРМЫ,ВЕЛИЧИНЫ, КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ(8 ЧАСОВ)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали). ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. Отработка дыхательных упражнений, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу педагога простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.
РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ (5 ЧАСОВ)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. Отработка дыхательных упражнений, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу педагога простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.
РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ, АНАЛИЗА (2 ЧАСА)
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
РАЗДЕЛ V. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА (2 ЧАСА)
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона), поверхности парты. ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. Отработка дыхательных упражнений, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу педагога простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАЗДЕЛ III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | ВСЕГО ЧАСОВ |
1 | РАЗДЕЛ I. ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА, ФОРМЫ,ВЕЛИЧИНЫ, КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ | 8 |
2 | РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ | 5 |
3 | РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ, АНАЛИЗА | 2 |
4 | РАЗДЕЛ V. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА | 2 |
ВСЕГО |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЦЕЛИ | ДАТА |
РАЗДЕЛ I. ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА, ФОРМЫ,ВЕЛИЧИНЫ, КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ (8 ЧАСОВ) | ||
1.Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, чёрный, белый) Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов. | -Знакомство с цветом; -Узнавание цвета, сочетания цветов, оттенков цвета; -Закрепление и применение полученных знаний; -Развитие внимания, зрительной памяти. | 09.01 |
2.Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки – подходящие по цвету»).Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6 —8 предметов трех-четырех основных цветов. | -Закрепление и применение полученных знаний; -Развитие умения классифицировать предмету по цвету; -Развитие внимания, НДМ. | 16.01 |
3.Упражнения с сенсорными эталонами плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) | -Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений; -Развитие умения произвольности деятельности. | 23.01 |
4.Задания на выделение признака формы; называние основных геометрических фигур; классификацию предметов и их изображений по форме. | -Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. -Классификация предметов и их изображений по форме; -Развитие внимания, саморегуляции. | 30.01 |
5.Работа с понятиями: большой – маленький, одинаковые; длинный - короткий, узкий – широкий, толстый – тонкий, низкий – высокий. | -Формирование восприятия понятий: величины: большой - маленький; высоты: высокий – низкий;длины: длинный – короткий; ширины: узкий – широкий; толщины: толстый – тонкий; -Развитие слуховой памяти, НДМ. | 06.02 |
6. Сравнение 2 предметов по высоте и длине. Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин. | -Закрепление знаний по параметрам: высота и длина; -Закрепление знаний по восприятию величины и цвета; -Развитие внимания, АЛМ. | 27.02 |
7.Сравнение 2 предметов по ширине и толщине. Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин. | -Закрепление знаний по параметрам: ширина и толщина; -Закрепление знаний по восприятию величины и цвета; -Развитие внимания, АЛМ, НДМ. | 05.03 |
8.Упражнения на определение формы предмета с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»).Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» | -Развитие восприятия поверхности: гладкий – шершавый; -Тактильный анализ предмета; -Узнавание предметов и изображений; -Развитие внимательности, | 12.03 |
РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ (5 ЧАСОВ) | ||
9.Задания на целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель, повороты, перестроение). Формирование чувства равновесия («дорожка следов») | -Формирование чувства равновесия; -Развитие крупной моторики; -Развитие умения слушать и выполнять инструкцию взрослого. | 19.03 |
10.Пальчиковая гимнастика. Обводка по трафарету. Конструирование из счетных палочек. | -Развитие мелкой моторики пальцев руки и графомоторных навыков; -Развитие познавательной активности. | 02.04 |
11. Работа в технике «рваной» аппликации. | -Развитие мелкой моторики пальцев руки. | 09.04 |
12.Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. | -Развитие мелкой моторики пальцев руки; -Развитие навыков владения ножницами; -Развитие произвольности деятельности. | 16.04 |
13.Работа на координацию движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин). | -Развитие координации движений руки и глаза; -Развитие внимания, саморегуляции. | 23.04 |
РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ, АНАЛИЗА (2 ЧАСА) | ||
14.Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета). | -Развитие зрительного восприятия; -Развитие зрительной памяти, самоконтроля. | 30.04 |
15.Дидактическая игра «Подбери заплатку», «Найди пару каждому предмету» Определение последовательности. | -Развитие зрительного восприятия, мышления; -Развитие АЛМ и НДМ. | 07.05 |
РАЗДЕЛ V. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА (2 ЧАСА) | ||
16.Ориентация на картинке. Ориентировка на листе бумаги по инструкциипедагога. Ориентация на рабочем столе. | -Развитие восприятия пространства, закрепление понятий справа, слева, вверху, внизу; -Выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу; -Развитие внимания, зрительной памяти. | 14.05 |
17.Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед — назад. Ориентировка в помещении (школьная комната) | -Развитие восприятия пространства, знакомство с понятиями справа, слева, вверху, внизу; -Развитие произвольности деятельности. | 21.05 |
ИТОГО: | 17 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Учебно - практическое и лабораторное оборудование
Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия:
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;
разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-«маркеры» – своеобразные «знаки пространства» – игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит);
иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);
наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира;
нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;
материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий).
компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.
КОНТРОЛЬ ЗА УРОВНЕМ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ
(контроль возможен по изученным разделам данной программы)
1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия
— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия
— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
2. Оценка ручной моторики:
— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.
3. Оценка тактильных ощущений:
— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
4. Оценка владения сенсорными эталонами:
Тесты цветоразличения
— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т.
5.Различение формы
— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).
6. Восприятие величины
— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
7. Оценка зрительного восприятия:
— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
— узнавание контурных изображений (5 изображений);
— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
8. Оценка слухового восприятия:
— воспроизведение несложных ритмических рисунков;
— определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
— определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
9. Оценка пространственного восприятия:
— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
— выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
10. Оценка восприятия времени:
— с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).
Критерии оценки выполнения любого задания
0 баллов - ребенок не выполняет задание, не понимает предложенной инструкции, не выделяет внешние признаки предметов, не использует обследовательские действия для их обнаружения, в деятельности преобладают неспецифические манипуляции.
1 балл - ребенка привлекают предметы, предложенные ему в ходе исследования, он обследует их, применяя специфические манипуляции, может подражать действиям взрослого, достаточно успешно справляется с заданием по подражанию («под диктовку»), систематические представления о цвете, форме, величине не сформированы.
2 балла - ребенок проявляет интерес к заданиям, выполняет их по подражанию (отраженно), а в ряде случаев — по образцу, требует помощи, сличает цвет, форму, величину предметов при действиях с дидактическими игрушками, понимает название 1-2 форм, 1-2 цветов, контрастных величин (большой - маленький).
3 балла - ребенок выполняет предложенные задания, используя образец, в ряде случаев может использовать пробы (под руководством педагога), требует помощи, сличает цвет, форму, величину предметов, знает название 3-4 форм, 3-4 цветов, величин (большой, самый большой и пр.) и иногда самостоятельно называет их, используя предэталонные названия, может под руководством педагога использовать результат обследования в продуктивной деятельности.
4 балла - ребенок выполняет предложенные задания по образцу или по словесной инструкции, использует пробы, а в ряде случаев — метод зрительного соотнесения, в основном самостоятельно и правильно, знает название пяти и более геометрических форм, пяти и более величин, основные цвета и их оттенки, выделяет плоскостную фигуру из объемной, самостоятельно называет внешние свойства предметов, использует их под руководством педагога в продуктивной деятельности и повседневной жизни.
5 баллов - ребёнок старается выполнять предложенные задания самостоятельно и правильно, анализирует окружающие предметы и явления с учётом имеющихся представлений, использует их впродуктивной деятельности и повседневной жизни.